СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по предмету "Живой мир" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по предмету "Живой мир" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по предмету "Живой мир" 5 класс»

МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №50»


«Согласовано»

Руководитель МО учителей предметников


/Л.Г.Марченко/

Ф.И.О.

Протокол №1

От «24» августа 2018 года


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


/Т.М.Корникова./

Ф.И.О.


«__»___________2018 года


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VII вида №50»

/А.Н.Ермаков/

Ф.И.О.

Приказ №

От «__»_________2018 года


АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Предмет живой мир


Класс 5


Учитель, разработавший программу

Косоротикова Любовь Степановна


Количество часов за год 68


Количество часов в неделю 2


Программа-основа Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений   VIII вида  5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;

УМК, учебник Приподоведение. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.












2018-2019 учебный год




ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.

Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических, географических и исторических знаний. Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать

  • здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Основными задачами курса « Природоведение » являются:

    1. расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

    2. обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно - практической и продуктивной деятельности;

    3. систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

    4. уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

    5. улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

    6. активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);

    7. систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).

Обучающиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.


Общая характеристика предмета


«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

Примерная программа, так же как и стандарт по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».

В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представление учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания обучающихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы. Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в стандарт и примерную программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практикоориентированной деятельности.


Место изучаемого предмета в учебном плане


Описание места учебного предмета в учебном плане. В программе приоритетной является практическая деятельность обучающихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно -популярной литературой для младшего подросткового возраста и др. Программа для 5 класса по «природоведению рассчитана на 68 часов в год, то есть 2 час в неделю.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета


Личностные:

- осознание себя как члена общества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность

Предметные:

Достаточный уровень

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов.



Содержание учебного предмета


1. Введение.

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

2. Вселенная.

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия или наблюдение за звездным небом.

3. Наш дом - Земля.

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

4. Растительный мир Земли.

Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).  Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли».

Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

5. Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые.  Жуки, бабочки, стрекозы.  Внешний вид.  Место в природе. Значение.  Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

6. Человек.

 Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

7. Есть на Земле страна- Россия.

Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия».

8. Повторение.

Повторение пройденного. Экскурсии по городу, поселку. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.




Формы и средства контроля

Контрольные работы

Вид

Срок проведения

По плану

Фактическая

дата

1

Проверочная работа по теме: «Вселенная»

тестирование



2

Проверочная работа по теме: «Наш дом – Земля»

устный опрос



3

Контрольная работа по теме: «Растительный мир Земли».

диктант



4

Контрольная работа на тему: «Животный мир Земли»

тестирование



5

Контрольная работа «Есть на Земле страна – Россия»

тестирование




Критерии и нормы оценки

    1. устный опрос

    2. практическая работа

    3. творческая работа (реферат, сообщение, доклады и т.д.)

    4. выполнение заданий по учебнику

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Отметка «5» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;

  • для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.

Отметка «4» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

  • раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;

  • ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;

  • допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

  • основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определение понятий недостаточно четкие;

  • не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов,     допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.

Отметка «2» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений.

Отметка «5» ставится, если:

  1. правильно определена цель опыта;

  2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

  3. грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если:

  1. правильно определена цель опыта;

  2. самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);

  3. в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если:

  1. правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;

  2. допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2» ставится, если:

  1. самостоятельно не определена цель опыта;

  2. не подготовлено нужное оборудование;

  3. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1.Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2014. – 176 с.

Для преподавателя:

2. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

на 2018/ 2019 учебный год


Номер урока

Наименование раздела программы.

Тема урока

Параграф учебника (номер, название), или страницы

Количество часов

Виды работ, практические работы

Дата проведения урока

Примечания

5 а

5 б

Планируемая

Фактическая

Планируемая

Фактическая

1 четверть (18 часов)


Нумерация






Введение.

1

Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу? Знакомство с учебником.

Стр. 3

1







Вселенная.

2

Небесные тела: планеты, звезды.

