Данная рабочая программа разработана для ученика 7 класса Андреева Максима, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (Пр.№ 1599, вариант 1) в форме индивидуального обучения на дому с 01.09.2022 г.
Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 1037 от 09.10.2017 г. заключение врачебной комиссии № 1047 ГУЗ «Балаковский психоневрологический диспансер».(Протокол ВК № 86 от 15.05.2022г.).
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в форме индивидуального обучения на дому по географии в 6 классе рассчитана на 0,5 часа в неделю (9 часов в год),составлена в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.
Адаптированная образовательная программа по географии для обучающихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ с. Кормежка имени Ф.П. Полынина разработана в соответствии:
-со статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
-на основе Программы специальных (коррекционных) образовательныхучрежденийVIIIвида6–9 классы под редакцией В. В. Воронковой–М.: «Просвещение»2011г.
Программа содержит учебный материал для обучающихся 6–9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Занятия провожу в классно урочной форме.
География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащегося со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор ученика об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащегося, помогает знакомить с миром профессий, распространенных в своем регионе. При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащегося с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащегося с нарушениями интеллектуального развития: он учится анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас учащегося со сниженным интеллектом, помогает правильно употреблять новые слова в связной речи.
Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащегося с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас учащегося со сниженным интеллектом, помогает ему правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Ведущий педагогический замысел построения образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика. Для детей, уровень развития которых не позволяет освоить учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися детьми, организовывается обучение в коррекционных классах общеобразовательных учреждениях общего типа.
- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
- хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
- расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
- показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
- показывать по картам ( физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;
- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
- правильно вести себя в природе.
- Делать несложные макеты изучаемых природных зон.
№ урока | № урока по теме | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования | Коррекционная работа | Д/з | Практические и лабораторные работы | Дата проведения |
План | Факт |
I четверть – 18 часов I раздел Особенности природы и хозяйства России-11ч. |
1 | 1 | Географическое положение России на карте мира | Изучение нового материала | Граница, морская, сухопутная. Особенности геогр. положения. Границы и приграничные территории и государства. | Знать: положение России на карте полушарий, физической карте, глобусе, природные зоны России, зависимость от климатических условий. Уметь: показывать на карте Россию, ее границы, показывать границы природных зон | Коррекция личностных качеств через воспитание патриотических чувств и любви к Родине Формирование связной речи через работу с картой. Умение соотнести по карте свою малую Родину с масштабом всей страны. Где находится наш город? | С4 - 5 Физ.карта России, приложение к учебнику С.6-9 | Работа с контурной картой– нанесение государственной границы | | |
2 | 2 | Европейская и азиатская части России. | Комбинированный | Центр, Поволжье, Северо-западная Россия, Северная Р., Южная Р., Северный Кавказ, Сибирь | Знать: положение России на карте полушарий, физической карте, глобусе, Уметь: показывать на карте Европейскую и Азиатскую части России. | Коррекция личностных качеств через воспитание бережного отношения к природе. Формирование и развитие монологической речи через составление рассказов – описаний о 2 частях России, сравнение объектов в географическом и экономическом плане. Ориентирование в географическом пространстве карты, нахождение на карте Тюменской обл. и ее соседей. | С.6 - 9 | Работа с контурной картой– обозначение границы Европа - Азия | | |
