СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №38. Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. знакомство с БСП;  формирование умений определять смысловые отношения между частями БСП; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; учиться использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
  2. формирование школьника как личности, развитие интеллекта, самостоятельности мышления; активизация мыслительной и познавательной  деятельности учащимися средствами родного языка;
  3. формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; 

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №38 Понятие о БСП»

9 класс


Урок №38.

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения.

Цели:


  1. знакомство с БСП; формирование умений определять смысловые отношения между частями БСП; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; учиться использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;

  2. формирование школьника как личности, развитие интеллекта, самостоятельности мышления; активизация мыслительной и познавательной деятельности учащимися средствами родного языка;

  3. формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

Прогнозируемые результаты:

учащиеся различают ССП, СПП и БСП; определяют смысловые отношения между частями сложных предложений; устанавливают смысловые отношения в БСП на основе интонации; знакомятся с правилами постановки знаков препинания в БСП

Тип:

комбинированный

Оборудование:

компьютер, проектор, учебник, памятки, РМ для индивидуальной и групповой работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент.


  1. Приветствие учащихся. Создание положительного настроя.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро вам – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, отзывчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь от улыбки станет всем светлей. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем на уроке.

Приветствуют учителя, выполняют упражнение «Улыбка»

  1. Этап актуализация опорных знаний.


  1. «Мозговой штурм»

- Ребята, мы продолжаем с вами подготовку к итоговой аттестации. Нами пройден материал по темам «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения». Давайте вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений.

– Дайте устное определение сложносочиненному предложению.

– Дайте устное определение сложноподчиненному предложению.

- Проверим, умеем ли мы определять виды сложных предложений.

Задание 1.

В задании 1 даны предложения и таблица, ваша задача - расставить номера предложений в таблицу; определить, с помощью чего связаны части сложного предложения.

  1. Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. (СПП)

  2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. (ССП)

  3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце. (ССП)

  4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. (СПП)

  5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный. (СПП)

  6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

  7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.

  8. Я сразу понял, что это дело мне по силам.

  9. Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.

  10. Где тонко, там и рвется.


ССП

СПП

? (БСП)

2, 3, 9

1 (придаточное времени),

4 (придаточное цели)

5 (придаточное определительное)

8 (придаточное изъяснительное)

10 (придаточное места)

6, 7


- Какими являются предложения  6,7? Почему? (Потому что в них нет союзов)

- Значит, речь сегодня пойдет речь…? (О бессоюзных сложных предложениях)

- Запишите тему урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении»

Работа в группах.

Вспоминают понятия ССП и СПП, заполняют таблицу, определяя способы связи между частями СП; выходят на тему урока – «Понятие о БСП»

  1. Мотивационно-целеполагающий этап


  1. Целеполагание.

- Тему урока мы сформулировали. Давайте определим цели урока.

  • Мы должны узнать…,    

  • Мы должны понять…

- На столах у вас листочки с утверждениями. Внимательно прочитайте их и в графе ДО поставьте +, если вы согласны с этим утверждением, и – если не согласны.


ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


1.Простые предложения в составе БСП связываются при помощи интонации.

+


2.Частями БСП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.

+


3.Между предложениями, входящими в состав БСП, может ставиться только запятая или точка с запятой.

--


4.Постановка знаков препинания в БСП зависит от значения.

+


5.Смысловые отношения в БСП выражаются ярче, чем в ССП и СПП.

--

-Вы заполнили таблицу, сейчас отложите их в сторонку, мы к ним вернемся к концу урока и посмотрим, поменялись ли ваши взгляды.

Работа в группах.

Формулируют цели урока, знакомятся с предложенными утверждениями, отмечают в таблице свое согласие или несогласие с ними



















  1. Операционно-деятельный этап

  1. «Мозговой штурм»

Задание 2.

Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.

  1. Я вас любил – меня вы не любили.

  2. Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

  3. В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

  4. Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.

  5. Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

  6. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.

  7. Я понял, что долго не смогу притворяться.

  8. Я понял: долго не смогу притворяться.

- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСП?

  1. Постановка проблемы.

    Маша, ты только посмотри!!! В бессоюзных сложных предложениях можно ставить любой знак препинания. И я абсолютно уверен, что смысловые отношения здесь никакой роли не играют. Читай внимательнее § 28. Все очень просто. Хочешь – ставь запятую, хочешь – тире…

Думаю, что расставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях нам поможет верное определение смысловых связей между его частями. Ты согласен со мной, Саша?











  • Прочитайте реплики Саши и Маши?

  • С какой проблемой столкнулись ребята при выполнении домашнего задания.

  • Выразите свое мнение относительно спора, возникшего между ребятами.


  1. Сравнительный анализ.

Стало холодно, подул ветер. Стало холодно: подул ветер.

- Как вы думаете, одинаково ли надо читать эти предложения? В чем разница?

- В 1 предложении говорящий сообщает об изменении природы, перечисляет эти изменения. Произносит предложения с перечислительной интонацией.

- Во 2 предложении говорящий указывает на причину, почему стало холодно.

Вывод.

- От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении? (от видов интонации и смысловых отношений в предложении)

-Давайте попробуем сформулировать правило о БСП.

Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены по смыслу и интонационно (без помощи союзов и союзных слов)

  1. Знакомство с памяткой «Виды БСП. Смысловые отношения»



Работа в группах.

