Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 6 от 18.05.2020г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _________ Л.В.Туполева ______________2020 г. | Приложение № 12 к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования приказ №11-Ш32-13-531/0 от 30.05.2020г (Приложение № 4) |
Принята педагогическим советом МБОУ СОШ №32 протокол № 5 от 29.05.2020 г.
Адаптированная рабочая программа
Наименование учебного предмета | биология |
Класс | 8 е |
Уровень общего образования | основное общее образование |
Срок реализации программы, учебный год | 1 год, 2020-2021 учебный год |
Количество часов по плану (в год, в неделю) | 68 часов в год, 2 часа в неделю |
Планирование составлено на основе: | Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства РФ от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями от 29.12.2014, от 31.12.2015), примерной программы основного общего образования (предмет биология), одобренной федеральным учебно-методическим объединением (протокол №1/15 от 8 апреля 2015); адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №32 и авторской программы по биологии линии «Сферы» для 5-9 классов под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко. |
Учебник | Биология. 8 класс. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко М., Просвещение, 2017 |
Рабочую программу составил (учитель) | Гапоненко Ольга Константиновна |
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.09.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», составлена на основе:
Примерной программы основного общего образования по биологии
Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
Учебного плана МБОУ СОШ №32 на 2020-2021 учебный год
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №32
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с программой «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников УМК «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2017.
Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. Значительное внимание уделяется и здоровью человека как наиболее значимой ценности. Поэтому одной из главных задач биологического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии-8 не только анатомо-физиологических особенностей организма человека и общегигиенических норм и правил, но и генетических и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рассмотреть влияние на здоровье человека трех важнейших факторов – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни. Идеи ценности здоровья и важности формирования навыков культуры поведения получат дальнейшее развитие в разделе биологии 9 класса, при изучении высшей нервной деятельности человека. Это даст возможность связать биологическое и гуманитарное знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены самонаблюдения, лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Количество лабораторных и практических работ, самонаблюдений соответствует программному.
По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8е класса.
1. Всего человек в классе: 13
- количество мальчиков в классе: 9
- количество девочек в классе: 4
2. Общая оценка уровня успеваемости:
- количество обучающихся с низким уровнем: 13 человек;
- количество обучающихся со средним уровнем: 0 человек;
- количество обучающихся с высоким уровнем: 0 человек.
3. Уровень познавательной активности обучающихся.
Отмечается недостаточная познавательная активность, сочетающаяся с быстрой утомляемостью, что приводит к снижению работоспособности и проявляется в трудностях усвоения учебного материала. Подросткам свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене настроений. Учащиеся могут допускать срывы в своем поведении, трудно входят в рабочий режим урока, быстро утомляются, одни становятся вялыми, пассивными, а другие повышенно возбудимыми, двигательно-беспокойными.
4. Уровень сформированности учебных действий:
- осмысленное чтение, запоминание и воспроизведение по памяти, ведение диалога: низкий уровень;
- чтение таблиц, диаграмм, схем, графиков: низкий уровень;
- решение задач, проблем: низкий уровень;
- выделение главного, формулировка вопросов, проблем: низкий уровень;
- составление плана, тезисов, конспекта: низкий уровень;
- составление структурно-логических схем, создание собственного текста: низкий уровень;
- действие по инструкции: низкий уровень;
- использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации: низкий уровень;
5. Параметры работоспособности:
- темп деятельности: ниже среднего;
- особенности внимания: отмечается недостаток внимания, на уроках рассеяны, не могут работать более 5-8 мин; ослабленное внимание к словесной информации.
6. Краткая характеристика эмоционально-аффективной сферы:
- уровень тревожности: соответствует возрастной норме;
- эмоциональный фон: недостаточная эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности;
- наличие гиперактивных детей:
- наличие агрессивных детей: нет.
7. Социально-психологическая характеристика класса:
- наличие лидеров в коллективе: явных лидеров нет;
- преобладающий тип общения: дружеский;
- статусное распределение: в классе большая часть принятые учащиеся, отвергаемых нет.
