СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс. Понятие о предлоге как части речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым при изучении темы. 

Просмотр содержимого документа
«7 класс. Понятие о предлоге как части речи»

Служебные части речи. Предлог. Разряды предлогов

Цели: сформировать у учащихся представление о предлоге как части речи; содействовать развитию умения отличать предлоги от других служебных частей речи, определять их разряды; воспитание интереса к познанию.

Ход урока

  1. Вступление в тему

Добрый день, уважаемые удалённые участники образовательного процесса. Мы продолжаем с вами нелёгкое дело изучения русского языка. Сегодня приступаем к изучению служебных частей речи. Сначала попробуем выяснить, почему выделяется эта группа в морфологии – служебные части речи.

Запишите дату: сегодня Двадцать девятое апреля. Тема урока обозначена в заголовке.

Записываем в тетради следующее предложение:

В 2020 году в Токио должны были состояться Олимпийские игры, но они будут проводиться через год, потому что в мире сейчас опасная ситуация.

- Обозначьте в данном предложении изученные части речи.

- Смогли ли вы точно определить, какими частями речи являются выделенные слова?

- А для чего нужны в языке данные слова? Каково их назначение?

  1. Работа по теме урока

Для того чтобы ответить на поставленные выше вопросы, давайте обратимся к учебнику. Упр. 404. Анализируем схему. Итак, вы видите, что все части речи разделены на три группы: самостоятельные (вспомните их ещё раз), служебные (запомните, их три) и междометия (это не самостоятельные и не служебные часть речи. Имейте это в виду)

- Какие служебные части речи представлены в записанном предложении?

Уясните разницу между самостоятельными и служебными частями речи:

  1. У самостоятельных частей речи есть конкретное лексическое значение ( вам понятно значение слова «гаджет» или «победить»). У служебных частей речи такого нет – они могут лишь выражать смысловые оттенки, связывать слова или предложения (победить в состязаниях; раненый, но не сломленный);

  2. самостоятельные части речи имеют морфологические признаки, изменяются (по падежам, лицам и т.д.), у служебных частей речи этого нет;

  3. самостоятельные части речи выполняют определённую синтаксическую роль, служебные части речи этого не являются самостоятельными членами предложения.

Для того чтобы получить чёткое представление о предлоге, внимательно прочитайте материал учебника на стр. 224 и 226 или изучите содержание опорного конспекта

«Предлог»

Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов (существительного, числительного и местоимения) от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги могут выражать различные отношения. Наиболее распространенные:

  • пространственные: жить в городе, недалеко от дома, встреча около театра:

  • временные: прогулка перед сном, отдых на каникулах, пришёл около полудня;

  • причинные: пропустил из-за болезни, побледнел от страха;

  • целевые: лекарство от головной боли

Некоторые предлоги могут употребляться с различными падежами, другие — только с одним. Предлоги с и по могут употребляться с тремя падежами каждый (сбежал с лестницы — р.п., размером с орех — в.п., пришёл с другом — т.п.; ошибся по невнимательности — д.п., вошёл в воду по пояс — в.п., сделал по истечении срока — п.п.).

Предлоги могут быть простыми (состоят из одного слова: к, у, около) и составными (состоят из двух и более слов: несмотря на, в течение, в связи с). Предлоги, образованные от двух других предлогов, считаются простыми, так как пишутся через дефис (из-за, из-под, по-над, по-за).

Производные предлоги

Предлоги делятся на производные и непроизводные. Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи, при этом самостоятельные части речи утрачивают своё лексическое значение

От наречия

От существительного

От деепричастия

Впереди, вдоль, внутри, мимо, напротив, около, посреди, после, навстречу, прежде, подобно, согласно, рядом с и др.

Путём, вследствие, в течение, в продолжение, во время, за исключением, ввиду, в виде, насчёт, наподобие, по причине

Благодаря, включая, исключая, спустя, судя по, начиная с, несмотря на, невзирая на, не считая и др.

Непроизводные предлоги не образованы от самостоятельных частей речи: без, в, до, для, над, о, при, про, с, у, через и др.

Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами. Производные предлоги употребляются обычно с каким-то одним падежом. Например, предлог благодаря употребляется только с дательным падежом и выражает только причинные отношения: справился благодаря друзьям.


РАЗЛИЧАЙТЕ производные предлоги и наречия!


Вы прошли мимо меня (это предлог, т.к. связывает глагол с местоимением).

А вы прошли с улыбкой мимо и не заметили меня (это наречие, т.к. слово связано только с глаголом – прошли как? мимо)


III Закрепление

Упр.410 выполняем устно, образуем словосочетания с предлогами.

Упр. 413 выполняем письменно (над выделенными предлогами надписываем их разряды)


Работа с текстом.

Марафонский бег

Среди людей, любящих спорт, особым уважением пользуются участники соревнований в марафонском беге. Однако не многие знают, что этот бег на огромную дистанцию (42 км. 195 м.) получил своё название в память древнегреческого воина, прибежавшего в Афины из местечка Марафон, чтобы сообщить соотечественникам радостную весть о победе. При последнем своём слове вестник упал мёртвым.

В честь этого героя на возобновлённой олимпиаде в 1896 году в Афинах проведено соревнование между бегунами Афин и Марафона. С тех пор марафонский бег входит в программу современных международных спортивных встреч. Они называются Олимпийскими играми. Марафонский бег требует от спортсмена большой физической и моральной подготовки.


- Выпишите из данного текста словосочетания с предлогами, определите падежи существительных и местоимений в данных словосочетаниях. У вас должно получиться не менее 16 словосочетаний.


  1. Подведение итогов

- Для чего служит предлог?

- Какие разряды предлогов вы знаете? От чего зависит классификация предлогов?

  1. Задание на дом: параграф 53, упр. 414.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!