Стр. 4-5

1



























3

Солнце. Солнечная система.

Стр. 6-8

1







4,5

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования

Стр. 9-11

2







6

Проверочная работа по теме: «Вселенная»


1







Наш дом - Земля.

7,8

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли.

Стр. 12-13

2







9

Соотношение воды и суши на Земле.


1







10

Воздух и его охрана.

Стр. 14-15

1







11

Значение воздуха для жизни на Земле.. Состав воздуха.

Стр. 16-17

1







12

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги.

Стр. 18-19

1







13

Поверхность суши: горы.

Стр. 20-21

1







14

Почва. Свойства почвы.

Стр. 22-24

1







15

Полезные ископаемые.

Стр. 24-27

1







16

Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение.

Стр. 28-31

1







17

Вода. Свойства

Стр. 31-34

1







18

Вода в природе

Стр. 34-37

1







2 четверть (14 часов)

19

Воды суши: ручьи, реки.

Стр. 37- 40

1







20

Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Стр. 40-43

1







21,22

Моря и океаны. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Стр. 43-46

2







23

Проверочная работа по теме: «Наш дом – Земля»


1







Растительный мир Земли.

24

Разнообразие растительного мира.

Стр. 47-49

1







25

Среда обитания растений.

Стр. 50-53

1







26

Части растения.

Стр. 54-56

1







27

Деревья, кустарники, травы.

Стр. 56-58

1







28

Дикорастущие и культурные растения


1







29


Лиственные деревья ( дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

Стр. 59-61

1







30

Хвойные деревья (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.

Стр. 62-64

1







31,32

Кустарники (дикорастущие и культурные). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.

Стр. 64-67

2







3 четверть (20 часов)

33

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка

Стр. 67-69

1







34

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Места произрастания.


Стр. 70- 73

1







35

Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование.

Стр. 73-75

1







36

Комнатные растения. Уход, значение, охрана растений. Красная книга.

Стр. 75-80

1







37

Контрольная работа по теме: «Растительный мир Земли».


1







Животный мир Земли.

38

Разнообразие животного мира.

Стр. 71-83

1







39

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Стр. 83-85

1







40

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Стр. 86-88

1







41

Насекомые. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана

Стр. 89-90

1







42

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Значение. Охрана.

Стр. 91-93


1







43

Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

Стр. 93-95

1







44

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

Стр. 95-97

1







45

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

Стр. 98-100

1







46

Уход за животными в живом уголке или дома.

Стр. 100-102

1







47

Птицы живого уголка.

Стр. 103-104

1







48

Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.

Стр. 104-107

1







49

Собаки. Правила ухода и содержания.

Стр. 107-109

1







50

Домашние кошки. Правила ухода и содержания.

Стр. 109- 111

1







51

Охрана животных. Заповедники.

Стр. 111-113

1







52

Контрольная работа на тему: «Животный мир Земли»


1







4 четверть (16 часов)

Человек.

53

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

Стр. 114-117

1







54

Как работает наш организм. Взаимодействие органов.

Стр. 118-119

1







55

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры). Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

Стр. 120-125

1







56

Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

Стр. 126-128

1







57

Здоровое питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

Стр. 129-131

1







58

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Стр. 132-134

1







59

Оказание первой медицинской помощи.

Стр. 135-138

1







Есть на земле страна – Россия.


60

Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.

Стр. 139-144

1







61

Население России. Городское и сельское население. Народы России.

Стр. 144-146

1







62

Столица Москва. Санкт-Петербург.

Стр. 147-151

1







63

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Новосибирск, Владивосток.

Стр. 152-156

1







64

Золотое кольцо. Древние русские города.

Стр. 157-159

1







65

Растительный мир России. Животный мир России.

Стр. 162-168

1







66

Охрана природы. Заповедники и заказники.

Стр. 169-171

1







67

Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности.

Стр. 172-173

1







68

Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна - Россия».


1








Итого


68 часов









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!