1. Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это союзное слово.
Прочитайте текст и выполните задание.
Был задан вопрос: в чём оправдание художественной литературы?
Кочевье корней языка ведёт их в новые земли, миграция слов меняет одежду слов, вместе со звучанием изменяется их душа. Слова взрослеют или деградируют; предок не узнал бы потомка. Так, латинское ratio превратилось во французское raison, оттуда проникло в наш язык, «резон» означает опять-таки не совсем то же самое. Итак, вы хотели бы знать, каков смысл занятий литературой, в чём её резон.
Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не быти.
Антиох Кантемир
Один ответ уже дан: пишут ради известности. Можно было бы продолжать. Пишут, чтобы выставить себя напоказ. Повинуясь потребности выразить себя. Высказаться по поводу той или иной злободневности. Расквитаться с кем-нибудь (литература — это сведение счётов, как сказал Арман Лану). Пишут для собственного удовольствия. Для заработка (что оказывается чаще всего иллюзией: доходы прозаика средней руки уступают улову опытного собирателя подаяний). Наконец, можно возразить, что, как всякое традиционное занятие, литература существует потому, что она существует: коль скоро есть редакторы, издатели, критики и, по некоторым сведениям, читатели, то должны быть и писатели.
И всё же вы чувствуете унылую недостаточность этих доводов — между тем как остаётся без ответа нечто такое, чему невозможно дать конкретное и прагматическое объяснение, нечто... словом, нечто такое.
(По Борису Хазанову)
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОПРАВДАНИЕ. Довод, которым можно оправдать, объяснить, извинить что-н. Найти о.
2) ПРОНИКНУТЬ. во что. Понять, разгадать, углубившись, вникнув во что-нибудь. П. в суть дела.
3) СОБСТВЕННЫЙ. Свой, личный. Видеть собственными глазами.
4) СУЩЕСТВОВАТЬ. Наличествовать, иметься, иметь место. Книго-печатание существует давно.
5) ДАТЬ. кого-что кому. То же, что вручить. Д. деньги. Д. книгу.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Наряду с нейтральной лексикой в тексте употребляются термины (злободневность, иллюзия, прозаик) и просторечная лексика (напоказ, сиюминутных), так как текст ориентирован на широкую аудиторию читателей.
2) Текст содержит грамматические особенности, характерные для научного стиля: встречаются отглагольные имена существительные (известности, удовольствия), присутствуют предложения с обособленными согласованными определениями и обособленными обстоятельствами.
3) Выразительность, яркость тексту придаёт использование различных художественных средств, среди которых можно отметить метафору (улов собирателя подаяний), эпитет («унылую недостаточность»), олицетворения (миграция слов, слова взрослеют и деградируют), что позволяет отнести его к публицистическому стилю.
4) Вопросно-ответная форма изложения (Был задан вопрос: в чём оправдание художественной литературы?.. Один ответ уже дан) создаёт впечатление непринуждённого диалога с читателем, что необходимо автору, чтобы в доступной форме донести свою мысль.
5) Ведущим функционально-смысловым типом речи в тексте является рассуждение, что подтверждается тезисно доказательным построением текста, наличием вводных слов и конструкций.
4. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом (5) абзаце текста. Запишите это определительное местоимение.
Прочитайте текст и выполните задание.
Летний вечер. Как-то отдалённо, но верно чувствуется, что осень не за горами. Однако пока ещё тепло, тепло…
Поскольку дело происходит на даче, все сидят на скамеечке перед домом. Разговор идёт вперевалочку, говорить не хочется, а хочется просто вдыхать ночной, пока ещё летний воздух. Вдруг на небе — чирк! — звезда падает, за ней вторая. Все оживляются, торопятся загадать желание. Кто-то говорит:
— А рано в этом году звёзды падать начали…
— Да как же, — отвечают ему, — первые дни августа. Небо вон уже августо́вское. Или а́вгустовское?
Да что там небо! Зарплата-то какая, «августо́вская» или «а́вгустовская»?
О деньгах ли идёт речь или о небосклоне — слово-то одно! И произносит это слово раз по-разному. А хотелось бы одинаковости.
