СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа для ребенка с задержкой психического развития

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа (СИПР) разработана для воспитанницы 2 класса, обучающейся по программе 7. 1

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа для ребенка с задержкой психического развития»


Пояснительная записка

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).

Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления. У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава).[10]

Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.[20]

По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.

Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.

Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.

У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава).[10]

Таким образом, психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе. Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.

Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей.

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.

  2. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии).

  3. Увеличение объёма памяти, внимания.

  4. Развитие речи, совершенствование языкового анализа и синтеза.

5. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий).

  1. Развитие саморефлексии.

Принципы построения программы:

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

  2. Единство диагностики и коррекции.

  3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

  4. Комплексность методов психологического воздействия.

  5. Возрастание сложности.

  6. Учет объема и степени разнообразия материала.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет (2-3класс) и включает познавательные упражнения, ориентированные на коррекцию познавательных процессов, развитию общей осведомленности, упражнения на развитие моторики, а также совершенствованию языкового анализа и синтеза.

Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного усвоения программного материала.

Программа включает в себя входную и итоговую диагностику познавательных процессов.

Общее количество занятий – 30 ч.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут в течение одного учебного года.

Все занятия построены следующим образом:

1. Разминка, настрой на занятие. (3-4мин)

2. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (25-30 мин).

3. Рефлексия занятия. (2-3 мин.)

Прогнозируемые результаты:

        1. Активизация творческой и познавательной активности ребенка

        2. Рост показателей развития памяти, внимания.

3.Умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них.

4. Овладение ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.

5.Повышение качества обучаемости.

6. Умение анализировать свою деятельность.

Способы отслеживания результатов:

        1. Показатели психодиагностических, педагогических обследований.

2. Наблюдение за работой ребенка во время уроков.

3. Учёт успеваемости по предметам.


Календарно – тематическое планирование

Дата

Наименование темы, раздела

Количество часов

Виды деятельности ученика

Формы работы

19. 09

«Хорошо много знать!»

1

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться".

26. 09

«Запоминай, играя!»


1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Психогимнастика.

Упражнения на развитие памяти.

Графический диктант.

3. 10

«Думай, анализируя!»


1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Психогимнастика.

Упражнения на развитие мыслительных операций.

10. 10

«Я в мире людей»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступков; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов

17. 10

«В гостях у сказки!»


1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Психогимнастика.

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

Графический диктант.

24. 10

«Я – ученик»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Упражнения на развитие мотивации к учению

31. 10

«Угадай слово!».

1

Личностные

Познавательные


Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Шифровка

14. 11

«Развитие самопознания и индивидуальности»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра.

21. 11

«Найди лишнее…!»


1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Копирование

28.11

Речевые упражнения

.1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Упражнения на правильное дыхание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки

5. 12

«Ожившая картинка!»


1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Психогимнастика. Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

12. 12

Психо-мышеч­ная тре­нировка

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

19. 12

«Загадки», пословицы, поговорки

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Развитие способности по ряду признаков опреде­лять предмет, понимание пословиц и поговорок.

26.12

Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Упражнения на правильное дыхание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата.

16. 01

«Просьба и мое отношение к ней»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Психокоррекционное занятие

23. 01

Психо-мышеч­ная тре­нировка

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

30. 01

Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Самомассаж. Пальчиковая гимнастика. Наша ладонь.

6. 02

Речевые упражнения

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Чистоговорки, скороговорки. Развитие артикуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ.

13. 02

«Учусь слышать и запоминать!»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

20. 02

Работа с текстами.

1

Познавательные


Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение. Понимание. Пересказ.

27. 02

«Угадай слово!».

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Шифровка

6. 03

Психо - мышечная тренировка

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

13. 03

Интеллектуальный тренинг

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Корректурные пробы, «Найди отличия», «Что изменилось».

20. 03

Повышение скорости чтения

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Чтение таблиц слогов.

3. 04

Занятие с элементами арт - терапии «Мои чувства»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Рисование красками.

10. 04

«Аналогии»

1

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Развитие аналитического мышления.

17. 04

«Я в другой роли»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Навыки конструктивного поведения через ролевой тренинг: «Чему меня могут научить трудные ситуации».

