СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №9. Стили речи. Построение текстов различных стилей.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся умеют характеризовать речевую ситуацию,  различают функциональные стили русского языка, определяют характерные черты каждого стиля, анализируют текст с точки зрения стилевой принадлежности; развивают интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки. К разработке урока прилагаются опорные таблицы и конспекты, рефлексивный лист, проверочная работа по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«ПАМЯТКА»

ПАМЯТКА

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА

1 .Внимательно прочитай текст.

2.Определи, где можно встретить этот текст:

а) беседа в непринужденной обстановке

б) это отрывок из художественной литературы

в) представляет из себя документ, инструкцию, памятку, деловую бумагу

г) встречается в научных трудах, учебниках, энциклопедиях, словарях;
это лекция, доклад

д) используется в газетах, на радио, на телевидении; выступление на собраниях,
митингах

ЕСЛИ СОМНЕВАЕШЬСЯ В ОТВЕТЕ, ТО

3.Определи задачи речи:

а) общение, обмен впечатлениями

б) нарисовать образную картину, изобразить предмет, передать эмоции и чувства автора

в) сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать рекомендацию,
указания

г) сообщить теоретические и научные сведения, объяснить причины каких-либо явлений

д) воздействовать на широкие массы, сформировать правильное отношение к
общественным проблемам

ЕСЛИ СНОВА СОМНЕВАЕШЬСЯ В ОТВЕТЕ

4.Выясни, характерна ли для текста

а) непринужденность, свобода в выборе слов и выражений

б) образность, эмоциональность, наглядная представляемость

в) официальность, точность, бесстрастность

г) обобщенность, точность, доказательность, неэмоциональность

д) злободневность, страстность, призывность, яркость

ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ ОТВЕТА

5. При необходимости определи жанр текста

а) письмо, дневниковая запись, анекдот, заметки в записной книжке, спор,
напутствие, чей-то портрет и т.п.

б) отрывок из рассказа, повести, басни, сказки, поэмы, оды; клятва, присяга, гимн,
загадка, пословица, поговорка, мемуары

в) инструкция, отчет, деловое письмо, биография, правила, объявление, заявление,
расписка, справка, памятка

г) научная статья, рецензия, отзыв, описание опыта, статья в словаре, энциклопедии;
аннотация

д) заметка, репортаж, очерк, фельетон, статья, листовка


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ НА ВЫБРАННЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

б. Если у вас получились следующие варианты:

а) - то это разговорный стиль г) - то это научный стиль

б) - то это художественный стиль д) - то это публицистический стиль

в) - то это деловой стиль

Просмотр содержимого документа
«РЕФЛЕКСИЯ»

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ




Большой палец –насколько вы были целеустремленными на уроке, проявляли волю и настойчивость

Указательный –насколько выполняли требования учителя

Средний- насколько были активны на занятии

Безымянный –насколько хорошо ощущаете себя эмоционально

Мизинец –насколько успешно взаимодействовали с другими учениками

Ладонь –напишите ваши достижения за сегодняшний урок

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ




Большой палец –насколько вы были целеустремленными на уроке, проявляли волю и настойчивость

Указательный –насколько выполняли требования учителя

Средний- насколько были активны на занятии

Безымянный –насколько хорошо ощущаете себя эмоционально

Мизинец –насколько успешно взаимодействовали с другими учениками

Ладонь –напишите ваши достижения за сегодняшний урок



Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №9 Стили речи»

8 класс

Урок 9.

Стили речи. Построение текстов различных стилей.

Цели:


  1. дать характеристику основных функциональных стилей речи;

  2. формировать умения характеризовать речевую ситуацию; обучать умению различать и составлять высказывания, разные по стилю;

  3. воспитывать культуру речевого общения.

Ожидаемые результаты:

учащиеся умеют характеризовать речевую ситуацию, различают функциональные стили русского языка, определяют характерные черты каждого стиля, анализируют текст с точки зрения стилевой принадлежности; развивают интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки

Оборудование:

ОК №2,3, таблицы, учебные тексты, рефлексивные листы

Тип урока:

урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.


Прочитайте слова и подумайте, почему с этих слов мы начинаем урок?

«Речь — удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Георг Гегель


Приветствуют учителя.

Рассуждают над вопросом.

Записывают тему урока, эпиграф.

Формулируют цели урока.

  1. Мотивация познавательной деятельности.








