СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5.05.24 10 класс. Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«5.05.24 10 класс. Домашняя работа»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  еретИк

2)  наделИт

3)  пломбИровать

4)  цЫган

5)  эпИграф

2.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.

3.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  

пара ЧУЛОК

цену БЛАГОРОДСТВА

в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году

ВЗГЛЯНЬ

пять АБРИКОСОВ

4.  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с однородными членами

Б)  нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

В)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Сосновый, пронизанный солнцем бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера, до того воевавшего на знойном степном пыльном юге.

2)  Макар Игнатьевич, будучи человеком добрым, желающим всем помочь, не только помогал нуждающимся хлебом, но и одеждой, лекарствами.

3)  Его успехам способствовало многое: раскованная манера поведения, прекрасная внешность, несколько спортивных разрядов в прошлом, уверенность в свои силы.

4)  Едва Олеся, закончив все приготовления на кухне, входит в комнату, как тут же, схватив что-то нужное, выбежит в столовую.

5)  При нём был документ, удостоверявший личность защитника родины, сорок пять рублей денежного довольствия и предписание, дававшее право рядовому Алексею Михайловичу Холмогорову на плацкартный билет в любой конец широкой, необъятной страны.

6)  У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец или брат, и каждый из нас хотят, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос.

7)  Он одевается во всё чистое, хрустящее и бодрящее, ощущает в тщательно вымытом гостиничном номере застывший запах утюга и терпкость можжевельника, который держат в гардеробе от моли.

8)  Толпа, окружив группу танцующих мальчишек, сначала молча наблюдала за происходящим, а потом начала улюлюкать, кричать.

9)  Оглянувшись на мой голос, собака повернулась, постояла немного и побежала дальше по освещённой улице фонарями.

5.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  просв..щение, п..тербургский, поб..лить

2)  (местный) ст..рожил, ср..внять (счёт), к..варство

3)  д..ректор, разм..гчить, предв..щать

4)  ор..ентация (в пространстве), ош..ломить, (не) прид..рёшься

5)  подск..чить, спл..титься, т..ропиться

6.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  вз..браться (наверх), от..мстить, (помнить о делах) пр..отцов

2)  ра..пределить, пере..дать (экзамен), ра..крошить

3)  пр..кратить, пр..образовать, пр..возмочь

4)  дез..нфекция, об..грать, без..мянный

5)  ад..ютант, сверх..яркий, об..езд

7.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  передёрг..вая, холодн..нький

2)  забол..вающий, нищ..нка

3)  доходч..вость, стрем..ни

4)  вздраг..вающий, потч..вать

5)  сбивч..вый, имень..це

8.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  слыш_вший (шум), выловл_нный (в реке)

2)  (товары) завоз_тся, помн_щий (прошлое)

3)  знаком_тся (студенты), стро_вшийся

4)  (родители) рассерд_тся, кле_щий (карандаш)

5)  задерж_шься, использу_мый

9.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 

1)  Разговаривать было вроде (НЕ)О ЧЕМ; она молчала, я тоже молчал.

2)  Одна тайна во всей этой истории так и осталась (НЕ)РАСКРЫТА.

3)  Вместо исчезнувших слов язык (НЕ)ПРЕМЕННО создаёт новые.

4)  (НЕ)ПОВТОРИМАЯ пора цветения багульника привлекает на Алтай сотни туристов со всей страны.

5)  В тот день я должен был съездить в город по делам, (НЕ)ИМЕЮЩИМ к этой истории никакого отношения.

10.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1)  (В)СКОРЕ наша лодка вышла на самую середину реки; когда за изгибом показался хуторок, одна из сидящих в лодке женщин склонила голову (НА)БОК и тихо запела.

2)  Он ЧУТЬ(ЛИ) не спал с экземпляром своего сборника, смотрел на всех (С)ВЫСОКА.

3)  На подносах лежали камни (НА)ПОДОБИЕ кирпичей с золотыми вензелями императора и его супруги, а ТАК(ЖЕ) монеты нового чекана.

4)  Двигаясь как бы (НА)ОЩУПЬ, Андрей Николаевич вошёл в большую комнату, (ДО)ВЕРХУ уставленную стеллажами и полками с книгами.

5)  (В)СЛЕДСТВИЕ нехватки времени на подготовку к подробному ответу он выбрал тему (ПО)ПРОЩЕ.

11.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Обойдя дом с другой стороны, я увидел небольшую каме(1)ую пристройку со стекля(2)ой дверью, окружё(3)ую густым боярышником; крыльцо и скамейка у входа были разруше(4)ы.

12.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1)  Детство В. П. Астафьева, прошедшее в сибирском селе, было беззаботным.

