СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7класс Литература Меркин-70 часов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. –  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009г.), федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Просмотр содержимого документа
«7класс Литература Меркин-70 часов»































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет Литература

Класс 7




Количество часов по учебному плану 70


Используемый УМК: Литература. 7 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2015.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009г.), федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.


Авторская программа соответствует основным задачам современного литературного образования, в основном учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования (его федеральному компоненту), в неё также включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: русские народные песни (как один из жанров устного народного творчества); «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; М.В.Ломоносов, отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»; А.С.Пушкин «Полтава»; Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре»; М.Горький «Легенда о Данко»; И.С.Шмелёв «Русская песня»; М.М.Пришвин «Москва-река»; К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона» (отдельные главы); Б.Л.Васильев «Экспонат №…»; Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»; стихотворения Мацуо Басё; стихотворения Я.Купала.

В рабочую программу также включены для изучения следующие произведения: стихотворения местных поэтов о ВОв, рассказ Ю.Дружникова «Уроки молчания», стихотворения Расула Гамзатова.


Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Учебник « Литература. 7 класс» (автор-составитель: Г.С. Меркин. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2015 г) соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Виды контроля:

-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый: тест; сочинение на основе литературного эпизода или анализа эпизода; задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий; проверка техники чтения; защита проекта.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, проектная.

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Введение.

1


Из устного народного творчества

4


Из древнерусской литературы

2

2

Из литературы ХVIII века


М.В. Ломоносов

2


Г.Р. Державин

1


Д.И.Фонвизин

3

1

Из русской литературы ХIХ века



А.С.Пушкин

4


М.Ю.Лермонтов

4


А.К.Толстой

2


Н.В.Гоголь

2


И.С.Тургенев

2

1

Н.А.Некрасов

1


М.Е. Салтыков-Щедрин

3


Л.Н.Толстой

1


Н.С.Лесков

3


Произведения русских поэтов XIX века о России

1


А.П.Чехов

2


Из литературы ХХ века.



М.Горький

3


И.А. Бунин

2


А.И. Куприн

1


В.В.Маяковский

1


И.С.Шмелев, М.М.Пришвин

1


К.Г.Паустовский

1


Н.А.Заболоцкий

1


А.Т.Твардовский

3


Лирика поэтов- участников ВОв

1


Б. Л. Васильев

1


Ю. Дружников

1


В.М.Шукшин

2


Русские поэты XX века о России

1


Из литературы народов России (Р.Гамзатов)

1


Из зарубежной литературы

4

1

Итоговое занятие

3


Итого

65

5


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Свое­образие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.


Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянмнович», «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масле­ница дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лириче­ские песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»), Лирическое и эпическое начало в песне; свое­образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред­ставления и судьба народа в народной песне.


Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня свое­го »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, ре­лигиозность.


Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, ко­торых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всерос­сийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лири­ческого стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отра­жение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти­хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо­творении.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеоб­разие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.


Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Ча­адаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа {«Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в лето­писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема Рос­сии в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «мас­сы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая ис­тория создания произведений.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Ва­сильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независи­мость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в соз­дании характеристики героя. Фольклорные элементы в произ­ведении. Художественное богатство «Песни...».

А.К. ТОЛСТОЙ

«Князь Серебряный».. Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чи­новничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характери­стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож­ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калинин» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; худо­жественное богатство стихотворения.

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Пи­сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, лю­бовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и од­на сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказ­ки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа поме­щика. Позиция писателя.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от­ношение к героям.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...», Н.М. Языков. «Песня », И.С. Никитин. «Русь», А.Н. Майков. «Нива», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

А П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон». Разоблаче­ние беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, само­уничижения. Своеобразие сюжета, способы создания обра­зов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.


Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характе­ра мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятель­ства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, рав­нодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, спра­ведливость, покорность, смирение — основные проблемы расска­за; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зве­рей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыруч­ка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихо­творения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас­сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе­мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ­чика в произведении.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду­ховный труд — основное нравственное достоинство человека.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны

(Урок-встреча в литературной гостиной):

Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; Bс. H. Лобода. «Начало». Местные поэты.