Тема

Адресат

Место

Цель

Летние каникулы

Учитель

Школа

Поделиться впечатлениями

Ровесник

Двор

Животные

Европы

Научный руководитель, единомышленники

Актовый зал

Сделать доклад, познакомить с основными видами животных Европы


- Рассмотрите таблицу.

- Во всех ли ситуациях вы будете рассказывать одинаково?

- Чем эти ситуации отличаются?



Определяют речевые ситуации, аргументируют свою точку зрения

  1. Актуализация опорных знаний.


  1. Работа с ОК № 2 «Речевая ситуация»

  2. Тренировочные упражнения.

- Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачонка: вся голенькая, а грива как у льва.


Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, - ребра ходили под кожей. На боках его были какие – то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил руку ему на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Всё его существо выражало боль, недоумение, обиду. Он не понимал, за что его топтали. Обычно собаки скулят в таких случаях. Арктур не скулил


Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, черный, серый, коричневый.


ЗАДАНИЯ

  1. Познакомьтесь с текстами. Обозначьте речевую ситуацию.

  2. 0динаковое ли содержание этих текстов, использованные средства языка? Чем это объясняется?

  3. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?
    Сгруппируйте примеры в таком порядке: сначала те, которые обозначают
    неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают
    официальную (обстановку).

Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

  1. Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?

Сгруппируйте примеры в таком порядке выражения, которые обозначают процесс а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.

Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.


Рассматривают ОК, выполняют тренировочные упражнения (работа в парах)

  1. Работа над культурой и развитием речи учащихся


- В современной лингвистической литературе большинство авторов выделяет пять функциональных стилей речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Ведущий критерий разграничения стилей речи — сфера речевого общения (быт, наука, официальные отношения и право, политика, искусство). Кроме того, стили отличаются ведущими для каждого из них задачами речи, особыми стилевыми чертами, характеризующими в целом речь стиля, а также наиболее часто используемыми языковыми средствами.

  1. Работа с ОК № 3 «Стили речи» и таблицей «Стили речи»

  2. Тренировочные упражнения.

  1. Hy и ветрище! До кожи пробирает!

  2. Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.

  3. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.

  4. 3автра ожидается переменная облачность. Ветер сильный, порывистый, местами достигающий 10-12 метров в секунду.

  5. Прогноз погоды. Мы вслушиваемся в сообщения синоптиков, ожидая, кто ясного теплого дня, кто долгожданного дождика, кто крепкого морозца. Недаром в песне поется: « У природы нет плохой погоды». А я люблю ветер! Любой. Холодный ветер, проясняющий сознание, нежный, теплый, ласкающий кожу; влажный, охлаждающий юношескую горячность. Люблю, когда ветер треплет волосы, раздувает полы пальто, швыряет в лицо осенние листья.

ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте тексты. О чем в них говорится, об одном или о разном?

Как говорится - одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание?

  1. Можно ли, например, 3 и 4 тексты использовать в домашней обстановке? Почему?

  2. Можно ли вместо сводки погоды передать 2 или 5 тексты? Почему?

  3. Какие из этих текстов относятся к разговорному, какие - к книжным стилям речи? Аргументируйте свой ответ.

  4. Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован каждый из текстов?

  5. Определите, к какому стилю относится каждый текст. Сделайте стилистический разбор текстов по схеме (можно использовать тексты о грозе – см. Приложение):

  • Функциональный стиль (научный, официально-деловой, публицистический, литературно - художественный, разговорный).

  • Сфера применения (научная статья, отрывок из литературного произведения, заявление и т.п.)

  • Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.

  • Основные стилевые черты.

  • Характерные особенности данного стиля










Изучают ОК №3 и опорную таблицу, выполняют тренировочные упражнения:

Задания 1-4 (фронтально)

Задания 5-6 (в группах – по одному тексту каждой группе)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока


Рефлексия «Оцени себя»

Большой палец – насколько вы были целеустремленными на уроке, проявляли волю и настойчивость

Указательный – насколько выполняли требования учителя

Средний - насколько были активны на занятии

Безымянный – насколько хорошо ощущаете себя эмоционально

Мизинец – насколько успешно взаимодействовали с другими учениками

Ладонь – напишите ваши достижения за сегодняшний урок

Оценивают деятельность на уроке.

Домашнее задание.


Повышенный уровень. Попробуйте по образцу данных текстов создать свои, например, со словом «солнце».

