Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение " Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11 " г. Димитровград
Согласовано: Утверждаю
Зам.директора по ВР Директор ОГКОУ «Школа № 11
ОГКОУ «Школа №11» г. Димитровграда
г.Димитровграда
__________________А.П.Старцева _______________С.Г.Скопцова
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Умелые ручки»
Возраст обучающихся: 10-15 лет. Направление:техническое Срок реализации:2021-2022 уч. год Объём программы: 68 часов Стартовый уровень.
Автор программы: Можайская О.А.
Рассмотрено на заседании МО
Классных руководителей
Протокол №1 от «31» августа 2021г.
Руководитель МО: ________
г. Димитровград 2021-2022 уч.год
Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Цель и задачи программы.
3.Планируемый результат.
4. Учебно-тематический план.
5.Содержание учебного плана.
6.Календарный учебный график.
7.Форма аттестации.
8.Оценочные материалы. Критерии оценки.
9.Методические материалы.
10.Условия обеспечения программы, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение.
11.Список литературы.
1.Пояснительная записка.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная программа создана как: авторскаяпо степени участия в разработке формирует эстетическую культуру обучающихся, ориентирована на развитие общей художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Программа «Умелые ручки» направлена на обучение учащихся шитью ручными швами, мягких плоских и объемных игрушек из ткани.Более половины учебных часов составляет практическая работа, контроль осуществляется в ходе практической работы учащихся.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Она имеет художественную направленность и составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17,ст.75, ст. 79); - Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года; - Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года; - СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Устав Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11» города Димитровграда Ульяновской области»;
-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22 декабря 2015 г.)
-Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебный план ОГКОУ «Школа №11» на 2021 - 2022 учебный год; - Годовой календарный учебный график школы на 2021 - 2022 учебный год.
Актуальность: Программа «Умелые ручки» ориентирована на знания, полученные на уроках труда.Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, проявляет фантазию, воспитывает трудовые навыки и умений, чувства к прекрасному. Формируется ответственное отношение к труду, к творческим заданиям.
Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя трудовые навыки учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию декоративно-прикладному искусству, стремятся к самостоятельной работе. Для учащихся коррекционной школы все требования адаптированы к психофизическим особенностям развития детей. Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность.
Новизна программы заключается в том, что программой предусмотрены возможности для привлечения учащихся к самостоятельной деятельности, в использовании новых оригинальных технологий изготовления мягких игрушек. к обучению планировать свои проекты на практике, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у учащихся развивать стремление к познанию и творческому мышлению. А также через личный опыт и практическую деятельность у детей формируется ответственное отношение к труду. Сам процесс рукоделия способен доставить учащемуся огромную радость и желание изготовить своими руками красивые и нужные вещи, что вызывает повышенный интерес детей к работе в объединении.
Отличительные особенности данной программы –«Умелые ручки» позволяет решить проблемы свободного времени учащихся и профессионального самоопределения учащихся, но и побуждает интерес, у детей к новой деятельности – занятием мягкая игрушка.
Программа дает возможность учащимся ближе познакомиться с декоративно-прикладным творчеством. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, к миру гармонии и красоты. Приоритет отдается практическим занятиям.
Адресат программы: дети 10-15 лет с ОВЗ
психолого-педагогические особенности: программа «Умелые ручки» строится на знании психологических особенностей и возможностей детей ОВЗ. Наши дети– учащиеся, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, а также страдающие заболеваниями центральной нервной системы. Это отражается на их развитии следующим образом:
1.1 несформированность логического мышления
1.2 нарушение познавательной деятельности
1.3 нечеткое представление об окружающем мире
1.4 слабость смысловых связей
1.5 ограниченный кругозор
1.6 ослабленное творческое воображение
2.1 узость и недифференцированость восприятия окружающих предметов
2.2 недостаток наблюдательности
2.3 трудности в сосредоточении
-трудности припоминания и воспроизведения разученного материала
4.1 ограниченный словарный запас
4.2 нечеткое произношение некоторых звуков и отдельных слов
4.3 нарушение мотивации речи
5.1 в эмоциях отсутствует многообразие и дифференцированность
5.2 отсутствие инициативы и самостоятельности
6.1 нарушения координации
6.2 угловатость движений
6.3 нарушения мелкой моторики
6.4 дефекты мимики, пантомимики и жестов
7.1 адекватная самооценка (заниженная или завышенная)
7.2 трудности в установлении контактов с незнакомыми людьми
Для устранения подобных отклонений в развитии детей их необходимо приобщить к таким направлениям творческой деятельности, как умение шить, кроить и любить прикладное искусство и др. Искусство способствует сохранению личностной целостности ребенка, помогает преодолеть проблемы поведенческого плана, повышает самооценку и создаёт ситуацию успеха. Одним из значимых направлений развития творческих способностей детей с отставанием в развитии является «терапия средствами искусства». Вся работа, проводимая в нем, направлена на то, чтобы ребенок, приобщаясь к искусству, развивался умственно, эмоционально и физически и впоследствии мог стать успешным в профессиональной деятельности.
