Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 8
Обсуждено: На заседании МО Протокол № _______ от « _____» ___________ 2017 г. | Рассмотрено: На педагогическом совете Протокол № _______ от « _____» ___________ 2017г. | Утверждено: Директор школы _______ И.В Васильева Приказ № _______ от « _____» ___________ 2017 г. |
Рабочая программа
по обществознанию
9 класс
Программа разработана
учителем Павловой Л.А.
п.Новосмолинский
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознание составлена на основе учебного плана , программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.-Сб.1.-232с.
Обществознание - учебный предмет в школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Программа учитывает актуальные проблемы, которые решает школьник и позволяет последовательно раскрыть различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства. Особенностью данной программы является практическая направленность на формирование ключевых, социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, общественно-политической и других видах деятельности. Центральной темой в содержании курса по обществознанию выступают моральные и правовые нормы, как регуляторы общественной жизни. На уроках учащиеся знакомятся с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмов их действий. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально-приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков, других людей с нравственно-правовых позиций.
Основное внимание в программе уделено очень сложному, но необычайно важному периоду становления личности человека – подростковому возрасту. Наряду с научными знаниями в содержание программы включены нравственные и правовые нормы, способы познавательной и практической деятельности, система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание программы нацеливает школьников на размышления, самостоятельные действия, формирует первичные представления об обществе. Важной особенностью выступает элементарные знания о российском обществе, о его устройстве, конституционных основах.
Курс обществознания способствует освоению подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности.
Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели и задачи:
• воспитать у школьников чувство патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развивать личность в подростковом возрасте, повышать уровень ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры.
• формировать у учащихся целостную картины общества, адекватную современному уровню знаний о нем и доступную по содержанию для школьников и освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• помочь овладеть учащимся умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в коррекционной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию:
Личностными результатами выпускников школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:
Технологии развивающего обучения.
Новой информационной технологии.
Модульной технологии.
В результате изучения курса школьники должны знать:
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;
уметь:
характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы XXI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;
для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
для реализации и защиты прав человека и гражданина;
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении предмете обществознании является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Уроки обществознания в 9 классе рассчитаны на 1 час в неделю. Материал в программе изложен блоками и произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.
Курс рассчитан на 33 часа и представлен следующими темами:
Права и обязанности гражданина России-25 часа;
Основы уголовного права-10 часов.
Календарно-тематическое планирование 9 класса
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 четверть «Права и обязанности гражданина России» |
1 | Вводное занятие,повторение. | 1 | | |
2 | Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. | 1 | | |
3-4 | Основные конституционные права человека в Российской Федерации. | 2 | | |
5 | Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. | 1 | | |
6 | Трудолюбие как моральная категория. | 1 | | |
7 | Право на труд. Дисциплина труда. | 1 | | |
8 | Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. | 1 | | |
9. | Трудовая книжка. | 1 | | |
2 четверть «Права и обязанности гражданина России» |
10 | Перемещение по работе. Причины перемещения. | 1 | | |
11 | Виды наказаний за нарушения в работе. | 1 | | |
12 | Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? | 1 | | |
13 | Роль семьи в жизни человека и общества. Домашнее хозяйство | 1 | | |
14 | Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. | 1 | | |
15 | Права ребёнка. | 1 | | |
16 | Декларация прав ребёнка. | | | |
17 | Понятие счастливая семья, дружная семья. | 1 | | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
3 четверть Права и обязанности гражданина России» |
18 | Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. | 1 | | |
19 | Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. | 1 | | |
20 | Политические права и свободы. | 1 | | |
21 | Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. | 1 | | |
22 | Религиозные верования и их место в современном мире. | 1 | | |
23 | Право на образование. Самообразование. | 1 | | |
24 | Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям. | 1 | | |
25 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Права и обязанности гражданина России» | 1 | | |
«Основы уголовного права» |
26 | Преступление – наиболее опасные преступления. | 1 | | |
27 | Понятие подстрекатель, наводчик, исполнитель, пособник. | 1 | | |
4 четверть «Основы уголовного права» |
28 | Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания и его цели. | 1 | | |
29 | Уголовная ответственность. Принудительные меры. | 1 | | |
30 | Ответственность несовершеннолетних. | 1 | | |
31 | Правоохранительные органы в стране. | 1 | | |
32 | Суд, его назначение. Правосудие. | 1 | | |
33 | Прокуратура. Роль прокурора. | 1 | | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
34 | Конституционный суд. | 1 | | |
35 | Повторение | 1 | | |
Список литературы.
Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.
Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения: Для учащихся 9-11 кл. М., 1999.
Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.
Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2006 № 4. Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 2. С. 22-26.
Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2008.
Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2005.
Дыдко С.Н. Использование схем и таблиц на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе
Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2005.
Деятельность: теория, методология, проблема. М., 1990.
Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М., Новосибирск, 1997.
Косарев Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1999.
Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М., 1995.
Красин Ю.А. Взаимодействие общественных систем в целостном мире /.
Козин СВ. Информационные технологии в преподавании обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 3. С. 26-32.
Кашанин А.В. Основы государства и права.: Краткий справочник школьника. М., 1998.
Клименко А.В., Румышина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 1998.
Кравченко А.И. Обществознание. 10 класс: Учеб. М: Русское слово, 2002.
Култыгин В.П. Как зарождались знания об обществе: Материалы к урокам // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 7. С. 3-7.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2002.
Маркович Д.Ж. Социальная экология. М, 1996. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М, 1994.
Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 38-41.
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 класс: В 2 сб./Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. – СБ. 1.- 232 с.
Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год / Под ред. СИ. Козленке М., 2002.
Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год / Под ред. СИ. Козленке М., 2003.
Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 2001.
Справочник преподавателя общественных дисциплин/Авт. -сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998.
Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. М., 2003.
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005.