Особенности восприятия жиз­ни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен­ной убогости, лицемерия.

Ю. ДРУЖНИКОВ

Рассказ «Уроки молчания».. Тема войны в творчестве писателя. Тема запоздалого, прямо не высказанного, но переживаемого раскаяния автора рассказа в том, что в числе других обидел хорошего человека и замечательную учительницу.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рас­сказах В.М. Шукшина. Рассказы, «Чудик», «Микроскоп». Внутренняя про­стота и нравственная высота героя.


Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно... »

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...».

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Я ш и н. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.


Из литературы народов России

РАСУЛ ГАМЗАТОВ

Рассказ о поэте. «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» Особенности художественной образности дагестанского поэта. Размышления поэта об истоках и основах жизни.


Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмол­вных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Лю­блю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

МАЦУО БАСЁ.

Поэт-странник. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привле­кательные качества героя.

Я. КУПАЛА.

Основные биографические сведения. Отражение судьбы бело­русского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 7 классе являются следующие:

--- умение видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.


Учебное и учебно-методическое обеспечение


  1. Меркин Г.С. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО»ТИД «Русское слово- РС», 2009.

  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение,2006.

  3. Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2004.

  4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М: Просвещение, 2001.

  5. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2006.










тематическое планирование


Тема урока

Элементы содержания нового материала

Теория литературы

Развитие речи

Связь с другими искусствами

Домашнее задание


Введение






1

Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма).

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

литературные роды.




Стр.3-5

2

Былины.

Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Событие в былине, поэтическая речь

Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Отзыв на эпизод, письменные ответы на во­просы.

работа с иллюстрациями.


Подготовить выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович». Пересказать статью.

3

«Святогор и Микула Селянинович». Отражение в былине народных представлений о нравственности


4

«Илья Муромец и Со­ловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.




Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник», подготовить выразительное чтение. Составить цитатный план былины Б.Н.Путилова «Былины»


5

Русские народные песни. Лирическое и эпическое начало в песне. Многозначность поэтического образа в народной песне.


Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Наша Масле­ница дорогая…», «Говорили сваты на конях будут »); лириче­ские песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; свое­образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред­ставления и судьба народа в народной песне.

Песенные жанры в фольклоре, много­образие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.




Подготовить выразительное чтение песен

Подготовить сообщения об обряде колядования, Масленице

6

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

«И вспомнил Олег коня своего». Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Подробный пересказ, анализ отдельных эпизодов




Подготовить художественный пересказ фрагмента

Подготовить сообщения «историка», «литературоведа», «искусствоведа»

7

.

Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.


подробный пересказ, анализ отдельных эпизодов

иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.



8


Нравственный облик человека в древнерусской литературе.

Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.


Устное сочинение.


Подготовить развернутый рассказ об одном из героев

9

Нравственный облик человека в древнерусской литературе.

Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.




Составить тезисный план статьи учебника и подготовить пересказ статьи

10

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, кото­рых ожидает... » (из «Оды на день восшествия на всероссий­ский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа.

«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвеще­нии, русском языке; вера в творческие способности народа. Те­матика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы.

Ода; тема и мотив.


сочинение с элементами рассуждения;

выразительное чтение наизусть.

работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).



Подготовить сообщение о Ломоносове-ученом, используя материал учебника

Выучить отрывок из оды «На день восшествия...» наизусть


11


Теория Ломоносова о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории.

Выразительное чтение и анализ статьи учебника «Об учении М.В.Ломоносова о «трех штилях». Выполнение заданий учебника.


Словарная работа с непонятными словами



Написать сочинение на тему «Слава науке».

12

Г.Р. ДЕРЖАВИН

«Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихо­творении.

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова.

лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообра­зие лирики.


Чтение наизусть.





13

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.

Краткие сведения о писателе. Позиция писателя в комедии. Драматический конфликт. Особенности композиции

юмор, сатира, сарказм; драма как лите­ратурный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литера­турное направление (создание первичных представлений); классицизм.

