СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 КЛАСС. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

3 КЛАСС

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

В III классе к тем видам изложений, которым дети обучались во II классе, добавляются два новых вида: изложения сжатые и изложения по самостоятельно составленному плану. Все тексты для этого класса сгруппированы в четыре раздела: изложения по готовому плану; изложения по коллективно составленному плану; по плану, составленному самостоятельно; контрольные изложения. Сжатые изложения не выделяются в особый раздел. Они включены в разделы первый и третий.  

Просмотр содержимого документа
«3 КЛАСС. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В 3 классе»

3 КЛАСС


МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ


В III классе к тем видам изложений, которым дети обучались во II классе, добавляются два новых вида: изложения сжатые и изложения по самостоятельно составленному плану. Все тексты для этого класса сгруппированы в четыре раздела: изложения по готовому плану; изложения по коллективно составленному плану; по плану, составленному самостоятельно; контрольные изложения. Сжатые изложения не выделяются в особый раздел. Они включены в разделы первый и третий.
Основным типом изложения в III классе, согласно программе, является «изложение (подробное, сжатое) текста по плану, составленному самостоятельно». Но это требование программы не исключает необходимости и в III классе вести обучающую работу по составлению плана, чему помогает коллективное составление плана. В общей системе нужны иногда изложения по готовому плану, особенно в начале учебного года, а также при обучении сжатому пересказу, когда надо сосредоточить внимание детей на форме краткой передачи содержания. По готовому плану изредка проводятся также изложения с тем или иным стилистическим заданием (включить в изложение описание, разнообразить язык синонимическими наименованиями действующего лица и др.). В таких случаях обучающая работа над планом ограничивается анализом готового плана; а при разборе проверенных работ сопоставляется изложение ученика с данным ему планом.
Задача учителя — отобрать из «Сборника...» .....






ТЕКСТЫ.
I. ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ.


Подробные изложения.
















Чьи вы?

(По И. Недоле.)
(Желательно дать текст для прочтения учащимся.)


Построили чибисы гнезда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза.
А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?»
Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят.
Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.
А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла.) (69 слов.) 
Орфография: знаки в конце предложения; сочетания чу, жи, чк; проверяемые безударные гласные и др.
Анализ. Почему писатель назвал рассказ «Чьи вы?»? А как сторож кричит в минуту опасности? Запомните, как записываются крики чибисов. (Чьи вы? Уйди-и!) Кто здесь, назван сторожем? Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа? (Разом поднялись в воздух...) Как чибисы перехитрили лису?
План: 1. Гнезда чибисов. 2. Сторож над гнездами. 3. Сигнал тревоги 4. Заманили лису. 5. Где чибисы, поднялись?
При пересказе по плану дети передают вопросительные и восклицательные интонации, имеющиеся в рассказе.
Слова для справок: чибис, построили.





















Зяблик с колечком.


(По Н. Сладкову.)



Осенью птицы в теплые края летят. Тронулись в дорогу и зяблики.
Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.
Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.
Окольцованные птицы - мастера о перелетах рассказывать. (69 слов.)

Орфография: проверяемые безударные гласные; сочетание чк; слово из «Словарика»(дорога); не с глаголом.

Анализ. Что можно узнать по надписи на кольце? В какое время суток летят зяблики на юг? Какой враг летит вдогонку? Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?

План:

1.К югу.

2. Когда летят зяблики?

3. Что делают они днем?

4. Что сделали с пойманной птичкой?

5. Зачем окольцованную птицу отпустили?
Слова для справок: достается, колечко, мастера.






Теплинка.


(По В. Солоухину.)



Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.
На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей.
На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.
Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.
Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед! (75 слов.)
Орфография: проверяемые согласные и безударные гласные; слово из «Словарика», (костер) и др.
Анализ. Вы запомнили, что называли В. Солоухин и его товарищи теплинкой? Как они испекли яички? Как они жарили грибы? Что сделали мальчики, когда теплинка стала не нужна?
План: 1. Какие припасы были у мальчиков? 2. Как развели теплинку? 3. Как пекли рыжики? 4. Что сделали с теплинкой? 5. Каков получился обед в лесу?
Слова для справок: на опушке, зовется, на славу. 
При пересказе следует договориться об устранении рассказчика: надо называть мальчиков приятели, друзья, ребята и по именам.






Зимняя рыбалка.

3 класс



Зимняя рыбалка.


(По А. Ливеровскому.)



1. Зимнее солнечное утро. Рыбак хлопочет у проруби. В такую погоду хорошо берут приманку налимы. Богатый улов унес с реки человек.
2. Слетелись к проруби вороны. Подошла ворона к лунке и ждет. Выплыла рыбка подышать. Раз — рыбешка в клюве!
3. Воронью стайку лисица спугнула. Осторожно обходит хитрый зверь прорубь, принюхивается. А вот и пожива! Затерялся окунек в снегу. Видно, лисье чутье лучше птичьего глаза.
4. Ушла лисица. Из проруби показалась выдра. В зубах у охотницы плотичка. Съела выдра рыбку, почистилась и ушла под воду. (80 слов.)
Орфография: разделительные знаки; звонкие и глухие согласные; прилагательные среднего рода.
Анализ. Как в заглавии названа рыбная ловля? Кто же занимался рыбалкой в этот зимний день? Кого ловил человек?
Как ворона поймала рыбешку? Где и как нашла поживу лисица? Какой же рыболов был последним? (Объяснить, что выдра — плавающее животное и может долго находиться под водой.)
Составление плана. Сначала следует назвать картинки, которые увидел на льду писатель. Их перечисление и будет планом: 1. Рыбак. 2. Вороны. 3. Лисица. 4. Выдра. (Рассказать содержание каждой картинки.)
Рядом с пунктами плана слова для справок: налимы, выплыла, принюхивается, плотичка.






Кошка на веревочке.

3 класс



Кошка на веревочке.


(По И. Недоле.)



1. Зима в том году на Кавказе выдалась очень суровая. Плохо пришлось птицам. Гибли без пищи и замерзали наши гостьи.
2. Везде появились кормушки. Люди несли в дома полуживых птичек.
3. У меня в комнате летали птицы. Одних я подобрал на улице, другие залетели в окно. Они согрелись, наелись и весело щебетали.
4. В квартире моих знакомых кошку посадили на веревочку. Хозяйка мне объяснила, что кошка ловила птичек. Сидят они вокруг кормушки, а разбойница хватает слабых.
5. Так и сидела Мурка на веревочке, как собачонка. (70 слов!) 
Орфография: падежные окончания 1-го и 2-го склонения существительных.
Анализ. Почему зимой на Кавказе бывает много птиц? Какое слово показывает, что многие птички прилетели на юг только зимовать? (Слово гостьи.) Что значит выражение плохо пришлось птицам? В какой части рассказа указаны причины беды? Как об этом сказано? Почему птицы названы полуживыми? Как заботились о них люди? Правильно ли поступила хозяйка кошки?
Составление плана. Сколько картин можно нарисовать? После словесного рисования и озаглавливания необходимо выяснить, что к началу рассказа картину нарисовать трудно, придумать заголовок к первой части.
Примерный план: 1. Суровая зима. 2. Забота о птицах. 3. Гостьи у писателя. 4. Кошка на веревочке. 5. Разбойница возле птичьей кормушки.
При пересказе и словесном рисовании следует обсудить, как изложить третью часть, чтобы изменить местоимение 1-го лица







Вороны и чайка.

3 класс



Вороны и чайка.


(Из газеты «Известия».)



