СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. П. Платонов. «Неизвестный цветок».»



А. П. Платонов. «Неизвестный цветок». Литература 6 класс



  1. Цели и задачи: знакомство с творчеством А. Платонова;

  2. изучение жанровых особенностей рассказа «Неизвестный цветок»;

  3. символы в рассказе «Неизвестный цветок».

Словарная работа:

Быль (бывальщина) – жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Притча – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

Ход урока:

Слово учителя:

Мы уже знакомы с писателем Андреем Платоновым. Вспомним, что мы знаем о нём?

Андрей Климентов – такова настоящая фамилия писателя – родился в августе 1899 года в Ямской слободе (сейчас это место под современным Воронежем) в семье простого слесаря-железнодорожника. Семья была очень большой, а Андрей был старшим из 10 детей.



«Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник, кроме отца... Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду...» – вспоминал А. Платонов.

Жизнь писателя была трудной: он воевал в Гражданскую войну, прошёл почти всю Великую Отечественную.

Последние годы жизни занимался сборниками сказок и писал свои сказки для детей. Сказка «Неизвестный цветок» была написана в 1950 году, за год до смерти писателя.

«Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле» – так начинается эта история.

Начинается как сказка, не правда ли?

Жил наш цветок на пустыре, куда никогда никто не заходил.

И только ветер, «как дедушка сеятель», приносил семена и бросал их на землю. Если они попадали в плодородную землю, то из них вырастали чудесные растения, а если на камни и глину, то они погибали. А семечко нашего цветка упало как раз между камнями и глиной и ему, казалось, суждено было погибнуть.

Но цветок решил сражаться. Он ночью копил росу на своих листьях, а днем опускал их, и капли падали в сухую землю. «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть».

Цветок не унывал и старался расти и бороться. «В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою».

И вот однажды мимо пустыря походила девочка Даша и почувствовала волшебный аромат цветка и заговорила с ним.

Не сказочный ли это элемент? Помните, жанру рассказа автор присваивает подзаголовок сказка-быль.

– Отчего ты такой?

– Не знаю, – ответил цветок.

– А отчего ты на других непохожий?



– Оттого, что мне трудно.

А почему девочка заговорила с цветком?

«Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. …На краю пустыря Даша почувствовала благоухание».

Вот так состоялось знакомство девочки и цветка.

Тоска девочки по маме, её одиночество в лагере чем-то похоже на одиночестве цветка на пустыре.

«Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери – розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть».

Не зря именно эту историю вспоминает девочка Даша, когда почувствовала благоухание на пустыре. Девочка и цветок очень похожи, по своему настроению.

Даша рассказывает о цветке товарищам, и они начинают трудиться, озеленять пустырь.

Обратите внимание на символику рассказа.

Символом мы называем предмет или образ, который является условным знаком для обозначения чего-то другого.

Цветок – символ борьбы, трудолюбия, самоотверженности. Ведь только благодаря усердной работе возможен результат. Именно это хотел нам сказать Андрей Платонов в своем рассказе «Неизвестный цветок».

Эта история цветка могла бы уже сама по себе стать законченным произведением — своеобразным гимном трудолюбивому цветку. Тогда произведение вполне могло называться басней, потому что содержит явную аллегорию: за образом выживающего цветка можно увидеть судьбу человека первой половины ХХ века, которому непросто пришлось в суровые годы Гражданской войны, Великой Отечественной войны, в послевоенные годы. В понимании автора, который сам перенес множество испытаний, это не что иное, как иносказание о судьбе всего русского народа.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!