СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по предмету литературное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по предмету литературное чтение»

Утверждаю:

Согласовано:

Рассмотрено

Директор МКОУ СОШ №14

имени В.И. Слядневой с. Надежда

Заместитель директора по УВР

на заседании МО

_______________________ И. Ю. Табат

________________ Е.А. Хорошенькова

Протокол № 1 от «30» августа 2023 года



_____________ ____________________




Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития

Курса Литературное чтение

Предмет

Класс: 3в


Кол-во часов

всего: 136

Часов в

неделю: ­­4



Плановых контрольных уроков: 5, практических занятий __, лабораторных работ __.

Планирование составлено на основе _АООП НОО 2020г.



Указать документ, год

Учебник _Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. «Просвещение» Москва 2018г. _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Автор, название, издательство, год издания

Составил(а) _____________________ ____ И.Ю. Рагозина

Подпись Расшифровка подписи














Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе:

  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. № 373) с внесенными изменениями.

 

  Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Авторской программы по литературному  чтению В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Литературное чтение: рабочие программы.1-4 класс». М.: «Просвещение», 2019 г. К учебнику Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. УМК «Школа России», Москва «Просвещение», 2019 г.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие  возрастным  возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной  грамотности  младшего  школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

  • формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

  • овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М.  Языкова, С. Т.  Романовского, А. Т.  Твардовского, М.  М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества  в  литературе  для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.

Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны.

Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение,   сравнение,   классификация).   Собиратели   фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты). 

Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами  обладал).   Средства  художественной  выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.

Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки  А.  С.  Пушкина  в  стихах:  «Сказка  о  мёртвой  царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.

Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.

Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение   слов   в   метафоре. Метафора   в   стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения   М.  Ю.   Лермонтова,   П.  П.  Ершова,   П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С.  Я.  Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков.  Лирика,  лирические  произведения  как  описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е.  А.  Баратынский, Ф.  И.  Тютчев, А.  А.  Фет, Н.  А.  Некрасов,  И.  А.   Бунин,  А.  А.   Блок,  К.  Д.   Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.

Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.

Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на  примере  произведений  А. И.   Куприна,  В.  П.   Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.

Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А.  П.  Чехова, Б.  С.  Житкова, Н.  Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев. 

Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой.  Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр  драматического  произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.

Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В.  Ю. Драгунского, Н. Н.  Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.

Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена. 

Библиографическая  культура   (работа   с   детской   книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический,   систематический   каталог). Виды   информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям 

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

  • приобретение  эстетического  опыта  слушания,  чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил  здорового  и  безопасного  (для  себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по  установлению  особенностей  объекта  изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие  процессов,  событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

  • осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

  • демонстрировать интерес  и  положительную  мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;

  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

  • читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

  • различать художественные произведения и познавательные тексты;

  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

  • соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

  • характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления,  грамматики);  устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

  • составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

  • составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;

  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

  • сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);

  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,  используя  картотеки,  рассказывать о прочитанной книге;

  • использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей





Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Тема

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока фактически

Домашнее задание

Летописи. Былины. Жития 10ч.

1

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

С.2-6

4.09


С.2-6

2

2

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

С.7-9

5.09


С.7-9


3

3

«И вспомнил Олег коня своего» С.10-11

6.09


С.10-11

4

4

«Ильины три поездочки»

12-20

7.09


12-20

5

5

«Ильины три поездочки»

12-20

11.09


С. 12-20

6

6

Герой былины – защитник Русского государства.

Картина В. Васнецова «Богатыри»

12.09


С.21-31


7

7

Житие Сергия Радонежского.

С.21-31

13.09


С.21-31

8

8

Житие Сергия Радонежского.

С.21-31

14.09


С. 21-31

9

9

Житие Сергия Радонежского.

С.32 (ПРОЕКТ)

18.09


С.32

10

10

Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития»

С.33-34

19.09


С.33-34

№1

Чудесный мир классики 24ч.

11

1

П.П. Ершов «Конек-Горбунок».С.35-47

20.09


С.35-47

12

2

П.П. Ершов «Конек-Горбунок».

С.48-59

21.09


С.48-59

13

3

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

С.48-59

25.09


С.48-59

14

4

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Характеристика героев

С.48-59

26.09


С.48-59

15

5

А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому.

