СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для класса детей с ОВЗ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Составлена в соответствии с программой «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников УМК «Сферы». 5-9 клас­сы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2017.          

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для класса детей с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № 6

от 18.05.2020г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_________ Л.В.Туполева

______________2020 г.

Приложение № 12

к адаптированной основной

образовательной программе

основного общего образования

приказ №11-Ш32-13-531/0 от 30.05.2020г

(Приложение № 4)

Принята педагогическим советом МБОУ СОШ №32 протокол № 5 от 29.05.2020 г.

Адаптированная рабочая программа

Наименование учебного предмета

биология

Класс

8 е

Уровень общего образования

основное общее образование

Срок реализации программы, учебный год

1 год, 2020-2021 учебный год

Количество часов по плану (в год, в неделю)

68 часов в год, 2 часа в неделю

Планирование составлено на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства РФ от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями от 29.12.2014, от 31.12.2015), примерной программы основного общего образования (предмет биология), одобренной федеральным учебно-методическим объединением (протокол №1/15 от 8 апреля 2015); адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №32 и авторской программы по биологии линии «Сферы» для 5-9 классов под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко.

Учебник


Биология. 8 класс. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко М., Просвещение, 2017


Рабочую программу составил (учитель)

Гапоненко Ольга Константиновна





Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.09.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», составлена на основе:

  1. Примерной программы основного общего образования по биологии

  2. Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).

  3. Учебного плана МБОУ СОШ №32 на 2020-2021 учебный год

  4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №32

  5. Требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования, Фундамен­тального ядра содержания общего образования, в соответствии с программой «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников УМК «Сферы». 5-9 клас­сы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2017.

Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. Значительное внимание уделяется и здоровью человека как наиболее значимой ценности. Поэтому одной из главных задач биологического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии-8 не только анатомо-физиологических особенностей организма человека и общегигиенических норм и правил, но и генетических и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рассмотреть влияние на здоровье человека трех важнейших факторов – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни. Идеи ценности здоровья и важности формирования навыков культуры поведения получат дальнейшее развитие в разделе биологии 9 класса, при изучении высшей нервной деятельности человека. Это даст возможность связать биологическое и гуманитарное знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены самонаблюдения, лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Количество лабораторных и практических работ, самонаблюдений соответствует программному.

По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8е класса.

1. Всего человек в классе: 13

- количество мальчиков в классе: 9

- количество девочек в классе: 4

2. Общая оценка уровня успеваемости:

- количество обучающихся с низким уровнем: 13 человек;

- количество обучающихся со средним уровнем: 0 человек;

- количество обучающихся с высоким уровнем: 0 человек.

3. Уровень познавательной активности обучающихся.

Отмечается недостаточная познавательная активность, сочетающаяся с быстрой утомляемостью, что приводит к снижению работоспособности и проявляется в трудностях усвоения учебного материала. Подросткам свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене настроений. Учащиеся могут допускать срывы в своем поведении, трудно входят в рабочий режим урока, быстро утомляются, одни становятся вялыми, пассивными, а другие повышенно возбудимыми, двигательно-беспокойными.

4. Уровень сформированности учебных действий:

- осмысленное чтение, запоминание и воспроизведение по памяти, ведение диалога: низкий уровень;

- чтение таблиц, диаграмм, схем, графиков: низкий уровень;

- решение задач, проблем: низкий уровень;

- выделение главного, формулировка вопросов, проблем: низкий уровень;

- составление плана, тезисов, конспекта: низкий уровень;

- составление структурно-логических схем, создание собственного текста: низкий уровень;

- действие по инструкции: низкий уровень;

- использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации: низкий уровень;

5. Параметры работоспособности:

- темп деятельности: ниже среднего;

- особенности внимания: отмечается недостаток внимания, на уроках рассеяны, не могут работать более 5-8 мин; ослабленное внимание к словесной информации.

6. Краткая характеристика эмоционально-аффективной сферы:

- уровень тревожности: соответствует возрастной норме;

- эмоциональный фон: недостаточная эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности;

- наличие гиперактивных детей:

- наличие агрессивных детей: нет.

7. Социально-психологическая характеристика класса:

- наличие лидеров в коллективе: явных лидеров нет;

- преобладающий тип общения: дружеский;

- статусное распределение: в классе большая часть принятые учащиеся, отвергаемых нет.

Рекомендации по работе с классом

1. Основными методами обучения являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Для активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся используется применение метода проблемного изложения.

2. Основные принципы обучения - принципы доступности, от простого к сложному, от частного к общему, многократности повторения и системности обучения.

З. Комбинированный тип урока, на котором ставится несколько дидактических целей, является основным.

