МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №50»
«Согласовано»
Руководитель МО учителей предметников
/Л.Г.Марченко/
Ф.И.О.
Протокол №1
От «24» августа 2018 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
/Т.М.Корникова./
Ф.И.О.
«__»___________2018 года
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VII вида №50»
/А.Н.Ермаков/
Ф.И.О.
Приказ №
От «__»_________2018 года
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Предмет природоведение
Класс 6
Учитель, разработавший программу
Косоротикова Любовь Степановна
Количество часов за год 68
Количество часов в неделю 2
Программа-основа Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;
УМК, учебник Биология 6 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишов – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основании учебного плана, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Неживая природа. 6 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида. /А.И, Никишов. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.- 200 с.: ил.
Количество часов 68 (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану.
Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой и перестройку школьного курса естествознания.
Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.
В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
• обращаться с простым лабораторным оборудованием;
• определять температуру воздуха, воды;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Общая характеристика предмета
Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.
Преподавание биологии в специальном (коррекционном) классе направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с живой и неживой природой, влияние на неё.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Предмет Естествознание входит в федеральный компонент базисного учебного плана уровня основного общего образования для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида, 1 вариант, обеспечивающего реализацию адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.
В индивидуальном учебном плане на 2018-2019 учебный год на предмет «Естествознание» отведены 68 часа (2 час в неделю).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
• обращаться с простым лабораторным оборудованием;
• определять температуру воздуха, воды;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Содержание учебного предмета
Введение
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживои природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостеи в газы, Для чего нужно изучать неживую природу. Планета, на которои мы живем, Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.
Вода
Вода в природе. Своиства воды: непостоянство формы; текучесть: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутнои воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование своиств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяистве. Бережное отношение к воде. Охрана воды. Демонстрация опытов: 1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. 2. Растворение соли, сахара в воде. З. Очистка мутнои воды. 4. Выпаривание солеи из питьевои, минеральнои и морскои воды. 5. Определение текучести воды. Практическая работа. Измерение температуры питьевои Холоднои воды, горячеи и теплои воды, используемои для мытья посуды и других целеи.
Воздух
Своиства воздуха: Прозрачныи, бесцветныи, упругии. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого своиства воздуха в быту. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплыи воздух легче холодного: теплыи воздух поднимается вверх, а тяжелыи холодныи опускается вниз, Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислыигаз, азот. Кислород, его своиство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растении, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислыи газ и его своиство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистыи и грязныи воздух. Примеси в воздухе (водянои пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Демонстрация опытов: 1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). 2. Объем воздуха в какои-либо емкости. 3. Упругость воздуха.4. Воздух плохои проводник тепла. 5. Расширение воздуха при нагревании в сжатие при охлаждении. 6. Движение воздуха из теплои комнаты в холодную и холодного в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые и ах значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые Торф. Внешнии вид в своиства торфа: коричневыи цвет, ХОРОШО впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и пользование. Каменныи уголь. Внешнии вид и своиства каменного угля: цвет, блеск горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешнии вид я своиства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природныи газ. Своиства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрении. Калииная соль. Внешнии вид и своиства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешнии вид в своиства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Демонстрация опытов:
1. Определение некоторых своиств ГОРЮЧИХ полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля. 2. Определение растворимости калиинои соли.
Почва
Почва верхнии я плодородныи слои земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегнои, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегнои органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные своиства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным своиствам. Сравнение глины я глинистых почв во водным своиствам. Основное своиство почвы плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяистве. Охрана почв. Демонстрация опытов:Выделение воздуха и воды из почвы. 2. Обнаружение в почве песка я глины. 3. Выпаривание минеральных веществ из воднои вытяжки. 4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее. Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатои и граблям я, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Формы и средства контроля
№ | Контрольные работы | Вид | Срок проведения |
По плану | Фактическая дата |
1 | Что мы узнали о воде | письменная работа | | |
2 | Что мы узнали о воздухе | тестирование | | |
3 | Что мы узнали о полезных ископаемых | письменная работа | | |
4 | Что мы узнали о почве | тестирование | | |
Критерии и нормы оценки
устный опрос
практическая работа
творческая работа (реферат, сообщение, доклады и т.д.)
выполнение заданий по учебнику
ответы на вопросы,
пересказ
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
• четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
• для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
• ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
• допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
• определение понятий недостаточно четкие;
• не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
• допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Отметка «2» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• основное содержание учебного материала не раскрыто;
• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
• допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений.
Отметка «5» ставится, если:
1. правильно определена цель опыта;
2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
3. грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если:
1. правильно определена цель опыта;
2. самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
3. в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если:
1. правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
2. допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Отметка «2» ставится, если:
1. самостоятельно не определена цель опыта;
2. не подготовлено нужное оборудование;
3. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010.
