СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как историки узнают о далеком прошлом.Историческая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги, получение  первоначальных знаний  о  предмете изучения истории Древнего мира  за счет расширения понятийной базы, совершенствование  навыков  работы со схемами

объяснить уч-ся отличия географической и исторической карт, понимание того, что знать историю невозможно без знания карты, важность чтения легенды карты,2 – воспитание необходимости беречь учебные пособия,3 - сформировать основные картографические навыки и умения при работе с атласом, исторической и контурной картами.

Просмотр содержимого документа
«Как историки узнают о далеком прошлом.Историческая карта»

План-конспет урока 

Тема:Как историки узнают о далеком прошлом.Историческая карта

дата 

класс: 5 

Цели урока: , заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги, получение  первоначальных знаний  о  предмете изучения истории Древнего мира  за счет расширения понятийной базы, совершенствование  навыков  работы со схемами

объяснить уч-ся отличия географической и исторической карт, понимание того, что знать историю невозможно без знания карты, важность чтения легенды карты,2 – воспитание необходимости беречь учебные пособия,3 - сформировать основные картографические навыки и умения при работе с атласом, исторической и контурной картами.

знать правила чтения исторической карты, уметь отличать карты географические и исторические.


Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь

ХОД УРОКА

№ п/п    

Этап урока                    

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Самоопределение к деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Сообщение темы урока: Как историки узнают о далеком прошлом.Историческая карта


Подготовка класса к работе.

Записывают тему урока в тетрадь.

Настроить на рабочий лад, сконцентрировать внимание на учебном процессе.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Беседа по теме урока.

1.По названию темы урока предположите, о чем пойдет речь?

2. Что вы знаете по данной теме из начальной школы?

Отвечают на вопросы.

осознанное речевое высказывание в устной форме;

поиск нужной информации, используя знания начальной школы

3.Постановка учебной задачи.

План

1)Что изучает история Древнего мира?

2)Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

Виды карт…- Стороны света на карте. Роза ветров. Иллюстрации.- Правила работы с картами.Приложение


Работают с учебником

Учатся структурировать знания

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

Беседа по прочитанному.

- Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называются предмет, который дает нам информацию о жизни людей в далеком прошлом? (Исторический источник)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника).

Отвечают на вопросы

Составление кластера

Записывают новые термины в тетрадь

Учатся структурировать знания;

дополнять имеющихся знания о предмете изучения истории и исторических источниках; поиск информации из учебника.

сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Учатся учитывать выделенные учителем действия.

5.Первичное закрепление.

6. Включение в систему знаний и повторение

опрос: Дайте определения понятий: история, исторические источники. Какие бывают исторические источники?2) Что изучает наука история? Зачем надо изучать историю?3) Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?




Определить исторические источники.

Работают в 2 группах, готовят выступление от лица группы.

умение сотрудничать в группе, принимать другое мнение и позицию.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест (прил. 2)

1. История – наука о …

А) прошлом планеты Земля;  Б) прошлом человечества;

В) будущем человека;             Г) развитии природы.

2. Археология изучает:

А) устное народное творчество;    Б)  вещественные памятники;

В) памятники природы;                  Г) письменные памятники.

3. К вещественным историческим источникам относятся:

А) древние рукописи;                        Б) осколки посуды;

В) надписи на стенах зданий            Г) развалины домов и храмов;

Д) письма;                                           Е) кости людей и животных.

Выполняют тест.

Взаимопроверка:

Ключи: 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, Г, Е (5 баллов).


8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Выделите формы деятельности, в которых вы принимали участие:

1.___________________

2.___________________

3.___________________

Что было самым трудным в ходе занятия?

Что было наиболее интересным в ходе занятия?

Что нового я узнал (а) на занятии?


развивают способности к самооценке.

Учатся прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Домашнее задание



























ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

Летосчисление – система определения времени по годам от какого – нибудь условленного момента.

Предание – переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.

Раскопка - работы по вскрытию пластов земли в поисках памятников, предметов древности, а также место, где ведутся такие работы.

Эпоха - длительный период времени, выделяемый по каким – нибудь характерным явлениям, событиям.