Город Сочи стоит на берегу моря.
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай.
Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю.
Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины.
Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю.
Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю. Люди с изумлением следили за поведением птиц. (91 слово.)
Орфография: падежные окончания существительных; слова из «Словарика» (интересный, однажды, электрический); проверяемые безударные гласные.
Анализ и подготовка к составлению плана. Почему люди с изумлением следили за птицами? Почему чайка самостоятельно не могла найти дорогу к морю? Как догадались о ее беде вороны? Где было дерево с их гнездом? (На аллее.) В каком падеже встретится еще раз слово аллея? О ком говорится в самом начале и конце заметки? Подумайте, как можно рдзделить рассказ, определив, какие птицы для каждой части являются главными действующими лицами.
К составлению плана можно подготовить путем словесного рисования картинок и озаглавливания их.
Примерный план: 1. Чайка над площадью. 2. Летят вороны. 3. Указывают путь. 4. Люди следят с изумлением.
Слова для справок: Сочи, почти задевая, с изумлением.







Белые призраки.

3 класс



Белые призраки.


1. Ленинград был окружен врагами. Фашисты бомбили город с самолетов, били по улицам из пушек.
2. Центр города каждый день в один и тот же час подвергался обстрелу. Рушились здания, гибли люди.
3. Однажды была метель. Фашисты зарядили пушки и готовились начать обстрел города. Но вдруг на фашистов набросились белые призраки. Они перебили врагов. Орудия и снаряды были уничтожены.
4. В этот день жители Ленинграда не услышали обстрела.
5. Так отряд моряков под командой Алексея Карпова разгромил врага. Моряки надели белые халаты. В тыл врага они пробрались по льду на коньках. (85 слов.)
Орфография: проверяемые безударные гласные; собственные имена.
Анализ. Кто были эти белые призраки? Почему советские моряки показались фашистам призраками? Когда были эти события? Знаете ли вы, как назывались эти страшные для Ленинграда месяцы? (Блокада.) Как Алексей Карпов подготовил атаку на фашистов?
Составление плана. Какую картину можно нарисовать к главной части этого рассказа? Как озаглавить ее? («Неожиданное нападение»; «Атака призраков» и др. по желанию учащихся.) Какая картина представляется нам, когда читаем последнюю часть? (Моряки в белых халатах бесшумно скользят по льду, впереди берег, чуть видны пушки врага...) Как ее озаглавить? («Как Алексей Карпов подготовил атаку».) Три заголовка учитель дает сам.
Примерный план: 1. Обстрел в один и тот же час. 2. Фашисты зарядили пушки. 3. Атака призраков. 4. Обстрела не было. 5. Как Карпов подготовил атаку.
Слова для справок: рушились, подвергался, уничтожены.







Пчела из пластмассы.

3 класс



Пчела из пластмассы.


(Из сборника «Хочу все знать».)



Часто живая пчела танцует вокруг улья. Она кружится, взлетает вверх, падает вниз. Летит вперед и назад, вправо и влево. Так пчела объясняет подругам, где она нашла богатую добычу.
Ученые изучили танцы пчел. Они создали из пластмассы пчелу и пустили ее к улью. Игрушечная пчелка точно выполняет телекоманду ученых. Фигуры ее танца показывают дорогу к медоносным полям.
-Живые пчелы понимают ее танец. Они летят за нектаром на дальнее поле. Теперь запас меда в улье быстро увеличивается.
Орфография: наиболее употребительные наречия; безударные окончания глаголов 3-го лица; окончания прилагательных.
Анализ. Почему пчелы этого улья собирают теперь мед быстрее, чем раньше? Как пчелы узнают о новых медоносных полях? (Объяснить слова медоносные, нектар.) Чем может помочь искусственная пчела? Как вы понимаете слово телекоманда'} Какие движения выполняет пчелка из пластмассы по команде издалека? (Выделяются наречия из первого абзаца; если надо, записываются на доске, затем стираются.)
Словесное рисование. Рассказать о танце живой пчелы. Как назвать эту часть рассказа? Как вторая картинка отличается от первой? Кого нарисовать на третьей картинке? Нужны ли еще картинки? Сколько же всего частей в нашем плане? Назвать их.
Примерный план и опорные слова:
1. Танец живой пчелы. /вокруг
2. Что сделали ученые? /создали
3. Танец по телекомандам /фигуры
4. Какую пользу приносит искусственная пчела? /за нектаром







Снежные фонтаны.