2. Неживая природа. 6 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида. /А.И, Никишов. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.- 200 с.: ил
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
на 2018/ 2019 учебный год
Номер урока | Наименование раздела программы. Тема урока | Параграф учебника (номер, название), или страницы | Количество часов | Виды работ, практические работы | Дата проведения урока | Примечания |
6 |
Планируемая | Фактическая |
1 четверть (18 часов) |
| Нумерация | | | | | |
Общее знакомство с природой |
1 | Живая и неживая природа | § 1 | 1 | | | | |
2 | Твердые тела, жидкости и газы | § 2 | 1 | | | | |
3 | Для чего нужно изучать неживую природу? | § 3 | 1 | | | | |
Вода |
4 | Вода в природе. Вода - жидкость | § 4-5 | 1 | | | | |
5 | Температура воды и её измерение | §6 | 1 | | | | |
6 | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении | § 7 | 1 | | | | |
7 | Изменение состояния воды при замерзании | § 8 | 1 | | | | |
8 | Лед – твердое тело | § 9 | 1 | | | | |
9 | Превращение воды в пар | § 10 | 1 | | | | |
10 | Кипение воды | § 11 | 1 | | | | |
11 | Три состояния воды в природе | § 12 | 1 | | | | |
12 | Вода - растворитель | § 13 | 1 | | | | |
13 | Водные растворы и их использование | § 14-15 | 1 | | | | |
14 | Нерастворимые в воде вещества | § 16 | 1 | | | | |
15 | Чистая и мутная вода | § 17 | 1 | | | | |
16 | Питьевая вода. | § 18 | 1 | | | | |
17 | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | § 19 | 1 | | | | |
18 | Что мы узнали о воде | § 20 | 1 | | | | |
2 четверть (14 часов) |
Воздух |
19 | Воздух в природе. Воздух занимает место | § 21 -22 | 1 | | | | |
20 | Воздух сжимаем и упруг | § 23 | 1 | | | | |
21 | Воздух – плохой проводник тепла | § 24 | 1 | | | | |
22 | Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении | § 25 | 1 | | | | |
23 | Теплый воздух легче холодного | § 2 | 1 | | | | |
24 | Движение воздуха в природе | § 27 | 1 | | | | |
25 | Состав воздуха | § 28 | 1 | | | | |
26,27 | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. | § 29 | 2 | | | | |
28 | Углекислый газ | § 30 | 1 | | | | |
39 | Применение углекислого газа | § 31 | 1 | | | | |
30 | Значение воздуха | § 32 | 1 | | | | |
31 | Чистый и загрязненный воздух | § 33 | 1 | | | | |
32 | Охрана воздуха | § 34 | 1 | | | | |
33 | Что мы узнали о воздухе | § 35 | 1 | | | | |
3 четверть (20часов) |
Полезные ископаемые |
34 | Что такое полезные ископаемые | § 36 | 1 | | | | |
35,36 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве | § 37 | 2 | | | | |
37 | Гранит. | §38 | 1 | | | | |
38 | Известняки. | § 39 | 1 | | | | |
39 | Песок и глина. | § 40 | 1 | | | | |
40 | Горючие полезные ископаемые. | § 41 | 1 | | | | |
41 | Торф. | § 42 | 1 | | | | |
42 | Каменный уголь. | § 43 | 1 | | | | |
43 | Нефть. | § 44 | 1 | | | | |
44 | Природный газ. | § 45 | 1 | | | | |
45 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. | § 46 | 1 | | | | |
46 | Калийная соль. | § 47 | 1 | | | | |
47 | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. | § 48 | 1 | | | | |
48 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. | § 49 | 1 | | | | |
49 | Железные руды. | § 50 | 1 | | | | |
50 | Черные металлы. Чугун | § 51 | 1 | | | | |
51 | Сталь | § 52 | 1 | | | | |
52 | Медная и алюминиевая руды. | § 53 | 1 | | | | |
53 | Алюминий. | § 54 | 1 | | | | |
54 | Медь и олово. Что мы узнали о полезных ископаемых | §55-56 | 1 | | | | |
4 четверть (16 часов) |
Почва |
55 | Что называют почвой | § 57 | 1 | | | | |
56 | Состав почвы. Экскурсия к почвенным обнажениям | § 58 | 1 | | | | |
57 | Перегной – органическая часть почвы | § 59 | 1 | | | | |
58 | Песок и глина, минеральная часть почвы | § 60 | 1 | | | | |
59 | Минеральные соли в почве | § 61 | 1 | | | | |
60 | Различие почв по их составу | § 62 | 1 | | | | |
61 | Как проходит вода в разные почвы | § 63 | 1 | | | | |
62 | Испарение воды из почвы | § 64 | 1 | | | | |
63,64 | Весенняя (предпосевная обработка почвы) Практическая работа Вскапывание лопатой, боронование граблями | § 65 | 2 | | | | |
65 | Осенняя (основная) обработка почвы | § 66 | 1 | | | | |
66 | Практическая работа Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников | | 1 | | | | |
67 | Охрана почв | § 67 | 1 | | | | |
68 | Что мы узнали о почве | § 68 | 1 | | | | |
| Итого | | 68 часов | | | | |