- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03 марта 2011 года регистрационный №19993);
- Приказ МО и НРФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Учебный базисный план МАОУ «Гимназия №2» г. Великий Новгород;
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М,: ООО « ТИД « Русское слово – РС», 2011
Литература 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : в 2ч./авт.-сост.Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово, 2013
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение литературы в 7 классе в количестве 105 часов (из расчёта – 3 часа в неделю).
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1.Меркин Г.С. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.- М.6 «Русское слово», 2012.
3.Ушакова О.Д. Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. – С-Петербург: Литера,2009.
4. Ушакова О.Д. поговорки, пословицы и крылатые выражения. Словарик школьника. – С-Петербург: Литера,2008.
5.Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия).-М., 2000
-индивидуальная.
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого и сложного плана, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы;
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма) и жанры. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды надень восшествия на всероссийский престол…». Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Теория «о трёх штилях» (отрывки).Особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения.
.
№, тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Теория литературы; лексическая работа | Дом.задание, примечания |
1.Любите читать! | 1 | Вводное учебное занятие | Лекция | Интеллигентность | Стр.8-16. Подготовить выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович». |
2. «Святогор и Микула Селянинович». Особенности былины - эпического произведения русского фольклора. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Эпос, былина, изотчество, во всю рысь, ступою Персонаж, параллелизм, гипербола, эпитет, сравнение, тонический стих Конфликт в былине, прототип; Конь чубатый, сени, нутро | Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник», подготовить выразительное чтение. Составить цитатный план былины Б.Н.Путилова «Былины» Р.Р. Написать сочинение-описание картины В.Васнецова «Три богатыря» |
3. О чем рассказывают русские народные песни? Р.Р. Песни свадебные, лирические, лироэпические | 1 | Изучение и первичное закрепление нового мат. | Семинар-практикум | Обрядовая поэзия; песенные жанры; Коляда, Масленица | Подготовить выразительное чтение песен Подготовить сообщения об обряде колядования, Масленице |
4. Из «Повести временных лет»: «...И вспомнил Олег коня своего...» | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа практикум | Эпические жанры в д/р литературе; Вече, старейшины, кудесник | Подготовить художественный пересказ фрагмента Подготовить сообщения «историка», «литературоведа», «искусствоведа» |
5. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | Комплексное применение З и СД | Деловая игра | Повесть, волшебная сказка, житие, символ | Подготовить развернутый рассказ об одном из героев |
6. Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа Практикум | Литер.направл.;Венера, Минерва, античность, Цезарь, Людовик 9 Святой | Составить тезисный план статьи учебника и подготовить пересказ статьи |
7. Учение М.В.Ломоносова о «трех штилях». Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Практикум | Ода, тема, мотив Риторические фигуры, эклога, эпиграмма; сие | Подготовить сообщение о Ломоносове-ученом, используя материал учебника Выучить отрывок из оды «На день восшествия...» наизусть Написать сочинение на тему «Слава науке». |
8. Краткие сведения о Г.Р.Державине. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа | Трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. | Составить тезисный план статьи учебника о Г.Державине. |
9. Жанр оды «Властителям и судиям». | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Практикум | Трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. | Индивидуальное задание |
10. Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа Практикум | Комедия, ремарка, реплика, «говорящие фамилии» Резонер, система персонажей в пьесе | Составить тезисный план статьи учебника; прочитать комедию Фонвизина «Недоросль», подобрать цитаты – подписи под иллюстрациями Н.Муратова Выписать цитаты-характеристики героев комедии, составить рассказ о героях по вариантам. |
11. Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Пресс-конференция | новаторство | Повторить признаки классицизма, |
12.Проблема крепостного права и государственной власти в комедии | | | | | Исследовательская работа с текстом по вариантам. |
13.. Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Д.И. Фонвизина. | | | | | Написать сочинение. |
14. После Лицея. А.С.Пушкин в Петербурге. «К Чаадаеву» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа Практикум | Дружеское послание; гнет, роковой, внимать, призыванье, самовластье | Прочитать статью «После Лицея», составить рассказ о пребывании А.С.Пушкина в Петербурге, используя учебник. Ответ на вопросы №1-3.». |