3 класс



Снежные фонтаны.


(По И. Арамилеву.)



В зимнюю стужу тетерева ищут для ночлега большую поляну. Вечером они щиплют на березах ветки. А потом с высокой ветки камнем падает птица в глубокий сугроб.
Пробьет тетерев лунку в сугробе и идет под снегом в сторону. Там в сыпучем снегу засыпает.
Я шел с охоты в лунную ночь. Вдруг на поляне взлетел снежный фонтан. Один за другим взлетали из снега тетерё& Алмазами сверкала снежная пыль при лунном свете.
Я ускорил шаг в увидел рыжего лиса. Разбойник вспугнул птиц и начал душить их.
Я ударил из ружья. Хищник как подкошенный лег между лунок. От выстрела взметнулись десятки фонтанов. Они были сказочно прекрасны лунной ночью. (92 слова.)
Орфография: падежные окончания существительных и прилагательных; проверяемые согласные и безударные гласные.
Анализ. Почему писатель назвал снег фонтаном? Почему снежные фонтаны были сказочно прекрасны? (Обратить внимание на повторение о лунном свете.) Как зимой ночуют тетерева? Кто спугнул тетеревов на ночлеге?
Названия словесных картин (сначала без последовательности, какие ярче запомнились) в плане: I. Вечером на березах. 2. Прячутся в сугроб. 3. Снежные фонтаны. 4. Разбойник наказан. 5. Новые снежные фонтаны.
Слова для справок: тетерева, в сторону, фонтан, спугнул, взметнулись.
Можно третий абзац записать на доске: подробнее разобрать его содержание; объяснить выражение алмазами сверкала снежная пыль, провести орфографический разбор трудных слов.



Половодье.


(По Б. Емельянову.)



Всю зиму были обильные снегопады, а по утрам мели вьюги. С весны солнце прочно утвердилось на небе и только на короткую ночь уходило за леса.
Со всех сторон потекла снеговая вода. Морями разлились малые речки, и хлынула в луга крутая волна разлива.
Сразу затонули кусты, и по пояс в воду погрузились деревья. С треском вылетели из чащи глухари и расселись на вершинах деревьев.
Старый лось выбрался из огромного болота. Он стоял на горе, тяжело дышал и смотрел на звезды. (80 слов.)
Орфография: проверяемые безударные гласные; разделительный ь.
Анализ. Как иначе зовется половодье? (Перечитываем второй абзац, где половодье называется крутая волна разлива.) Из чего видно, что половодье в ту весну было очень большое? Почему воды было так много? (Вспомним начало описания.)
Составление плана. Кто какую картину хотел бы нарисовать? (Рисуем и озаглавливаем две картины: «Старый лось»; «Кусты и деревья в воде».) Учитель дает два пункта плана: 1. Почему было много снеговой воды? 2. Разлив рек. Добавляем названия трех картин: 3. Затонули кусты и деревья. 4. Глухари на вершинах деревьев. 5. Лось на горе.
При пересказе перечитываем и разбираем второе предложение рассказа (оно выписано на доске).







Враги змей.

3 класс



Составление плана из готовых заголовков.


План к этим рассказам дается на доске в нарушенной последовательности. Учащиеся из заголовков составляют план к изложению, проставляя нумерацию пунктов плана на доске или записывая составленный план в тетрадях.


Враги змей.


(По Н. Коростелеву.)



Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают с ними в бой.
Особенно ловко расправляется со змеей еж. Он подставляет
змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зубы в тело змеи.
Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.
В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок — и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила. (82 слова).
Орфография: звонкие и глухие согласные, проверяемые безударные
гласные, сочетание чк.
Анализ. О борьбе каких двух животных со змеями мы прочли? Как расправляется со змеей еж? Почему змее трудно справиться -с мангустой? Как мангуста побеждает очковую змею? (Объяснить словосочетание очковая змея.)
Заголовки плана: Каков внешний вид мангусты? Как еж расправляется со змеей? Что помогает мангусте победить змею? Что мы узнали о яде змеи?







Лоська.


(Рассказ В. Чаплиной.)



В зоопарк привезли лосенка. Он всех боялся. Соску не брал.
Я села на корточки и протянула малышу бутылочку. Это помогло. Лосенок подошел смелей. Он понюхал соску и вкусно 
зачмокал.
Скоро лосенок ко мне привык. Он трогательно ласкался: клал голову мне на плечо и нежно пощипывал губами щеку.
Подрос Лоська. Его перевели в другой загон. Туда я редко ходила.
Встречал меня Лоська радостно. Он терся об меня мордой и ласково щипал губами мое лицо. (73 слова.)
Орфография: кличка животного; собственное имя; непроизносимая
согласная.
Анализ. Почему лосенок полюбил Веру Васильевну? Как лосенок выражал любовь к своей воспитательнице? Каким словом определила воспитательница его ласку? (Трогательно.) Запомним это слово. Каким словом можно бы его заменить? (Нежно.) Выписываем синонимы на доске. Почему я назвала Веру Васильевну воспитательницей?
Рассказ следует вести не от лица Веры Васильевны, а от своего и называть ее: Чаплина, Вера Васильевна, воспитательница, она...
Заголовки для плана. В другом загоне. Первое кормление. Первый день в зоопарке. Радостно встречаются друзья. Подружились.
Слова для справок: на корточки, пощипывал.






На охоте.


(Рассказ И. Тургенева.)



Однажды мы с товарищем ранили тетерку. Она не упала, а полетела дальше с тетеревятами.
Чтоб опять подманить тетерку, товарищ стал свистать, как свищут тетерева. Со всех сторон стали откликаться птицы.
И вот вижу я: сквозь травы идет к нам сама матка, Спешит
на свист, а у самой вся грудь в крови. Знать, не вытерпело материнское сердце.
И тут я самому себе показался злодеем. Захлопал я в ладоши. Тетерка улетела — и птенцы затихли.
Товарищ рассердился, что я испортил охоту. (78 слов),
Орфография: глагол в среднем роде; частица не с глаголами.
Анализ. Какая картина потрясла Тургенева? Почему грудь тетерки была в крови? Почему спешила матка? Кого она увидела вместо отставшего птенчика? Как обманул ее товарищ Тургенева? Почему Тургенев показался себе злодеем?
Заголовки даны в нарушенной последовательности: Что сделали на охоте Тургенев и его товарищ? Почему Тургенев спугнул тетерку? Почему тетерка пришла на свист? Как охотник подманивал тетерку? Оцените поступок Тургенева. 
Слова для справок: стали откликаться; 'показался злодеем; ладоши; рассердился, что.







Двойка.


(По В. Голявкину.)



В третьем классе я получил за изложение двойку. Но как написать папе на фронт про двойку? Я решил объяснить все учителю.
Учитель дал мне задание. Надо два раза дома прочитать рассказ, который он указал. Потом закрыть книжку и написать изложение.
— А кто проверит, заглядываю я или нет?
— Я тебе верю. Уговор на честность.
Я сделал так, как сказал учитель. Он прочел мою работу и назвал меня честным человеком.
В письме на фронт я рассказал папе, как я получил двойку и как ее исправил. (83 слова.)
Орфография: разделительные ъ и ь; звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные.
Анализ. Почему Петя получил двойку? (Мальчика в книге «Мой добрый папа» зовут Петей.) Почему мальчик не решался написать отцу о двойке? Где в это время был отец Пети? Зачем учитель дал Пете работу на дом? Как Петя работал дома? Как вы считаете, приятно ли было Пете теперь написать письмо на фронт? Почему приятно?
Заголовки для плана: Как Петя работал дома? Разговор с учителем. Петя получил двойку. Письмо на фронт. Диалог учащиеся могут списать с доски.






