СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по математике для ученика 1 класса с умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по математике для ученика 1 класса с умственной отсталостью. Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по математике для ученика 1 класса с умственной отсталостью.»

I. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по математике составлена для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью, Адаптированной основной общеобразовательной программы БОУ г. Омска «Школа – интернат основного общего образования №2», «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под редакцией Бгажноковой И.М. (Просвещение, 2011) и «Авторской рабочей программы по учебному предмету «Математика» для первого класса Дяк Надежды Мироновны.

Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:

  • Алышева Т.В. «Математика 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». В 2 ч.– М.: Просвещение, 2013г.

  • Алышева Т.В. «Математика» Рабочая тетрадь 1 класс: пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013г.

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель рабочей программы по математике в первом классе - подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и к овладению доступными трудовыми навыками.

Рабочая программа по математике в первом классе решает следующие задачи:

  • формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических и житейских задач и развитие способности их использования в жизненных ситуациях;

  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Общая характеристика учебного предмета

Математический материал в 1 классе представлен следующими разделами: пропедевтика обучения математике, т.е. развитие дочисловых представлений; нумерация чисел в пределах 10, число и цифра 0; единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени). В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.

При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от учащихся достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение и сравнение. Успех в обучении математике учащимися с нарушением интеллекта во многом зависит от учета трудностей, особенностей овладения ими математическими знаниями и учета потенциальных возможностей учащихся. Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза) и моторики учащихся. Это проявляется в обучении письму цифр, решении примеров и задач в частности.

Система учебных заданий представляется в логической последовательности от простого к сложному. Новый материал вводится пошагово, небольшими порциями, с учётом тех трудностей, которые испытывают учащиеся 1 класса с умственной отсталостью.

В течение всего года предусмотрены задания на выполнение практических работ в тетрадях по образцу. Эти задания следует давать ученикам дифференцированно, с учётом их реальных возможностей.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Математика» входит в образовательную область «Математика» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Общее количество часов за 4 года обучения составляет 507 часов.

Рабочая программа по математике в 1 классе рассчитана на 99 часов в год в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю, 33 учебных недели).

Особенности организации учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Математика» в 1 классе.

Продолжительность урока в I классе – 35 мин. (1, 2 четверть), начиная с 3 четверти – 40 минут.

Результаты освоения программы

Рабочая программа для 1 класса направлена на достижение учащимися определенных личностных и предметных результатов, а также на формирование базовых учебных действий.

Изучение предмета «Математика» в 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиям, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

  • понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные умения:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,  ученик – класс, учитель  – ученик);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные учебные способности:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из –за парты и т.д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные учебные умения:

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заменителями;

  • писать и выполнять арифметические действия;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях).

Предметные результаты

В рабочей программе 1 класса по математике предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметными результатами является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Предполагается, что к концу обучения в 1 классе учащиеся будут уметь:

Минимальный уровень:

  • различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;

  • сравнивать предметы по одному признаку;

  • определять положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя;

  • образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;

  • считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10;

  • сравнивать группы предметов;

  • решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного действия с помощью счётного и дидактического материала;

  • пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из 2х слагаемых;

  • пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

  • решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка; записывать решение в виде арифметического примера с помощью учителя;

  • строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;

  • обводить геометрические фигуры по трафарету.

Достаточный уровень:

  • сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2-4 предмета;

  • сравнивать предметы по одному или нескольким признакам;

  • называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела, рук и т.д.;

  • изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие;

  • образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;

  • считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10;

  • оперировать количественными и порядковыми числительными;

  • заменять 10 единиц 1 десятком;

  • сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;

  • решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий;

  • пользоваться переместительным свойством сложения;

  • пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из 2х слагаемых;

  • пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

  • решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка; записывать решение в виде арифметического примера;

  • отображать точку на листе бумаги;

  • строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;

  • проводить прямую линию через 1-2 точки;

  • обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону, трафарету.

К концу обучения в 1 классе учащиеся так же должны иметь следующие представления:

  • о цвете, величине, размере, массе, форме предметов;

  • о положении предметов в пространстве и на плоскости;

  • о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней)

  • о числах 1 – 10 и числе 0;

  • о количественном и порядковом счёте;

  • о единицах стоимости: рубль, копейка; о монетах, о бумажной купюре;

  • об арифметических действиях (сложение и вычитание), знаках +,-, =;

  • о переместительном свойстве сложения;

  • о составе чисел первого десятка из двух чисел;

  • о геометрических формах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, точке, прямой, кривой линии, отрезке, кубе, шаре, брусе.