15. «Во глубине сибирских руд...» Послание «Туча» Риторическое обращение | 1 | Комплексное применение З и СД | Практикум | Послание; Терпение, скорбный аллегория, алчный | Выучить стихотворение «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» наизусть |
16. «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Летопись,баллада; предопределение, судьба, обрек, отрок, тризна, секира | Составить статью для словаря литературоведч. терминов «Аллегория»; выучить наизусть «Туча». |
17. А.С.Пушкин поэма «Полтава», образ Петра Iвтема Росси в поэме | 1 | Проверка оценка и коррекция З и СД | Беседа | Образный мир поэмы, прототип и художественный образ; рок. | Прочитать фрагменты поэмы А.Пушкина«Полтава», подобрать цитаты к пунктам плана в тетр. |
18. Р.Р. Подготовка к написанию сочинения на литературную тему «Петр1и Карл 12 в поэме «Полтава» | 1 | Проверка оценка и коррекция Зи СД | Практикум | группировка образов, художественный образ и прототип | Дописать сочинение «Петр1 и Карл 12 в поэме «Полтава» |
19. Написание сочинения на литературную тему «Петр1 и Карл 12 в поэме «Полтава» | 1 | Проверка оценка и коррекция З и СД | Практикум | группировка образов, художественный образ и прототип | Индивидуальное задание |
20. М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Ю Лермонтов - художник | 1 | Изучение и первичное закрепление нового мат. | Беседа | | Прочитать статью о Лермонтове, выписать ключевые слова по плану. Описать портрет Лермонтова, особенности его характера. |
21. Патриотические мотивы в стихотворении «Родина» | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Градация, жанры лирики; патриотизм | Составить рассказ о поэте по материалам статьи и учебника. Выучить наизусть «Родина», |
22. Историческая эпоха в «Песне про... купца Калашникова» Иван Грозный в изображении М.Лермонтова. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа Практикум | Вымысел и верность исторической правды; опричник, православный народ, отороченный, сваха, простоволосая, стольник, трапеза, аргамак, яхонтовый, вечерня, тороватый | Прочитать «Песню про ... купца Калашникова» Подготовить сообщения об эпохе Ивана Грозного, опричниках |
23. Основные мотивы «Песни про... купца Калашникова» Фольклорные элементы в произведении. | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа Практикум | Прием контраста | Подготовить выразительное чтение 2 и 3 главы «Песни...». Выучить наизусть фрагменты «Песни...» |
24.Художественное богатство «Песни...». Р.Р. План письменного анализ эпизода «Песни...» | | | | | Подготовить письменный анализ эпизода «Песни...» |
25. Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа | «говорящие» фамилии; Аскет, подвижник, мученик. | Составит план рассказа о Гоголе по статье в учебнике. Подготовить выставку книг. Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель». |
26.Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести. | 1 | Проверка оценка и коррекция знаний и способов деятельности | Беседа Практикум | Сатирическая повесть. | Заполнить правую часть таблицы примерами из текста. Составить художественный пересказ эпизодов по вариантам. Дописать сочинение на тему «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича», «Акакий Акакиевич и «значительное лицо». |
27.Р.р. Подготовка и написание сочинения на литературную тему «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича» или «Акакий Акакиевич и «значительное лицо». | 1 | Проверка оценка и коррекция З и СД | Практикум | группировка образов, художественный образ и прототип | Дописать сочинение |
28.Написание сочинения на литературную тему «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича» или «Акакий Акакиевич и «значительное лицо». | 1 | Проверка оценка и коррекция З и СД | Практикум | группировка образов, художественный образ и прототип | Индивидуальное задание |
. 29.Краткие сведения об И.С. Тургеневе. Общая характеристика книги «Записки охотника». | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа | Цикл Портрет и характер, рассказчик; раболепство | Подготовить пересказ фрагментов статьи учебника «Порядки в Спасском», «История с Лушей». |
30.Духовный облик рассказчика – героя «Записок охотника». «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в изображении И.Тургенева. | | | | | Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч» |
31. «Певцы». | 1 | Комплексное применение З и СД | Практикум | Эпилог, цикл; целовальник, красный товар, фризовая шинель, рядчик, осьмуха, подьячий, фофан. | Подготовить письменные характеристики Хоря и Калиныча, подчеркнув особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям. |
32. Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян. | | | Практикум | | Индивидуальное задание |
33. «Нищий». | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа | Стихотворения в прозе; нищий | Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе «Нищий». |
34. Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе. | 1 | | Практикум | | Подготовить сообщение о картинах В.М.Васнецова «Нищие певцы» |
35. Краткие сведения о Н.А.Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом...» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа | Диалоговая речь; муза | Прочитать статью учебника «Современники о Н.А.Некрасове» Подготовить сообщение об образе музы в поэзии Н.Некрасова. Выучить наизусть «Вчерашний день, часу в шестом» |
36. «Размышления у парадного подъезда» Поэма и стихотворение | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа Практикум | Поэма, холопский недуг, прожектеры, скудная лепта, чернь, щелкопер | Прочитать вводную статью учебника о Н.Некрасове. Выучить наизусть фрагмент стих. «Размышления у парадного подъезда» |
37. . «Размышления у парадного подъезда» Поэма и стихотворение | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа Практикум | Поэма, холопский недуг, прожектеры, скудная лепта, чернь, щелкопер | Прочитать поэму «Русские женщины». |
38. «Русские женщины» Диалог в поэме | 1 | Изучение и первичное закрепление нового мат. | Беседа Практикум | Диалоговая речь, бригадир | Прочитать фрагменты поэмы «Русские женщины». Подготовить сообщение о Е.Трубецкой |
38. «Русские женщины» Диалог в поэме | 1 | Изучение и первичное закрепление нового мат. | Беседа Практикум | Диалоговая речь, | Прочитать стих. "Железная дорога" |
40. «Железная дорога» | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа Практикум | Диалоговая речь, в обаянии, ратник, «видел я в Вене Святого Стефана», Аполлон Бельведерский», термы, лабазник | Выучить 1 часть стих. «Железная дорога» наизусть. |
41. . «Железная дорога» Особенности композиции | | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа Практикум | Диалоговая речь | Прочитать сказку «Дикий помещик», |
42. Некоторые особенности сказок М.Салтыкова-Щедрина. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Аллегория, гротеск, Сатирический образ, персонаж, мораль; Мякина, посконный, фанфаронство, гранпасьянс, | Составить цитатный план статьи учебника о писателе и подготовить рассказ о нем. Сказка «Дикий помещик», составить цитатный план. |
43. «Дикий помещик» Сатирические персонажи | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Аллегория, гротеск, Сатирический образ, персонаж, мораль; Мякина, посконный, фанфаронство, гранпасьянс, | Прочитать сказку «Как один мужик...», |
44. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...» Сказка – эпический жанр | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Сказка, повесть, кантонисты, каллиграфия | Сказка «Как один мужик...», составить цитатный план, выписать обороты речи русской сказки |
45. Р.Р Контрольное сочинение на литературную тему «Нужна ли сатира сегодня | 1 | Проверка оценка и коррекция З и СД | Практикум | Композиция сочинения | Подготовить сообщение о портрете М.Салтыкова-Щедрина работы И.Крамского. |
46. Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Рассказ, книга рассказов, траверс, бруствер, Корнилов | Подготовить пересказ статьи учебника о Толстом, ответы на вопросы после статьи. Прочитать рассказ, подготовить пересказ статьи учебника «Поговорим о прочитанном» |
47. «Севастополь в декабре месяце» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | | Индивидуальное задание |
48. Краткие сведения о Н.С.Лескове. «Левша». Сюжетная основа произведения, особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. Александр 1 и Николай 1 в сказе. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь; кунсткамера,грабоватый, кизлярка и т.д. | Подготовить пересказ фрагмента автобиографии Н.С.Лескова. Дочитать сказ Н.Лескова «Левша» |
49. Образ Левши в сказе. | 1 | Комплексное применение З и СД | Практикум | Сказовый характер прозы; тугамент, форейтор и т. д. | Подготовить пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.Лескова». |
50. Судьба талантливого человека в России. | 1 | Комплексное применение З и СД | Практикум | Сказовый характер прозы; тугамент, форейтор и т. д. | Подобрать цитаты для заглавий (главы 5-20). |
51. Краткие сведения об А.А.Фете. «Зреет рожь над жаркой нивой», «Вечер» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового мат. | Беседа | Метафора, эпитет, олицетворение | Составить цитатный план вводной статьи об А.А.Фете. Выразительное чтение стихотворений. |
52. А.П. Чехов в воспоминания современников. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Психологический портрет, сюжет; хамелеон | Составить цитатный план вводной статьи учебника об А.П.Чехове. Подготовить выраз. чтение статьи учебника «Современники о Чехове». Прочитать рассказ А.Чехова «Хамелеон». |
53. «Хамелеон» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Психологический портрет, сюжет; хамелеон | Прочитать рассказ «Смерть чиновника». |
54. «Смерть чиновника» | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Сатира, чиновник, экзекутор, экзекуция | Индивидуальное задание |