чтение по ролям, устное сочинение.


театральное искусство (те­атральные профессии, авторский замысел и исполнение [трак­товка]; актер и режиссер; режиссер и художник).



Составить тезисный план статьи учебника; прочитать комедию Фонвизина «Недоросль», подобрать цитаты – подписи под иллюстрациями Н.Муратова


14


Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык).

Основные характеры. Способы создания комического эффекта. Образы комедии. Обличие невежества и самодурства помещиков. Образы главных героев.


Выписать цитаты-характеристики героев комедии, составить рассказ о героях по вариантам.

15


Образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Отражение драматургом идей XVIII века в комедии. Конфликт между невежеством и корыстным миром поместного дворянства и просвещёнными служителями государственности. Значение комедии для современников и последующих поколений.





Повторить признаки классицизма, исследовательская работа с текстом по вариантам.

16

Р/р. Классное обучающее сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Обучение написанию сочинения по литературному произведению





Написать сочинение.

18

Свободолюбивые мотивы в стихотворении А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд». Человек и природа («Туча»).

Величие жизни, отданной борьбе за свободу. Философское осмысление поэтом темы свободы. Дружба и тема долга. Тема природы в лирике поэта.





Прочитать статью «После Лицея», составить рассказ о пребывании А.С.Пушкина в Петербурге, используя учебник. Ответ на вопросы №1-3.».

19

Исторический и легендарный материал «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина

Судьба Олега в лето­писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие.





Выучить стихотворение «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» наизусть


20

А.С.Пушкин поэма «Полтава», образ Петра I в тема Росси в поэме

«Полтава» - героическая поэма о петровской эпохе. Интерес поэта к истории России. Гражданский пафос поэмы. Творческая история создания поэмы. Своеобразие художественного видения Пушкина.

об­разный мир поэмы, группировка образов, художественный об­раз и прототип

различные виды чтения, в том числе наи­зусть отрывка из поэмы


работа с иллюстрациями


Прочитать фрагменты поэмы А.Пушкина«Полтава», подобрать цитаты к пунктам плана в тетр. Дописать сочинение «Петр1 и Карл 12 в поэме «Полтава»

21

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина».

Личность и судьба поэта. Одаренность натуры и одиночество. Основные мотивы лирики. Анализ стихотворения «Родина».

углубление и расшире­ние понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения

Выразительное чтение, чтение наизусть




Прочитать статью о Лермонтове, выписать ключевые слова по плану. Описать портрет Лермонтова, особенности его характера. Выучить наизусть «Родина»,

22

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Ва­сильевича...».

проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независи­мость; личность и власть);

стилизация как литературно-художественный прием;

Выразительное чтение,

устное рисование, работа с иллюстрациями.



Прочитать «Песню про ... купца Калашникова»

Подготовить сообщения об эпохе Ивана Грозного, опричниках

23

Проблематика и основные мотивы «Песни...»

центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в соз­дании характеристики героя.

прием контраста; вымысел и верность исторической правде

анализ эпизодов



Подготовить выразительное чтение 2 и 3 главы «Песни...». Выучить наизусть фрагменты «Песни...»


24

центральные персонажи повести и художественные приемы их создания «Песни про царя Ивана Васильевича…»

центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в соз­дании характеристики героя. Фольклорные элементы в произ­ведении. Художественное богатство «Песни...»

фольклорные элементы в авторском произве­дении


устное рисование, работа с иллюстрациями.



Подготовить письменный анализ эпизода «Песни...»

25

Внеклассное чтение. А.К. Толстой. «Князь Серебряный»

Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности.

Исторический роман

Выборочное чтение,

устное рисование, работа с иллюстрациями.



А.К. Толстой. «Князь Серебряный»

26

Внеклассное чтение. А.К. Толстой. «Князь Серебряный»

Нравственная проблематика произведений Толстого.