Объём программы 68 часов
Срок реализации программы 1 год
Содержание и материал программы «стартовому» уровню
Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом. Занятия – групповые, индивидуальные. Состав группы – постоянный.
Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)
1 год обучения 2 раза в неделю по 1 академических часа (продолжительность академического часа 40 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))
Форма обучения очная, возможно применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов при реализации образовательной программы или её частей, путем организации образовательной деятельности в электронной информации, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"
Формы организации образовательного процесса: Групповая,
Наполняемость группы от12 человек, в объединение принимаются все желающие.
Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся в форме бесед, объяснение, диалог, рассказ, устное изложение,лекций (теоретическая часть) наблюдения и практических работ для освоения знаний, и навыков на практике (практическая часть). Методы реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении учащимися знаний, овладении навыками и умениями. Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания.К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технология.
Методы работы можно объединить по следующим признакам:
Словесные | Наглядные | Практические |
устное изложение | Показ видеоматериалов, иллюстраций | тренинг |
беседа, пояснение, объяснение, рассказ | показ педагогом приемов исполнения работы | показ последовательности действий, |
Диалог, тренинг. | наблюдение | Лабораторные работы и др. |
инструктаж (вводный, текущий, частичный, используемый на каждом занятии). | таблицы, образцы,схемы, чертежи игрушек, | различные упражнения в приобретении умений, |
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный и др., предусмотрено смена видов деятельности: познавательная, творческая, трудовая.
Формы проведения занятий:
беседа | опрос | презентация |
викторина | конкурс | поход |
поход | игровая программа | размышление |
выставка | лабораторное занятие | сбор |
диспут, дискуссия, обсуждение | объяснение | тренинг |
Комплексное занятие | наблюдение | экскурсия |
защита проектов | открытое занятие | рассказ |
игра-путешествие | практическое занятие | Самостоятельная работа |
индивидуальная работа | коллективная работа | |
выполнение заданий через общение в сети интернет | дистанционное выполнение заданий | Просмотр тематических уроков в сети интернет |
Формы подведения итогов реализации программы: Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом занятие. Отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, викторины, практическая работа, зачет, выставка, опрос, самостоятельная работа.Результативность промежуточные и итоговые достижения детей, могут быть оценены через участие работ детей: в выставках и конкурсах школы, городских и др. конкурсах.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: отработка элементарных навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности у детей с ОВЗ, во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Задачи программы:
личностные
- Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ.
- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
метапредметные
- Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образного мышления, внимания, памяти.
- Содействовать развитию общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации.
- Содействовать развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности.
- Способствовать формированию умения планировать
Последовательность выполнения работ; выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца.
образовательные
- Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами.
- Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях страны, свойствах различных материалов).
- Совершенствовать умение ориентироваться в пространственных отношениях.
- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.
Коррекционные
– развивать: самостоятельность, аккуратность, ответственность, повышения учебно-познавательного уровня и работоспособности.Способствует обогащению словарного запаса, активизации речи. адаптации детей в обществе, в коллективе.
Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Принципы содержания программы:
1 Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2 Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3 Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
4 Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5 Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6 Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
7Деятельностный принцип–реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план программы
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
(68ч) |
Раздел 1. Введение (1ч.) |
1.1 | Знакомство с программой «Умелые ручки». Инструктаж по техники безопасности. | 1 | 1 | | Комплексное занятие, тренинг | Опрос, наблюдение, собеседование |
Раздел 2. Плоские комбинированные игрушки (36ч.) |
2.1 | Леший. | 6 | 1 | 5 | Комплексное занятие, тренинг, практическое | Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
2.2 | Скоморох. | 6 | 1 | 5 | Комплексное занятие, практическое, тренинг. | Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий, |
2.3 | Матрёшка. | 6 | 1 | 5 | Комплексное занятие, практическое, тренинг. | Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
2.4 | Попугайчик. | 6 | 1 | 5 | Комплексное занятие, практическое, тренинг. | Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
2.5 | Кукла-скрутка. | 6 | 1 | 5 | Комплексное занятие, практическое,тренинг | Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
2.6 | Кукла. Одежда для куклы. | 6 | 1 | 5 | Комплексное занятие, практическое, тренинг | Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
Раздел 3. Объемные игрушки из меха и ткани (28 ч.) |
3.1 | Зайчик. | 6 | 1 | 5 | Комплексное занятие, практическое, тренинг. | Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
3.2 | Птица Каркуша. | 6 | 1 | 5 | Комплексное занятие, практическое, тренинг | Опрос, наблюдение, тестирование |
3.3 | Львёнок. | 6 | 1 | 5 | Комплексное занятие, практическое, тренинг | Опрос, наблюдение, тестирование |
3.4 | Бегемот. | 6 | 1 | 5 | Комплексное занятие, практическое, тренинг | Опрос, наблюдение, тестирование |
3.5 | Выполнение проектов. | 4 | 1 | 3 | Комплексное занятие, практическое, итоговое | Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа, |
Раздел 4 Итоговое занятие (3 ч.) |
4.1 | Экскурсии, выставки. | 2 | | 2 | Комплексное занятие, тренинг экскурсия. | Опрос, наблюдение, |
4.2 | Награждение победителей, анализ работы объединения. | 1 | | 1 | Комплексное занятие, Выставка готовых работ | Оценка выполненной работы. |
| Итого: | 68 | 12 | 56 | | |
| | | | | | |
1.3.2 Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение - 1 часа.
Теория -1 час,
Теория:Знакомство программы «Умелые ручки». Беседы «Из истории Мягкая игрушка». Обсуждение планов на учебный год. Правила личной гигиены, правила,техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с учащимися.
Раздел 2.Плоские комбинированные игрушки - 36ч.
Теория – 6 часов, практика - 30 часов
Теория:Плоские комбинированные игрушки. Ознакомление с историческими сведениями возникновения народной игрушки.Виды мягких игрушек. Технология изготовления игрушек из двух деталей.Принципы изготовления игрушки из ткани, набивки и декорирования Процесс выполнения мягкой игрушки.Выбор тканей.
Практика:-
Подбор ткани и материалов,
Раскрой деталей, работа с тканью.
Заготовка фрагментов,
Соединение деталей петельным стежком;
Сметывание деталей кроя (ушки, лапки, туловище)
Пошив и оформление игрушки.
Изготовление игрушек: Леший.Скоморох.Матрёшка.Попугайчик. Кукла-скрутка.
Кукла. Одежда для куклы.
Раздел 3. Объемные игрушки из меха и ткани (28 ч.)
Теория - 5 часов, практика - 23 часов
Теория:Объемные игрушки из меха и ткани.Особенности технологии выполнения объёмных игрушек.Правила раскроя и раскладки изделия из меха.
Практика
Выбор игрушки и ткани для изделия.
Раскладка лекал на ткани.
Обмеловка деталей выкроек. Припуски на швы
Раскрой и сметывание деталей.
Объёмная игрушка из ткани и меха
Пошив игрушки.
Набивка деталей игрушки.
Изготовление волос, грив, хвостов.
Сборка и оформление игрушки.
Изготовление игрушек: Зайчик. Птица Каркуша. Львёнок. Бегемот.
Выполнение проектов.Просмотр готовых игрушек. Защита проекта.
Раздел4. Итоговое занятие (3 ч.)
Практика – 3часов
Практика
Экскурсии, Оформление выставки всех работ учащихся.
Подведение итогов работы объединения за год, награждение, победителей, анализ работы объединения.
1.4. Планируемые результаты.
Планируемые результаты
Должны знать информацию о программе «Умелые ручки»
Будет знать...Историю мягкой игрушки.
Должны знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.
Должны знать основы гигиены труда и производственной санитарной гигиены.
Использовать в работе основы обработки и конструирования из ткани (вышивка, лоскутное шитьё, шитьё мягких игрушек);
Будет иметь представление о изготовления игрушек из двух деталей.
Будет иметь представление о подбор ткани и материалов,
Будет иметьработать иглой.
Будет обучен отмерять нить и вдевать ее в иглу.