3 | 3 | Административное деление России. Пр.р.№1 «Нанесение на к/к субъектов РФ» | Практика | Российская Федерация, область, край, округ, республика | Знать название Уральский Федеральный округ, представителя президента | Коррекция эмоций, воли и характера | С.9 - 11 | Карта России, приложение к учебнику С. 23-25 С.25 Пр.р.№1 «Нанесение на к/к субъектов РФ» | | |
4 | 4 | Разнообразие рельефа | Комбинированный | Равнина, низменность, гора, возвышенность | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Страны. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых | Коррекция недостатков мышления через работу с деформированным текстом, сравнение объектов, отгадывание загадок, эвристические беседы | С 11- 13 Физ. карта России, приложение к учебнику С.19-23 | Работа с контурной картой– нанесение гор, возвышенностей | | |
5 | 5 | Полезные ископаемые и их месторождения. Практическая работа №2 «Изготовление условных знаков полезных ископаемых». | Практика | Месторождение, геологи, экспортер. Месторождения Геологи Природные ресурсы Сырье Уральские самоцветы | Уметь называть и показывать на карте крупные месторождение полезных ископаемых | Коррекция недостатков развития речи через работу с различными видами чтения и пересказа (отраженный, совместный, краткий, выборочный) Коррекция эмоций, воли и характера. Формирование монологической речи через краткий пересказ по плану, опорным словам, символам. Месторождения Урала и их использование в хозяйстве области | с.14-16 | Работа с контурной картой– обозначение основных месторождений Практическая работа №2 «Изготовление условных знаков полезных ископаемых». | | |
6 | 6 | Климат России | Изучение нового материала | Климат, погода .Умеренный Арктический Субтропический Наводнение виноградарство | Знать: виды климата. Знать особенности климата, Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, | Коррекция мыслительных операций (логичность, последовательность) Как правильно одеваться зимой, чтобы не болеть? | Климатическая карта России, с 17-19 | | | |
7 | 7 | Водные ресурсы России и их использование. | Комбинированный | Водные ресурсы, Волга, Дон, Зап. Двина, Урал, Печора, Обь, Лена, Енисей, Амур. Половодье Термальные источники Гейзеры | Знать: основные понятия-водные ресурсы, половодье, гейзеры, термальные источники. Уметь показывать на карте основные реки и озера России. Как бережно расходовать воду? | Коррекция личностных качеств через воспитание бережного отношения к природным богатствам. Формирование и развитие диалогической речи через рассказы - характеристики о реках России. Находить на карте России реку Урал, уметь проследить ее течение, знать историческую справку. | С. 19-23 | | | |
8 | 8 | Населения России. Народы России. | Комбинированный | Многонациональное государство, православие, мусульманство, народы Кавказа, Поволжья | Знать состав территории и ее регионы; главные особенности населения: быт, язык, народные промыслы, религию; | Коррекция личностных качеств через понимание этнической культуры. Формирование связной речи через составление рассказов-описаний, рассказов с опорой на план. Знакомство с народами Ю. Урала и территорией их проживания. В. уважение, чувство патриотизма | С. 23-25 | | | |
9 | 9 | Промышленность – основа хозяйства. Ее отрасли. | Изучение нового материала | Горожане, сельские жители, тяжелая и легкая промышленность | Знать основные виды промышленности и что производят на предприятиях. | К. памяти в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов. В. прилежания | С.25-27 | Работа с контурной картой– обозначить крупные пром. центры | | |
10 | 10 | Сельское хозяйство, его отрасли. | Комбинированный | Земледелие, животноводство Растениеводство полеводство | Знать основные направления специализации сельского хозяйства | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) Составление коротких рассказов по опорным словам, схемам Формирование умения устанавливать зависимость между климатическими особенностями и отраслями с/х с опорой на карту. В. трудолюбия | С 27-29 | Работа в тетради – начертить схему и таблицу. | | |
11 | 11 | Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. | Закрепление | Транспорт. Виды транспорта.. Зимники Водный Автомобильный Воздушный ж/дорожный трубопроводный | Уметь определять значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения. Знать: основные виды транспорта. | Коррекция мыслительных операций (сравнение, анализ). Формирование связной речи через использование коротких рассказов – сравнений, сопоставление деформированного текста с опорой на учебник В. чувства взаимопомощи | С 30-32 | Урок – зачет «Тестирование по разделу» | | |
Природные зоны России-2ч. |
