СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс Урок №33-34 Тургенев Историей создания рассказа Муму, жанровые особенности произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маршрутный лист для учащегося по литературе для ДО по разделу "Нравственный выбор человека"

Просмотр содержимого документа
«6 класс Урок №33-34 Тургенев Историей создания рассказа Муму, жанровые особенности произведения»

15.01.21

Русская литература 6 класс

Ф.И.О. учителя

Алямкина В.А.

Урок №33-34

И.С. Тургенев. «Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Жанровые особенности произведения И.С.Тургенева «Муму»

Цели обучения

(кратко)

  • узнать, что такое крепостное право, как жили крепостные крестьяне и почему И.С. Тургенев дал «аннибалову клятву»;

  • осмыслить предложенный материал и составить вопросы разного порядка;

  • давать развернутый ответ на проблемный вопрос;

  • определить жанровое своеобразие произведения «Муму»

Ф.И. учащегося


Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи

  1. Просмотри видеоматериал (для знакомства с биографией писателя) по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=fKxUtmy8W4Y


  1. Прочитай информацию о некоторых фактах биографии и творчества И.С. Тургенева.

Аннибалова клятва И.С. Тургенева.

Слышал ли ты выражение «аннибалова клятва»? Оно означает твердую решимость бороться с кем-либо или чем-либо до победного конца.

И.С.Тургенев считался богатым человеком: у него были огромные поместья, большое состояние, 5000 крепостных душ. Но это не мешало ему всю жизнь бороться за свободу крестьян. Он считал крепостное право своим врагом. Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться... Это была моя Аннибаловская клятва».


История создания рассказа «Муму»

Об истории написания «Муму» известно немного. К сожалению, рукопись рассказа не уцелела. Известно, что Тургенев написал «Муму» в конце апреля – первой половине мая 1852 г. В это время он находится под арестом за публикацию статьи о Гоголе. Он содержится на съезжей (в арестантском отделении) в Петербурге. В 1852–53 гг. Тургеневу не удается напечатать «Муму». Но рассказ пользуется популярностью среди друзей и знакомых. Его читают «в списках» – то есть в копиях. Наконец цензура пропускает «Муму»: цензурное разрешение подписывают 28 февраля 1854 г. В 1854 г. в мартовском номере журнала «Современник» (№3) Тургенев публикует «Муму». Он подписывается как «Ив. Тургенев». Рассказ сразу обращает на себя внимание из-за своей направленности против крепостного права. Чиновникам это не очень нравится, но дело уже сделано – «Муму» опубликована и читается.


У героя повести «Муму» Герасима был прототип (крепостной у матери Тургенева), и сама барыня является прототипом матери писателя.

События, положенные в основу сюжета рассказа, происходили в семье Тургеневых на самом деле. Позже младшая сестра Варвара Житова вспоминала, что Варвара Петровна (мать писателя) увидела в поле дюжего мужика, пашущего землю, и приказала забрать его себе в дворники. Это был Андрей, по прозвищу Немой. Он носил кумачовые рубахи и числился в любимцах у хозяйки.

У него действительно была собачка Муму, которую Андрей утопил. Житова утверждала, что Тургенев в своем произведении описал Андрея. Портретное сходство очевидно, но финал в ее воспоминаниях разительно отличается от окончания истории дворника Герасима из рассказа «Муму».

Для справок:

«прототип» - конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве, кинематографе.


  1. Изучи информационную историческую справку

«Что такое крепостное право?»

Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне.

Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми – крепостными крестьянами. Дворянин мог распоряжаться своими крестьянами как ему было угодно, например: продать, подарить, разлучить мать и детей, жестоко наказывать и т.п. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Имя императора Александра II увековечено в истории государства Российского. В 1861 году им был подписан Манифест об отмене крепостного права. Не одно десятилетие ждали крестьяне этого события. Но долгожданную радость омрачали детали. Согласно Манифесту, люди из народа не подвергались теперь телесным наказаниям и могли по своей воле распоряжаться собственной судьбой: вступать в брак, приобретать недвижимость, вести судебные дела, но земля оставалась помещичьей собственностью. Крестьяне довольствовались тем, что им выделялось, а доставались, к сожалению, не лучшие наделы. Крестьянин мог выкупить полевой надел, но до завершения сделки считался «временнообязанным», выполняя барщину и выплачивая оброк. То есть его положение после реформы мало чем отличалось от крепостной зависимости.


  1. Просмотри видео о крепостном праве https://www.youtube.com/watch?v=W7xnSEtRW4s


  1. Теория литературы.

Выясни, в чем разница между рассказом и повестью.

Рассказ – это один из малых литературных эпических жанров. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события. Жанру рассказа присуща одна сюжетная линия.

Чем рассказ отличается от повести? Современное литературоведение определяет повесть как средний эпический прозаический жанр, который занимает положение между рассказом и романом. В повести, в отличие от рассказа, может рассказываться о большом отрезке жизни главного героя. Повесть отличается от рассказа своим большим объемом. Но дело не столько в объеме, сколько в содержании произведения: в повести больший охват событий, пространные временные рамки, сложнее сюжет и система образов.


О тметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась)



Запиши в тетрадь определение «аннибалова клятва»





Запиши дату создания рассказа «Муму»



















Запиши толкование слова «прототип» в свою тетрадь, укажи прототипов героев рассказа «Муму»

Ответь

  1. Ответь на вопросы (устно)

  • Кто такой крепостник? Кто такой крепостной?

  • Какую клятву дал в детстве И.С.Тургенев? В чем состоял смысл этой клятвы?

  • Были ли у героев рассказа И.С.Тургенева «Муму» прототипы? Назови их.

  • Как ты понял, в чем разница между рассказом и повестью?

Ответь на вопросы устно

Выполни

  1. Выполни задания в тетради и на сайте «онлайн-мектеп».

Задание №1

Составь 3 вопроса «низкого» порядка и 2 вопроса «высокого» порядка по содержанию материалов биографии И.С.Тургенева.


Задание №2.

Пользуясь ПОПС-формулой, ответь на проблемный вопрос.

Проблема: Крепостное право – это зло?

  • П – позиция «Я считаю, что…»

  • О – обоснование «Потому что…»

  • П – пример «Я могу доказать это на примере...» (вспомни рассказ «Муму», прочитанный тобою летом, и выбери примеры)

  • С – следствие «Поэтому я делаю вывод, что…»


Задание №3.

Выполни комплекс заданий, состоящий из 9 упражнений, на платформе онлайн-мектеп (Жанровые особенности произведения И.С. Тургенева «Муму»), прочитав конспект урока на сайте.


Составь и запиши свои вопросы по изученному материалу.



Ответь на вопрос письменно








https://onlinemektep.org/


Рефлексия

  • Теперь я знаю,

  • что такое крепостное право, как жили крепостные крестьяне и почему И.С. Тургенев дал «аннибалову клятву»;

  • чем рассказ отличается от повести.

  • У меня получилось

  • осмыслить предложенный материал и составить вопросы разного порядка;

  • дать развернутый ответ на проблемный вопрос;

  • определить жанровое своеобразие произведения «Муму».

Поставь знаки

«+» или «-»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!