С.62-67

27.09


С.62-67

16

6

А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому.

С.62-67

28.09


С.62-67

17

7

А.С. Пушкин «Туча». Авторское отношение к изображаемому.

С.67

2.10


С.67

18

8

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»

Авторское отношение к изображаемому.

С.68-69

3.10


С.68-69

19

9

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной

С.70-90

4.10


С.70-90

20

10

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

С.70-90

5.10


С.70-90

21

11

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

С.70-90

9.10


С.70-90

22

12

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение

С.92-96

10.10


С.92-96

23

13

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

С.97-111

11.10


С.97-111

24

14

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев.

С.97-111

12.10


С.97-111

25

15

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев.

С.97-111

16.10


С.97-111

26

16

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа

С.112-118

17.10


С.112-118

27

17

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа

С.112-118

18.10


С.112-118

28

18

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа

С.112-118

19.10


С.112-118

29

19

Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»

С.119


23.10


С.119


30

20

А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа.

С.120-134

24.10


С.120-134

31

21

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

С.120-134

25.10


С.120-134

32

22

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

С.120-134

26.10


С.120-134

33

23

Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». С.135-136




6.11


С.135-136

34

24

Контрольная работа по разделу «Чудесный мир классики».№1

7.11



Поэтическая тетрадь 12 ч

35

1

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».

С.137-138



8.11


С.137-138


36

2

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

С.139-140

9.11


С.139-140

37

3

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении

С.141

13.11


С.141

38

4

А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения

С.142

14.11


С.142

39

5

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»

С.143-144

15.11


С.143-144

40

6

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

С.145

16.11


С.145

41

7

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении

С.146

20.11


С.146

42

8

Н.А. Некрасов «Школьник»

С.147-148


21.11


С.147-148

43

9

Н.А. Некрасов

«В зимние сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение

С.148-149

22.11


С.148-149

44

10

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

С.150-151

23.11


С.150-151

45

11

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь»

С.152-153


27.11


С.152-153


46

12

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».


28.11


№3С.154

Литературные сказки 14ч.

47

1

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои

С.155-167

29.11


С.155-167

48

2

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои

С.155-167

30.11


С.155-167

49

3

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра. Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ.

С.155-168

4.12


С.155-168

50

4

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра.

Герои литературного произведения. Главная мысль

С.169-179

5.12


С.169-179

51

5

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра.

Герои литературного произведения. Главная мысль

С.169-179

6.12


С.169-179

52

6

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра.

Герои литературного произведения. Главная мысль

С.169-179

7.12


С.169-179

53

7

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

Мотивы народных сказок в авторском тексте.С.180-191

11.12


С.180-191


54

8

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение.

С.180-192

12.12


С.180-192

55

9

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение.

С.180-192

13.12


С.180-192

56

10

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении.

С.193-214

14.12


С.193-214

57

11

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление на части

193-214.

18.12


193-214.

58

12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление на части

193-214.

19.12


193-214.

59

13

Обобщающий урок-игра по разделу «Литературные сказки»

С.215

20.12


С.215


60

14

Контрольная работа по разделу «Литературные сказки». №2

21.12



Делу время- потехе час 10ч.

61

1

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.С.3-16

25.12


.С.3-16

62

2

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.С.3-16

26.12


С.3-16

63

3

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.С.3-16

27.12


С.3-16

64

4

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

С.17-23

28.12


С.17-23

65

5

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

С.17-23

8.01


С.17-23

66

6

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

С.24-28

9.01


С.24-28

67

7

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

С.29-34

10.01


С.29-34

68

8

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

С.29-34

11.01


С.29-34

69

9

Обобщающий урок-игра по разделу «Делу время – потехе час»

С.35-36

15.01


С.35-36

70

10

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».

С.36

16.01


С.36 №5

Страна детства 7ч.

71

1

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

С.37-46

17.01


С.37-46

72

2

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

С.47-58

18.01


С.47-58

73

3

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

С.47-58

22.01


С.47-58

74

4

М.М. Зощенко «Елка» с.59-64

23.01


с.59-64

75

5

М.М. Зощенко «Елка» с.59-64

24.01


с.59-64

76

6

Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства»

С.65-66

25.01


С.65-66


77

7

Проверочная работа по разделу «Страна детства».