Личностные результаты

Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:

  • умение вступать в контакт с педагогом;

  • способность работать в коллективе (ученик-ученик);

  • слушать и понимать инструкцию педагога;

  • обращаться за помощью и принимать помощь педагога.

Методы диагностики и критерии результативности

В 1 классе ведётся безотметочное обучение. Основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения, должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Математика» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (первичная диагностика);

2 этап - декабрь (промежуточная диагностика);

3 этап - май (итоговая диагностика).

Предметные результаты в 1 классе оцениваются по следующим критериям:

0 баллов – не проявил умения, не научился

1 балл - выполняет задания с помощью учителя;

2 балла - допускает ошибки, требуется частичная помощь учителя;

3 балла - выполняет всё самостоятельно.

Полученные данные заносятся в таблицу фиксации планируемых результатов обучения по предмету «Математика» (Приложение 1).

Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (первичная диагностика);

2 этап - декабрь (промежуточная диагностика);

3 этап - май (итоговая диагностика).

Сформированность базовых учебных действий оценивается по следующей системе:

«Да» (+) - умеет (вступать в контакт с педагогом, принимать помощь педагога, понимать инструкцию педагога, общаться со сверстниками в классе).

«Нет» (-) - не умеет (вступать в контакт с педагогом, принимать помощь педагога, понимать инструкцию педагога, общаться со сверстниками в классе).

«Не всегда» (!) - не всегда (вступает в контакт с педагогом, принимает помощь педагога, понимает инструкцию педагога, общается со сверстниками в классе).

Результаты диагностики заносятся в таблицу (Приложение 2).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Освоение учебного предмета «Математика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

  • набор геометрических фигур;

  • счётное панно;

  • счётные палочки;

  • пазлы;

  • трафареты;

  • магнитная доска;

  • касса цифр и знаков на магнитах;

  • числовой ряд чисел 1-10;

  • таблица состава чисел 1 десятка;

  • наборное полотно;

  • модель сутки;

  • числовой веер;

  • счёты;

  • демонстрационные пособия для уточнения представлений о цвете, величине, размере, массе; о количественных, пространственных, временных представлениях.

Демонстрационные приборы и инструменты:

  • угольник классный;

  • метр.

Технические средства обучения:

  • персональный ноутбук;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • документ-камера;

  • многофункциональное устройство;

  • мультимедийные образовательные ресурсы по математике;

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Научно-методическая литература:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа БОУ г. Омска «Школа – интернат ООО №2»

  2. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы – М.: Просвещение, 2011.

  3. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 232 с.

  4. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011.

  5. Габай, Т. В. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов по спец. психологии] / Т. В. Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

  6. ЖильцоваТ.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004г.

  7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М: Просвещение, 1990г.

  8. Кудрина С.В. Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога – М: ВЛАДОС, 2010г.

  9. Моро М.И. Математика в 1 классе: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2009г.

  10. Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе - М.: Просвещение, 2008г.

  11. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976г.

  12. Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. Г. Петровой. – 2 – е изд., перераб. – М : Просвещение, 2008.

  13. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) http://fgosovz.herzen.spb.ru/wpcontent/uploads/2014/04/08_ФГОС_УО_19.10.2015.pdf/

  14. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью http://menobr.ru

  15. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы – М: Просвещение, 2008г.

II. Содержание учебного предмета


п/п

Название раздел

Кол-во часов

1.

Пропедевтика.

23

2.

Нумерация.

41

3.

Единицы измерения и их соотношения.

6

4.

Геометрический материал.

12


Итого:

99ч


Содержание математики как учебного предмета включает следующие разделы:

  • пропедевтика обучения математике;

  • нумерация натуральных чисел в пределах 10;

  • единицы измерения и их соотношения;

  • геометрический материал.

В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач и арифметические действия с числами.


Пропедевтика (23 ч.)

Основные задачи раздела – научить детей:

  • различать предметы по цвету, массе, форме;

  • сравнивать предметы по размеру;

  • правильно понимать и употреблять слова: каждый, все, кроме и т.д.;

  • сравнивать предметы по величине;

  • выделять из группы предметов один или несколько предметов, обладающих определёнными свойствами;

  • увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объём жидкости, сыпучего вещества;

  • определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга;

  • ориентироваться на листе бумаги.