4. В процессе обучения учителю следует:

-использовать четкие указания;

- поэтапно разъяснять задания;

- учить последовательно выполнять задания;

- повторять инструкции к выполнению задания;

- демонстрировать уже выполненное задание;

5. В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

- чередовать занятий и физкультурные паузы;

- предоставлять дополнительное время для завершения задания;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.

- обеспечивать школьника копией конспекта.

6. Способы оценки достижений и знаний учащихся:

- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

- акцентировать внимание на хороших оценках;

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

- проводить оценку переделанных работ;

- использовать систему оценок достижений учащихся.

7. В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять; что его поведение является недопустимым на данный момент;

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

- осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации по индивидуальной работе с учащимися

ФИО

Рекомендации

Баянбеков Азамат

  1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).

  2. Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других.

  3. Предлагайте упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

Бердыкаева Элина

1. Дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей (делить периоды работы по 5-7минут).

2. Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других.

3. Предлагайте упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

Джалалов Шахин

1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).

2. Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других.

3. Предлагайте упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

Дода Степан

1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).

2. Дозировать вьшолиение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей (делить периоды работы по 5-7минут).

3.Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других.

Назаров Артем

1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).

2. Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других.

Новосельцева Анастасия

1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).

2. Предлагайте упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

Русанов Руслан

1. Дозировать вьшолиение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей (делить периоды работы по 5-7минут).

2.Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других.

Рублик Руслан

1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).

2. Дозировать вьшолиение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей (делить периоды работы по 5-7минут).

3.Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других.

Чащина Евгения

1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).

2. Дозировать вьшолиение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей (делить периоды работы по 5-7минут).

Сынбулатова Гульдар

1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).

2.Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других.

Хабибуллин Ринат

  1. Медленное проговаривание инструкции, дублировать инструкцию в письменном виде.

2. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).


Савенков Иван

1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).

2. Предлагайте упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

Дубок Глеб

1. Соблюдать щадящий режим (строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточны пауз для отдыха, адекватный двигательный режим).

2.Чаще называйте по имени, обязательно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других.


Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.С. Кучменко, Л.Н.Сухорукова. «Биология. Человек. Культура здоровья» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 2018.





  1. Планируемые результаты освоения курса биологии в 8 классе


Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое

отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.







  1. Содержание курса «Биология. Человек. Культура здоровья»


  1. Введение (2 ч)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.

Демонстрация: репродукции картин, изображающие тело человека; красочные рисунки об основных составляющих здорового образа жизни.

Самонаблюдения:

1. Определение оптимальности веса.

2. Исследование ногтей.

2. Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч)

Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.

Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни.

Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.

Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды.

Образ жизни и здоровье.

Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, видеофильмы, фильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), модели, иллюстрирующие строение клетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы, процесс обмена веществ, законы наследования, типы мутаций, методы исследования генетики человека, дородовой диагностики.

Практическая работа:

1. Состав домашней аптечки.


  1. Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)

Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.

Строение и принципы работы нервной системы.

Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение.

Внутренняя среда организма – основа его целостности.

Кровь, ее функции.

Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения.

Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.

Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие строение тканей, компоненты внутренней среды, состав и функции крови.

Лабораторные работы:

1. Ткани организма человека

2. Строение крови лягушки и человека

Практическая работа:

3. Изучение результатов анализа крови.

4. Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)

Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета.

Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Основные группы скелетных мышц. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.

Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (травмах скелета). Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.

Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц; открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость, плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки осанки.

Лабораторные работы:

3. Химический состав костей.

4. Строение и функции суставов.

5. Утомление мышц.

Самонаблюдения:

3. Определение гибкости позвоночника

4. Оптимальные условия для отдыха мышц

5. Выявление снабжения кровью работающих мышц

6. Координация работы мышц

7. Выявление плоскостопия

Обобщение №1 по теме «Опорно-двигательная система. Физическое здоровье»

  1. Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья. (28 ч)

Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.

Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.

Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией.

Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом.

Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие состав крови, группы крови, свертывание крови, строение и функции сердечно-сосудистой системы; таблицы, муляжи, слайды, диафильмы, фильмы, иллюстрирующие строение органов дыхательной системы, комплекс упражнений, способствующих увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание, приемы искусственного дыхания; модель Дондерса, изображающая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы:

6. Саморегуляция сердечной деятельности

7. Функциональные возможности дыхательной системы

Практические работы:

2. Приемы остановки артериального кровотечения

4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля

Самонаблюдения:

8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа

Обобщение №2 по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»

Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение пищеварения.

Система пищеварительных органов.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения. Пищевод, желудок и особенности их строения.

Пищеварение в желудке: отделение желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи. Всасывание.

Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья.

Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ.

Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов.

Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением

Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.

Обобщение №3 по теме «Пищеварительная система»


Система выделения. Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции.