Рекомендации по работе с классом
1. Основными методами обучения являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Для активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся используется применение метода проблемного изложения.
2. Основные принципы обучения - принципы доступности, от простого к сложному, от частного к общему, многократности повторения и системности обучения.
З. Комбинированный тип урока, на котором ставится несколько дидактических целей, является основным.
4. В процессе обучения учителю следует:
-использовать четкие указания;
- поэтапно разъяснять задания;
- учить последовательно выполнять задания;
- повторять инструкции к выполнению задания;
- демонстрировать уже выполненное задание;
5. В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
- чередовать занятий и физкультурные паузы;
- предоставлять дополнительное время для завершения задания;
- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.
- обеспечивать школьника копией конспекта.
6. Способы оценки достижений и знаний учащихся:
- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
- акцентировать внимание на хороших оценках;
- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
- проводить оценку переделанных работ;
- использовать систему оценок достижений учащихся.
7. В организации учебного процесса необходимо:
- использовать вербальные поощрения;
- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять; что его поведение является недопустимым на данный момент;
- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
- осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации по индивидуальной работе с учащимися
№ | ФИО | Рекомендации |
| Баянбеков Азамат | Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других. Предлагайте упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. |
| Бердыкаева Элина | 1. Дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей (делить периоды работы по 5-7минут). 2. Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других. 3. Предлагайте упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. |
| Джалалов Шахин | 1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). 2. Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других. 3. Предлагайте упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. |
| Дода Степан | 1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). 2. Дозировать вьшолиение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей (делить периоды работы по 5-7минут). 3.Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других. |
| Назаров Артем | 1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). 2. Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других. |
| Новосельцева Анастасия | 1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). 2. Предлагайте упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. |
| Русанов Руслан | 1. Дозировать вьшолиение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей (делить периоды работы по 5-7минут). 2.Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других. |
| Рублик Руслан | 1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). 2. Дозировать вьшолиение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей (делить периоды работы по 5-7минут). 3.Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других. |
| Чащина Евгения | 1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). 2. Дозировать вьшолиение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей (делить периоды работы по 5-7минут). |
| Сынбулатова Гульдар | 1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). 2.Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других. |
| Хабибуллин Ринат | Медленное проговаривание инструкции, дублировать инструкцию в письменном виде. 2. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). |
| Савенков Иван | 1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). 2. Предлагайте упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. |
| Дубок Глеб | 1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим). 2.Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других. |
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.С. Кучменко, Л.Н.Сухорукова. «Биология. Человек. Культура здоровья» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 2018.
Планируемые результаты освоения курса биологии в 8 классе
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание курса «Биология. Человек. Культура здоровья»
Введение (2 ч)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.
Демонстрация: репродукции картин, изображающие тело человека; красочные рисунки об основных составляющих здорового образа жизни.
Самонаблюдения:
1. Определение оптимальности веса.
2. Исследование ногтей.
2. Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч)
Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.
Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни.
Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.
Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды.
Образ жизни и здоровье.
Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, видеофильмы, фильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), модели, иллюстрирующие строение клетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы, процесс обмена веществ, законы наследования, типы мутаций, методы исследования генетики человека, дородовой диагностики.
Практическая работа:
1. Состав домашней аптечки.
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)
Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.
Строение и принципы работы нервной системы.
Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение.
Внутренняя среда организма – основа его целостности.
Кровь, ее функции.
Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения.
Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.
Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие строение тканей, компоненты внутренней среды, состав и функции крови.
Лабораторные работы:
1. Ткани организма человека
2. Строение крови лягушки и человека
Практическая работа:
3. Изучение результатов анализа крови.
4. Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)
Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Основные группы скелетных мышц. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.
Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (травмах скелета). Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц; открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость, плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки осанки.
Лабораторные работы:
3. Химический состав костей.