Содержание раздела

Свойства предметов: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов: 2-3 предметов, серии предметов имеющих объём, площадь, по величине (большой-маленький, равные, одинаковые), по размеру (длинный-короткий, широкий-узкий). 3-4 предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине), по тяжести (весу). 2 предметов по массе (весу).

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих: 2-3 предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ: в одинаковых ёмкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Положение предметов в пространстве, на плоскости: относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги. Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, следующий за.

Временные представления: сутки (утро, день, вечер, ночь). Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.


Нумерация (41 ч.)

Основные задачи раздела:

  • формирование правильного образования, чтения и записи чисел 0, 1-10;

  • формирование первоначального навыка счёта в прямом и обратном порядке в пределах 10;

  • формирование первоначального навыка сравнения чисел и предметных совокупностей;

  • формирование умения решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;

  • формирование умения решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности;

  • формирование умения пользоваться таблицей сложения в пределах 10.

Содержание раздела

Отрезок числового ряда 1-10. Число и цифра 0. Образование, чтение, запись чисел первого десятка.

Счёт в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 10. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом ряду. Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 10.

Сравнение чисел: больше, меньше, равные.

Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10 ед. = 1 дес., 1 дес. =10 ед.

Названия, обозначение чисел от 1 до 9.

Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания. Знаки +, -, =. Таблицы сложения и вычитания. Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения.

Решение примеров на сложение и вычитание, требующих выполнение двух действий (одинаковых и разных).

Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение числовых данных в задаче, Запись решения. Наименование при записи решения Формулировка ответа (устно).

Единицы измерения и их соотношения (6 ч.)

Основные задачи раздела:

  • формирование первоначального представления о единицах измерения и их обозначение;

  • формирования умения заменять несколько монет одной монетой выше достоинством.

Содержание раздела

Единицы измерения стоимости – копейка, рубль; длины – сантиметр; массы – килограмм, ёмкости – литр; времени – сутки, неделя. Обозначение: 1к., 1р., 1 см.,1 кг., 1 л., 1 сут.

Геометрический материал (12ч.)

Основные задачи раздела:

  • формирование распознавания и изображения геометрических фигур;

  • выработка умения строить прямую линию с помощью линейки и проводить кривую линию.

Содержание раздела

Геометрические фигуры и формы: точка, линия, отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, шар, куб, брус.

Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки. Отрезок, длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1-2 точки.

Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

Формы организации учебной деятельности, используемые на уроках математике: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Фронтальная форма применяется, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов.

Фронтальная форма применяется при различении предметов по цвету, массе, форме; сравнении предметов по размеру (длине, ширине, высоте, величине); рисовании взаимно соответствующих по количеству групп предметов; раскладывании предметов в возрастающем и убывающем порядке; моделировании способов расположения объектов на плоскости и в пространстве относительно себя и друг друга, ориентировании на листе бумаги; при письме цифр; соотнесении цифры и числа; назывании чисел в порядке их следования при счёте; сравнении чисел и групп предметов; образовании следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; собирании геометрических фигур разрезанных на несколько частей; составлении геометрических фигур из счётных палочек.

Групповая (звеньевая) форма применяется для решения всех основных дидактических проблем: закрепления и повторения, изучения нового материала. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами.

Групповая форма применяется при различении предметов по цвету, массе, форме; сравнении предметов по размеру (длине, ширине, высоте, величине); раскладывании предметов в возрастающем и убывающем порядке; моделировании способов расположения объектов на плоскости и в пространстве относительно себя и друг друга, при письме цифр; соотнесении цифры и числа; сравнении чисел и групп предметов; образовании следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; собирании геометрических фигур разрезанных на несколько частей; составлении геометрических фигур из счётных палочек.

Парная форма применяется, когда в группе работают два человека. Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации.

Парная форма применяется при различении предметов по цвету, массе, форме; сравнении предметов по размеру (длине, ширине, высоте, величине); рисовании взаимно соответствующих по количеству групп предметов; раскладывании предметов в возрастающем и убывающем порядке; моделировании способов расположения объектов на плоскости и в пространстве относительно себя и друг друга, ориентировании на листе бумаги; соотнесении цифры и числа; сравнении чисел и групп предметов; образовании следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; собирании геометрических фигур разрезанных на несколько частей; составлении геометрических фигур из счётных палочек.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником заданий, а также индивидуальная помощь педагогом конкретному ученику. Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщение пройденного материала.