Регуляция водно-солевого баланса. Значение воды и минеральных веществ для организма. Причины заболеваний почек и меры их профилактики. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Кожа, строение, барьерная роль. Внешний вид кожи – показатель здоровья. Потовые и сальные железы.

Участие кожи в терморегуляции. Тепловой и солнечный удары, меры их предупреждения. Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики. Придатки кожи: волосы и ногти. Наследуемость цвета кожи и волос. Косметические средства.

Уход за кожей, ногтями и волосами. Чистая кожа – основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие условия нормальной работы органов пищеварения, уход за зубами, слюнные железы и их роль; челюстной аппарат на черепе; опыт действия желудочного сока на белки; витаминные препараты; муляжи, таблицы, иллюстрирующие строение пищеварительной системы, профилактику ее заболеваний; влажный препарат строения почки млекопитающего; таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа жизни.

Обобщение №4 по теме «Строение и функции выделительной системы»

Лабораторные работы:

8. Расщепление веществ в ротовой полости

Практические работы:

5. Составление суточного пищевого рациона

6. Определение качества пищевых продуктов

7. Измерение температуры тела

Самонаблюдения:

9. Определение достаточности питательных веществ

10. Температурная адаптация кожных рецепторов

6. Репродуктивная система и здоровье (3 ч)

Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки. Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.

Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.

Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода, генетику пола, возбудителей венерических заболеваний; снимок-плакат «Крик ребенка».

7 Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье. (7 ч)

Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.

Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.

Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.

Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной системы, строение и функции желез внутренней секреции.

Лабораторные работы:

9. Строение головного мозга человека.

Обобщение №5 по теме «Системы регуляции жизнедеятельности»



  1. Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (7 ч)

Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира.

Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Гигиена органов чувств и здоровье

Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных анализаторов.

Лабораторные работы:

10. Значение органов осязания

Самонаблюдения:

11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

12. Работа хрусталика

13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.













  1. Тематический план


№ п/п

Раздел курса

Количество

часов

Лабораторные, практические работы, самонаблюдение

1

Введение.


2

Самонаблюдения:

1. Определение оптимальности веса.

2. Исследование ногтей.


2

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья.


7

Практическая работа:

1. Состав домашней аптечки.


3

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности.


7

Лабораторные работы:

1. Ткани организма человека

2. Строение крови лягушки и человека

Практическая работа:

2. Изучение результатов анализа крови

4

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье.


7

Лабораторные работы:

3. Химический состав костей.

4. Строение и функции суставов.

5. Утомление мышц.

Самонаблюдения:

3. Определение гибкости позвоночника

4. Оптимальные условия для отдыха мышц

5. Выявление снабжения кровью работающих мышц

6. Координация работы мышц

7. Выявление плоскостопия

5

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья.



28

Лабораторные работы:

6. Саморегуляция сердечной деятельности

7. Функциональные возможности дыхательной системы

8. Расщепление веществ в ротовой полости

Практические работы:

3. Приемы остановки артериального кровотечения

4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля

5. Составление суточного пищевого рациона

6. Определение качества пищевых продуктов

7. Измерение температуры тела

Самонаблюдения:

8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа

9. Определение достаточности питательных веществ

10. Температурная адаптация кожных рецепторов



6

Репродуктивная система и здоровье.


3


7

Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье


7

Лабораторные работы:

9. Строение головного мозга человека.



8

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы.


6 + 1 ч повторение

Лабораторные работы:

10. Значение органов осязания

Самонаблюдения:

11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

12. Работа хрусталика

13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.




Итого

68

Лабораторная работа - 10

Практическая работа - 7

Самонаблюдения - 13







  1. Календарно-тематический план 8 е Учитель Гапоненко Ольга Константиновна


п/п

Тема урока

Дата по плану

8 е

Дата коррек.

8 е

1

Науки об организме человека. Вводный инструктаж по ТБ

04.09


2

Культура здоровья – основа полноценной жизни.

Самонаблюдения:

1. Определение оптимальности веса.

2. Исследование ногтей.

07.09


3

Клетка – структурная единица организма.

11.09


4

Соматические и половые клетки

14.09


5

Наследственность и здоровье

18.09


6

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

21.09


7

Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование

25.09


8

Факторы окружающей среды и здоровье

Практическая работа: 1. Состав домашней аптечки. Первичный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

28.09


9

Образ жизни и здоровье

02.10


10

Компоненты организма человека Лабораторная работа: 1. Ткани организма человека

Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

05.10


11

Строение и принципы работы нервной системы

09.10


12

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

12.10


13

Внутренняя среда организма – основа его целостности. Кровь.

16.10


14

Форменные элементы крови. Кроветворение.

Лабораторная работа2. Строение крови лягушки и человека

Практическая работа: 2. Изучение результатов анализа крови Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

19.10


15

Иммунитет.

