СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5.4 Историческая карта

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия 5.4 Историческая карта (четвертое занятие в курсе истории в 5 классе)

Просмотр содержимого документа
«5.4 Историческая карта»

Разработка занятия №5.4


ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Историческая карта. (1 час).

Цель занятия: показать, какую информацию несет историческая карта.

Задачи занятия:

образовательные: познакомить учащихся с понятиями историческая карта, легенда карты, план, контурная карта.

развивающие: сформировать навыки работы с исторической картой, легендой карты, планом.

воспитательные: сформировать у учащихся представление об исторической карте, как о пространственно-временной модели существования человека.

Информационные единицы:

термины: историческая карта, легенда карты, план, контурная карта.


Структура занятия:


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.


Проверка д\з

Письменные вопросы:

1. Какой сейчас был бы год и век, если бы мы вели счет лет от первого упоминания Москвы в летописи (1147 год)?

2. В каком веке праздновалось 500-летие Куликовской битвы (1380 год)?

3. Со времени возникновения письменности прошло пять тысяч лет. За сколько тысячелетий до н.э. люди научились писать?

4. К каким векам относятся 600, 1000, 1900 года?

5. Какой год был раньше – 5 г. до н.э. или 3 г. н.э.? Сколько лет между этими датами?


Учащиеся письменно отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

1 слайд

1. Что изображено на слайде? Что написано в центре?

2. Похож ли этот водный объект на озеро Байкал?

3. Чем эта карта отличается от современной?

Ученики отвечают на вопросы:

1. Изображена карта некой территории. Море Байкал.

2. Нет, совсем не похож.

3. Древняя карта Байкала имеет примитивные очертания, так как начерчена от руки и не соответствует действительности.

Целеполагание

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?


2 слайд

О том, что такое историческая карта и как ее использовать?

Запись в тетрадь темы занятия:

Историческая карта.

Изучение нового материала

1. Прошлое на карте.


3 слайд

1. С какой картой вы познакомились в начальной школе?

2. Какие бывают карты? Что на них изображено?


3. О чем может рассказать карта?

4. Как используют карту люди различных профессий? Какую помощь она им оказывает?



4, 5, 6, 7, слайды

Какие карты изображены на слайдах?



8 слайд

Сопоставление двух карт:

Какие объекты исчезли, а какие появились на правой карте?


9 слайд

Историческая карта – это изображение большой части земной поверхности в различные времена истории человечества.


На какие вопросы помогает ответить историческая карта?

Запись на доске:

1. Где произошло событие.

2. Какие изменения произошли на какой-либо территории.


2. Легенда карты.


10 слайд

Легенда карты – список условных обозначений на карте с разъяснением их значения.


Что мы можем рассказать об этом событии, пользуясь легендой?



3. История на плане.


11 слайд

1. Что изображено на слайде?

2. Чем план отличается от карты?



12 слайд

На слайде изображена контурная карта. С такими картами мы с вами будем работать весь год: она пустая, а значит, нам надо будет ее заполнять географическими объектами, государствами, городами и сражениями.




1. Карта полушарий.

2. Географические, астрономические. Географические объекты, астрономические объекты.

3. Карта рассказывает о пространственной структуре.

4. Дальнобойщикам нужна карта автодорог, с помощью нее они знают, как добраться до того или иного населенного пункта.



Астрономическая, политическая, географическая, карта авто- и железных дорог.



Появилось множество новых государств, исчезли племена, населяющие древнюю Европу.




Учащиеся переписывают определение в тетрадь.




Учащиеся предлагают свои вопросы.



Переписывают схему в тетрадь.





Учащиеся переписывают определение в тетрадь.



Мы можем узнать, исходя их легенды карты, о расположении русских и французских войск, о направлении движения двух армий.





1. План части Новосибирска.

2. План изображает небольшую часть территории, подробно прорисованы крупные объекты.


Закрепление

Точечные вопросы:

1. На какие вопросы помогает ответить историческая карта?

2. Что нам может рассказать легенда карты?

3. Чем план отличается от карты?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Какую информацию несет историческая карта?



Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

13 слайд

Подготовиться к словарному диктанту по всем определениям, которые есть в тетради.


Учащиеся записывают домашнее задание.



Схема доски:


Историческая карта отвечает на вопросы:

1. Где произошло событие.

2. Какие изменения произошли на какой-либо территории.



Схема тетради:


Историческая карта


Историческая карта – это изображение большой части земной поверхности в различные времена истории человечества.


Историческая карта отвечает на вопросы:

1. Где произошло событие.

2. Какие изменения произошли на какой-либо территории.


Легенда карты – список условных обозначений на карте с разъяснением их значения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!