Эра – Крупный исторический период, эпоха.

Курган - древний могильный холм, а также вообще небольшая возвышенность.

Излучина – крутой поворот, изгиб реки.

Издревле – с древних времен, издавна.

Ландшафт – рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности.

Пойма - низкое место, заливаемое во время половодья.

Бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.

Палеолит - ранний период каменного века ( примерно до 10 тысячелетий до н. э.

Скифы – древне ираноязычные племена, за несколько веков до н. э. кочевавшие или жившие оседло в Северном Причерноморье и прилегающих к нему областях

Экспонат – экспортируемый предмет, животное.







приложение

  1. Примеры карт. Исторические карты подразделяются на:

  • археологические,

  • этнографические,

  • историко-экономические,

  • историко-политические,

  • историко-революционные,

  • военно-исторические и

  • историко-культурные.

Исторические карты - карты, отображающие исторические явления и события, взаимосвязи общественных явлений прошлого с географическими факторами.( записать в тетрадь)

Исторические карты показывают размещения древних культур, государств, социальные движения, торговые пути и т. п.

- Что мы видим на карте? ( пример карты)

  • 1) Название карты.

  • 2) Моря, океаны, города, государства и их границы.

  • 3) Легенда карты - рассказывает о событиях, происшедших в какой-то период – значки, стрелочки, цветовое изображение отдельных территорий, пр.

- Легенда карты - перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. (Записать в тетрадь)Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.

Вывод: карта представляет собой уменьшенную копию земной поверхности, то и объекты на ней обозначаются условными обозначениями и вы можете прочесть карту, даже не изучая предмет.

Карта дает необходимую информацию в минимальном объеме. Нужно только уметь прочитать условные обозначения.

  1. Отличия исторической карты от географической….



(иллюстрации)



3) Правила чтения исторической и работа с контурной картами

Уметь читать карту важно каждому, кто приступил к изучению истории. Умение разбираться в исторической карте может во многом помочь нам в исследовании прошлого. Посмотрите на несколько карт ( ). Карта расскажет о постоянных войнах территорий. А другая страна со всех сторон окружена морями. Значит, здесь хорошо развито мореходство и торговля. А внешние враги нападали на нее редко, потому что море являлось хорошей защитой.

Узкая полоска плодородной земли, с обеих сторон зажатая пустыней. Такая карта расскажет, как жители ценили реку Нил, считая ее божеством, дарующим жизнь. Земледелие, Т – все это было связано с Нилом.



Чтобы правильно попасть в интересующую нас эпоху, мы должны кроме времени хорошо знать и место, в которое направляемся. Этого нельзя достичь без знания исторической карты. Без нее трудно представить территории древних государств, проследить торговые маршруты, направления военных походов, географических экспедиций.

Работа с контурной картой

Внимательно прочтите задания, выполняйте только то, что требуется (контурная карта- не альбом для разукрашивания)!



1. Все подписи на карте делайте ручкой и печатными буквами.

2. Работайте на карте цветными карандашами, а не фломастерами (так как они отпечатываются на другой странице, и вид у следующей карты будут неаккуратный).

3. Рядом с заданиями обязательно наносите условные обозначения, которые используете при выполнении заданий.

4. Некоторые задания состоят из нескольких частей. Будьте внимательны, выполните задание полностью!

5.Обведите границы, заштрихуйте, закрасьте. Если требуется составьте легенду карты.



Чтобы правильно понять, что изображено на исторической карте, надо знать правила: (записать в тетрадь)

  1. Территория показана всегда в строго определенное время.

  2. Цвета используют для обозначения границ государства и присоединенных территорий.

  3. Условными знаками показаны перемещения войск (стрелки), места сражений (скрещенные мечи), завоеванные территории (штриховка). Бывают изображены корабли, пушки, солдатики, др. рисунки, которых нет на географической карте.

  4. Названия городов и стран соответствуют тому времени, которое изображено на карте.

РОЗА ВЕТРОВ. (Иллюстрации)

Закрепление.

1) Без чего нельзя знать историю?

2) Каковы правила чтения исторической карты?

3) Чем историческая карта отличается от географической?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!