23.10


16

Иммунология и здоровье.

26.10


17

Значение опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа: 3. Химический состав костей.

30.10


18

Общее строение скелета. Осевой скелет.

Самонаблюдения:

3. Определение гибкости позвоночника

09.11


19

Добавочный скелет. Соединение костей.

Лабораторная работа 4. Строение и функции суставов.

13.11


20

Мышечная система. Строение и функции мышц.

Самонаблюдения

4. Оптимальные условия для отдыха мышц

5. Выявление снабжения кровью работающих мышц

Лабораторная работа №5 «Утомление мышц» Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

16.11


21

Основные группы скелетных мышц

Самонаблюдения

6. Координация работы мышц

20.11


22

Осанка. Первая помощь при травмах скелета.

Самонаблюдения

7. Выявление плоскостопия

23.11


23

Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

27.11


24

Строение сердечно – сосудистой системы

30.11


25

Работа сердца

Лабораторная работа: 6. Саморегуляция сердечной деятельности Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

04.12


26

Кровяное давление и пульс.

07.12


27

Регуляция кровообращения.

11.12


28

Первая помощь при обмороках и кровотечениях.

Практическая работа: 3. Приемы остановки артериального кровотечения Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

14.12


29

Лимфатическая система.

18.12


30

Строение и функции органов дыхания.

21.12


31

Этапы дыхания. Легочные объемы.

25.12


32

Регуляция дыхания.

Лабораторная работа 7. Функциональные возможности дыхательной системы Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

28.12


33

Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания.

Практическая работа 4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

11.01


34

Обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная система»

15.01


35

Обмен веществ. Питание. Пищеварение.

18.01


36

Органы пищеварительной системы.

22.01


37

Пищеварение в полости рта.

Лабораторная работа 8. Расщепление веществ в ротовой полости Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

25.01


38

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

29.01


39

Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени.

01.02


40

Регуляция пищеварения.

05.02


41

Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ.

08.02


42

Витамины. Их значение для организма.

12.02


43

Культура питания. Особенности питания детей и подростков.

5 Практическая работа Составление суточного пищевого рациона

Самонаблюдение 9. Определение достаточности питательных веществ

15.02


44

Пищевые отравления и их профилактика.

6 Практическая работа «Определение качества пищевых продуктов»

19.02


45

Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система. Пищеварение»

22.02


46

Строение и функции мочевыделительной системы.

26.02


47

Мочеобразование и его регуляция.

01.03


48

Строение и функции кожи.

05.03


49

Культура ухода за кожей. Болезни кожи.

08.03


50

Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание.

Практическая работа 7 Измерение температуры тела. Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15 Самонаблюдение 10. Температурная адаптация кожных рецепторов

12.03


51

Обобщающий урок по теме «Мочевыделительная система. Строение кожи»

15.03


52

Строение и функции репродуктивной системы.

19.03


53

Внутриутробное развитие и рождение ребенка.

22.03


54

Репродуктивное здоровье.

26.03


55

Центральная нервная система. Спинной мозг.

05.04


56

Головной мозг: задний и средний мозг.

09.04


57

Промежуточный мозг. Конечный мозг.

Лабораторная работа: 9. Строение головного мозга человека. Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

12.04


58

Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

16.04


59

Эндокринная система. Гуморальная регуляция.

19.04


60

Строение и функции желез внутренней секреции.

23.04


61

Обобщающий урок по теме «Системы регуляции жизнедеятельности»

26.04


62

Органы чувств. Анализаторы.

30.04


63

Зрительный анализатор.

Самонаблюдения:

11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

12. Работа хрусталика

03.05


64

Слуховой и вестибулярный анализаторы.

Самонаблюдение

13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.

07.05


65

Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализатор.

10.05


66

Гигиена органов чувств.

Лабораторная работа: 10. Значение органов осязания Повторный инструктаж по ТБ инструкция ИТБУ 103-15

14.05


67

Итоговый контроль знаний.

17.05


68

Повторение по теме: «Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности»

21.05




Учебно- методическое обеспечение учебного процесса

1. Печатные пособия:

1. Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы / Л. Н. Сухорукова,В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева. – М.: Просвещение 2012 год

2. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С., Дмитриева Е. А. Биология. Человек. Культура здоровья. Методические рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2012 год

3. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко - М.: Просвещение, 2015 год.

4. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья.Тетрадь –

тренажер 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.

5. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья .Тетрадь – практикум 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.

6. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья.Тетрадь – экзаменатор 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.

2. Интернет-ресурсы:

1. Программа по биологии.- Режим доступа: http://spheres.ru/biology/method/pk.php

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа:http://school-collection.edu.ru

3. Электронные приложения к учебникам/ - Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С., Колесникова И. Я. Биология Человек. Культура здоровья. 8 класс: электронное приложение к учебнику.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!