12. | 1 | Размещение природных зон на территории России. | Изучение нового материала | Понятие природной зоны, климатические пояса России. Значение знаний о прир. зонах для развития с\х, жизни людей. Аркт. пустыни, зона лесов, степей, полупустыни и пустыни, субтропики, Арктика | Уметь: устанавливать связь между климатом , растительным и животным миром. Знать название природных зон России. | Коррекция долговременной памяти через воспоминание, пояснение, вывод, следование речевой инструкции. Умение пользоваться дополнительной справочной литературой в библиотеке и на уроке. Воспитание интереса к изучаемому предмету. | С 33-35 | Работа с контурной картой–нанесение природных зон и островов океана. | | |
13 | 2 | Карта природных зон России. Тест. | Комбинированный | Легенда карты, чтение карты. | Уметь: устанавливать зависимость между климатом и ГП ПЗ. Знать: понятие природная зона. Знать название природных зон России | Сформировать понятие природные зоны. Формировать умения устанавливать зависимость между климатом и ГП ПЗ. В. мотивации к уроку | С 35-36 | Работа с картой природных зон России | | |
Зона арктических пустынь-5 ч. |
14 | 1 | Зона арктических пустынь Положение на карте. Моря и острова. | Изучение нового материала | Моря: Белое, Карское Баренцево, Лаптевых, В.-Сибирское, Чукотское, айсберг, дрейфуют. Географическое положение. Клим. пояс. Арктика. | Знать: природные зоны России, зависимость их размещения от климата (1,2 гр.). Уметь: давать элементарные описания природных зон, пользуясь картой, устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения. | Коррекция личностных качеств через воспитание патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к ее богатству, национальным традициям и культуре. Уметь находить на карте свою природную зону. | Карта природных зон, к.карта С.37-39 | Работа с контурной картой–нанесение островов С.Ледовитого океана | | |
15 | 2 | Климат. | Комбинированный | Особенности клим. условий зоны арктических пустынь. Полярная ночь Полярное сияние Полярный день | Знать название природной зоны. Уметь: давать элементарные описания природных зон, пользуясь картой. | Коррекция мыслительной деятельности через операции сравнения, анализа. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Правила поведения в природе Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и ГП Арктики. В. прилежания | Карта природных зон, к.карта С.40-41 | Работа в тетради – рисунок северного сияния | | |
16 | 3 | Растительный и животный мир. Пр.р. №3 «Зарисовка и запись типичных для данной зоны растений и животных» | Комбинированный | Заповедник Особенности растительности и жив. мира Арктики. | Знать представителей животного и растительного мира. | К. памяти при запоминании и воспроизведении названий растений и животных В. мотивации к учению. Как веси себя в природе. | Карта «Животный мир»с10 С.41-45 | Составление таблицы «Животный и растительный мир Арктики». Пр.р. №3 «Зарисовка и запись типичных для данной зоны растений и животных» | | |
17 | 4 | Население и его основные занятия. | Изучение нового материала | Коренное население тундры: якуты, ненцы, чукчи. Основные занятия населения Метеорологи Синоптики Океанологи Зоологи | Знать население арктических пустынь и их основные занятия. Уметь устанавливать взаимосвязи между климатом, растительным, животным миром и занятиями населения. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов. В. прилежания Чем занимаются люди нашего города. | с. 45 учебник карта природных зон | Составление схемы Население | | |
18 | 5 | Северный морской путь. Контрольная работа за I четверть | Закрепление | Навигация Диксон Тикси Певек Уэлен | Уметь показывать Северный морской путь. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) при работе с картой и выполнении заданий по карточкам. В. чувства ответственности | Физическая карта с 47 учебник | Отметь на контурной карте. | | |
II четверть – 14 часов Зона тундры-8ч. |
19 | 1 | Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Практическая работа № 4 «Изготовление условных знаков». | Практика | Тундра Кольский полуостров Хибины Западно-Сибирская низменность Лесотундра | Знать географическое положение. Уметь показывать на карте природных зон- зону тундры. | Коррекция долговременной памяти (воспоминание, произношение). Следование речевой инструкции. Развитие монологической речи через составление рассказа по таблице. | Карта природных зон Учебник с49 | Работа с к\картой, обозначение границ природной зоны Практическая работа № 4 «Изготовление условных знаков». | | |