Случай на границе.


(Из газеты «Правда».)



Дом Розы находился на окраине села. От него рукой подать до леса.
Однажды Роза вышла во двор и заметила человека. Незнакомец шел не по дороге, а по льду речки.
Роза знала всех жителей в окрестностях. А этот чужой!
Роза вежливо поздоровалась с незнакомцем и пригласила погреться. У человека были поморожены ноги, и он попросил спирта.
Хозяйка вызвалась сходить за спиртом к соседке. Там она рассказала о чужом человеке.
Незнакомец растирал спиртом ноги, когда мужчины окружили дом и задержали шпиона.
Пограничники горячо благодарили Розу за храбрость и находчивость. (87 слов.)
Орфография: окончания существительных 1-го склонения; непроизносимая согласная; проверяемые безударные гласные, сочетания жи, чу, чк, чн.
Анализ. В чем проявилась храбрость Розы? Почему женщину можно назвать находчивой и сообразительной? По каким признакам Роза догадалась, что это чужой человек? Какое было время года? (Из чего видно, что была зима?) Как сказано, что лес был очень близко от дома Розы? Кто помогает пограничникам задерживать шпионов и других нарушителей границы?
Заголовки для плана в нарушенной последовательности: Это чужой! Вежливое приглашение. Что Роза сообщила соседке? Задержали шпиона. Где был дом Розы?
Слова для справок: окраина, незнакомец, поморожены, вызвалась.







На ферме.


(По Н. Раковской.)



Доярки рано начинают работу в коровнике. Наступил час дойки. Из доильного аппарата молоко по шлангу течет на холодильник. И на долю доярки остается много забот. Надо накормить коров и измерить удой. Бидоны с молоком доярки несут в «молочный домик».
Белое здание стоит на зеленой лужайке. Здесь проверяют молоко каждой коровы. Отмечают количество молока, его жирность и вкус.
Корова дала меньше молока. Ей надо сменить корм, подбросить лишнюю горсть соли. У другой коровы молоко стало хуже. Ей пропишут особое питание.
На ферме строгий режим, чистота, порядок. Поэтому мы пьем вкусное и полезное молоко. (90 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» (молоко, корова); окончания прилагательных в среднем роде; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Сколько зданий фермы здесь описано? (Два здания: коровник и белый домик.) Как начинается утро в коровнике? Какие аппараты освободили доярок от тяжелого ручного доения? Почему аппараты зовутся доильными? Какие заботы у доярок? Какое здание описано во второй части рассказа? («Молочный домик» — это лаборатория.) Что делают в «молочном домике»? Как заботятся здесь о качестве молока?
Прослушайте рассказ еще раз и подумайте, на сколько частей его можно разбить. После обсуждения этого вопроса учитель дает на доске заголовки в нарушенной последовательности. Учащиеся из них составляют план и проводят полный пересказ по плану.
Вот примерный план. 1. Дойка коров аппаратом. 2. Заботы доярки. 3. Что делают в белом здании? 4. Какие советы дают в белом домике? 5. Почему мы получаем хорошее молоко?
Слова для справок: по плану, на долю доярок, питание и режим.






Ох, уж эта Настя!


(По Ю. Победоносцеву.)