Порадовать вас особенно нечем: увы, в словарях есть варианты, а для любителей определённости ничего не может быть хуже вариантов. Впрочем, если хотите что-нибудь одно, смотрите только в Словарь ударений Ф. Агеенко и М. Зарвы. Там нам советуют говорить с ударением на первом слоге — «а́вгустовский».
Собственно, этот же вариант стоит на первом месте и в Орфоэпическом словаре под редакцией Р. Аванесова. Но тут нам предлагается ещё один допустимый вариант — «августо́вский». Что означает «допустимый»? То, что он тоже в пределах литературной нормы, ошибки особой не будет.
Можно предположить, как возникло ударение «августо́вский».
Произносить «а́вгустовский» не слишком удобно: много слогов после ударного, приходится напрягаться, выговаривать. Намного легче, когда ударение в середине слова: «августо́вский».
(По М. А. Королёвой)
5. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВАРИАНТ. Разночтение в тексте. Издание сочинений Пушкина с вариантами.
2) МЕСТО. Участок на земной поверхности, местность. Живописные места.
3) ПРЕДЕЛ. Страна, местность (стар.). Вернуться в родные пределы.
4) НОРМА. Узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-то Нормы поведения.
5) СЛОВО. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Слово делится на слоги.
6. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основная цель автора художественного текста — рассказать читателям о своих впечатлениях от тёплого августовского вечера, проведённого на даче.
2) Логическое и последовательное изложение информации достигается как с помощью простых предложений, в том числе односоставных (Летний вечер. Однако пока ещё тепло, тепло…), так и посредством сложных (Поскольку дело происходит на даче, все сидят на скамеечке перед домом — сложноподчинённое; Порадовать вас особенно нечем: увы, в словарях есть варианты, а для любителей определённости ничего не может быть хуже вариантов — сложное с бессоюзной и сочинительной связью).
3) Текст ориентирован исключительно на специалистов в научной сфере, поэтому в нём преобладает научная терминология (словарь, с ударением на первом слоге, допустимый вариант).
4) Публицистический текст представляет собой фрагмент репортажа, так как сообщает о наблюдениях автора, который даёт субъективную оценку происходящим событиям.
5) Использование вопросно-ответной формы изложения (Что означает «допустимый»? То, что он тоже в пределах литературной нормы, ошибки особой не будет) создаёт впечатление непринуждённого живого диалога с читателем.
7. Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите эту частицу.
Проблема мусорного загрязнения планеты стояла всегда — например, в Средние века в развитых странах Европы издавались специальные законы, запрещающие выливать на улицу нечистоты и прочие отходы жизнедеятельности человека.
В XX веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквально всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень остро — дело в том, что пластмасса и другие синтетические материалы практически не разлагаются в земле, нанося колоссальный вред всему живому и неживому на сотни километров вокруг от мест организованных захоронений. Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся […] о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг.
В России в радиусе 10−20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок, дым с которых иногда заволакивает весь город. Понимая, как вреден дым со свалок, муниципальные власти крупных городов принимают меры для уменьшения количества пластмассового мусора в городе и за его пределами, но, к сожалению, мусора за прошедшее столетие скопилось настолько много, что утилизировать или избавиться от него полностью практически невозможно. Проблема требует незамедлительной реакции не только исполнительной, но и законодательной властей государственного уровня.
8. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) МАТЕРИАЛ. Источник, сведения, служащие основой для чего-нибудь. Материалы музея. Материал для исследования.
2) ФАКТ. Действительное, вполне реальное событие. Свершившийся факт. Проверить факты.
3) ВЛАСТЬ. Органы управления какой-либо административной единицы. Власти города приняли решение.
4) РЕАКЦИЯ. Действие или состояние, возникающее в ответ на то или иное воздействие. Реакция организма на холод. Реакция зала на выступление артиста была неоднозначной.
5) УРОВЕНЬ. Горизонтальная плоскость, являющаяся границей высоты чего-нибудь. Строить по уровню. Выше уровня моря.
9. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Использование числительных придает тексту достоверность, написание числительных цифрами характерно для публицистического стиля.
2) Основной функцией приведенного текста является информирование и привлечение внимание к проблеме экологии.
