СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по природоведению 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений   VIII вида  5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по природоведению 6 класс»

МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №50»


«Согласовано»

Руководитель МО учителей предметников


/Л.Г.Марченко/

Ф.И.О.

Протокол №1

От «24» августа 2018 года


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


/Т.М.Корникова./

Ф.И.О.


«__»___________2018 года


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VII вида №50»

/А.Н.Ермаков/

Ф.И.О.

Приказ №

От «__»_________2018 года


АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Предмет природоведение


Класс 6


Учитель, разработавший программу

Косоротикова Любовь Степановна


Количество часов за год 68


Количество часов в неделю 2


Программа-основа Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений   VIII вида  5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;

УМК, учебник Биология 6 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишов – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.












2018-2019 учебный год



Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основании учебного плана, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Неживая природа. 6 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида. /А.И, Никишов. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.- 200 с.: ил.

Количество часов 68 (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану.

Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой и перестройку школьного курса естествознания.

Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.

Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.

В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны знать:

      • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

      • отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

      • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

      Учащиеся должны уметь:

      • обращаться с простым лабораторным оборудованием;

      • определять температуру воздуха, воды;

      • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.


Общая характеристика предмета


Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

Преподавание биологии в специальном (коррекционном) классе направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с живой и неживой природой, влияние на неё.


Место изучаемого предмета в учебном плане


Предмет Естествознание входит в федеральный компонент базисного учебного плана уровня основного общего образования для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида, 1 вариант, обеспечивающего реализацию адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.

В индивидуальном учебном плане на 2018-2019 учебный год на предмет «Естествознание» отведены 68 часа (2 час в неделю).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны знать:

      • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

      • отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

      • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

      Учащиеся должны уметь:

      • обращаться с простым лабораторным оборудованием;

      • определять температуру воздуха, воды;

      • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.


Содержание учебного предмета

Введение

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживои природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостеи в газы, Для чего нужно изучать неживую природу. Планета, на которои мы живем, Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.

Вода

Вода в природе. Своиства воды: непостоянство формы; текучесть: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутнои воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование своиств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяистве. Бережное отношение к воде. Охрана воды. Демонстрация опытов: 1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. 2. Растворение соли, сахара в воде. З. Очистка мутнои воды. 4. Выпаривание солеи из питьевои, минеральнои и морскои воды. 5. Определение текучести воды. Практическая работа. Измерение температуры питьевои Холоднои воды, горячеи и теплои воды, используемои для мытья посуды и других целеи.

Воздух

Своиства воздуха: Прозрачныи, бесцветныи, упругии. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого своиства воздуха в быту. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплыи воздух легче холодного: теплыи воздух поднимается вверх, а тяжелыи холодныи опускается вниз, Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислыигаз, азот. Кислород, его своиство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растении, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислыи газ и его своиство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистыи и грязныи воздух. Примеси в воздухе (водянои пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов: 1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). 2. Объем воздуха в какои-либо емкости. 3. Упругость воздуха.4. Воздух плохои проводник тепла. 5. Расширение воздуха при нагревании в сжатие при охлаждении. 6. Движение воздуха из теплои комнаты в холодную и холодного в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые и ах значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые Торф. Внешнии вид в своиства торфа: коричневыи цвет, ХОРОШО впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и пользование. Каменныи уголь. Внешнии вид и своиства каменного угля: цвет, блеск горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешнии вид я своиства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природныи газ. Своиства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрении. Калииная соль. Внешнии вид и своиства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешнии вид в своиства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых своиств ГОРЮЧИХ полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля. 2. Определение растворимости калиинои соли.

Почва

Почва верхнии я плодородныи слои земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегнои, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегнои органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные своиства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.

Сравнение песка и песчаных почв по водным своиствам. Сравнение глины я глинистых почв во водным своиствам. Основное своиство почвы плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяистве. Охрана почв. Демонстрация опытов:Выделение воздуха и воды из почвы. 2. Обнаружение в почве песка я глины. 3. Выпаривание минеральных веществ из воднои вытяжки. 4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее. Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатои и граблям я, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Формы и средства контроля

Контрольные работы

Вид

Срок проведения

По плану

Фактическая

дата

1

Что мы узнали о воде

письменная работа



2

Что мы узнали о воздухе

тестирование



3

Что мы узнали о полезных ископаемых

письменная работа



4

Что мы узнали о почве

тестирование




Критерии и нормы оценки

    1. устный опрос

    2. практическая работа

    3. творческая работа (реферат, сообщение, доклады и т.д.)

