СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения.»

Урок 14

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения.

Цель:

  • знакомство с историей создания романа, выявление исторической основы произведения,

  • развитие навыка выразительного чтения наизусть, лексической работы, формирование навыка составления пересказа статьи учебника, художественного пересказа эпизода, развитие коммуникативных способностей учащихся;

  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слов «честь», «благословение».


Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.


ХОД УРОКА.


І. Оргмомент.


Сегодня на уроке мы начинаем работу над романом Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Вы, конечно, уже знаете, что каждое литературное произведение является законченным целостным единством, где всё подчинено воле автора. Нам, читателям, нужно обращаться с текстом бережно, чтобы постигнуть авторский замысел, ведь даже если произведение зашифровано, писатель даёт нам ключики к его открытию, пониманию. Одна из наших задач сегодня и будет заключаться в том, чтобы отыскать авторские ключики к пониманию произведения.


  • Скажите, пожалуйста, на что мы прежде всего обращаем внимание при выборе книги? (Правильно, на название.)


Давайте прочитаем ещё раз название романа, который нам предстоит изучить. «Капитанская дочка».


II. Изучение нового материала.


1.Выявление темы, цели


Прочитайте тему урока. Сформулируйте цель


Сегодня мы с вами совершим экскурсию в творческую мастерскую писателя.


  • Что такое экскурсия? Каково лексическое значение слова?


Экскурсия –

1. Посещение, обычно коллективное какого-либо достопримечательного места, поездка куда-нибудь.

2. Организационный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или увеселительной целью.


Итак, наша экскурсия образовательная.

Мы совершим экскурсию в творческую мастерскую писателя А.С.Пушкина, познакомимся с историей создания повести «Капитанская дочка», пройдемся по тем местам, где 173 года назад ходил А.С.Пушкин, собирая материал для своего произведения.

Повесть «Капитанская дочка» – произведение историческое, т.к. ее героями являются исторические личности: Емельян Пугачев, Екатерина II, Хлопуша.


  • О каком историческом событии идёт в нем речь? (О восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.)


2.Сообщение «историка» о восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.


3.Обращение к домашнему заданию. Пересказ статьи учебника «Творческая история романа».


  • Так почему же произведение, посвящённое, прежде всего, пугачёвскому восстанию, носит такое название?


Знаете, Марина Ивановна Цветаева, известная русская поэтесса 20-го века, в своей работе «Мой Пушкин» пишет о том, что для неё название «Капитанская дочка» равно понятию «Пугачёв», потому что, читая «Капитанскую дочку», она думает только о Пугачёве и представляет себе только его.


  • Согласны ли вы с решением этого вопроса?


Я думаю, что получить более обстоятельный ответ мы сможем в ходе дальнейшей работы с текстом на ближайших уроках.

Но Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд «История Пугачева», который по указанию Николая I вышел под названием «История пугачевского бунта». Работая над ним, Пушкин изучает архивные документы, едет туда, где развертывались события. Он посещает Казань, Оренбург, Берду и другие станицы яицкого (уральского) казачества. Послушаем, что известно о работе Пушкина над материалами о пугачевском восстании.


4. Сообщение ученика о работе Пушкина над «Капитанской дочкой»


5. Видео ролик об истории создания повести


6. Сообщение об офицере М. А. Шванвиче, который присягнул на верность Пугачеву


7.Пушкин пишет труд «История Пугачевского бунта»

Из книги:


  • Какой здесь Пугачев?

  • Что же нам сейчас известно об этих исторических событиях?


8. Сообщение учащегося о работе автора с архивом.


9. Сообщение о воспоминаниях современников


10. Слово учителя


Интересно, что эпиграф к главе XI «Капитанской дочки», сочиненный, по мнению исследователей, самим писателем, Пушкин приписал именно Сумарокову. Так какое же место в этих двух так непохожих трактовках — народной и дворянской — Пугачева занимает пушкинская точка зрения? Конечно, у Пушкина Пугачев больше похож на героя из народной песни.

Мы не зря вспомнили исторический труд Пушкина о Пугачеве и еще не раз обратимся к его страницам. На сей раз послушаем Пушкина-историка. «Имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо еще помнит кровавою пору, которую — так выразительно — прозвал он пугачевщиною» («История Пугачева»).

«Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева. "Грех сказать, — говорила мне 80-летняя казачка, — на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал". "Расскажи мне, — говорил я Д. Пьянову, - как Пугачев был у тебя посаженым отцом?" — "Он для тебя Пугачев, — отвечал мне сердито старик, — а для меня он был великий государь Петр Федорович"» («Замечания о бунте»). В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачев — злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в романе — яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с ее щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью. Марина Цветаева в эссе «Пушкин и Пугачев», написанной в 1937 г., размышляет об этом.

Интересно, что первоначальный замысел этого романа был похож на замысел «Дубровского»: в центре его должна была быть судьба дворянина, перешедшего на сторону Пугачева. Но исторические факты, которые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет. Свои новые идеи он выразил так: «Весь черный народ был за Пугачева. ...Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны», — писал он в «Замечаниях о бунте», которые должен был передать Николаю I.

Вот каким образом в центре «Капитанской дочки» оказывается не дворянин, перешедший на сторону Пугачева (хотя такой персонаж здесь остался в виде предателя Швабрина), а молодой офицер Петр Гринев, верный долгу и присяге, сумевший в «жестокий век» сохранить в себе доброту и человечность, честь и достоинство.


11. Рассказ о положении крепостных во времена Екатерины II.


Комментарий учителя:

Екатерина постаралась уничтожить все, связанное с бунтом и ее главарем. Само имя мятежника запрещалось произносить; Пугачевский архив был строжайше закрыт: Пушкину, допущенному к имперским архивам, спустя 60 лет после бунта, так и не удалось увидеть следственное дело самого Пугачева.

Река Яик была переименована в Урал, а Яицкий городок, гнездо смуты – в город Уральск. Дом Пугачева в Зимовейской станице, уже проданный его бедствовавшей женою, был взят у новых хозяев, разобран, сожжен, а пепел – развеян по ветру.


12. Сообщение об Оренбурге


В январе 1774 года под Оренбургом развернулось кровопролитное сражение, но город восставшим снова взять не удалось. 22 марта 1774 года карательные войска нанесли серьезное поражение под Татищевой крепостью. Пугачеву с основной частью войска с трудом удалось уйти на Урал. Он не унывал, говоря: «Народу у меня как песку. Я знаю, что вся чернь меня с радостью примет».

Преследуемое царскими войсками, но быстро восполнявшееся и достигшее к июню 20 тысяч войско повстанцев дошло до Казани. Сумев войти в город, но так и не взяв Казанский кремль, пугачевцы были вскоре разбиты подоспевшим корпусом И. И. Михельсона. Пугачевцы находились в Казани всего один день, но успели в пьяной вакханалии разграбить и сжечь город, «изнасильничать немало женщин». Очевидцы свидетельствовали, что мятежники убивали не только мужчин, но и стариков и детей.

Поэтому получив об этом известие, Екатерина II объявила себя казанской помещицей в знак солидарности с пострадавшим дворянством губернии. Разбитые войска повстанцев переправились тем временем на правый берег Волги. «Пугачёв бежал, но бегство его казалось нашествием», - писал А. С. Пушкин.


Выводы


  • Какой предстал перед нами Пугачев в работе Пушкина «История Пугачевского бунта»?


III. Итог


Наша образовательная экскурсия подошла к концу. Мы не только узнали о работе Пушкина над произведениями о великом бунте яицких казаков, потрясших всю Россию, но и вместе с поэтом прошлись по местам, связанным с именем Пугачева.

Как историк Пушкин показал Пугачева, человека жестокого и бессердечного. А каким его он показал в художественном произведении мы посмотрим с вами на следующих уроках.


IV. Домашнее задание.


Прочитать 1—2 главы романа «Капитанская дочка»


Индивидуальное задание


Лексическая работа: честь.


  1. Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, включающие слово честь.

  2. Подготовить сообщение «Представление о чести Андрея Гринёва»; комментарий «историка» о событиях и именах исторических личностей, упомянутых в замечаниях о семействе Гринёвых: граф Миних Бурхард Христофор (1683—1767).

  3. Подготовить художественный пересказ эпизода проигрыша.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!