55. Р.Р. Произведения русских поэтов 19 века о России. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Пресс-конференция | Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение, святыня самостоянье, алтарь, животворящий | Подготовить выразительное чтение стихотворений. 1-4 вариант. |
55. Р.Р. Произведения русских поэтов 19 века о России. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Пресс-конференция | Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение, святыня самостоянье, алтарь, животворящий | Прочитать статью учебника «Автобиография» Составить перечень фактов биографии, на которые указывает М.Горький |
57. Краткие сведения о М..Горьком. «Детство», «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Автобиографическая проза, трилогия Лексика и её роль в создании различных типов прозаической художественной речи; «свинцовые мерзости» | Прочитать избранные главы из первой части трилогии «Детство». Подобрать цитаты-названия для глав повести. Подготовить рассказ о Хорошем Деле, Цыганке, мастере Григории. Подготовить художественный пересказ эпизода пожара |
58. Народная Россия в изображении М.Горького. | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Романтизм, Святость | Прочитать «Легенду о Данко» Подготовить художественный пересказ эпизода о Ларре |
59. Гуманистическая направленность повести. «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко» | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Романтизм, Святость | Индивидуальное задание |
60. Р.Р. Сочинение по творчеству М.Горького | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | | Дописать сочинение |
61. Краткие сведения об И.Бунине. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа | Темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте. | «Догорел апрельский светлый вечер…» выучить наизусть |
62. . «Догорел апрельский светлый вечер…» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте. | Прочитать рассказ И.Бунина «Кукушка» |
63 . «Кукушка» Особенности языка прозаик. | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Эпитет, метафора, олицетворение; дом | Индивидуальное задание |
64. Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству И.Бунина | | Комплексное применение З и СД | Практикум | Эпитет, метафора, олицетворение; дом | Закончить сочинение |
65 . Краткие сведения о А.И.Куприне. «Куст сирени» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа | Рассказ, анекдот; | Прочитать статью в учебнике «Художник за работой» и интервью с А.Куприным. Прочитать рассказ «Куст сирени» |
66. «Куст сирени» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Рассказ, анекдот; Вера, Евграф, Николай, алмаз | Прочитать рассказ «Alltz!» |
67 «Alltz!» | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Диалог, деталь, мотив, претенциозный | Составить цитатные планы эпизодов, в которых звучит слово. «Allеz!» |
68. Краткие сведения о В.В.Маяковском. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Каламбур, ритм, «лесенка»; ясь, тьма | Прочитать статью учебника о В.Маяковском. Ответить на вопросы после статьи. |
69. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Каламбур, ритм, «лесенка»; ясь, тьма | Выучить фрагмент стихотворения В.Маяковского «Необыкновенное приключение...» |
70. Краткие сведения о С.Есенине. «Я покинул родимый дом...» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Образ, пейзаж, поэтический синтаксис | Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом...» |
71. «Отговорила роща золотая» Авторские неологизмы | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Авторский неологизм, метафора; цветь | Выучить наизусть стихотворение «Отговорила роща золотая...». |
72. Краткие сведения об И.С.Шмелеве | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Рассказчик и его роль в повествовании; | Прочитать статью в учебнике, посвященную Шмелеву. Прочитать рассказ «Русская песня», составить цитатный план |
73. . «Русская песня» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Рассказчик и его роль в повествовании; политура, камфара, полвершка,парусиновый | Прочитать статью в учебнике о М.Н.Пришвине, составить план рассказа о писателе. |
74. Краткие сведения о М.Пришвине | 1 | Изучение и первичное закрепление нового мат. | Деловая игра | Малаяродина | Прочитать рассказ М.Пришвина «Москва-река» |
75. Пейзажные зарисовки в рассказе «Москва-река» | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Подтекст, градация, эпитеты, метафора; Звенигород, Богемские леса | Подготовить сообщение о Богемском лесе и Звенигороде |
76. Краткие сведения о К.Г.Паустовском «Мещерская сторона» («Обыкновенная земля», «Первое знакомство») | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Лирическая проза; романтический | Прочитать вводную статью о К.Паустовском, составить ее тезисный план. Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Леса», «Луга», «Бескорыстие» |