Индивидуальная форма применяется при различении предметов по цвету, массе, форме; сравнении предметов по размеру (длине, ширине, высоте, величине); рисовании взаимно соответствующих по количеству групп предметов; раскладывании предметов в возрастающем и убывающем порядке; моделировании способов расположения объектов на плоскости и в пространстве относительно себя и друг друга, ориентировании на листе бумаги; при письме цифр; соотнесении цифры и числа; назывании чисел в порядке их следования при счёте; сравнении чисел и групп предметов; образовании следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; собирании геометрических фигур разрезанных на несколько частей; составлении геометрических фигур из счётных палочек.

Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе

(1 вариант образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью) с указанием часов


I четверть (24 часов) – 3 часа в неделю


п/п

Тема раздела / урока

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническое обеспечение

Кол-во часов

Дата


Пропедевтика.



1

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.


-демонстрационная доска

-демонстрационные картинки

1

9.10

2

Временные представления: быстро – медленно.

-интерактивная доска

-демонстрационные картинки

1

11.10

3

Сравнение предметов по массе: тяжёлый - лёгкий.


-весы

1

13.10

4

Сравнение предметных совокупностей: несколько, много, мало.

-интерактивная доска

-муляжи фруктов

- геометрические фигуры

1

16.10

5

Сравнение предметных совокупностей: один – много, ни одного.

-интерактивная доска

-муляжи фруктов

- геометрические фигуры

1

18.10

6

Временные представления: давно – недавно.

-интерактивная доска

1

20.10

7

Сравнение по возрасту: молодой - старый.


1

23.10

.8

Сравнение предметов по количеству: больше, меньше, столько же, одинаковое количество.

-интерактивная доска

- геометрические фигуры

-муляжи фруктов

1

25.10

9

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых ёмкостях.

-интерактивная доска

-мерные стаканы

-крупы

1

27.10



II четверть (21 часов) – 3 часа в неделю


п/п

Тема раздела / урока

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническое обеспечение

Кол-во часов

Дата


Нумерация



1.

Число и цифра 1.

-слушание объяснения учителя;

-выполнение действий по инструкции учителя;

-знакомство с математическими понятиями;

- выполнение заданий по образцу;

-самооценивание;

-работа с учебником;

- написание цифр;

- соотнесение цифры и числа;

- называние чисел в порядке их следования при счёте;

- сравнение чисел;

- сравнение групп предметов;

- оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится»;

- образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел;

-составление примеров и задач по картинке;

- собирание геометрических фигур разрезанных на несколько частей;

- составление геометрических фигур из счётных палочек.


--числовой ряд

-касса цифр

1

10.11

2.

Единица стоимости – 1 к.

-интерактивная доска

-монеты

1

13.11

3.

Число и цифра 2.

-числовой ряд

-касса цифр

1

14.11

4.

Порядковые числительные 1, 2. Состав числа 2.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр

-таблица состава числа

1

17.11

5.

Знаки сравнения. Сравнение чисел 1, 2.

-касса цифр и знаков

--счётные палочки

1

20.11

6.

Шар.

-демонстрационная доска

- геометрические формы

1

21.11

7.

Число и цифра 3.

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

24.11

8.

Порядковые числительные 1, 2, 3. Сравнение чисел 1, 2, 3.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр и знаков

1

27.11

9.

Состав числа 3.

-демонстрационная доска

-счётные палочки

-таблица состава числа

1

28.11

10.

Сложение в пределах 3.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

1.12

11.

Вычитание в пределах 3.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

4.12

12.

Простые задачи на нахождение суммы.

-касса цифр и знаков

1

5.12

13.

Простые задачи на нахождение остатка.

-касса цифр и знаков

1

8.12

14.

Куб.

-демонстрационная доска

- геометрические формы

1

11.12

15.

Число и цифра 4.

-касса цифр и знаков

--счётные палочки

1

12.12

16.

Порядковые числительные 1, 2, 3, 4. Сравнение чисел 1-4.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр

1

15.12

17.

Состав числа 4.

-демонстрационная доска

-счётные палочки

-таблица состава числа

1

18.12

18.

Сложение и вычитание в пределах 4.

-интерактивная доска

-счёты

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

19.12

19.

Простые задачи на нахождение суммы и остатка.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-магнитный игровой комплекс

-счётные палочки

1

22.12

20.

Простые задачи на нахождение остатка.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-касса цифр

-магнитный игровой комплекс

1

25.12

21-22.

Брус.