20 | 2 | Климат. Водоемы тундры. | Комбинированный | Многолетняя мерзлота Печора Обь Енисей Лена Игарка Дудника | Знать виды добываемых полезных ископаемых. Зависимость климата от географического положения. | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Развитие монологической речи через составление рассказа описания. | Физическая карта с51 - 52 | Работа с картой | | |
21 | 3 | Растительный мир. | Комбинированный | Ягоды Ягель Деревья | Знать виды растительности тундры. Уметь устанавливать взаимосвязь между климатом и растительностью. | Коррекция долговременной памяти (воспоминание, произношение). Следование речевой инструкции. Развитие монологической речи через составление рассказа описания. | Зоографическая карта с53 – 55 учебник | Запись и зарисовка типичных для тундры растений | | |
22 | 4 | Животный мир . | Комбинированный | Насекомоядные Пушные звери Лемминг Песец Северный олень | Знать представителей животного мира. Уметь устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром. | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Развитие монологической речи через составление рассказа описания животных, обитающих в тундре. | Зоографическая карта с 56 -57 | Запись в тетрадь животных тундры. | | |
23 | 5 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | Изучение нового материала | Коренные народы Севера Оленеводство Звероводство Нарты Чум | Знать основное население и его занятия. | Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). | Учебник с58 -61 | Работа с учебником Ответы на вопросы по учебнику | | |
24 | 6 | Города тундры. Мурманск, Архангельск . | Комбинированный | Судостроительные заводы Рыбоперерабатывающие заводы | Знать название городов: Мурманск, Архангельск. | Коррекция речи, обогащение словаря. Расширение речевой практики. Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам. | Учебник с61 –63 Физическая карта России | Работа с учебником. Нанесение на к\карту | | |
25 | 7 | Нарьян-Мар Норильск, Анадырь | Комбинированный | Судостроительные заводы Рыбоперерабатывающие заводы | Знать название городов: Нарьян-Мар Норильск, Анадырь | Коррекция речи, обогащение словаря. Расширение речевой практики. Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам. | Учебник с63 –65 Физическая карта России | Работа с учебником. Нанесение на к\карту | | |
26 | 8 | Экологические проблемы севера. Охрана природы. К/р «Зона тундры» | Закрепление | | Знать экологические проблемы, связанные с разработкой полезных ископаемых. | Коррекция мыслительной Деятельности (логичность, последовательность) | Учебник с65-66 | Работа с учебником Беседа «Проблемы Севера и его охрана» | | |
Лесная зона-18ч. |
27 | 1 | Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | Изучение нового материала | Местоположение лесной зоны. Рельеф. Месторождения полезных ископаемых. Решение экологических проблем. | Знать: Географическое положение природной зоны. | Коррекция мыслительной Деятельности (логичность, последовательность) К. пространственной ориентировки при нахождении ПЗ на карте. В. прилежания . Как вести себя в лесу? | Учебник с67 –70 физическая карта | Нанесение на к\карту изучаемых объектов, обозначение условных границ природной зоны. | | |
28 | 2 | Климат . Особенности природы. | Комбинированный | Климатические особенности, европейской и азиатской частей лес. зоны. Умеренно-континентальный Резко-континентальный | Знать зависимость размещения от климата. | Коррекция памяти, мыслительной деятельности (сравнение, анализ) . при выполнении заданий. В. Аккуратности. Что, значит, беречь лес? | Учебник с70-72 Карта природных зон | Работа с учебником- нахождение ответов на вопросы | | |
29 | 3 | Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. | Комбинированный | Реки, протекающие по территории лесной зоны. Особенности рек, озёр. Использование их человеком. Решение экологических проблем. | Знать названия крупных рек лесной зоны. Уметь показывать их по карте. | Коррекция памяти, мыслительной деятельности (сравнение, анализ) . пространственной ориентировки при работе с картой. В. Прилежания. Для чего надо экономно расходовать воду? | С 72-75 | Работа с контурной картой. Обозначить реки Волга, Ока, Кама. Печора, Северная Двина. | | |
30 | 4 | Растительный мир. Хвойные леса. | Комбинированный | Сравнительная характеристика растительности тундры и лесной зоны. Виды лесов. Виды растений. Тайга Хвойные | Знать представителей растительности разных типов леса. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ). Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и растительным миром. В. Прилежания. Лекарственные растения. | Учебник с75- 77 | Запись в тетради типичных растений хвойных лесов. Зарисовка. | | |