Исторический роман

пересказ эпизодов



А.К. Толстой. «Князь Серебряный»

27

Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Повесть «Шинель»

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чи­новничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

сатирическая повесть, юмористиче­ские ситуации, «говорящие» фамилии.


различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для ха­рактеристики персонажа,

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипли­кация).



Составит план рассказа о Гоголе по статье в учебнике. Подготовить выставку книг.

Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

28

Повесть «Шинель»

Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

юмористиче­ские ситуации, «говорящие» фамилии.

написание рассказа по заданному сюжету.



Заполнить правую часть таблицы примерами из текста. Составить художественный пересказ эпизодов по вариантам.

Дописать сочинение на тему «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича», «Акакий Акакиевич и «значительное лицо».

29

И.С.Тургенев. Художественные особенности рассказа «Хорь и Калиныч»

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характери­стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож­ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева)

портрет и характер

различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажей

Заочная экскурсия «Тургеневские места»


Подготовить пересказ фрагментов статьи учебника «Порядки в Спасском», «История с Лушей».

Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»

30

Контроль техники чтения

Проверка техники чтения






31

Талант и достоинство крестьян в рассказе И.С.Тургенева «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий»

Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Мастерство писателя в изображении характеров персонажей. Тематика; худо­жественное богатство стихотворения. Авторские критерии нравственности в стихотворении тематика; худо­жественное богатство стихотворения.

портрет и характер

стихотворение в прозе (углубление представлений)

различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажей

Выразительное чтение



Подготовить письменные характеристики Хоря и Калиныча, подчеркнув особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям.

32

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений

поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Пи­сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, лю­бовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Диалоговая речь, развитие представле­ний о жанре поэмы.


Чтение наизусть, выписки для характеристи­ки героев.


Н.А. Некрасов и художники-передвижники


Прочитать статью учебника «Современники о Н.А.Некрасове» Подготовить сообщение об образе музы в поэзии Н.Некрасова. Выучить наизусть «Вчерашний день, часу в шестом»

33

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Рассказ о писателе. Иносказательный смысл сказки. Своеобразие сюжета; проблематика сказ­ки: труд, власть, справедливость. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение рабской покорности народа.

сатира, сатирический образ, сатириче­ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири­ческих сказок; мораль; своеобразие художественно-вырази­тельных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

различные виды пересказа, аргументированный ответ на проблемный вопрос.


работа с иллюстрациями.



Составить цитатный план статьи учебника о писателе и подготовить рассказ о нем. Прочитать сказку «Дикий помещик», составить ее цитатный план.

34

Изображение нравственных пороков общества в сказке «Дикий помещик».


Социальная острота проблематики и художественные особенности сказки. Смысл названия сказки. Приемы создания образа поме­щика. Позиция писателя.




Прочитать сказку «Дикий помещик" составить цитатный план,

35

Внеклассное чтение. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина («Премудрый пискарь» и др.)

Своеобразие сказок писателя, их иносказательный смысл. Авторское отношение к персонажам.


Подготовить сообщение о портрете М.Салтыкова-Щедрина работы И.Крамского.

36

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.

А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от­ношение к героям.

рассказ, книга рассказов (развитие представлений).


подбор материалов для ответа по плану, со­ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.


работа с иллюстрациями.



Подготовить пересказ статьи учебника о Толстом, ответы на вопросы после статьи.

Прочитать рассказ, подготовить пересказ статьи учебника «Поговорим о прочитанном»

37

Н.С. Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения.

Краткие сведения о писателе. «Лесков – писатель будущего». Особенность проблематики и центральная идея сказа.

своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.


образ Левши в русском ис­кусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).


Подготовить пересказ фрагмента автобиографии Н.С.Лескова.

Дочитать сказ Н.Лескова «Левша»

38

Сказ «Левша».

Изображение лучших качеств русского народа в сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.





Подготовить пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.Лескова».

39.

Образный мир произведения.

Изображение представителей царской власти. Авторское отношение к героям. Фольклорные элементы в повести.





Подобрать цитаты для заглавий (главы 5-20).