Будет обучен закреплять нить в начале и конце работы.
Будет знать, какразличать виды тканей.
Будет знать технологией шва «Вперед иголку», «Назад иголку», «Строчка».
Будет знать средства выразительности (формат, форма, цвет, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
Будет знать виды отделки: раскрашиванием, аппликационной, прямой строчкой и её вариантами;
должны уметь:
Будет обучен выполнять экономную разметку деталей по выкройкам с опорой на образцы
Научится подбирать материалы для работы.
Научится пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями.
Будет уметь вышивают «гладью».
Будет уметьрасполагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки.
Будет обучен самостоятельно переводят рисунок на ткань
Будет обучен создавать мысленный образ изделия с целью передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале
Будет обучен понимать особенности проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в готовом изделии, демонстрировать его.
Будет обученвыстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации замысла;
Будет обучен самостоятельно готовить рабочее место
Будет обучен самостоятельно определять количество деталей в изготавливаемой игрушке.
Будет уметьсоздавать мысленный образ изделия с целью передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале
Получит навыки применять приёмы обработки информации (при составлении проектов).
Будет обученпрогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с задачей
Будет понимать особенности проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в готовом изделии, демонстрировать его.
Раздел № 2 Комплекс «Организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года 15 сентября 2021года
Окончание учебного года 31 мая 2022 года
Продолжительность учебного года 36 недель
В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.
2.2 Календарный учебный график «Умелые ручки»
№ п/п | месяц | число | фактически | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | | Комплексное занятие, тренинг | 1 | Знакомство с программой «Умелые ручки». Инструктаж по техники безопасности. | Школа №11 | Опрос, наблюдение, собеседование |
| | | | Рассказ, беседа презентация, мастер-класс, | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Леший.» | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
| | | | Комбинирован формы занятий | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Леший.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
4 | | | | Практическое занятие | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Леший.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
5 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Леший.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,, |
6 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Леший.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
7 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Леший.» | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданийтестирование. |
8 | | | | Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Скоморох.» | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
9 | | | | Комбинирован формы занятий | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Скоморох.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
10 | | | | Практическое занятие | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Скоморох.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
11 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Скоморох.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,, |
12 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Скоморох.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
13 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Скоморох.» | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий тестирование. |
14 | | | | Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка.» | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
15 | | | | Комбинирован формы занятий | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
16 | | | | Практическое занятие | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
17 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,, |
18 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
19 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка.» | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий тестирование. |
20 | | | | Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик» | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
21 | | | | Комбинирован формы занятий | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
22 | | | | Практическое занятие | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
23 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,, |
24 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
25 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик» | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий тестирование. |
26 | | | | Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация | 1 | Кукла-скрутка. | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
27 | | | | Комбинирован формы занятий | 1 | Кукла-скрутка. | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
28 | | | | Практическое занятие | 1 | Кукла-скрутка. | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
29 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Кукла-скрутка. | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,, |
30 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Кукла-скрутка. | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
31 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Кукла-скрутка. | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий тестирование. |
32 | | | | Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация | 1 | Кукла. Одежда для куклы. | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
33 | | | | Комбинирован формы занятий | 1 | Кукла. Одежда для куклы. | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
34 | | | | Практическое занятие | 1 | Кукла. Одежда для куклы. | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
35 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Кукла. Одежда для куклы. | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,, |
36 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Кукла. Одежда для куклы. | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
37 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Кукла. Одежда для куклы. | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий тестирование. | |
38 | | | | Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик.» | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
39 | | | | Комбинирован формы занятий | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
40 | | | | Практическое занятие | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
41 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,, |
42 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
43 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик.» | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий тестирование. |
44 | | | | Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша.» | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
45 | | | | Комбинирован формы занятий | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
46 | | | | Практическое занятие | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
47 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,, |
48 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
49 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша.» | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий тестирование. |
50 | | | | Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок.» | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
51 | | | | Комбинирован формы занятий | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
52 | | | | Практическое занятие | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
53 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,, |
54 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок.». | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
55 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок.» | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий тестирование. |
56 | | | | Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот.» | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
57 | | | | Комбинирован формы занятий | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
58 | | | | Практическое занятие | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот.» | Школа №11 | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, |
59 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,, |
60 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот.» | Школа №11 | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
61 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот.» | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий тестирование. |
62 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Выполнение проектов. | Школа №11 | Опрос, наблюдение, анализ выполнения |
63 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Выполнение проектов. | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий, творческая работа, |
64 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Выполнение проектов. | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа, |
65 | | | | Самостоятельная работа | 1 | Выполнение проектов. | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа, |
66 | | | | экскурсия наблюдение | 1 | Экскурсии, выставки | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа, |
67 | | | | Рассказ, беседа презентация | 1 | Подведение итоговработы объединения | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа, |
68 | | | | открытое занятие | 1 | Награждение победителей, анализ работы объединения. | Школа №11 | Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа, |
2.3 Условия реализации программы
Для успешного освоения учащимися содержания программы необходимо наличие следующих условий.