31 | 5 | Смешанные и лиственные леса. | Комбинированный | Растения смешанных лесов. Сравнение европейской и азиатской части зоны. Осина Дуб Граб Ясень | Знать представителей животного мира зоны лесов. | /Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Коррекция речевой деятельности при составлении рассказов описаний. К. пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения хвойных и лиственных лесов. В. аккуратности | Учебник с78-81 Карта природных зон | Запись в тетради типичных растений смешанных и лиственных лесов. | | |
32 | 6 | .Животный мир. | Комбинированный | Сравнительная характеристика животных лесной зоны и тундры. Хищные Травоядные всеядные | Знать представителей животного мира лесной зоны | /Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Коррекция речевой деятельности при составлении рассказов описаний. К. мышления, памяти при работе с картой и атласами. В. Прилежания. | С.81-85 Составить рассказ описание о животном | Запись названий и зарисовка наиболее типичных растений и животных. | | |
33 | 7 | Пушные звери. | Комбинированный | Соболь Горностай Куница Лисица Особенности пушных животных. Разведение пушных зверей. | Называть пушных зверей, показывать их по картинке. Использование их человеком. | Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Коррекция речевой деятельности при составлении рассказа. Развитие монологической речи через составление рассказов описаний животных. Р-ть память в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов. В. любви к природе | Учебник С 85-87 | Составить рассказ описание одного из животных | | |
34 | 8 | Значение леса для человека. | Комбинированный | Промысловые звери и птицы Полезащитные полосы Роль леса в жизни людей. Польза леса для населения. Охрана лесов. | Знать, как человек использует лесные богатства. | Коррекция долговременной памяти ( воспоминание, пояснение, вывод ) Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, опорным словам. Что можно приготовить из грибов и ягод? | Учебник с88 -89 | Работа с учебников | | |
35 | 9 | Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. | Изучение нового материала | Легкая Полиграфическая Машиностроение Химическая Особенности развития промышленности и с\х Центральных областей РФ. | Знать расположение Центральной России, главные города, полезные ископаемые, отрасли промышленности и сельского хоз-ва. | /Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Коррекция речевой деятельности при составлении рассказов описаний. Р-ть память при запоминании названий отраслей промышленности и с/х. В. трудолюбия Зачем оставляют островки леса в городах лесной зоны. | Учебник с90- 92 | Работа с учебников | | |
36 | 10 | Города Центральной России. | Комбинированный | Столица Москва Рязань Смоленск Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Знать названия крупных городов Центральной России. | Коррекция волевых усилий при выполнении задания Коррекция мыслительной деятельности. ПДД в городах. Р-ть память в процессе запоминания и воспроизведения названий городов. В. патриотизма | Учебник С93-95 | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
37 | 11 | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.. | Изучение нового материала | ГЭС Машиностроение Пищевые комбинаты Неприхотливые Экология Особенности развития промышленности и с\х Северо-Западных областей РФ. | Знать расположение района, его города, полезные ископаемые, направления развития сельского хозяйства, промышленности. | Коррекция мыслительных операций – последовательность, логичность. Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и отраслями сельского хозяйства В. мотивации к уроку. | Учебник с96-98 | | | |
38 | 12 | Города: Северо-западной России. Санкт-Петербург | Комбинированный | Нева Архитектор Эрмитаж Кунсткамера судостроение Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Знать названия городов, уметь показывать их на карте. | Коррекция мыслительных операций – последовательность, логичность. Развитие монологической речи через составление рассказов по плану и опорным словам. Р-ть память при запоминании названий городов с опорой на карту. В. любви к Родине | Учебник с98-101 ЦОР | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
39 | 13 | Новгород, Псков, Калининград. | Комбинированный | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | | Коррекция мыслительных операций – последовательность, логичность. | Учебник с98-101 | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
40 | 14 | Западная Сибирь | Комбинированный | Обь Енисей Академия Наук России Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Знать расположение района, полезные ископаемые, названия городов, промышленность, сельское хоз-во. | Коррекция долговременной памяти через сравнение и анализ. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения Западной Сибири. В. трудолюбия | Учебник с101-103 | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