3) Наряду с общеупотребительной лексикой используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (мусор, утилизировать, свалка), а также средства выразительности (фразеологизм «добавлять масла в огонь»), что проявляет такие особенности текста публицистического стиля, как субъективность, эмоциональность и непринужденность.
4) В тексте рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.
5) Типичным для данного стиля является употребление односоставных назывных предложений, что способствует созданию именного характера текста.
10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Мальчик с неудовольствием ловил озабоченные ЖИТЕЙСКИМИ хлопотами и нуждами родительские взгляды.
Книга снабжена методическими рекомендациями и ФАКТИЧЕСКИМ материалом.
Зе́мли колхозников РАЗГРАНИЧЕНЫ от земель собственников клиньями.
Однако природа этого символа ДВОЙСТВЕННА.
Спросить напрямую — это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ прекратить домысливать и узнать наконец правду.
11. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ПАМЯТНЫЕ дни устанавливаются в честь значительных событий в мировой истории или истории России.
Ранимый, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ ребёнок тяжело переносит неудачи в играх, поражения в соревнованиях, и, попадая в такие ситуации, он долго плачет и сердится.
Информация о расписании авиарейсов, НАЛИЧНОСТИ мест на самолёт и стоимости авиабилетов является актуальной на момент запроса этой информации на указанном в рекламном проспекте сайте.
Под ЗАТРУДНЕННЫМ дыханием подразумевается неприятное ощущение сложности выполнения вдоха или выдоха.
Горы вокруг есть, но небольшие и стоят на ПОЧТИТЕЛЬНОМ расстоянии.
12. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Однажды маминому отряду поручили перегнать ГОДОВАЛЫХ телят с одного пастбища на другое.
По всем ГУМАННЫМ предметам у меня вышла твёрдая «пять».
На привалах после ДЛИТЕЛЬНОГО перехода, когда мы в прямом смысле валились на землю от усталости, он спокойно отправлялся за дровами, рубил их, разводил костёр, спускался на речку за водой, разогревал еду.
Бобруйский на торжествах сидел в президиуме, Румянцев с трибуны разглагольствовал о ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ традициях университета.
И только теперь вдруг понял, что за несколько часов ни разу не вспомнил и про блуждания по лесу, и про коварную овражную топь, и про спасение в ЯБЛОНЕВОМ саду.
13. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1) Хорошее, качественное образование — главное условие жизненного успеха.
2) Служитель искусства должен осознавать свою высокую ответственность перед людьми.
3) Современные подростки зачастую верят рассказам о детстве любимых артистов.
4) Многие «звёзды» эстрады скромно умалчивают о фактах своих школьных неудач.
5) В современном мире путь на сцену открыт лишь людям бездарным.
(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками... (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (6)Они-то всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, — это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.
(11)На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? (12)Посмотрите: я «свой», такой же, как все. (13)Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье — свет, а неученье — приятный полумрак», и надменное самолюбование. (14)Но вот передача закончилась. (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? (16)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он направил на путь творческого созидания? (19)Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого... (20)И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность». (21)А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. (22)Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.
(23)Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?
(По И. Гонцову*)
14. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.
1) В предложениях 8-10 представлено рассуждение.
2) 23 предложение содержит эмоционально-оценочное суждение автора по поводу того, что высказывается в 1-2 предложениях текста.
3) Предложение 5 объясняет содержание предложения 4.
4) В предложениях 16-18 представлено повествование.
5) Преобладающий тип в тексте—повествование.
15. Из предложения 6 выпишите фразеологизм.
16. Среди предложений 11—22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
17. «Строки текста свидетельствуют об искренней обеспокоенности автора поставленной проблемой. И яркое тому доказательство — употребление таких лексических средств выразительности, как (А)_____ («бездарям и невеждам»), (Б)_____ («недообразованность» в предложении 20). Взволнованность И. Гонцова перерастает в неподдельную тревогу во второй части текста, где использованы такое синтаксическое средство выразительности, как (В)_____ (предложения 15—18), и такой троп, как (Г)_____ («кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности» в предложении 23)».
Список терминов:
1) развёрнутая метафора
2) диалектизм
3) риторическое обращение
4) термины
5) литота
6) индивидуально-авторское слово
7) ряд однородных членов
8) вопросительные предложения
9) эмоционально-оценочные слова