Работники кино задумали фильм «Ох, уж эта Настя!». Где найти второклассницу для роли Насти? Настя ведь умница, храбрая и гимнастка отличная.
Многие девочки хотели сниматься. Но эта плохо стихи читает. Другая очень робкая. Третья — гимнастка слабая.
Пришла Ира Волкова. Она умная и смелая девочка. По гимнастике Ира разряд имеет. Лицо у Ирочки очень выразительное. Дали Ире роль Насти.
Работать девочке пришлось много. Но за время съемок она не отстала в учении. (70 слов.)
Орфография: падежные окончания существительных 1-го склонения; безударные окончания прилагательных женского и среднего рода; разделительный ъ; проверяемые безударные гласные в корне.
Анализ. Кто видел фильм «Ох, уж эта Настя!»? Чем он вам понравился? Кто играет главную роль? Почему Ира Волкова подошла к этой роли? Почему Ира не отстала в учении, хотя много работала на съемках?
Заголовки для плана в нарушенной последовательности: Ира много работала. Не подходят эти девочки. Роль дали Ире. Кому поручить роль?
Слова для справок: «Ох, уж эта Настя!», гимнастка, выразительный, за время.






Гнездо камышевки


(По Н. Недоле.)



В солнечный день я плыл в лодке по Днепру. Веслом я задел гнездышко.
Птички укрепили его между побегами тростника. Стенки гнезда привязаны к тростникам волокнами крапивы. Два широких листа держали дно гнезда. Птички наносили в гнездо волосы лис и зайцев, лошадей и коров. Гнездо получилось мягкое и теплое.
На дне лежали яички. Я наклонил стебли с гнездом. Но яички не выпали, потому что гнездо очень, глубокое. Над Днепром часто дуют сильные ветры. Если птичка сделает мелкое гнездо, то при первом же сильном ветре яички выпадут.
Вот какие умные птички! (89 слов.)
Орфография: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные.
Анализ и составление плана. Почему автор назвал птичек умными? Чем понравилось писателю гнездышко камышевки? Почему он решил описать его устройство? Что вам понравилось в его устройстве? Описать, как устроено гнездо, подробно. Но начать словами: «Камышевка строит гнездо в тростниках над водой». О чем надо рассказать дальше? После ответа учащихся учитель читает статью до конца, и учащиеся коллективно составляют ее план под руководством учителя.
Примерный план: 1. Как камышевки укрепили гнездышко? 2. Почему в гнезде тепло и мягко? 3. Зачем птички сделали гнездо очень глубоким?
Слова для справок: камышевка, волокнами.






Какого цвета подснежник?


(По И. Зениной.)



Ребята на Кавказе удивятся: «Разве он голубой! Подснежник белого цвета».
Жители Дальнего Востока возразят: «Подснежник не белый,
а фиолетовый».
«Самый красивый подснежник — розовый», — спорит тот, кто бывал на Селигере.
Так какого же цвета этот цветок?
В разных местах нашей страны есть свои первые цветы ранней весны.
Подснежники' на севере зовут перелесками. Обычно перелески синие, голубые, а иногда и розовые. Белые подснежники на Кавказе зацветают в январе. А как хорош под Москвой лазоревый подснежник! Вы видели его крошечный колокольчик на тонкой ножке?
А какие подснежники растут у вас? (84 слова.)
Орфография: прямая речь после слов автора; восклицательные и вопросительные предложения; окончания существительных 2-го склонения.
Анализ. О чем спорят жители разных мест нашей Родины? В какой части статьи передано содержание спора? Какие сказуемые употреблены перед прямой речью? (Выписать на доске: удивляются, возразят, спорит.)
В тексте указано несколько мест, где растет подснежник и какого он цвета. Чтобы не забыть, следует записать. Где? Какого цвета? Образец. На Кавказе. Белый.
Под Москвой. Лазоревый колокольчик. И т. п. На основе этих записей коллективно составляется примерно такой план:
1. Спор жителей разных мест нашей страны.
2. Везде свои первые цветы.
3. Перелески.
4. Подснежник под Москвой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!