2)  Астафьев считал, что свобода человека начинается прежде всего с честности перед самим собой.

3)  Писательский труд Виктор Петрович считал тяжёлой, изматывающей работой.

4)  В. П. Астафьев считал, что талант, писательское ремесло должны высоко цениться в обществе и хорошо им оплачиваться.

5)  В характере Виктора Петровича сочетались мудрость и весёлость, рассудительность и горячность.

(1)Когда бываю в Красноярске, я всегда еду в Овсянку к Виктору Петровичу: пройтись по его селу, заглянуть в его домик, зайти в его библиотеку, в его церквушку...

(2)Виктор Петрович Астафьев явился на свет 1 мая 1924 года и, пройдя через сиротство, бездомность, кровь, раны и грязь войны, через цепь нескончаемых битв, перенеся всю боль и каторжные муки писательского труда, оставил нас поутру 29 ноября 2001 года.

(3)Казалось бы, жизнь делала всё, чтобы не было у нас такого писателя. (4)Она изувечила его детство, кинула в мясорубку войны, добивала вернувшегося с фронта солдата послевоенной нищетой и голодухой, мучила сознание идеологическими догмами, кромсала безжалостным цензурным скальпелем лучшие строки. (5)Он выстоял! (6)Не сделался ни озлобленным обывателем, ни диссидентом с кукишем в кармане, ни литературным барином вроде тех, чьи имена как-то мгновенно исчезли, канули в лету. (7)Он всегда оставался самим собой, не считаясь с пустыми и бездарными мнениями, с «веяниями» времени, с навязываемыми нормами. (8)Астафьев сам по себе был и норма, и правило и, как доказало время, стал истинно национальным писателем в самом высоком смысле этого трудного понятия. (9)Все мы, кто знал его, был в переписке с ним, дружил с ним, как-то привыкли к тому, что есть вот такой у нас Виктор Петрович − мудрый, весёлый, рассудительный, горячий.

(10)Астафьев учил нас прежде всего свободе и сам был свободным − и в жизни, и в творчестве. (11)Помню, на одной из встреч его спросили: «Как стать свободным человеком?» (12)Виктор Петрович с улыбкой ответил: «(13)Начните с того, что перестаньте врать самому себе и прогибаться перед начальником».

(14)Усталый, больной, иструдивший душу до дна, он каждое утро садился за рабочий стол, чтобы не только успеть дописать задуманное (сколько ещё осталось нерождённых сюжетов и героев, с которыми нам уже никогда не встретиться!), но и для того, чтобы честно заработать свой хлеб, кормить семью, поднимать сирот-внуков, помогать сыну и его семье. (15)«Какая тяжкая, сжигающая нас, как на огне, наша работа!» − пишет он в одном из писем. (16)А в другом письме: «...даже кувалда, которой в своё время орудовал в литейном цехе, не выматывала так, как “лёгонькое” перо писателя. (17)Но и, конечно же, ни одна моя работа и не приносила столько восторга, как это литературное дело. (18)Когда вдруг из ничего, из обыкновенного пузырька с чернилами извлечёшь что-то похожее на жизнь, воссоздашь из слов дорогую себе, а иногда и другим людям картинку или характер и замрёшь, как художник перед полотном, поражённый этим волшебством – ведь из ничего получилось! (19)Господи! (20)Да неужели это я сделал?»

(21)Безусловно, душа Астафьева, звезда Астафьева будет вечно светить настоящим и будущим его читателям. (22)И он вечно будет наш… (по Г. К. Сапронову *)

13.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1)  В предложениях 1−2 представлено рассуждение.

2)  Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.

3)  В предложениях 10−13 представлено описание.

4)  В предложениях 17−20 представлено рассуждение с элементами повествования.

5)  В предложениях 16−17 представлено повествование.

14.  Из предложения 6 выпишите фразеологизм.

15.  Среди предложений 16–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

16.  «Многогранный, цельный образ В. П. Астафьева – сильного человека и талантливого писателя – создаёт Г. К. Сапронов в представленном тексте. Использование в лексике (А)______ ("врать", "прогибаться (перед начальником)", "голодуха") и такого тропа, как (Б)________ (в предложениях 4, 21), рождает гармоничный контраст между простотой и величием личности Астафьева. Синтаксис текста, особенно в рамках столь компактного объёма, тоже становится «говорящим», обретает особую смысловую и эмоциональную нагрузку. Особенно стоит отметить использование (В)________ (предложения 5, 19), а также (Г) (в предложениях 9, 14)». 

Список терминов:

1)  ряды однородных членов предложения

2)  парцелляция

3)  литота

4)  разговорные слова и просторечия

5)  антонимы

6)  восклицательные предложения

7)  метафора

8)  эпифора

9)  вводные слова




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!