СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока А. Платонов "Неизвестный цветок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русской литературы по теме А. Платонова "Неизвестный цветок".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока А. Платонов "Неизвестный цветок"»

Тема урока:  Урок - открытие. Прекрасное в жизни человека.

Составила учительница русс.яз. и русс.лит. Магомедова Д.К.

Анализ сказки-были  А.Платонова  «Неизвестный цветок»

Цели:

  1. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были;

  2. Определение основной мыли сказки;

  3. Выработка умения ориентироваться в тексте  художественного произведения;

  4. Воспитание читательского вкуса;

Оборудование урока:

1.Мультимедийная презентация;

2. Портрет А. Платонова;

3.Цветок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

1.Вступительное слово учителя.

  • Я Вас приглашаю в путешествие! А каждое путешествие открывает нам что-то новое.  Сегодня мы окунемся в художественный мир Андрея Платонова.


  • Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом     посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено .

  • Определите вид этой сказки. ( Литературная, авторская) Почему вы так решили?

  • Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).

А сейчас мы вспомним.

  • Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) )

  • Что такое быль?

  • Что такое притча?

  • «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски,  веры в справедливость

детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик


  • Сейчас мы с вами прослушаем «чистое золото поэзии» в актерском прочтении. Вслушивайтесь в каждое слово. Следите по тексту. (Прослушивание аудиозаписи)

III. Прослушивание сказки.

IV. Работа по тексту.

  • Какое впечатление произвела на вас сказка-быль? Что осталось непонятным?

  • Поясним некоторые слова из текста.

  • А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки  и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов.

  • Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?

  • На какие части вы бы разделили текст?    (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя.)

  • Найдите первую часть.

  • Какой была жизнь цветка на пустыре?

  • Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.

  • У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование.Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные?        (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын) Как называется такой литературный прием?(олицетв)

  • Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок  на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба)

  • Для чего людям нужны звезды? Цветы?     (Мечтать, поразмышлять, насладиться красотой мироздания)

  • Были ли в жизни цветка радости? Какие?      (Подтвердите цитатами из текста)

  • Была ли у цветка самая главная цель в жизни?

  • Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?       (В середине лета… до конца абзаца)

  • Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.

(Стебелечек, венчик, жилки-уменьш.-ласкат.суффиксы)

  • Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре?         (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка)

  • Вдумайтесь в афоризмы. Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 13)

  • В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте.

Найдите вторую часть.

  • Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? ( неизвестное, незнакомое)

  • Разве этого достаточно?

  • Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.

  • Почему Даша оказалась около пустыря?

  • В каком  она была настроении? Найдите в тексте.

  • Почему Даша завидовала письму? Переживали ли вы нечто подобное в своей жизни?

ГРУСТЬПО МАМЕ -ВНУТРЕННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ-ОТКРЫТОЕ ДОБРЫМ ЧУВСТВАМ СЕРДЦЕ-БЛАГОУХАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ О РАССКАЗАННОЙ МАМОЙ СКАЗКЕ.

  • Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание  маминой сказке?  (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)

  • Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?   (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)

  • Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше?  (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)

  • Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные  свойства человеческой  души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом .

  • Даша совершила открытие маленькой неизвестной  жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до  нее не замечал.

  • О чем говорится в

третьей части?

  • Дали ли результаты усилия детей?     (да, пустырь преобразился)

  • Почему Даше стало грустно?   (много цветов, но нет того о ком помнила всю зиму)

  • Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (в прежних, даже еще более тяжелых условиях)

  • Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?

  • Какое чувство вызывает новый цветок у вас?

V. Итог урока.

Ребята. Всем спасибо. Каждый из вас личность, вы умеете говорить и слушать.

Я  приготовила вам в подарок цветок Доброты. Прочитайте, что написано на лепестках.

Ребята, прошу   выйти всем к доске. Поднимите лепесточки-ладошки выше, сожмите правую ладонь в кулачки. Много сердечек… А если их все объединить-получится огромное сердце, полное доброты, гуманности. В таком мире легче жить?

VI.Домашнее задание.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Расспроси своих родных, вспомните сами, были ли в  жизни маленькие, но очень важные  открытия? На следующем уроке мы обсудим эти открытия.


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!