СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая образовательная программа по предмету «Речевая практика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая образовательная программа по предмету «Речевая практика»»

Пояснительная записка.

Правовой статус

Адаптированная рабочая образовательная программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе рекомендаций ФГОС от 19.12.2014 г., в соответствии с положениями ФЗ РФ «Об образовании» и ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», с учётом ПрАООП от 22.12.15 №4/15, на основе программы «Русский язык» А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская, опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы» (научный руководитель проекта – И.А. Бгажнокова), СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2007, учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автор С.В. Комарова, Устная речь 2 класс: М.: «Просвещение», 2011.

Адресат программы.

Рабочая АОП рассчитана на контингент учащихся с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся во 2 классе. Введение в образовательную область «Русский язык и речевая практика» раздела «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

Общая характеристика учебного предмета:

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара.

Цель программы по предмету «Речевая практика»: развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи программы по предмету «Речевая практика»:

1. учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий,

2. учить обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,

3. развивать интонационную выразительность речи детей, пополнять их словарный запас,

4. работать над грамматическим строем речи,

5. формировать простейшие умения при построении связного монологического высказывании.

Большое значение для учащихся в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая роль принадлежит речевому поведению учителя. Речь педагога должна быть естественной, доступной пониманию школьника с интеллектуальной недостаточностью и, что чрезвычайно значимо, построена по принципу синтаксической синонимии (предложения-синонимы).

Программа направлена на исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности, разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у них специфических нарушений.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

1) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия ( умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д.);

2) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;

4) проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);

5) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.

Предметные

Минимальный уровень:


  • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

  • употребление «вежливых» слов при обращении к другим людям;

  • умение правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании.

  • умение сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников

  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

  • выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

  • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

  • ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио и телепередач.


Достаточный уровень:

  • понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

  • понимание содержания детских радио и телепередач, ответы на вопросы учителя;

  • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

  • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

  • высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

  • составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.








Личностные БУД

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

  • осознание себя как ученика, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

  • положительное отношение к окружающей действительности,

Познавательные БУД

  • умение выделять отличительные свойства предметов;

  • способность делать простейшие обобщения, сравнивать, группировать на наглядном материале

  • умение наблюдать;

  • возможность работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).



Коммуникативные БУД

  • вступать в контакт

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • доброжелательно относиться, сопереживать,

  • изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства.

Регулятивные БУД

  • соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • произвольно включаться в деятельность, работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности,

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

  • принимать оценку деятельности.

Содержание учебного материала

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Структурно и содержательно программа для 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи и уроков по предмету «Мир природы и человека», а также учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта.

Общее количество часов

РАЗДЕЛЫ

  1. Аудирование.

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту.

  1. Дикция и выразительность речи

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Знакомство, представление, приветствие.

Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата. Поздравление, пожелание. Телефонный разговор. Просьба. Благодарность. Извинение.

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы. Участие в диалогах по инициативе учителя. Составление устного несложного диалогического или монологического текста по теме ситуации.

  1. Культура общения

Специальная работа по обогащению речи учащихся словами и оборотами, служащими для выражения собственного речевого высказывания


Обучение учащихся речевой практике во 2 классе специальной (коррекционной) школы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости предполагает соблюдение основных принципов общей дидактики и коррекционной педагогики

  • Принцип научности и доступности обучения.

  • Принцип сознательности и активности обучающихся.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.

  • Тематический принцип планирования учебного материала.

Для достижения планируемых результатов учителя используют дидактические средства: визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картины и т. д.; аудиальные (слуховые), включающие магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, компьютеры и т.д. 

Методы и приемы работы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения;

Основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются (классификация методов по характеру познавательной деятельности):

  1. Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

  2. Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.

  3. Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.

  4. Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы.

  5. Исследовательский метод - учитель направляет, дети самостоятельно исследуют.

Специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • включение в уроки современных реалий;

  • развёрнутая словесная оценка;

  • призы, поощрения.

Ведущей образовательной технологией является игровая, а также возможно применение и технологий личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно – коммуникативные технологии. здоровьесберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Основными видами деятельности учащихся на уроках « Речевая практика » во 2 классе являются использование игр и игровых моментов, бытовых и трудовых ситуаций, логических игр на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие. Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.

Контрольно-измерительные материалы.

1.Сформированность слухового внимания и фонематического слуха: послушай внимательно и повтори четко: Ша-ша-ша – мама моет малыша; Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

2. Умение понимать совершаемые действия, соотносить их с картинками: (перед ребенком выкладываем две картинки, на которых «девочка подметает пол» и «девочка подмела пол», нужно выбрать из двух близких по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению: Шура подметает пол.)

-Я читаю предложение, ты его внимательно слушай и выбери ту картинку, которая подходит к тому, что я тебе сейчас скажу.

3.Сформированность речевого этикета и умений использовать выразительные и невербальные средства общения при встрече и расставании по теме «К нам пришли гости» (или любой другой):

-Расскажи, как нужно правильно встречать гостей? Как правильно провожать гостей? (смотрим использование ребенком в речи «вежливых слов», использование жестов и мимики, интонации)

4.Сформированность умений составления рассказа по теме речевой ситуации «Утро школьника» с опорой на картинки (перед ребенком выкладываем картинки по теме)

-Составь рассказ о мальчике, в этом тебе помогут картинки. В каком порядке мальчик должен выполнять действия утром? Выбирай картинку и составляй предложение, так у тебя получится рассказ. Как проходит твое утро?


Контрольная работа по предмету Речевая практика

Ф.И. обучающейся______________________________________________

1. Послушай внимательно и повтори четко: Ша-ша-ша – мама моет малыша; Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

2.Выбери (подчеркни) из двух близких по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению: Шура подметает пол.

3. Речевой этикет, использование выразительных и невербальных средства общения при встрече и расставании:

-К вам пришли гости. Как нужно правильно их встречать? Как правильно провожать гостей?

4. Составь рассказ по теме «Утро школьника». В этом тебе помогут картинки. Что было сначала, какое действие выполнял мальчик потом, и чем заканчивается утро школьника.




Учебно-методическое обеспечение

  1. - Комарова С.В. Второй класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

  2. - Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.

  3. - Комарова С.В. «Устная речь». Учебник. Москва «Просвещение», 2012

  4. - Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь

2. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).

3. Учебно-практическое оборудование:

- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- книги (сказки).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!