4. Строение и функции суставов.
5. Утомление мышц.
Самонаблюдения:
3. Определение гибкости позвоночника
4. Оптимальные условия для отдыха мышц
5. Выявление снабжения кровью работающих мышц
6. Координация работы мышц
7. Выявление плоскостопия
Обобщение №1 по теме «Опорно-двигательная система. Физическое здоровье»
Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья. (28 ч)
Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.
Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией.
Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом.
Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие состав крови, группы крови, свертывание крови, строение и функции сердечно-сосудистой системы; таблицы, муляжи, слайды, диафильмы, фильмы, иллюстрирующие строение органов дыхательной системы, комплекс упражнений, способствующих увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание, приемы искусственного дыхания; модель Дондерса, изображающая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы:
6. Саморегуляция сердечной деятельности
7. Функциональные возможности дыхательной системы
Практические работы:
2. Приемы остановки артериального кровотечения
4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля
Самонаблюдения:
8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа
Обобщение №2 по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»
Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение пищеварения.
Система пищеварительных органов.
Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения. Пищевод, желудок и особенности их строения.
Пищеварение в желудке: отделение желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи. Всасывание.
Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья.
Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ.
Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов.
Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением
Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.
Обобщение №3 по теме «Пищеварительная система»
Система выделения. Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции.
Регуляция водно-солевого баланса. Значение воды и минеральных веществ для организма. Причины заболеваний почек и меры их профилактики. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Кожа, строение, барьерная роль. Внешний вид кожи – показатель здоровья. Потовые и сальные железы.
Участие кожи в терморегуляции. Тепловой и солнечный удары, меры их предупреждения. Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики. Придатки кожи: волосы и ногти. Наследуемость цвета кожи и волос. Косметические средства.
Уход за кожей, ногтями и волосами. Чистая кожа – основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие условия нормальной работы органов пищеварения, уход за зубами, слюнные железы и их роль; челюстной аппарат на черепе; опыт действия желудочного сока на белки; витаминные препараты; муляжи, таблицы, иллюстрирующие строение пищеварительной системы, профилактику ее заболеваний; влажный препарат строения почки млекопитающего; таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа жизни.
Обобщение №4 по теме «Строение и функции выделительной системы»
Лабораторные работы:
8. Расщепление веществ в ротовой полости
Практические работы:
5. Составление суточного пищевого рациона
6. Определение качества пищевых продуктов
7. Измерение температуры тела
Самонаблюдения:
9. Определение достаточности питательных веществ
10. Температурная адаптация кожных рецепторов
6. Репродуктивная система и здоровье (3 ч)
Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.
Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки. Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.
Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.
Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода, генетику пола, возбудителей венерических заболеваний; снимок-плакат «Крик ребенка».
7 Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье. (7 ч)
Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.
Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.
Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной системы, строение и функции желез внутренней секреции.
Лабораторные работы:
9. Строение головного мозга человека.
Обобщение №5 по теме «Системы регуляции жизнедеятельности»
Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (7 ч)
Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира.
Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Гигиена органов чувств и здоровье
Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных анализаторов.
Лабораторные работы:
10. Значение органов осязания
Самонаблюдения:
11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза
12. Работа хрусталика
13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.