-демонстрационная доска

- геометрические формы

1

26.12

29.12


III четверть (27 часов) – 3 часа в неделю


п/п

Тема раздела / урока

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническое обеспечение

Кол-во часов

Дата

1.

Число и цифра 5.

-слушание объяснения учителя;

-выполнение действий по инструкции учителя;

-знакомство с математическими понятиями;

- выполнение заданий по образцу;

-самооценивание;

-работа с учебником;

-составление примеров и задач по картинке;

- написание цифр;

- соотнесение цифры и числа;

- называние чисел в порядке их следования при счёте;

- письмо цифр;

- соотнесение цифры и числа;

- называние чисел в порядке их следования при счёте;

- сравнение чисел;

- сравнение групп предметов;

- оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится»;

- образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел;

- собирание геометрических фигур разрезанных на несколько частей;

- составление геометрических фигур из счётных палочек.


-касса цифр и знаков

--счётные палочки

1

15.01

2.

Порядковые числительные 1, 2, 3, 4, 5. Сравнение предметов и чисел в пределах 5.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр

1

16.01

3.

Простые задачи на нахождение суммы и остатка.

-демонстрационная доска

-счётные палочки

-таблица состава числа

1

19.01

4.

Повторение. Числа 1 -5.

-интерактивная доска

-счёты

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

22.01

5.

Точка, линии.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-магнитный игровой комплекс

-счётные палочки

1

23.01

6.

Овал.

-демонстрационная доска

- геометрические формы

1

26.01

7.

Число и цифра 0.

-касса цифр и знаков

--счётные палочки

1

29.01

8.

Примеры на вычитание с ответом 0.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр

1

30.01

9.

Число и цифра 6.

-касса цифр и знаков

--счётные палочки

1

2.02

10.

Порядковые числительные 1, 2, 3, 4, 5, 6. Сравнение чисел 1 – 6.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр

1

12.02

11.

Состав числа 6.

-демонстрационная доска

-счётные палочки

-таблица состава числа

1

13.02

12.

Сложение и вычитание в пределах 6.

-интерактивная доска

-счёты

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

16.02

13.

Простые задачи на нахождение суммы и остатка.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-магнитный игровой комплекс

-счётные палочки

1

19.02

14.

Повторение. Числа 1 -6.

-интерактивная доска

-счёты

-касса цифр и знаков

-счётные палочки


1

20.02

15.

Построение прямой линии через 1 -2 точки.


-демонстрационная доска;

- линейка

1

26.02

16.

Число и цифра 7.

-касса цифр и знаков

--счётные палочки

1

27.02

17.

Порядковые числительные 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Сравнение чисел 1 – 7.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр

1

2.03

18.

Состав числа 7.

-демонстрационная доска

-счётные палочки

-таблица состава числа

1

5.03

19.

Сложение и вычитание в пределах 7.

-интерактивная доска

-счёты

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

6.03

20.

Простые задачи на нахождение суммы и остатка.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-магнитный игровой комплекс

-счётные палочки

1

9.03

21.

Сутки, неделя.


1

12.03

22.

Отрезок.

-демонстрационная доска

- линейка

1

13.03

23.

Число и цифра 8.

-касса цифр и знаков

--счётные палочки

1

16.03

24.

Порядковые числительные 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Сравнение чисел 1 – 8.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр

1

19.03

25.

Состав числа 8.

-демонстрационная доска

-счётные палочки

-таблица состава числа

1

20.03

26.

Сложение в пределах 8.

-интерактивная доска

-счёты

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

23.03

27.

Вычитание в пределах 8.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-магнитный игровой комплекс

-счётные палочки

1

2.04


IV четверть (24 часа) – 3 часа в неделю


п/п

Тема раздела / урока

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническое обеспечение

Кол-во часов

Дата

1.

Сложение и вычитание в пределах 8.

- написание цифр;

- соотнесение цифры и числа;

- называние чисел в порядке их следования при счёте;

- сравнение чисел;

- сравнение групп предметов;

- оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится»;

- образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел;

-слушание объяснения учителя;

-выполнение действий по инструкции учителя;

-знакомство с математическими понятиями;

- выполнение заданий по образцу;

-самооценивание;

-работа с учебником;

-составление примеров и задач по картинке;

- собирание геометрических фигур разрезанных на несколько частей;

- составление геометрических фигур из счётных палочек;

-взаимооценивание в парах.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр

1

3.04

2.

Простые задачи на нахождение суммы.

-демонстрационная доска

-счётные палочки

-таблица состава числа

1

6.04

3.