24. 04

«Кляксы»

1

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка.

3. 05

Развитие произвольной сферы

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка».

15. 05

«Знакомство со страной чувств. Страх».

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов.

Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом.

Обучение способам релаксации и дыхательным техникам.

22. 05

«Сложи узор»

1

Личностные

Познавательные


Развитие способности к анализу и самоанализу.

29. 05

«Учись, рассуждая!»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Психогимнастика.

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей Графический диктант.















































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»

678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,

ул. Ленина , 34 «а», тел. факс 8 (41145) 52-5-16,

тел. 52- 5- 32 sh5len@rambler.ru




«Утверждаю»

от «______» __________ 2017 г.













Адаптированная программа

на воспитанницу 2 класса

группы задержанного развития

на 2017-2018 учебный год









Воспитанница: ______________

Возраст: 20.07.2008

Составитель: Попова Светлана Анатольевна,

педагог-психолог


























г. Ленинский

2017 г.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития //Под ред. К.С. Лебединского. – М., 1982.

2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа./Под. ред.И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось- 89», 2004.

3.Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.- М.: Школьная Пресса, 2006 .

4.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

5.Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989

6.Блонский П.П. Развитие мышления школьника // Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. / под ред. А.В. Петровского, 1979.

7.Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». – Вып. 1 /Под ред. Бурлаковой Н.С.- М.: «Перспектива», 1998.

8.,Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр.- СПб.: Детство-Пресс, 1999.

9.Горбикова С.А. Игры и упражнения для интеллектуального развития младших школьников. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/09/17/intellektualnoe-razvitie-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh

10.Дети с задержкой психического развития. // Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Ципиной Н. А. М., 1984.

11.Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/12/21/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-dlya-formirovaniya-navykov

12 Загребина Е.В., Запольских О.Л., Чадаева А.В., Олькова С.А. Проект«Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ (ФФН, ЗПР)» http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/03/04/korrektsionnaya-rabota-s-detmi-s-ovz

  1. Игры на развитие памяти, внимания и сообразительностиhttp://poskladam.ru/memory.

Игра- головоломка «Танграм». http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/

  1. Интеллектуальное упражнение "Все познается в сравнении" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 16.01.2013. – Режим доступа: http://azps.ru/training/intelligence/vsyo_poznaetsya_v_sravnenii.html (16.01.2013).

  2. Как развить память у взрослых?http://moya-pamyat.ru/razvitie-pamyati/kak-razvit-pamyat-u-vzroslyx.html

  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001

  4. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.

  5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно- методическое пособие. – СПб: «МиМ», 1997.

  6. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (5-6 класс). – М.: издательство «Ось - 89», 2001.

  7. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: комплект тетрадей по коррекционной и логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К. «Дом печати-ВЯТКА», 2004.

  8. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом упражнений по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

  9. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство «Гном и Д»,2007.

  10. Мамайчук И.И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с ЗПР. – СПб.: Речь, 2004.

  11. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. — 64 с.

  12. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

  13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М. : «Просвещение», «Учебная литература», 1996.

  14. Практическая психология в тестах, или кака научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

  15. Практическая психология образования. / под ред. И.В. Дубровиной. – М., Сфера 1997.

  16. Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг: учебно-методическое пособие для учителей и родителей. – СПб.: Речь, 2002.

  17. Психологические игры и упражнения для развития памяти детейhttp://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-detey.html

  18. Развитие памяти у детей, игры и упражнения http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/razvitie-pamyati-u-detej-igry-i-uprazhneniya-eda-dlya-pamyati.html

  19. Развитие памяти: уроки запоминания http://4brain.ru/memory/Игры, задания и упражнения для развития памяти детей от 3 до 7 лет Источник http://bbsv.ru/education

  20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Учебное пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

  21. Романина В.И. Подготовка детей к школе. Конструирование букв и цифр М. :Владос, 2001. - 40 с. : ил. - ISBN 5-691-00724-6

  22. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.

  23. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.-М.: «Айрис-пресс», 2005.

  24. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.