40

Произведения русских поэтов XIX века о России


А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня ». И.С. Никитин. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

Тропы и фигуры

Выразительное чтение; частичный анализ поэтического текста; прослушивание музыкальных произведений; словесное рисование

Выставка репродукций картин; музыкальный ряд


Стихотворение на выбор наизусть

41

А.П. ЧЕХОВ. Человек и чин в творчестве писателя.

Краткие сведения о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя. Средство создания комического.

психологический портрет, сюжет (развитие представлений)

пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.


работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.



Составить цитатный план вводной статьи учебника об А.П.Чехове. Подготовить выраз. чтение статьи учебника «Современники о Чехове». Прочитать рассказ А.Чехова «Хамелеон».

42

Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Своеобразие сюжета, способы создания обра­зов, социальная направленность рассказа; позиция писателя.





Прочитать рассказ «Смерть чиновника».

43

М. ГОРЬКИЙ. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» (по повести «Детство»)

Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; изображение быта и характера персонажей.

развитие представлений об автобиографической

различные виды пересказа, цитатный план.

работа с иллюстрациями.



Прочитать статью учебника «Автобиография» Составить перечень фактов биографии, на которые указывает М.Горький

Прочитать избранные главы из первой части трилогии «Детство». Подобрать цитаты-названия для глав повести.

44

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести «Детство»

становление характе­ра мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятель­ства, близкий человек, покорность, гордость, жалость)

прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи




Подготовить рассказ о Хорошем Деле, Цыганке, мастере Григории. Подготовить художественный пересказ эпизода пожара

45

«Легенда о Данко» М.Горького как утверждение подвига во имя людей.

Основные сюжетные линии в рассказе и его проблематика (жизнь для людей, героизм, зависть, рав­нодушие, гордость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Герой-романтик, прием контраста.

различные виды пересказа, цитатный план.


работа с иллюстрациями.



Прочитать «Легенду о Данко»

Подготовить художественный пересказ эпизода о Ларре

46

Человек и природа в стихах И. Бунина. Размышления о поэзии.

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу».

Темы и мотивы в лирическом стихо­творении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Вырази­тельное чтение

Заочная экскурсия «Дом-музей И.А.Бунина»


Написать сочинение на одну из тем в учебнике

47

И.А. БУНИН

Рассказ «Кукушка».

Смысл на­звания; доброта, милосердие, справедливость, покорность, сми­рение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понима­ния художественной идеи рассказа.


подготовка вопросов для дискуссии, вырази­тельное чтение, различные виды пересказа.




Прочитать рассказ И.Бунина «Кукушка»

48

«Что есть доброта?» (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»).

Взаимопонимание, взаимо­выручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

рассказ (развитие представлений), ди­алог в рассказе.


подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.



Прочитать статью в учебнике «Художник за работой» и интервью с А.Куприным. Прочитать рассказ «Куст сирени»

49

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче».

Проблематика стихо­творения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

выразительное чтение.




Прочитать статью учебника о В.Маяковском. Ответить на вопросы после статьи.

Выучить фрагмент стихотворения В.Маяковского «Необыкновенное приключение...»

50

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня».

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река».

Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.




Прочитать статью в учебнике, посвященную Шмелеву. Прочитать рассказ «Русская песня», составить цитатный план

51

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. Человек и природа в художественном мире писателя.


Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе­мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие»). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ­чика в произведении.

лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

отзыв на эпизод, составление плана



Прочитать вводную статью о К.Паустовском, составить ее тезисный план. Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Леса», «Луга», «Бескорыстие»

52

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...».

Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду­ховный труд — основное нравственное достоинство человека.

выразительно-художественные сред­ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи­ческие средства (роль глаголов и местоимений).

чтение наизусть, составление словаря лек­сики стихотворения по заданной тематике.



Подобрать фразеологизмы со словом душа. Написать сочинение о человеке, чья жизнь – пример стремления к самосовершенствованию. Выучить стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться...»

53

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин»

Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. ”.

композиция лирического стихотворе­ния и поэмы,

различные виды чтения,



Подготовить выразительное чтение фрагмента воспоминаний О.Г.Верейского об А.Твардовском

54

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин»

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы.