77. Р.Р. «Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие» | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа Практикум | Пейзаж как сюжетообразующий фактор, эпитеты, метафоры, олицетворения | Выписать из части «Леса» слова, передающие ощущение цвета. Выполнить задания 7, 8 на материале частей «Леса», «Луга». Из части «Луга» выписать метафоры. |
78. Краткие сведения о Н.Заболоцком. «Не позволяй душе лениться...» | 1 | Проверка оценка и коррекция знаний и способов деятельности | Деловая игра | Риторические восклицания, метафоры, роль глаголов и местоимений; душа | Подобрать фразеологизмы со словом душа. Выучить стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться...» |
79. Р.Р. Подготовка и написание сочинения-эссе «Труд души». | 1 | Проверка оценка и коррекция знаний и способов деятельности | Практиум | Риторические восклицания, метафоры, роль глаголов и местоимений; душа | Написать сочинение о человеке, чья жизнь – пример стремления к самосовершенствованию. |
80. Краткие сведения об А.Твардовском «Прощаемся мы с матерями...», «На дне моей жизни...» | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Деловая игра | Композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис | Подготовить выразительное чтение фрагмента воспоминаний О.Г.Верейского об А.Твардовском |
81. «Василий Теркин» Главы: «Переправа», «Два солдата» | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа Практикум | поэма | Прочитать главы поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» («переправа», «два солдата»). |
82. «Василий Теркин» Главы: «Переправа», «Два солдата» | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа Практикум | поэма | Прочитать статьи учебника «О поэме «Василий Теркин», «Как был написан В.Теркин». Составить план сообщения «Книга про бойца: история и судьба» |
83. Р.Р. Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Беседа Практикум | Эпитет, метафора, олицетворение; творчество | Индивидуальные задания: подготовить сообщения о Н.П.Майорове, Б.А.Богаткове, Мусе Джалиле, В.Н.Лободе. Выразительное чтение стихотворений. |
84. Краткие сведения о Б.Л.Васильеве | 1 | Изучение и первичное закрепление нового мат. | Деловая игра | Рассказчик и его роль в повествовании, формализм | Прочитать рассказ Б.Л.Васильева «Экспонат №...». |
85. «Экспонат №...» | | | | | Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны |
86. Краткие сведения о В.М.Шукшине | 1 | Изучение и первичное закрепление нового мат. | Деловая игра | | Составить тезисный план статьи учебника «Талант, согретый любовью к людям» |
87.«Микроскоп». | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Язык персонажей, чудик | Прочитать рассказ В.М.Шукшина «Микроскоп». |
88. Тестирование | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Язык персонажей, чудик | Ответить на вопросы 1-4 |
89. Русские поэты 20 века о России. | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Сравнение, риторический вопрос; преемственность, пищаль | Подготовить сообщение об А.Ахматовой, М.Цветаевой, Я.Смелякове, А.Фатьянове, А.Яшине и др. |
90. Русские поэты 20 века о России. | 1 | Комплексное применение З и СД | Беседа Практикум | Сравнение, риторический вопрос; преемственность, пищаль | Подготовить сообщение об А.Ахматовой, М.Цветаевой, Я.Смелякове, А.Фатьянове, А.Яшине и др. |
91. Краткие сведения об У.Шекспире. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового мат. | Деловая игра | Сонет | Составить вопросы к вводной статье учебника «Из зарубежной литературы». |
92. Сонеты. | | | | | Составить план рассказа об У.Шекспире по статье «У.Шекспир» |
93. Краткие сведения о Р.Бернсе. | 1 | Комплексное применение | Деловая игра | Лиро-эпическая песня | Составить план статьи учебника о Р.Бернсе. |
94. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» | | знаний и способов деятельности | | | Подготовить выразительное чтение стихотворение «Джон Ячменное зерно» |
95. Краткие сведения Р.Стивенсоне. | 1 | Комплексное применение знаний и | Деловая игра | Роман, сила духа, смелость, честность | Составить вопросы к статье учебника о Стивенсоне. |
96. «Остров сокровищ» | | способов деятельности | | | Подготовить художественный пересказ глав романа «Остров сокровищ» (13, 14, 15). |
97. Краткие сведения о МацуоБасё. Хокку. | 1 | Изучение и первичное закрепление нового мат. | Беседа практикум | Хокку, хайку, дзен-буддизм | Составить план рассказа о М.Басё по материалам статьи учебника. Подготовит ответы на вопросы 1-3 после статьи |
98. Краткие сведения об А.де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия») | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа | Эссе, духовность | Выучить наизусть хокку . Составить вопросы к статье учебника о А.де Сент-Экзюпери. |
98. «Планета людей» (глава «Линия») | 1 | Изучение и первичное закрепление нового материала | Беседа | Эссе, духовность | Прочитать 1 главу романа «Планета людей» |
100. Краткие сведения о Я.Купале. «Мужик», «Алеся», «Кто там идет?» | 1 | Комплексное применение З и СД | Деловая игра | Кривда | Составить план рассказа о Я.Купале по материалам статьи учебника. |
101.Итоговое тестирование | | | | | |
102-105 | 3 | Резервные уроки | | | |