    4. выполнение заданий по учебнику

    5. ответы на вопросы,

    6. пересказ

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Отметка «5» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

• четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;

• для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.

Отметка «4» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;

• ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;

• допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

• определение понятий недостаточно четкие;

• не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;

• допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.

Отметка «2» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• основное содержание учебного материала не раскрыто;

• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

• допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений.

Отметка «5» ставится, если:

1. правильно определена цель опыта;

2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

3. грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если:

1. правильно определена цель опыта;

2. самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);

3. в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если:

1. правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;

2. допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2» ставится, если:

1. самостоятельно не определена цель опыта;

2. не подготовлено нужное оборудование;

3. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010.

2. Неживая природа. 6 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида. /А.И, Никишов. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.- 200 с.: ил


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

на 2018/ 2019 учебный год


Номер урока

Наименование раздела программы.

Тема урока

Параграф учебника (номер, название), или страницы

Количество часов

Виды работ, практические работы

Дата проведения урока

Примечания

6

Планируемая



Фактическая

1 четверть (18 часов)


Нумерация






Общее знакомство с природой

1

Живая и неживая природа

§ 1

1





2

Твердые тела, жидкости и газы

§ 2

1





3

Для чего нужно изучать неживую природу?

§ 3

1





Вода

4

Вода в природе. Вода - жидкость

§ 4-5

1





5

Температура воды и её измерение

§6

1





6

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении

§ 7

1





7

Изменение состояния воды при замерзании

§ 8

1





8

Лед – твердое тело

§ 9

1





9

Превращение воды в пар

§ 10

1





10

Кипение воды

§ 11

1





11

Три состояния воды в природе

§ 12

1





12

Вода - растворитель

§ 13

1





13

Водные растворы и их использование

§ 14-15

1





14

Нерастворимые в воде вещества

§ 16

1





15

Чистая и мутная вода

§ 17

1





16

Питьевая вода.

§ 18

1





17

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

§ 19

1





18

Что мы узнали о воде

§ 20

1





2 четверть (14 часов)

Воздух

19

Воздух в природе. Воздух занимает место

§ 21 -22

1





20

Воздух сжимаем и упруг

§ 23

1





21

Воздух – плохой проводник тепла

§ 24

1





22

Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении

§ 25

1





23

Теплый воздух легче холодного

§ 2

1





24

Движение воздуха в природе

§ 27

1





25

Состав воздуха

§ 28

1





26,27

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека.

§ 29

2





28

Углекислый газ

§ 30

1





39

Применение углекислого газа

§ 31

1





30

Значение воздуха

§ 32

1





31

Чистый и загрязненный воздух

§ 33

1





32

Охрана воздуха

§ 34

1





33

Что мы узнали о воздухе

§ 35

1





3 четверть (20часов)

Полезные ископаемые

34

Что такое полезные ископаемые

§ 36

1





35,36

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

§ 37

2





37

Гранит.

§38

1





38

Известняки.

§ 39

1





39

Песок и глина.

§ 40

1





40

Горючие полезные ископаемые.

§ 41

1





41

Торф.

§ 42

1





42

Каменный уголь.

§ 43

1





43

Нефть.

§ 44

1





44

Природный газ.

§ 45

1





45

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

§ 46

1





46

Калийная соль.

§ 47

1





47

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения.

§ 48

1





48

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

§ 49

1





49

Железные руды.

§ 50

1





50

Черные металлы. Чугун

§ 51

1





51

Сталь

§ 52

1





52

Медная и алюминиевая руды.

§ 53

1





53

Алюминий.

§ 54

1





54

Медь и олово. Что мы узнали о полезных ископаемых

§55-56

1





4 четверть (16 часов)

Почва

55

Что называют почвой

§ 57

1





56

Состав почвы. Экскурсия к почвенным обнажениям

§ 58

1





57

Перегной – органическая часть почвы

§ 59

1





58

Песок и глина, минеральная часть почвы

§ 60

1





59

Минеральные соли в почве

§ 61

1





60

Различие почв по их составу

§ 62

1





61

Как проходит вода в разные почвы

§ 63

1





62

Испарение воды из почвы

§ 64

1





63,64

Весенняя (предпосевная обработка почвы) Практическая работа Вскапывание лопатой, боронование граблями

§ 65

2





65

Осенняя (основная) обработка почвы

§ 66

1





66

Практическая работа Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников


1





67

Охрана почв

§ 67

1





68

Что мы узнали о почве

§ 68

1






Итого


68 часов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!