СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по обществознанию 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по обществознанию 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по обществознанию 7 класс»


МОУ Рязанцевская СОШ Переславского МР







Утверждена приказом по школе № от



Директор школы:



Рабочая программа

по предмету «Обществознание» 6 - 9 класс

2018 – 2019 год



Учитель истории и обществознания

Хохольков А. А.

2018



Рабочая программа по Обществознанию в 6-9 классах

Уровень основного общего образования

Нормативная база

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;

4. Учебное планирование МОУ Рязанцевская СОШ

5.Методическое письмо об образовательной деятельности в Ярославской области 2018 – 2019 гг.

6. Примерная программа основного общего образования по Обществознанию

5 – 9 классы // Примерная программа по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2011.,

7. Авторской программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.В. Ивановой и др. «Обществознание. 5-9 классы». -М.: Просвещение, 2011г.

С учетом Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего

образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897, примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева.

На изучение предмета отводится 136 часов за 4 года.


Учебно-методический комплект по обществознанию для 6 класса состоит из:

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Учебно-методический комплект по обществознанию для 7 класса состоит из:

  1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

Учебно-методический комплект по обществознанию для 8 класса состоит из:

  1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2016.

Учебно-методический комплект по обществознанию для 9 класса состоит из:

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2017.

Результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты освоения.

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

  • приводить примеры основных видов деятельности человека;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • различать отдельные виды социальных норм;

  • характеризовать основные нормы морали;

  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

  • характеризовать специфику норм права;

  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

  • раскрывать сущность процесса социализации личности;

  • объяснять причины отклоняющегося поведения;

  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • описывать явления духовной культуры;

  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • различать уровни общего образования в России;

  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;

  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Дополнение к Пояснительной записке

Особенности рабочей программы

В 7 классе обучается 1 ученица с задержкой психического развития – З. В.

Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы:

  2. Сниженный уровень познавательной деятельности;

  3. Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;

  4. Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

  5. Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

  6. Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;

  7. Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.

Программа по обществознанию для учащихся с ОВЗ VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по обществознанию, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Организация коррекционно-развивающего образова­тельного процесса

Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательно­го учреждения, утвержденным программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массо­вых классов.

Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов.

Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

-активизация познавательной деятельности учащихся;

- повышение уровня их умственного развития;

- нормализация учебной деятельности;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного и соци­ального развития;

-социально-трудовая адаптация.

Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обес­печением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анали­за, сравнения, обобщения, навыки группировки и классифи­кации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навы­ки самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представления­ми об окружающей действительности;

- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

Требования к результатам освоения предмета «обществознание» учащимися с ЗПР (задержкой психического развития):

1) формирование у обучающихся с ЗПР личностных представлений об основах патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества;

3) приобретение знаний и опыта их применения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и

нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, понимания необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) развитие способностей обучающихся с ЗПР делать выводы и давать оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование интереса к изучению общественных дисциплин.


СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

6 класс.  34 часа.

Человек в социальном измерении.

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек среди людей. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Человек и человечность.

7 класс.   34 часа.

Регулирование поведения людей в обществе.

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Человек в экономических отношениях

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Человек и природа

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

8 класс.  34 часа.

Личность и общество

Личность. Мировоззрение. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества.  Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Социальные ценности и нормы. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Наука, ее значение  в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика   

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности  и ресурсы. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Главные вопросы экономики. Модели экономических систем. Собственность. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Производство. Товары и услуги. Разделение труда и специализация. Производительность труда.  Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Роль государства в экономике. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение доходов. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.  Потребление. Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Безработица как социальное явление. Мировое хозяйство. Международная торговля. Внешнеторговая политика.  Обменные курсы валют.

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.  Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальная роль и социальный статус. Социальные роли подростка.  Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

9 класс.   34 часа.  

Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.  

Право

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права.  Субъекты права. Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.  Правовая информация. Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.   Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.  Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.  Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации.  Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.  Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты  прав и свобод человека  и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Права несовершеннолетних.

Используемое учебно-методическое обеспечение:

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Обществознание. Человек, право, экономика. Методические рекомендации: 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под. Ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Всеобщая декларация прав человека.

  3. Уголовный кодекс РФ.

  4. Гражданский кодекс РФ.

  5. Трудовой кодекс РФ.

  6. Семейный кодекс РФ.

  7. Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).

  8. Федеральный закон «Об образовании».























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (34 часа)


Календарно-тематическое планирование обществознанию 7 класс

Тема урока

Кол-во часов на изучение

дата

Характеристика основных видов деятельности ученика

Универсальные учебные действия УУД)

Номер урока

Тема. Основное содержание

факт

план


Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вводный урок

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в но­вом учебном году.

Как добиваться успехов в работе в классе и дома

1



Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятель­ности.

Определить основные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы уча­щихся

Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные;





Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные;















Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные;

















Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные;

Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно















Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно























Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно























Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью














Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью






























Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью


























Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью

Самоопределение — демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни














Самоопределение — демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни





























Самоопределение — демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни
































Регулирование поведения людей в обществе





2

Что значит жить по правилам

Социальные нормы и правила общественной жизни. Обществен­ные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры

1



Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни

3-4

Права и обязанно­сти граждан.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гаран­тии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и зашиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребенка и их зашита. Зашита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних

2



Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ.

Анализировать несложные практические си­туации. связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.

Называть права ребёнка и характеризовать способы их зашиты.