  25. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ". Электронный методический сборник. http://www.rc-volga.ru/

  26. Тренировка памяти http://4brain.ru/memory/trenirovka-pamjati.php

  27. ТютинаЕ.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2326

  28. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998г. - с. 153-165

  29. Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992. - 52 с

  30. Упражнения и игры для развития мышления детей http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/uprazhneniya-i-igri-dlya-razvitiya-mishleniya-detey-1.html

  31. 7 упражнений для развития зрительной памяти у детей. vse-pro-detey.ru

  32. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПб.: Издательство «Лань», 2001.

46. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты», М., «Владос» 1999г.

47.Шевченко С.Г.,КостенковаЮ.А., Р.Д. Тригер, Шевченко «Дети с задержкой психического развития», М., «Школьная Пресса», 2004г.














Приложение 1

Конспекты занятий

Занятие

Тема: Развитие умения переключать, распределять внимание.

Цель:

-Развитие умения переключать, распределять внимание;

-Развитие зрительно-пространственной ориентировки;

-Развитие мелкой моторики;


Настрой на работу. Когнитивное упражнение "Чаша доброты" (эмоциональное развитие). "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою  любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша  чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты".


Упражнение 1.«Не собьюсь».

Нужно посчитать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»


Упражнение 2. «Слушай внимательно»

Называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Учащийся внимательно слушает их, хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное, растение и т.д.


Упражнение3.. «Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог— «перестрелка»:

- Ну, начали! Повторите— «стол».

Играющие говорят: «Стол».

- Повторите— «окно».

Играющие говорят: «Окно».

- Скажите— «улица». Быстро— «кошка». Вслух— «дым» ит. д.

Упражнение 4. «Графический диктант»

Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т.д.).

Рефлексия занятия: оцените свою работу сегодня от 0 до 3 баллов. 3 балла – это наивысшая оценка работы. Ведущий при этом спрашивает каждого ребенка – насколько хорошо тот оценит свою работу. Обсуждение с детьми сложности упражнений.


Занятие

Тема: Развитие визуальной и аудиальной памяти.

Цель:

-Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти;

-Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;

- Развитие ассоциативного мышления, памяти.

-Развитие концентрации внимания

Разминочное упражнение: «Трава, кусты, деревья» - если ведущий говорит «деревья» - дети встают, поднимают руки вверх и тянутся на носочках вверх, если ведущий говорит «кусты» - дети вытягивают руки перед грудью на уровне плеч, а если «трава» - приседают.

Упражнение 1 «Послушай и нарисуй»
Задача учащегося— нарисовать изображения точно по ин­струкции, запомнив ее на слух. Задания читаются 3 раза.
Они даны по степени возрастания сложности. Подчеркните важ­ность выделения в содержании прочитанного самого главного. При необходимости приведите ребенку какой-нибудь пример.
Задания
1.Нарисуй пять ромбов разного цвета и объема. По­следний ромб должен быть синего цвета, средний должен быть самый большой.
2.Нарисуй шесть мячей разного цвета и объема. Ше­стой мяч должен быть красного цвета, первый — с полоска­ми, а третий — самый маленький.
3.Нарисуй семь воздушных шаров разного цвета и раз­мера. следующий шар должен быть зеленого цвета, у среднего нари­суй ниточку, четвертый шар должен быть самым большим.
4.Нарисуй семь рамок для картин разного цвета и раз­мера. Третья рамка должна быть желтого цвета, в последней изображен цветок, а пятая должна быть овальной формы.

Упражнение 2. «Запомни фигуру»

«Я читаю названия геометрических фигур, вы их находите. Такой подбор поможет вам запомнить все фигуры». После этого найденные фигуры возвращаются к остальным, перемешиваются. Учащимся нужно найти названные ранее фигуры.



Упражнение 3 «Слушай и исполняй»

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем учащиеся должны выполнить эти действия.

  1. Повернуть голову направо, голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

  2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

  3. Повернуться налево, присесть, встать.

  4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.


Рефлексия занятия: «Корзина мнений» - учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки складываются в корзинку, затем выборочно, учителем зачитываются мнения учеников и обсуждаются ответы.