поэтический синтаксис (риторические фигуры).




Прочитать главы поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» («переправа», «два солдата»). Прочитать статьи учебника «О поэме «Василий Теркин», «Как был написан В.Теркин».

55

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин»

Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце


чтение наизусть.




Составить план сообщения «Книга про бойца: история и судьба»

56

Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны


Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

Bс. H. Лобода. «Начало».

Местные поэты.

Особенности восприятия жиз­ни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.


различные виды чтения



Индивидуальные задания: подготовить сообщения о Н.П.Майорове, Б.А.Богаткове, Мусе Джалиле, В.Н.Лободе. Выразительное чтение стихотворений.

57

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...».

Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен­ной убогости, лицемерия.

рассказчик и его роль в повествовании.


подготовка плана к диспуту, различные ви­ды комментирования эпизода.



Прочитать рассказ Б.Л.Васильева «Экспонат №...». Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны

58

Ю. Дружников. «Уроки молчания».

Слово о писателе. Тема войны в творчестве писателя. Тема запоздалого, прямо не высказанного, но переживаемого раскаяния автора рассказа в том, что в числе других обидел хорошего человека и замечательную учительницу.


различные ви­ды комментирования эпизода



Составить тезисный план статьи учебника «Талант, согретый любовью к людям»

59

«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.

способы создания характера.


составление словаря языка персонажей,.

деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).



Прочитать рассказ В.М.Шукшина «Микроскоп». Ответить на вопросы 1-4

60

«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.

Рассказы «Чудик», «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

способы создания характера.


письменный отзыв, сочинение-рассуждение



Подготовить сообщение об А.Ахматовой, М.Цветаевой, Я.Смелякове, А.Фатьянове, А.Яшине и др.

61

Русские поэты XX века о России


А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

С.А. Есенин.

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...».

Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.


Чтение наизусть



Стихотворение на выбор наизусть

62

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Рассказ о поэте. «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» Особенности художественной образности дагестанского поэта. Размышления поэта об истоках и основах жизни.


Сообщение о поэте; выразительное чтение; анализ текста



Составить вопросы к вводной статье учебника «Из зарубежной литературы».

63

У. Шекспир. Сонеты.

Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Сонет

Выразительное чтение



Составить план рассказа об У.Шекспире по статье «У.Шекспир»

64

Мацуо Басё. Поэт-странник.

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Хокку

Попытка сочинительства



Составить план рассказа о М.Басё по материалам статьи учебника. Подготовит ответы на вопросы 1-3 после статьи

65

Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» (часть третья).

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Остров сокровищ» (часть третья). Приемы создания образов.

Приключенческая литература

Выразительное чтение; различные ви­ды комментирования эпизода



Составить вопросы к статье учебника о Стивенсоне. Подготовить художественный пересказ глав романа «Остров сокровищ» (13, 14, 15).

66

Контроль техники чтения

Проверка техники чтения






67

Я. КУПАЛА. Стихотворения «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».


Основные биографические сведения. Отражение судьбы бело­русского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.


сопоставительная характеристика оригина­ла и переводов.




Составить план рассказа о Я.Купале по материалам статьи учебника.

68

«Вот и стали мы на год взрослей»

Подведение итогов; обобщение и систематизация знаний; задание на лето






70

Резервный урок








Для заучивания наизусть:


  1. М.В.Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол…» (отрывок).

  2. Г.Р.Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

  3. А.С.Пушкин. 1-2 стихотворения – по выбору.

  4. М.Ю.Лермонтов. «Родина».

  5. Н.А.Некрасов. «Железная дорога» (отрывок).

  6. Из стихотворений поэтов XX века, пишущих о войне. Стихотворение – по выбору.

  7. Из стихотворений русских поэтов XX века о России. Стихотворение – по выбору.

  8. Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться».

  9. А.Т.Твардовский. Из поэмы «Василий Тёркин» (отрывок).

  10. У.Шекспир. Один сонет – по выбору.

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!