С.66

29.01


№6

С.66

Поэтическая тетрадь 5ч.

78

1

В.Я. Брюсов «Опять сон».

С.67-69

30.01


С.67-69


79

2

В.Я. Брюсов «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении

С.70

31.01


С.70

80

3

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

С.71


1.02


С.71


81

4

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях.

С.72-73

5.02


С.72-73

82

5

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

Контрольная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

С.74 №3

6.02


С.74 №7


Природа и мы 9ч.

83

1

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.

С.75-84

7.02


С.75-84

84

2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.

С.75-84

8.02


С.75-84

85

3

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.

С.85-91

12.02


С.85-91

86

4

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.

С.85-91

13.02


С.85-91

87

5

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

С.92-95

14.02


С.92-95


88

6

Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе поступка.

С.96-99

15.02


С.96-99

89

7

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

С.100-110

19.02


С.100-110

90

8

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

С.100-110

20.02


С.100-110

91

9

Проверочная работа по разделу «Природа и мы».

С.111-112

21.02


С.111-112

Поэтическая тетрадь 10ч.

92

1

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени

С.113-115

22.02


С.113-115

93

2

С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении.

С.116-117

26.02


С.116-117

94

3

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета вы произведении.

С.118

27.02


С.118

95

4

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображении природы в лирическом стихотворении.

С.119

28.02


С.119

96

5

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.

С.120-126

29.02


С.120-126

97

6

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.

С.120-126

4.03


С.120-126

98

7

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.

С.120-126

5.03


С.120-126

99

8

Обобщающий урок-конкурс «Поэтическая тетрадь».

С.126

6.03


С.126

100

9

Обобщающий урок-конкурс «Поэтическая тетрадь».

С.126

7.03


С.126

101

10

Контрольная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». №4


11.03



Родина 7ч.

102

1

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

С.127-132

12.03


С.127-132

103

2

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

С.127-132

13.03


С.127-132

104

3

С.Д. Дрожжин «Родине».

С.133-137

14.03


С.133-137

105

4

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

С.138-139

18.03


С.138-139

106

5

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

С.138-139

19.03


С.138-139

107

6

Обобщающий урок по разделу «Родина».

Защита проектов

20.03


Защита проектов

108

7

Проверочная работа по разделу «Родина».

С.142

21.03


С.142 №10

Страна Фантазия 7ч.

109

1

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра.

143-149

1.04


143-149


110

2

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра.

143-149

2.04


143-149

111

3

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра.

143-149

3.04


143-149

112

4

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра.

С.150-157

4.04


С.150-157

113

5

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра.

С.150-157

8.04


С.150-15

114

6

Обобщающий урок по разделу « Страна Фантазия

С.158

9.04


С.158

115

7

Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».

С.158


10.04


С.158 №11


Зарубежная литература 20ч.

117

1

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

С.159-166

11.04


С.159-166

118

2

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

С.159-166

15.04


С.159-166

119

3

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

С.159-166

16.04


С.159-166

120

4

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

С.159-166

17.04


159-1

121

5

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

С.167-193

18.04


С.167-193

122

6

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

С.167-193

22.04


С.167-193

123

7

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

С.167-193

23.04


С.167-193

124

8

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

С.167-193

24.04


С.167-193

125

9

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

С.194-200

25.04


С.194-200

126

10

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

С.194-200

29.04


С.194-200

127

11

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

С.194-200

30.04


С.194-200

128

12

С. Лагерлеф «Святая ночь».

С.201-208

6.05


С.201-208

129

13

С. Лагерлеф «Святая ночь».

С.201-208

7.05


С.201-208

130

14

С. Лагерлеф «Святая ночь».

С.201-208

8.05


С.201-208

131

15

С. Лагерлеф «В Назарете»

С.209-216

13.05


С.209-216

132

16

С. Лагерлеф «В Назарете»

С.209-216

14.05


С.209-216

133

17

С. Лагерлеф «В Назарете»

С.209-216

15.05


С.209-216

134

18

Контрольная работа №5

16.05


С.217

135

19

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

С.217

20.05



136

20

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

С.217

21.05





23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!