Достаточный уровень. Проверочная работа (см. Приложение)











2


Просмотр содержимого документа
«ОК»

ОК № 2

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ



С кем говорим? Где говорим? Зачем говорим?


1 -много

РС официальная обстановка

сообщение


1-1

РС неофициальная обстановка

общение


1 -много

РС официальная обстановка

воздействие


  1. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачонка: вся голенькая, а грива как у льва.


  1. Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, - ребра ходили под кожей. На боках его были какие – то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил руку ему на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Всё его существо выражало боль, недоумение, обиду. Он не понимал, за что его топтали. Обычно собаки скулят в таких случаях. Арктур не скулил


  1. Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, черный, серый, коричневый.


ЗАДАНИЯ

  1. Познакомьтесь с текстами. Обозначьте речевую ситуацию.

  2. 0динаковое ли содержание этих текстов, использованные средства языка? Чем это объясняется?

  3. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?
    Сгруппируйте примеры в таком порядке: сначала те, которые обозначают
    неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают
    официальную (обстановку).

Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

  1. Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?

Сгруппируйте примеры в таком порядке выражения, которые обозначают процесс а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.

Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.





ОК № 3 СТИЛЬ РЕЧИ


СТИЛЬ РЕЧИ - ЭТО ЗАВИСИМОСТЬ НАШЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОТ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ

РАЗГОВОРНЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

НАУЧНЫЙ

ДЕЛОВОЙ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ


СТИЛИ РЕЧИ



КНИЖНЫЕ




Примеры:

  1. Hy и ветрище! До кожи пробирает!


  1. Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.


  1. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.


  1. 3автра ожидается переменная облачность. Ветер сильный, порывистый, местами достигающий 10-12 метров в секунду.


  1. Прогноз погоды. Мы вслушиваемся в сообщения синоптиков, ожидая, кто ясного теплого дня, кто долгожданного дождика, кто крепкого морозца. Недаром в песне поется: « У природы нет плохой погоды». А я люблю ветер! Любой. Холодный ветер, проясняющий сознание, нежный, теплый, ласкающий кожу; влажный, охлаждающий юношескую горячность. Люблю, когда ветер треплет волосы, раздувает полы пальто, швыряет в лицо осенние листья.

ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте тексты. О чем в них говорится, об одном или о разном? Как говорится - одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание?

2. Можно ли, например, 3 и 4 тексты использовать в домашней обстановке? Почему?

3. Можно ли вместо сводки погоды передать 2 или 5 тексты? Почему?

4. Какие из этих текстов относятся к разговорному, какие - к книжным стилям речи? Аргументируйте свой ответ.

5. Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован каждый из текстов?

6. Определите, к какому стилю относится каждый текст. Сделайте стилистический разбор текстов по схеме:

  • Функциональный стиль (научный, официально-деловой, публицистический, литературно - художественный, разговорный).

  • Сфера применения (научная статья, отрывок из литературного произведения, заявление и т.п.)

  • Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.

  • Основные стилевые черты.

  • Характерные особенности данного стиля

  1. Попробуйте по образцу этих текстов создать свои, например, со словом «солнце».





Функциональные стили русского языка


Задание.

Сравните несколько текстов на одну и ту же тему, обладающих признаками различных стилей. Определите, к какому стилю относится каждый текст. Сделайте стилистический разбор текстов по схеме:

  1. Функциональный стиль (научный, официально-деловой, публицистический, литературно - художественный, разговорный).

  2. Сфера применения (научная статья, отрывок из литературного произведения, заявление и т.п.)

  3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.

  4. Основные стилевые черты.

  5. Характерные особенности данного стиля


Текст 1.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровож­даются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром...


Текст 2.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усилива­ющийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающий весь небосклон...


Текст 3.

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.


Текст 4.

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30 — 35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисля­емый сотнями тысяч рублей.


Текст 5.

Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силой, что весь наш домишко задрожал...

Просмотр содержимого документа
«ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА»

Проверочная работа «Стили речи» 8 класс.

Задание №1. Заполните пропуски.

Неподготовленность высказывания; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость речи - основные особенности____________________стиля.

Сфера применения ___________________стиля речи – административно-правовая. Это язык документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг.

Сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему аргументации – задача ______________________стиля.

Широкое применение тропов , фигур речи характерно для ______________стиля.

Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно для ________________________стиля.