Тематический план
№ п/п | Раздел курса | Количество часов | Лабораторные, практические работы, самонаблюдение |
1 | Введение. | 2 | Самонаблюдения: 1. Определение оптимальности веса. 2. Исследование ногтей. |
2 | Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья. | 7 | Практическая работа: 1. Состав домашней аптечки. |
3 | Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности. | 7 | Лабораторные работы: 1. Ткани организма человека 2. Строение крови лягушки и человека Практическая работа: 2. Изучение результатов анализа крови |
4 | Опорно-двигательная система. Физическое здоровье. | 7 | Лабораторные работы: 3. Химический состав костей. 4. Строение и функции суставов. 5. Утомление мышц. Самонаблюдения: 3. Определение гибкости позвоночника 4. Оптимальные условия для отдыха мышц 5. Выявление снабжения кровью работающих мышц 6. Координация работы мышц 7. Выявление плоскостопия |
5 | Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья. | 28 | Лабораторные работы: 6. Саморегуляция сердечной деятельности 7. Функциональные возможности дыхательной системы 8. Расщепление веществ в ротовой полости Практические работы: 3. Приемы остановки артериального кровотечения 4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля 5. Составление суточного пищевого рациона 6. Определение качества пищевых продуктов 7. Измерение температуры тела Самонаблюдения: 8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа 9. Определение достаточности питательных веществ 10. Температурная адаптация кожных рецепторов |
6 | Репродуктивная система и здоровье. | 3 | |
7 | Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье | 7 | Лабораторные работы: 9. Строение головного мозга человека. |
8 | Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы. | 6 + 1 ч повторение | Лабораторные работы: 10. Значение органов осязания Самонаблюдения: 11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза 12. Работа хрусталика 13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе. |
| Итого | 68 | Лабораторная работа - 10 Практическая работа - 7 Самонаблюдения - 13 |
Календарно-тематический план 8 е Учитель Гапоненко Ольга Константиновна
№ п/п | Тема урока | Дата по плану 8 е | Дата коррек. 8 е |
1 | Науки об организме человека. Вводный инструктаж по ТБ | 04.09 | |
2 | Культура здоровья – основа полноценной жизни. Самонаблюдения: 1. Определение оптимальности веса. 2. Исследование ногтей. | 07.09 | |
3 | Клетка – структурная единица организма. | 11.09 | |
4 | Соматические и половые клетки | 14.09 | |
5 | Наследственность и здоровье | 18.09 | |
6 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. | 21.09 | |
7 | Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование | 25.09 | |
8 | Факторы окружающей среды и здоровье Практическая работа: 1. Состав домашней аптечки. Первичный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 28.09 | |
9 | Образ жизни и здоровье | 02.10 | |
10 | Компоненты организма человека Лабораторная работа: 1. Ткани организма человека Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 05.10 | |
11 | Строение и принципы работы нервной системы | 09.10 | |
12 | Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция. | 12.10 | |
13 | Внутренняя среда организма – основа его целостности. Кровь. | 16.10 | |
14 | Форменные элементы крови. Кроветворение. Лабораторная работа2. Строение крови лягушки и человека Практическая работа: 2. Изучение результатов анализа крови Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 19.10 | |
15 | Иммунитет. | 23.10 | |
16 | Иммунология и здоровье. | 26.10 | |
17 | Значение опорно-двигательной системы. Лабораторная работа: 3. Химический состав костей. | 30.10 | |
18 | Общее строение скелета. Осевой скелет. Самонаблюдения: 3. Определение гибкости позвоночника | 09.11 | |
19 | Добавочный скелет. Соединение костей. Лабораторная работа 4. Строение и функции суставов. | 13.11 | |
20 | Мышечная система. Строение и функции мышц. Самонаблюдения 4. Оптимальные условия для отдыха мышц 5. Выявление снабжения кровью работающих мышц Лабораторная работа №5 «Утомление мышц» Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 16.11 | |
21 | Основные группы скелетных мышц Самонаблюдения 6. Координация работы мышц | 20.11 | |
22 | Осанка. Первая помощь при травмах скелета. Самонаблюдения 7. Выявление плоскостопия | 23.11 | |
23 | Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» | 27.11 | |
24 | Строение сердечно – сосудистой системы | 30.11 | |
25 | Работа сердца Лабораторная работа: 6. Саморегуляция сердечной деятельности Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 04.12 | |
26 | Кровяное давление и пульс. | 07.12 | |
27 | Регуляция кровообращения. | 11.12 | |
28 | Первая помощь при обмороках и кровотечениях. Практическая работа: 3. Приемы остановки артериального кровотечения Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 14.12 | |