41 | 15 | Восточная Сибирь | Комбинированный | Енисей Лена Красноярск Иркутск Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Знать расположение района, полезные ископаемые, названия городов, промышленность, сельское хоз-во. | Коррекция долговременной памяти через сравнение и анализ. Коррекция на установление смысловых связей Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения Восточной Сибири. | Учебник с103-106 | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
42 | 16 | Дальний Восток. | Комбинированный | Амур Владивосток Рыбная промышленность Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Знать расположение района, полезные ископаемые, названия городов, промышленность, сельское хоз-во. | Коррекция на установление смысловых связей через составление таблицы-схемы. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения территории Дальнего Востока. | Учебник с106-108 | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
43 | 17 | Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. | Комбинированный | Охрана природы Окский заповедник Приокско-Террасный заповедник Мордовский Баргузинский Сихотэ-алинский Ильменский Значение леса в жизни человека. Охрана лесов. Заповедники. | Знать что такое охрана природы, зачем надо охранять лес. Правила поведения в лесу. | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Развитие монологической речи через составление рассказа по таблице-схеме. В. бережного отношения к природе Что ты знаешь о заповедниках Тюменской обл.? | Учебник с109-112 | Запись заповедников, нахождение их на карте. | | |
44 | 18 | Обобщающий урок по лесной зоне. Контрольная работа «Лесная зона» | Обобщение | | | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. | | | | |
Зона степей-8ч. |
45 | 1 | Зона степей. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. | Изучение нового материала | Общая характеристика зоны степей. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона. Лесостепь Степь Балка Овраг Курская магнитная аномалия. Черноземные степи Волга Дон Урал Иртыш Цимлянское водохранилище Волго-Донской канал Дождевальные установки | Знать: Хозяйство, основное население и его занятия, крупные города, типичных представителей растительного и животного мира. Экологические проблемы и пути их решения. | Коррекция долговременной памяти через составление логических схем, коррекция мыслительной деятельности через сравнение анализ. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой, в процессе нахождения данной ПЗ. В. прилежания Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и речной системой. | Учебник с113-115 | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны. | | |
46 | 2 | Растительный мир. | Комбинированный | Виды растений. Особенности флоры.Ковыль Мятлик Степная осока Полынь Типчак Перекати-поле | Типичные представители растительности степей. | Коррекция долговременной памяти через составление логических схем, коррекция мыслительной деятельности через сравнение анализ. В. прилежания Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и растительным миром. В. культуры общения | Учебник с116-117 | Заполнение таблицы: «Растения зоны степей». | | |
47 | 3 | Животный мир. Практическая работа №.5 «Зарисовка растений и животных зоны степей» | Практика | Грызуны Птицы Особенности фауны степной зоны. Влияние климата на животный мир | Типичные представители животного мира степей. | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и животным миром. В. мотивации к учению. | Учебник с118-119 | Практическая работа №.5 «Зарисовка растений и животных зоны степей» | | |
48 | 4 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | Изучение нового материала | Житница Земледелие Садоводство Огородничество Животноводство Промышленность и с\х зоны степей. Особенности ведения с\х. Народы, проживающие на территории зоны степей, малые народы, особенности жизнедеятельности. | Знать население зоны степей и их основные занятия. | Коррекция на установление смысловых связей через составление таблицы- схемы. Р-ть память при запоминании названий отраслей хозяйства степной зоны, используя атлас и иллюстрации в учебнике. В. трудолюбия | Учебник с119-121 | Работа над кратким пересказом по логическим схемам. | | |
49 | 5 | Города лесостепной и степной зон. Воронеж Курск. Оренбург Омск | Комбинированный | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.Заповедники Воронежски1 Хоперский Жигулевский Ростовский Оренбургский | Знать названия городов степной зоны и их положение на карте. | Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. Р-ть память при запоминании названий городов, используя атлас и карту. В. трудолюбия | Учебник с121-123 | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