Материально – техническое обеспечение (помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов).
Материально-технические условия:
учебного кабинета для теоретических занятий и практических работ;
технические средства обучения Компьютер/ноутбук с доступом сеть интернет;
Информационные ресурсы:
Видеофильмы по темам программы
Методические ресурсы:
программно-методические (дидактический, наглядный и демонстрационный материал, карточки с заданиями, методическая иллюстрации, фотоматериал, вопросы к викторинам).
Материалы и инструменты.
Рабочие материалы:
-Ткани, меховые остатки и ворсовые ткани.
-нитки
-иголки для ручных работ
-ножницы
-вата для набивки
-заготовки глазок и носиков
-клей «Момент»
-краски акварельные
Кадровое обеспечение: Педагог образования, реализующий программу.
2.4 Формы аттестации
Качество реализации дополнительной общеразвивающей программы «Умелые ручки» диагностируется систематически на этапе входного, текущего (промежуточного) и итогового.
Входной контроль проводится в начале учебного года в форме беседы для выявления исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся, их потребностей и интересов, что позволяет подобрать и использовать в работе с детьми более продуктивные педагогические методы и формы обучения.
Текущий контроль проводится в процессе освоения каждого раздела программы с целью определения степени усвоения детьми учебного материала, позволяет вносить коррективы в программу и устранить пробелы в обучении. Формами текущей диагностики являются педагогическое наблюдение, презентация творческих работи опрос.
Итоговый контроль проводится в конце срока обучения в форме педагогического мониторинга.
Формы аттестации— активное участие учащегося в выставках.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
диагностика личностного роста и продвижения | самооценка воспитанника |
анкетирование | ведение творческого дневника обучающегося |
педагогические отзывы | анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, наблюдений. |
ведение журнала учета или педагогического дневника | активности обучающихся на занятиях |
введение оценочной системы | анализ результатов творческих проектов. |
2.5 Оценочные материалы
Результаты освоения программы
Во время занятий обучающиеся от простых лёгких игрушек постепенно переходят к освоению более сложных форм, накапливая практический опыт. Во время работы над изделием обучающиеся знакомятся с различными видами и свойствами тканей, правилами раскроя и пошива. Они изучают национальные традиции, народные промыслы, знакомятся с историей игрушки.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1. Теоретическая подготовка ребенка. | |
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 1 5 10 |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием). | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2-6 7-14 15-20 |
2. Практическая подготовка ребенка. | |
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 1 5 10 |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 |
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3-10 11-22 23-30 |
3. Общеучебные умения и навыки ребенка. |
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей). | 1 5 10 |
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Уровни — по аналогии с п.3.1.1. | 1 5 10 |
33.1.3. Умение осуществлять самостоятельную творческую работу (проводить самостоятельные учебные проекты) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 |
3.2. Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Адекватность восприятия ин- формации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимися подготовлен- ной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления. Логика в построении доказательств | Уровни — по аналогии с п.3.1.1, Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 |
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, пред- усмотренных программой за конкретный период). Удовлетворительно Хорошо Отлично | 1 5 10 |
9-30 31-62 63-90 | ВЫВОД: | Уровень обще-учебные умений и навыков | Низкий Средний Высокий |
до 46 47-98 99-140 | Заключение | Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | Низкий Средний Высокий |
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Кол-во баллов |
1. Организационно-волевые качества. |
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие. | 1 5 10 |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Волевые усилия ребенка побуждаются извне. Иногда — самим ребенком. Всегда – самим ребенком. | 1 5 10 |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя сам. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности организационно-волевых качеств | Низкий Средний Высокий | До 4-15 16-30 |
II. Ориентационные качества |