Задание №2.Проведите соответствия (стиль-жанр)

Закон Художественный беседа

Автобиография Публицистический заметка

Телефонный разговор Научный роман

Басня Официально-деловой репортаж

Доклад Разговорный лекция

Задание №3. Определите стили текстов.

ТЕКСТ 1_________________________стиль

 

1.Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)

ТЕКСТ 2________________________стиль

1. Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. 2. Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду. 3. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. 4. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

ТЕКСТ 3_______________________стиль

1.Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь. 2. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. 3. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

4. Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

5. Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.  

                                                                                            (В.Сухомлинский)

ТЕКСТ 4_______________________стиль

1.На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. 2.Как он был хорош! 3.Длинная горбоносая морда была высоко поднята. 4.Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. 5. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю.Яковлев.)

ТЕКСТ 5__________________________стиль

 

1. Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков, явлений действительности. 2. Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого. 3. Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер. 4. Например, клубника названа по форме ягод, лисичка (гриб) – по цвету, мыло – по функции, мизинец – по размеру, озимь – по времени посева.

ТЕКСТ 6______________________________стиль

Я вчера себе купил новую мышь, новую «клаву», а «вебки» в торговом центре мне не понравились. Что-то непонятное там ... Посмотрю на неделе в другом магазине. А пока «перебьюсь» без камеры..

Задание №4. Подготовьте небольшое выступление публицистического стиля .постарайтесь убедить слушателя в правильности тезиса, используя разнообразные средства публицистики.

Темы: «Интернет – это благо для человека», «Компьютер наносит непоправимый вред человеку».

Просмотр содержимого документа
«ТАБЛИЦА»

Стили речи

Сфера применения

Цели общения

Основные виды

высказываний

Основные стилевые черты

Наиболее характерные для каждого стиля языковые средства

Лексические

Грамматические

Разговорный

Быт, семейные, дружеские отношения


Обмен информацией, мыслями с близкими людьми


Беседы (диалоги), записки, письма близким людям

Непринуждённость, эмоциональность, отсутствие строгой логичности, оценочный характер речи


Разговорные слова и фразеологизмы (электричка, перекусить, страх берёт); эмоционально-оценочные слова (умница, болтун, мамочка)


Простые предложения, разные по цели высказывания; односоставные (определенно-личные, безличные); неполные предложения; восклицательные предложения; обращения. Модальные частицы. Междометия


Научный

Наука

и техника,

учебный

процесс


Разъяснение достижений

науки и техники, сообщения о них


Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники


Точность, логичность, доказательность, отвлечённость, некоторая сухость речи


Слова с обобщённым и отвлечённым (абстрактным) значением (осадки, свойство); термины; отглагольные существительные (изучение, анализ)


Сложные предложения с союзной связью, с причастными оборотами; односоставные

(неопределённо-личные, безличные); повествовательные предложения; вопросительные — для привлечения внимания; вводные слова, указывающие на порядок мыслей и связь между ними (во-первых, итак). Производные предлоги (по мере, в связи)


Официально-деловой


Официальные отношения


Регуляция

официальных

отношений,

указание,

предписание


Договоры, законы, деловые бумаги (справки, отчёты, приказы, заявления, протоколы и др.)


Официальность,

строгая точность,

сухость речи


Официальные слова и выражения (жилплощадь, городской транспорт); речевые штампы (довожу до вашего сведения); отглагольные существительные (проживание, нарушение)


Повествовательные предложения; предложения с рядами однородных членов, с причастными оборотами; сложные с придаточными условными, присоединительными. Производные предлоги (ввиду, за неимением). Составные союзы


Публицистический


Общественная жизнь,

политика


Воздействие,

информация

об общественно-важных делах


Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи, брошюры (на общественные темы)


Призывность, страстность, оценочный характер речи


Общественно-политическая лексика (партия, митинг); высокая лексика (труженик, почин); слова с подчёркнуто положительным (герой, подвижник) или отрицательным значением (происки, злодеяния); с переносным значением (маяки пятилетки)


Побудительные предложения; восклицательные предложения; риторические вопросы; распространённые предложения


Художественный


Искусство

слова


Воздействие

путём словесного художественного изображения

жизни


Рассказы, повести, романы пьесы, стихотворения и др.,

отдельные зарисовки


Образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи

Слова с конкретным значением; слова, употреблённые в переносном значении; эмоционально-оценочная лексика


Использование синтаксических конструкций самых разнообразных видов. Использование глаголов одного времени в значении другого




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!