50 | 6 | Города степной зоны Самара Саратов, Волгоград | Комбинированный | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Мероприятия по охране природы. | Коррекция долговременной памяти через составление логических схем. Р-ть память при запоминании названий городов, используя атлас и карту. В. трудолюбия | Учебник с124-128 | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
51 | 7 | Охрана природы зоны степей. Контрольная работа по теме «Зона степей». | Закрепление | Заповедники | | Р-ть устную речь при составлении связного рассказа о влиянии деятельности человека на природу. В. бережливости | Учебник с129-130 | | | |
52 | 8 | Обобщающий урок . | Закрепление | | | Обобщить и закрепить знания по теме. Р-ть память , мышление и речь при работе с картой В. прилежания. | | Работа с картой, учебником | | |
Зона полупустынь и пустынь-6 ч. |
53 | 1 | Зона полупустынь и пустынь Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Практическая работа № 6 Изготовление условных знаков полезных ископаемых. | Практика | Пустыни Полупустыни Барханы Озеро Баскунчак Прикаспийская низменность Восточно-Европейская равнина Общая характеристика зоны пустынь и полупустынь. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона. | Знать положение на карте, поверхность, полезные ископаемые. | Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения данной ПЗ. В. прилежания | Учебник с131-132 Карта природных зон | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны. | | |
54 | 2 | Климат. Реки. | Комбинированный | Резко континентальный Волга Ахтуба Эльтон Баскунчак Астраханский заповедник Характеристика клим. условий (континентальный климат). Реки: Волга, Ахтуба, характеристика, значение в жизни человека. Солёные озёра: Эльтон, Баскунчак. Астраханский заповедник. | Знать название климата и его особенность, название рек. | Коррекция долговременной памяти через составление логических схем. Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и речной системой. В. прилежания | Учебник с133-135 Физическая карта | Работа с физической картой России. | | |
55 | 3 | Растительный мир. | Комбинированный | Маки Ирисы Тюльпаны Песчаная осока Верблюжья колючка Песчаная акация Флора пустынь и полупустынь (саксаул, типчак, солянка, перекати-поле, верб. колючка). Особенности растений, приспособление к клим. условиям. | Знать названия растений зоны пустынь. | Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и растительным миром. В. бережливости | Учебник с135-137 | Заполнение таблицы «Растения пустыни». | | |
56 | 4 | Животный мир. | Комбинированный | Змеи Ящерицы Черепахи Вараны Скорпионы Пауки Тушканчик Сайгаки Верблюд Особенности фауны, приспособление животных к клим. условиям. | Знать названия животных зоны пустынь. Уметь устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром. | Коррекция долговременной памяти через составление логических схем. Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и животным миром. В. бережливости | Учебник с138-140 Приложение к учебнику | Заполнение таблицы «Приспособленность животных к сухому жаркому климату» | | |
57 | 5 | Хозяйство. Население и его основные занятия.. | Комбинированный | Оазисы Неравномерно Земледелие Садоводство Бахчевые культуры Рыболовный промысел Народы, населяющие зону. Основные занятия населения. Особенности промышленности и с\х. | Знать чем занимается население зоны пустынь. | Коррекция долговременной памяти через составление логических схем. Коррекция умственных операций: Р-ть память при запоминании отраслей хозяйства данной ПЗ, используя иллюстрации в учебнике. В. трудолюбия | Учебник с140-142 Приложение к учебнику | | | |
58 | 6 | Города зоны полупустынь и пустынь. Тест «Зона пустынь и полупустынь» | Закрепление | Астрахань Элиста Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Знать названия городов зоны пустынь. Уметь находить и показывать их на карте. | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Р-ть память, мышление и речь при работе с картой. В. прилежания | Учебник с142-143 Физическая карта | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. | | |
Зона субтропиков-2ч. |
59 | 1 | Зона субтропиков. Положение на карте. | Изучение нового материала | Субтропики Самшит Лавр Лавровишня Бамбук Эвкалипт Кипарис Общая характеристика зоны субтропиков. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона. Особенности флоры и фауны, влияние климата на животный и растительный мир. | Знать положение на карте, поверхность, климат, представителей растительного и животного мира. | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения ПЗ. В. аккуратности | Учебник с144-147 Физическая карта | Нанесение условных границ природной зоны. | | |