2.1.Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Завышенная. Заниженная. Нормальная. | 1 5 10 |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. | Интерес к занятиям продиктован ребенку извне. Интерес периодически поддерживается самим ребенком. Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности ориентационных качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3- 10 11-20 |
III. Поведенческие качества |
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | Периодически провоцирует конфликты. Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать. Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 1 5 10 |
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные. | Избегает участия в общих делах. Участвует при побуждении извне. Инициативен в общих делах. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности поведенческих качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3-10 11-20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | Низкий Средний Высокий | 0-7 8-37 38-70 |
2.6. Методические материалы
Раздел или тема программы | Формы занятии | Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия) | Дидакти- ческий материал | Техническое оснащение занятия | Формы подведения итогов |
. Введение | Комплексное занятие, тренинг. | Рассказ, беседа, наблюдения, игровая программа практическая работа | Инструктаж по техники безопасности. | Рабочие материалы: -Ткани, меховые остатки и ворсовые ткани. -нитки -иголки для ручных работ -ножницы -вата для набивки -заготовки глазок и носиков -клей «Момент» -краски акварельные - Классная доска - Мел - Магнитофон, - Флешь USB - Мультимедийное оборудование, экран Информационные ресурсы 1. Географическая карта мира 2. Фотоснимки и рисунки мягкой игрушки 3. СД диски с записью 4. флешь USB 5. Интернет-ресурсы | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий |
Плоские комбинированные игрушки | Наблюдение, мастер-класс, практическоезанятие | Рассказ, беседа, наблюдения, практическая работа проектов | Картинки, фотографии, инструкционные карты | Опрос, наблюдение, тестирование, анализ выполнения практических заданий |
Объёмные игрушки из меха и ткани | Комбинированное занятие, Творческая мастерская, практическое занятие круглый стол, | Рассказ, беседа, тренинг, викторина, практическая работа, защита проектов | Картинки, фотографии, мультимедийные материалы, раздаточный материал, таблицы графического изображения игрушек, памятки. | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, опрос, тестирование |
Итоговое занятие | Экскурсии, выставки творческих работ | Награждение победителей, анализ работы объединения. | Выставка мягких игрушек | Наблюдение, опрос, зачет творческих работ. Оценка выполненной работы. |
2.7. Список литературы
Литература для педагога:
Агапова И.А., Давыдова М.А Мягкая игрушка своими руками. М.: РОЛЬФ, 2001.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1982.
Волчек Н.М. Лоскутное шитье. Швейная мастерская дома. – Минск: Современный литератор, 1999.
Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества. – Волгоград: Учитель, 2008.
Городкова Т.В. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. М.: Мир книги, 1997.
Гриченкова Н. Кошка-портниха – учимся шить. М.: Фламинго, 2002.
Кобякова Н.К. Поделки из ткани. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.
Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
Лежнева С.С. Булатова И.И. Сказка своими руками. – Минск: Полымя, 1996.
Лихачёва Т.Г. Моя подружка мягкая игрушка. Ярославль, 2003.
Максимова М.В. Лоскутки. М.: Эксмо, 2004 г.
Малотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. М.: РОЛЬФ, 1990.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.
Ю.Фролова Т.О. Мягкая игрушка. АСТ - Сталкер. Подарок своими руками. 2003.
Литература для учащихся и родителей
Агапова И. Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Рольф, 2001.
Агапова И.А. Мягкая игрушка своими руками: Художественное моделирование. – М.: Рольф, 2001.
Войдинова Н. Мягкая игрушка. – М.: Эксмо, 2005.
Городкова Т.В. Нагибина М.И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Гришечкина, Н. В. Поделки, игрушки, подарки своими руками. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Грибушина Н.В., Тюрина Э.И. Мягкая игрушка мамам и детям, Издательство «САТИС», 1994
Домоводство от А до Я / Авт.-сост. Э. Зацепина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
В.Деревянко Мягкая игрушка. - М.: ЭКСМО, 2003 – 43 с.
Лихачева Т.Г. Моя подружка - мягкая игрушка. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Неботова З.Л. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
Путятина Е.Б. Учимся шить мягкие игрушки. Первые шаги. – Ростов-на Дону, Феникс, 2003.
Соколдова Ю. Сидорович Ю. Мягкая игрушка. – Санкт-Петербург: Литера, 2000.
Соколова Ю. Мягкая игрушка. - СПб.: Литера, 2001, 36 с.
Фарафошина Н.В. Мягкая игрушка. – М.: Просвещение,1999.