Приводить примеры зашиты прав и интере­сов детей, оставшихся без попечения родителей.

Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних

5-6

Почему важно со­блюдать законы

Необходимость соблюдения за­конов.

Закон и правопорядок в обще­стве. Закон и справедливость

2



Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.

Объяснять и конкретизировать фактами со­циальной жизни связь закона и правопорядка, за­кона и справедливости

7-8

Защита Отечества

Зашита Отечества. Долг и обя­занность.

Регулярная армия. Военная служба. Важность полготовки к исполнению воинского долга

2



Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.

Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга

9

Для чего нужна дис­циплина.

Дисциплина — необходимое ус­ловие существования общества и человека.

Общеобязательная и спе­циальная дисциплина.

Внешняя и внутренняя дисци­плина. Дисциплина, воля и само­воспитание

1



Раскрывать значение дисциплины как не­обходимого условия существования общества и человека.

Характеризовать различные виды дисципли­ны.

Моделировать несложные практические си­туации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

10

Виновен – отвечай

Ответственность за

нарушение законов.

Знать закон смолоду. Законопос­лушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и про­ступки. Ответственность несовер­шеннолетних

1



Характеризовать ответственность за наруше­ние законов.

Определять черты законопослушного поведе­ния.

Моделировать несложные практические си­туации, связанные с последствиями противоза­конною поведения.

Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних

11

Кто стоит на страже закона

Правоохранительные органы Российской

Федерации.

Судебные органы

Российской Федерации.

Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государ­ственной власти и граждан

1



Называть правоохранительные органы Рос­сийского государства.

Различать сферу деятельности полиции, пра­воохранительных органов.

Исследовать несложные практические ситу­ации, связанные с деятельностью правоохрани­тельных органов

12

Повторение по теме: «Регулирование поведения людей в обществе».

1



Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников


13

Контрольная работа № I.






Человек в экономических отношениях





14

Экономика и её основные участники

Экономика и её основные участ­ники. Натуральное и товарное хо­зяйство. Потребители, производи­тели

1



Характеризовать роль потребителя и произ­водителя в экономике.

Приводить примеры их деятельности.

Описывать различные формы организации хозяйственной жизни.

Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя

15

Мастерство работника

Мастерство работника. Высо­коквалифицированный и малоква­лифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработ­ная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда

1



Описывать составляющие квалификации ра­ботника.

Характеризовать факторы, влияющие на раз­мер заработной платы.

Объяснять взаимосвязь квалификации, коли­чества и качества труда

16-17

Производство: затраты, выручка, прибыль. Производство, производитель­ность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль раз­деления труда в развитии производ­ства. Новые технологии и их воз­можности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя

2



Раскрывать роль производства в удовлетворе­нии потребностей общества.

Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда.

Объяснять значение разделения труда в раз­витии производства.

Различать общие, постоянные и переменные затраты производства

18

Виды и формы бизнеса.

Виды бизнеса. Роль предприни­мательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя

1



Объяснять значение бизнеса в экономиче­ском развитии страны.

Характеризовать особенности предпринима­тельской деятельности.

Сравнивать формы организации бизнеса.

Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с достижением успеха в бизнесе.

Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций

19

Обмен, торговля, ре­клама.

Обмен. Товары и услуги. Стои­мость, цена товара. Условия выгод­ного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике

1



Объяснять условия осуществления обмена в экономике.

Характеризовать торговлю и сё формы как особый вид экономической

деятельности.

Раскрывать роль рекламы в развитии торгов­ли.

Выражать собственное отношение к реклам­ной информации.

Оценивать своё поведение с точки зрения ра­ционального покупателя

20

Деньги, их функции

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные вилы денег

1



Описывать виды денег.

Раскрывать на примерах функции денег

21 - 22

Экономика семьи

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсоб­ное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обяза­тельные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Семейное потребление. Прожи­точный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам

1



Раскрывать понятие «семейный бюджет».

Приводить примеры различных источников доходов семьи.

Различать обязательные и произвольные рас­ходы.

Описывать закономерность изменения по­требительских расходов семьи в зависимости от доходов

23

Повторение по теме «Человек в экономических отношениях»

2



Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучае­мой теме.

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

24

Контрольная работа № II.










Человек и природа (5 ч)


5

25

Человек — часть при­роды

Человек — часть природы. Зна­чение природных ресурсов как ос­новы жизни и деятельности чело­вечества. Проблема загрязнения окружающей среды

1



Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества.

Характеризовать отношение людей к исчер- паемым ресурсам.

Описывать состояние неисчерпаемых бо­гатств Земли.

Объяснять опасность загрязнения воды, по­чвы и атмосферы.

Различать ответственное и безответственное отношение к природе.

Определять собственное отношение к при­роде

Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные;


Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью






26

Охранять природу — значит охранять жизнь

Охрана природы. Цена безот­ветственного отношения к приро­де. Главные правила экологической морали

1



Объяснять необходимость активной деятель­ности по охране природы.

Характеризовать смысл экологической мо­рали

27-28

Закон на страже при­роды

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружа­ющей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности

1



Характеризовать деятельность государства по охране природы.

Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе.

Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбере­жении природы

29

Повторение по теме «Человек и природа»

1



Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников


30

Контрольная работа № III.





31-32

Итоговое повторение

2



Провести диагностику результатов обучения в 7 классе.

Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе

33

Итоговая контрольная работа









34

Промежуточная аттестация*























































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!