СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 способов конспектирования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выберете удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Просмотр содержимого документа
«6 способов конспектирования»

6 способов конспектирования

Фоксфорд. 30.4.2019

  • Метод Корнелла

  • Метод боксов

  • Метод нумерации

  • Метод таблиц

  • Метод индексов

  • Метод ментальных карт

Выберете удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Метод Корнелла

Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Елены Янышиной



В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • История.

  • Обществознание.

  • Литература.

  • Русский язык.

  • Биология.

  • Химия.

  • География.

Как использовать

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальных линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.

  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.

  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.

  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Скачайте шаблон и пользуйтесь на уроках




Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорд» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Конспект, созданный по этому методу, будет выглядеть примерно так



Этот метод схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен

  • При изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей.

  • Для сопоставления нескольких понятий.

Предметы

  • История.

  • Обществознание.

  • Литература.

  • Русский язык.

  • Английский язык.

Как использовать

  • Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.

  • Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.

  • Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.  



Метод нумерации

Суть заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы

  • История.

  • Обществознание.

  • Литература.

  • Русский язык.

  • Английский язык.

  • Химия.

  • Биология.

  • География.

  • Геометрия.

  • Физика.

Как использовать

  • Возьмите тетрадь и ручки двух цветов.

  • Во время урока пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку.

  • Присваивайте номер каждой строке. Используйте ручку цвета, отличного от того, каким пишете основной текст.

  • Если в новом тезисе есть отсылка к написанному ранее, поставьте в конце предложения соответствующую пометку. Например, «см. № 3».

Метод таблиц

Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Варвары Онохиной



Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен

  • При рассмотрении тем с одинаковыми критериями.

  • При конспектировании большого количества фактов.

  • Чтобы свести несколько элементов в одну систему.

  • Чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы

  • История.

  • Обществознание.

  • Литература.

  • Русский язык.

  • Английский язык.

  • Биология.

  • География.

Как использовать

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.

  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.

  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.



Ученица «Домашней школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.



Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

В конспектах могут быть свои «эмодзи»



Когда полезен

Когда нужно записывать быстро и при этом структурировать информацию.

  

Предметы

  • История.

  • Обществознание.

  • Литература.

  • Русский язык.

  • Английский язык.

  • Химия.

  • Биология.

  • География.

  • Геометрия.

  • Физика.

  • Информатика.

Как использовать

  • Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть; круг — прочитать в учебнике; знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.

  • Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.

  • Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»

Метод ментальных карт

Ментальная карта по истории

Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее. Ведь во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и тем самым запоминаете.

Когда полезен

  • Для разбора больших сложных тем.

  • Для анализа литературных произведений.

  • При написании эссе.

  • В подготовке докладов.

Предметы

  • История.

  • Обществознание.

  • Литература.

  • Русский язык.

  • Английский язык.

  • Биология.

  • География.

Как использовать

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.

  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.



Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите!



Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию, и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям, в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс всё эти элементы можно передвигать.  



https://externat.foxford.ru/polezno-znat/6-way-summary



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!