Бюджетное образовательное учреждение города Омска
«Школа-интернат основного общего образования №2»
«Принято» на заседании педагогического совета Протокол №____ от _______ | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Г. Н. Сембаева ________2017 г. | «Утверждаю» Директор БОУ г. Омска «Школа-интернат ООО№2 __________ В. С. Санин Пр. № ____ от____________ |
Адаптированная образовательная программа
Х****** А******* К************,
ученика 1 В дополнительного класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Срок реализации программы - 1 год (2017-2018 уч. год)
Ответственные за реализацию программы –Сембаева Г. К., заместитель директора по УВР
Рубцова Е. В.-учитель
2017-2018
Пояснительная записка
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями — это дети, имеющее недостатки в психофизическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с умственной отсталостью испытывают выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психофизического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с умственной отсталостью являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с интеллектуальными нарушениями определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с интеллектуальными нарушениями и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования.
Адаптированная основная образовательная программа адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной норм. АОП разработана с учетом особенностей указанной группы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
1. Нормативные документы для разработки АОП
Нормативно-правовую базу разработки индивидуальной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:
-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ от19.12.2014 г. №1599) ;
-Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней в области образования,
-Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1;
-Адаптированная основная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования №2»;
-Учебный план специального (коррекционного) обучения;
-Устав БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования №2»
Реализация адаптированной образовательной программы направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
2. Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
Задачи:
1 . Создать условия для освоения образовательной программы:
— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2. Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
— использование адекватных возможностям обучающихся способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:
— специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;
— формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров —методического центра, ППМС центра, общественных организаций;
— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
- Повышать профессиональную компетенцию.
3.Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением интеллекта.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
-выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
-раннее получение специальной помощи средствами образования;
-психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
-психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
-постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Специфические образовательные потребности:
-увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;
-наглядно-действенный характер содержания образования;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с нарушением интеллекта;
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
-стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Формы организации учебного процесса
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
При обучении детей с легкой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.
Характеристика
Х****** А******** К*************, 2009 года рождения,
обучающегося с умственной отсталостью легкой степени
1 В дополнительного класса
БОУ г. Омска «Школы-интернат основного общего образования №2»,
проживающего по адресу:г. Омск, К************ п*******, дом***.
Х****** А******* до поступления в школу-интернат посещал первый класс СОШ № ***. Воспитывается в семье мамой. Жилищные и материальные условия неудовлетворительные, мальчик не имеет отдельной комнаты и постоянного места для занятий. Ребенок не обеспечен всеми необходимыми школьными принадлежностями, часто забывает что-нибудь дома. Со стороны родителей недостаточный контроль за продвижением сына в обучении и воспитании. Мальчик не освоил программу 1 класса и решением ПМПК был переведен на специальное обучение по приказу 1599 вариант 1.
Речь ученика сформирована на бытовом уровне, он с трудом выражает свои мысли, не научился писать под диктовку, при списывании допускает многочисленные графические и орфографические ошибки. Производит арифметические вычисления только с помощью числового ряда. Представления об окружающем мире не соответствуют возрасту. У мальчика кратковременная память, небольшой объём и концентрации внимания. Мотивация к обучению социальная. Любимые предметы – технология и физкультура. Нелюбимые - чтение и русский язык.
Мальчик переживает свои неудачи в обучении, радуется похвале. Не отказывает в помощи учителю и товарищам.
Для преодоления трудностей в обучении А********* необходимы помощь психолога, логопеда и индивидуальный подход.
5. Индивидуальный учебный план
(прилагается)
6. Направления внеурочной деятельности
Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержание этого направления представлено коррекционно-развивающей областью (логопедическими, психокоррекционными занятиями и ритмикой).
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ:
―составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами),
―формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
―организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся с умственной недостаточностью , их общее социально-личностное развитие,
―разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
―организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся с умственной отсталостью легкой степени,
―развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
―социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
―занятия индивидуальные и групповые,
―игры, упражнения, этюды,
―психокоррекционные методики и технологии,
―беседы с обучающимися,
―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.)
Другие направления внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное) осваивает интегрированно с другими обучающимися класса в соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, соревнования, общественно полезные практики.
Планируемый уровень подготовки на конец года.
Портрет выпускника 1 класса:
− умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога;
− умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми;
− дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах;
− имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки, обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки;
− знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе;
− владеет доступными видами общественно-полезного труда;
− владеет наглядно-образной памятью.