Выписывают БСП (1, 3, 4, 8 пр.), делают вывод о наличии пунктуационных знаков в БСП












Прочитывают предложенные реплики, формулируют проблему, которая может возникнуть при работе с БСП.














Проводят сравнительный анализ предложений, высказывают предположения о причинах постановки различных знаков препинания в БСП.








Изучают памятку, формулируют уточняющие вопросы и задают их учителю


  1. Работа с текстом по группам. (4-5 групп)

  1. Литературная справка:

– Вы знаете, приключения какого героя здесь описаны?
– Конечно, барона Мюнхгаузена!

- Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их.


  1. Письменная работа с текстом с использованием таблицы «Виды интонации и смысловые отношения в БСП»

- Озаглавьте текст.

– Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания.

(1)Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. (5)Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (7)А этот медведь никак этого не мог,  поэтому он погиб голодной смертью. (8)С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.

  1. Проверка.

Схватка с медведем.

Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий)

Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление) 

Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня, (дополнение) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие)

Работа в группах.

Выполняют письменную работу с текстом с использованием изученной памятки.

Фронтальная проверка.


  1. Тест «Готовимся к ВОУД». Начало формы

1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)

2. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (А.Гайдар)

3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)

Индивидуальная работа.

Самопроверка.

Ответы: 1. 4. 2. 4. 3. 1.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.


  1. Рефлексия. Обращение к утверждениям.

  • Ещё раз прочитайте утверждения и отметьте. Поменялись ли ваши взгляды. Почему?

  • Что узнали на уроке? Чему научились?

  • Какое предложение называется бессоюзным сложным? Какие смысловые отношения могут быть в БСП? Какие знаки препинания ставятся в БСП?

  • А когда нужно ставить двоеточие, тире, точку с запятой, вы узнаете на следующих уроках.

  • Мы сегодня выполняли различные виды работ. Поднимите руки, кому все было понятно, кто выполнял задание без ошибок. А кто испытал затруднения? Можете поставить сами себе оценку, в зависимости от того, как вы работали на уроке.

Работа в группах.

Возвращаются к утверждениям, с которыми работали в начале урока, при наличии ошибок вносят коррективы, аргументируют свое согласие или несогласие.

Проводят само- и взаимооценивание деятельности на уроке.

Домашнее задание

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

- Варьирую задание на дом по уровням. Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы. Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет.

Всем: 1. Выучить правило §28, упр. 357 (показать ГО, различные виды осложнений, выполнить разборы).

На выбор: 2. Написать сочинение «Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении» 3. Кроссворд по теме «Бессоюзное сложное предложение»


Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы



Просмотр содержимого документа
«ОТ Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях»

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Знак

Схема

Примеры

Запятая

перечисление

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.

Точка с запятой

перечисление

Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась...

Тире

противопоставление

Труд человека кормит — лень портит.

Лес рубят — щепки летят.

Дружно за мир стоять — войне не бывать.

Дунул ветер — все дрогнуло, ожило и засмеялось.

Двоеточие

Устоять на судах было невозможно: их бросало, как жалкие лодчонки.

Дружбу так понимать нужно: общие недостатки исправим дружно.

Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.







Просмотр содержимого документа
«РМ - Бессоюзное сложное предложение»

Бессоюзное сложное предложение. Синонимия ССП, СПП, БСП.

  1. Актуализация прежних знаний.

    1. Какие сложные предложения вы изучили?

Давайте сейчас проверим, умеем ли мы определять ССП и СПП. Запишем число в тетради, оставим строчку для темы. На слайде вы видите предложения, вы должны расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения.

  1. Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

  2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

  3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.

  4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.

  5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.

  6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

  7. Я сразу понял, что это дело мне по силам.

  8. Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.

  9. Где тонко, там и рвется.

  10. Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.

2.Какие предложения вы не выписали, почему? Какие это предложения? О каком виде предложений сегодня пойдет речь на уроке?

ССП - СПП - БСП -

    1. Усвоение новых понятий.

А сейчас мы с вами проведем обучающую структуру Эй-Ар-Гайд. У вас листочки с утверждениями. Внимательно прочитайте их и в графе ДО поставьте +, если вы согласны с этим утверждением, и – если не согласны.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


1.Простые предложения в составе БСП связываются при помощи интонации.



2.Частями БСП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.



3.Между предложениями, входящими в состав БСП, может ставиться только запятая или точка с запятой.



4.Постановка знаков препинания в БСП зависит от значения.



5.Смысловые отношения в БСП выражаются ярче, чем в ССП и СПП.


Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.

  • Я вас любил – меня вы не любили.

  • Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

  • В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

  • Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.

  • Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

  • Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.

  • Я понял, что долго не смогу притворяться.

  • Я понял: долго не смогу притворяться.

- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСП?

- Какими являются простые предложения в составе БСП?

- От чего зависит постановка знака препинания? В каком предложении смысловые отношения выражены более четко?

  1. Формирование навыков.

1) Работа с текстом. Прочитать выразительно. Из какого произведения этот отрывок?

(1)Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. (5)Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (7)А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. (8)С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.

2) Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные; определите смысловые отношения. 1вар. -1-4 предложения . 2 вар. 5-8 предложения.

  1. Тест «Готовимся к ВОУД».

Начало формы

1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)

2. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (А.Гайдар)

3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!