Простые задачи на нахождение остатка.

-интерактивная доска

-счёты

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

9.04

4.

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника.

-демонстративная доска

-линейка

1

10.04

5.

Число и цифра 9.

-касса цифр и знаков

--счётные палочки

1

13.04

6.

Порядковые числительные 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,9. Сравнение чисел 1 – 9.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр

1

16.04

7.

Состав числа 9.

-демонстрационная доска

-счётные палочки

-таблица состава числа

1

17.04

8.

Сложение и вычитание в пределах 9.

-интерактивная доска

-счёты

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

20.04

9.

Простые задачи на нахождение суммы.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-магнитный игровой комплекс

-счётные палочки

1

23.04

10

Простые задачи на нахождение остатка.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-магнитный игровой комплекс

-счётные палочки

1

24.04

11

Мера длины – сантиметр.

-демонстративная доска

-линейка


1

27.04

12

Число и цифра 10.

-касса цифр и знаков

--счётные палочки

1

30.04

13

Порядковые числительные 1 – 10. Сравнение чисел 1 – 10.

-интерактивная доска

-счётные палочки

-числовой ряд

-касса цифр

1

4.05

14

Состав числа 10.

-демонстрационная доска

-счётные палочки

-таблица состава числа

1

7.05

15

Сложение и вычитание в пределах 10.

-интерактивная доска

-счёты

-касса цифр и знаков

-счётные палочки

1

8.05

16

Таблица сложения в пределах 10.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-магнитный игровой комплекс

-счётные палочки

1

11.05

17

Таблица вычитания в пределах 10.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-магнитный игровой комплекс

-счётные палочки

1

14.05

18

Простые задачи на нахождение суммы.

-интерактивная доска

-магнитный игровой комплекс

1

15.05

19

Простые задачи на нахождение остатка.

-интерактивная доска

-касса цифр и знаков

-магнитный игровой комплекс

-счётные палочки

1

18.05

21

Контрольная работа по теме: «Числа 1 – 10. Величины».

-счётные палочки

- линейка

1

21.05

22

Меры стоимости.

-демонстрационная доска

-меры стоимости (рубль, копейка)

1

22.05

23


Меры массы – килограмм.

-демонстрационная доска

-гири

1

25.05


Мера ёмкости – литр.

-демонстрационная доска

-меры ёмкости (мерный стакан)

1


























Приложение 1

Таблица фиксации достижения предметных результатов обучения по «Математике» 1 класс (1-4)

для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости


№ п/п

Предметные

результаты








Ф.И. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

1.

Уметь сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2-4 предмета.





































2.

Знать, читать и записывать числа 0, 1-10.





































3.

Уметь сравнивать числа и группы предметов в пределах 10.





































4.

Уметь пользоваться таблицами сложения и вычитания в пределах 10.





































5.

Уметь решать простые текстовые арифметические задачи в пределах 10 (с помощью учителя).





































6.

Знать, называть и различать геометрические фигуры.





































7.

Уметь строить прямую линию с помощью линейки через одну и две точки.






































Приложение 2


Таблица фиксации достижения личностных учебных действий 1 класс (1-4)

для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости


№ п/п


Личностные

учебные действия






Ф.И. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

1.

Осознаёт себя как ученика заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями





































2.

Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения





































3.

Понимает личную от­вет­с­т­вен­ность за свои поступки












































Приложение 2

Таблица фиксации достижения коммуникативных учебных действий 1 класс (1-4)

для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости


№ п/п

Коммуникативные учебные действия







Ф.И. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8.

9

10

11

12

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

1.

Вступает в контакт с педагогом.





































2.

Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем





































3.

Обращается за помощью и принимает помощь





































4.

Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.






































Приложение 2



Таблица фиксации достижения регулятивных учебных действий 1 класс (1-4)

для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости


№ п/п


Регулятивные учебные действия







Ф.И. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

1.

Соблюдает ритуалы школьного поведения





































2.

Принимает цель и включается в деятельность следует предложенному плану





































3.

Участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия





































4.

Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами






































Приложение 2


Таблица фиксации достижения познавательных учебных действий 1 класс (1-4)

для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости


№ п/п


Познавательные учебные действия







Ф.И. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

1.

Делает простейшие обобщения, сравнения, на наглядном материале





































2.

Пользуется знаками, символами, предметами – заменителями





































3.

Пишет и выполняет арифметические действия





































4.

Работает с несложной по содержанию и структуре информацией







































7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!