29 | Лимфатическая система. | 18.12 | |
30 | Строение и функции органов дыхания. | 21.12 | |
31 | Этапы дыхания. Легочные объемы. | 25.12 | |
32 | Регуляция дыхания. Лабораторная работа 7. Функциональные возможности дыхательной системы Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 28.12 | |
33 | Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания. Практическая работа 4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 11.01 | |
34 | Обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная система» | 15.01 | |
35 | Обмен веществ. Питание. Пищеварение. | 18.01 | |
36 | Органы пищеварительной системы. | 22.01 | |
37 | Пищеварение в полости рта. Лабораторная работа 8. Расщепление веществ в ротовой полости Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 25.01 | |
38 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 29.01 | |
39 | Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени. | 01.02 | |
40 | Регуляция пищеварения. | 05.02 | |
41 | Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ. | 08.02 | |
42 | Витамины. Их значение для организма. | 12.02 | |
43 | Культура питания. Особенности питания детей и подростков. 5 Практическая работа Составление суточного пищевого рациона Самонаблюдение 9. Определение достаточности питательных веществ | 15.02 | |
44 | Пищевые отравления и их профилактика. 6 Практическая работа «Определение качества пищевых продуктов» | 19.02 | |
45 | Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система. Пищеварение» | 22.02 | |
46 | Строение и функции мочевыделительной системы. | 26.02 | |
47 | Мочеобразование и его регуляция. | 01.03 | |
48 | Строение и функции кожи. | 05.03 | |
49 | Культура ухода за кожей. Болезни кожи. | 08.03 | |
50 | Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание. Практическая работа 7 Измерение температуры тела. Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 Самонаблюдение 10. Температурная адаптация кожных рецепторов | 12.03 | |
51 | Обобщающий урок по теме «Мочевыделительная система. Строение кожи» | 15.03 | |
52 | Строение и функции репродуктивной системы. | 19.03 | |
53 | Внутриутробное развитие и рождение ребенка. | 22.03 | |
54 | Репродуктивное здоровье. | 26.03 | |
55 | Центральная нервная система. Спинной мозг. | 05.04 | |
56 | Головной мозг: задний и средний мозг. | 09.04 | |
57 | Промежуточный мозг. Конечный мозг. Лабораторная работа: 9. Строение головного мозга человека. Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 12.04 | |
58 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. | 16.04 | |
59 | Эндокринная система. Гуморальная регуляция. | 19.04 | |
60 | Строение и функции желез внутренней секреции. | 23.04 | |
61 | Обобщающий урок по теме «Системы регуляции жизнедеятельности» | 26.04 | |
62 | Органы чувств. Анализаторы. | 30.04 | |
63 | Зрительный анализатор. Самонаблюдения: 11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза 12. Работа хрусталика | 03.05 | |
64 | Слуховой и вестибулярный анализаторы. Самонаблюдение 13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе. | 07.05 | |
65 | Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализатор. | 10.05 | |
66 | Гигиена органов чувств. Лабораторная работа: 10. Значение органов осязания Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 | 14.05 | |
67 | Итоговый контроль знаний. | 17.05 | |
68 | Повторение по теме: «Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности» | 21.05 | |
Учебно- методическое обеспечение учебного процесса
1. Печатные пособия:
1. Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы / Л. Н. Сухорукова,В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева. – М.: Просвещение 2012 год
2. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С., Дмитриева Е. А. Биология. Человек. Культура здоровья. Методические рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2012 год
3. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко - М.: Просвещение, 2015 год.
4. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья.Тетрадь –
тренажер 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.
5. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья .Тетрадь – практикум 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.
6. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья.Тетрадь – экзаменатор 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.
2. Интернет-ресурсы:
1. Программа по биологии.- Режим доступа: http://spheres.ru/biology/method/pk.php
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа:http://school-collection.edu.ru
3. Электронные приложения к учебникам/ - Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С., Колесникова И. Я. Биология Человек. Культура здоровья. 8 класс: электронное приложение к учебнику.