Занятие

Тема: Игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения.

Цель:

-Развитие операций сравнения и обобщения;

-Развитие концентрации внимания;

-Расширение кругозора;

-Совершенствование грамматического строя, расширение словарного запаса.


Прежде чем начать работать давайте выполним глазодвигательные упражнения. Которые помогут глазкам отдохнуть, и активизируют наш ум.

Исходная позиция сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз. По четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе переносицы. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др.

Упражнение «Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете учащемуся мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. 


Упражнение «Обобщение»

Учащийся должен подобрать обобщающие понятие.

1. Суп, гуляш, каша, кисель.

2. Курица, гусь, утка, индейка.

3. Лошадь, корова, овца, свинья.

4. Волк, лиса, медведь, заяц.

5. Картофель, свекла, лук, капуста.

6. Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

7. Тарелка, стакан, кружка, блюдце.

8.Стол, стул, диван, кресло, шкаф.

9. Рубашка, платье, юбка, брюки.

10. Тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли

11. Берёза, липа, ель, сосна, осина.

12. Воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка.

13. Карась, щука, окунь, лещ.

Упражнение «Загадки»

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

- Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

- У тебя есть сестра?

- Есть.

- А у твоей сестры есть сестра?

- Нет, - ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Упражнение «Конкретизация понятий».

Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Рефлексия занятия: у вас на столе фишки желтого, красного и черного цвета, если занятие очень понравилось – поднимите фишку красного цвета, если не очень – желтого, ну а если вообще не понравилось – черного цвета. Обсуждение с детьми сложности упражнений.

Занятие

Тема: Пространственное восприятие букв и цифр

Цель:

- Совершенствование зрительного восприятия букв и цифр, ориентировки на листе бумаги.


-Развитие пространственной ориентировки

-Развитие концентрации внимания.

-Развитие логического мышления.

Настрой на работу. Разминка. Игра «А-а-ах!»(тренировка умения владеть своими чувствами). Ведущий кладет руку на стол и затем медленно ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» - с тем, чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

Упражнение «Составь букву»

Реконструирование букв, то есть как бы “переделка” одной буквы в другую. Например: “Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щполучить ш? А как можно переделать букву и в ц?”. Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:

Ы - Ь - Ъ - Б - В – З

Т - Г - П - Н - И

Ж - Х - К

А - Д - Л - М

т - п - р - г

и - ш - ц - щ

Упражнение «Найди букву С»



Упражнение «Буквоед»


Упражнение «Отгадай слово»


Инструкция: Переверните буквы и отгадайте слово.


 (Зазеркалье)


Рефлексия занятия: «Плюс –минус - интересно». Отметьте все плюсы занятия, все минусы. Что было наиболее интересным (можно данный типрефлексии провести и в письменном варианте)

Занятие

Тема: Предложение. Составление предложений.

Цель:

- Развивать умение предварительного планирования хода выполнения задания по построению предложений из слов.

- Развитие внимания, логического мышления.

- Обогащение словаря, развитие связной


Разминочное упражнение: «Запрещенное слово». Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы: «Море синее, а солнце?», «Какого цвета роза?», «А ромашка?», «Слон большой, а мышка?». Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «абракадабра».

Упражнение 1 «Составь рассказ»

Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу.





Упражнение 2 «Белка»

Составь из данных наборов слов предложения. Расставь их по порядку так, чтобы полу­чился рассказ. Запиши рассказ.

Белка, спешить, к, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в, тёплое, гнездо. В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.

Упражнение «Исправь ошибки»

Мальчик стеклом разбил мяч.

Брат потерял библиотеку из книги.

Коза принесла девочке сена.

Телёнок ведёт девочку на верёвочке.

Весной луга затопили речку.

Коза напоила девочку водой.

После лета пришла долгожданная весна..

Упражнение «Телеграммы»

Расшифруй телеграммы. Чтобы расшифровать телеграмму, нужно правильно разделить слова. (Например: труд нос котомка призы – трудно с котом капризы)


ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ.

КОТЁЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЁ.

РЫБ У НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ.


Рефлексия занятия: продолжи предложение «Мне больше всего удалось…»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!