СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс урок «Имена существительные собственные и нарицательные»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока

Просмотр содержимого документа
«5 класс урок «Имена существительные собственные и нарицательные»»

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

1.Оргмомент.

-Здравствуйте, присаживайтесь!

-Запишите число.

Двадцать пятое февраля

Классная работа

2. Проверка ДЗ

На дом я задавала выполнить упр.486

Проверим устное задание – пунктуационный разбор 4 предложения.

-Что значит выполнить пунктуационный разбор? (объяснить постановку знаков препинания, начиная со знаков завершения, заканчивая, знаками выделения)

( в конце ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Ставятся восклицательный знак, так как предложение побудительное. Ставятся кавычки и тире, так как это предложение с прямой речью, где прямая речь перед словами автора. Запятая ставится, так как есть обращение. Какова схема предложения с прямой речью)

3.Определение темы урока.

На доске написаны слова:

Стихи, Пушкин, Дон, река, Алма-Аты, Россия, город, страна

-К какой части речи относятся данные слова? (существительные)

Докажите.

-Что такое имя существительное?

-Что общего в записанных словах? (значение обобщенное и единичное в своем роде)

-Чем они отличаются? (пишутся одни с маленькой буквы, другие с большой)

-Распределите слова на 2 столбика и запишите в тетради.

-Зачитайте, какие отнесли к 1 колонке, какие ко 2?

-По какому принципу распределяли? (имена собственные и имена нарицательные, одни пишутся с маленькой буквы, другие с большой)

Какова тема занятия? (имена собственные и нарицательные)

-Запишите тему урока.

Имена существительные собственные и нарицательные

-Дополните каждую колонку своими примерами.

(2 человека у доски, остальные в тетрадях по 4-5 СЛОВ)

-Зачитайте слова 1 колонки и 2.

А теперь проверим, как выполнили это задание у доски (открывается стороны доски, зачитываются примеры, проверяется наличие ошибок)

4. Работа с правилом.

-Какие имена существительные называются собственными? какие нарицательными?

-Давайте познакомимся с правилом, откройте учебник на стр.52.

Прочитайте правило.

-Что называют имена собственные? Имена нарицательные?

ВЫВОД. Все верно, имена собственные называют единичные предметы в своем роде, а нарицательные – однородные предметы.

-Что вы узнали о правописании имен собственных и нарицательных? (собственные пишутся с большой буквы)

5. Работа со стихотворением.

Прослушайте стихотворение, а потом проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква

(Весёлые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

-Какие важные дела у большой буквы?(в начале предложения, ФИО, имя улицы, города)

6. Работа с правилом.

-Откройте учебник на стр.52.

Прочитайте правило.

7. Составление памятки.

-Составьте памятку список собственных имен существительных, которые пишутся с большой буквы. (Если кто-то уже сделал, запишите несколько названий рек, озер, городов, либо ФИО писателей)

1. Ф.И.О.

2.географические названия.

3.названия литературных произведений.

4.названия исторические событий.

5.названия картин, кинофильмов, спектаклей, предприятий, клички животных.

6. Устойчивые словосочетания.

8. Чтение правила (стр.56)

-Что еще узнали об именах собственных? (некоторые пишутся в кавычках)

9. Выполнение упр.500 (3 человека у доски)

1. Город Орёл, птица орёл, теплоход «Орёл».

2.Журнал «Огонёк», яркий огонек.

3.Добросовестный труд, газета «Труд».

10.Обобщение.

Я читаю начало, ваша задача – закончить фразу.

Имена собственные называют предметы…………..(единичные)

Имена нарицательные называют предметы…….(однородные)

Нарицательные имена существительные пишутся …..(с маленькой буквы)

Обратите внимание на доску:

-В какой строке написано верно? (1. Дом, мама, миша 2.кузнец, комар, Комаров)

-В какой строке допущена ошибка? (1.Кузьма, Кузнец, кузов 2.Кузнецов, Петров, Мухин)

-Что нового узнали на уроке? (некоторые пишутся в кавычках)

11. Домашнее задание.

Правило выучить, упр.490, упр.497, упр.501






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!