60 | 2 | Курортное хозяйство. Население и его основные, занятия. Города- курорты - Сочи, Туапсе, Анапа, | Комбинированный | Садоводство Виноградарство Рыболовство Курорт Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. Традиции, культура, быт, национальный состав. Основные занятия. | Знать занятия населения, города курорты: Сочи, Анапу, Туапсе. | Коррекция долговременной памяти через составление логических схем. Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. Сравнить занятия населения Тюменской области и жителей Черноморского побережья. Р-ть память при запоминании названий отраслей хозяйства , используя учебник и иллюстрации. В. трудолюбия | Учебник с148-150 Физическая карта | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. | | |
Высотная поясность –6 ч. |
61 | 1 | Высотная поясность в горах Положение на карте Рельеф и полезные ископаемые. Климат. | Комбинированный | Горные системы Кавказские горы Алтайские горы Саяны Уральские горы Общая характеристика природной зоны. Рельеф, полезные ископаемые. Климатические условия. | Знать название горных систем, их расположение на карте, полезные ископаемые и климат. | Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой, в процессе нахождения гор. В. прилежания | Учебник с151-155 Физическая карта | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны. | | |
62 | 2 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | Изучение нового материала | Кисловодск Ессентуки Минеральные Воды Пятигорск Мацеста Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Знать названия городов Северного Кавказа, особенности природы и хозяйства. | Коррекция долговременной памяти через составление логических схем. Коррекция умственных операций: Р-ть память при запоминании новых терминов, используя учебник и иллюстрации. В. прилежания | Учебник с156-159 Физ. карта | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
63 | 3 | Города и экологические проблемы Урала. | Комбинированный | Екатеринбург Челябинск Магнитогорск Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Знать города Урала, хозяйство и экологические проблемы. | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Р-ть память при запоминании отраслей хозяйства , используя атлас и иллюстрации в учебнике. В. прилежания | Учебник с159-162 | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
64 | 4 | Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: | Комбинированный | Обь Иртыш Алтайский заповедник Алтайцы шорцы Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Знать население, хозяйство, города. | Коррекция долговременной памяти Р-ть память при запоминании отраслей хозяйства , используя атлас и иллюстрации в учебнике. В. трудолюбия | Учебник с163-165 Физическая карта | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
65 | 5 | Горы Восточной Сибири Хозяйство. Население и его основные занятия..Города.. | Комбинированный | ВосточныеСаяны Западные Саяны Озеро Байкал Енисей Лена Амур Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Знать население, города, занятия населения Восточной Сибири.. | Коррекция долговременной памяти через составление логических схем. Р-ть память в процессе запоминания и воспроизведения отраслей хозяйства, используя текст учебника. В. трудолюбия | Учебник с166-169 Физическая карта | Нанесение на к\карту изучаемых объектов | | |
66 | 6 | Обобщающий урок по географии России. | Закрепление | | Знать названия изученных географических объектов. Уметь их показывать на карте. | Коррекция зрительного восприятия через работу с картами. Обобщить знания полученные в течении года | Учебник Физическая карта Контурн. карты | | | |
67 | 1 | Итоговая контрольная работа | Закрепление | | | Проверить знания, полученные в течении года. Развивать память при работе с тестовыми заданиями. Воспитывать внимательность. Усидчивость. | | Контрольная работа | | |
68 | 1 | Обобщающее повторение по теме «Лесная зона». «Зона степей». | Обобщение | | | Закрепить знания по данному курсу. Развивать пространственную ориентировку при работе с картой. | Учебник Физическая карта Контурн. карты | | | |
69 | 1 | Обобщающее повторение по теме «Города и экологические проблемы Урала». | Обобщение | | | Закрепить знания по данному курсу. Развивать пространственную ориентировку при работе с картой. | Учебник Физическая карта Контурн. карты | | | |
70 | 1 | Итоговое занятие | Обобщение | | | | | | | |