СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

№ 3 8 класс законы отражения света

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скачивает, делаем. есть вопросы, задаем

Просмотр содержимого документа
«№ 3 8 класс законы отражения света»

3 8 класс физика

Тема: Отражение света. Закон отражения света

Цель: 

1.Сформирование понятия об отражении света;

2. Научиться строить падающий и отраженный лучи;

3. Узнать об изображении, которое дает плоское зеркало.

1. Организационный момент

Это видео для работы. Работаем в тетрадях для решения задач. Делаем конспект урока.

1. видеоурокhttps://www.youtube.com/watch?v=iPWChM0KJSE Отражение света. Законы отражения света | Физика 8 класс #27 | Инфоурок 2. видеоурокhttps://www.youtube.com/watch?v=1TiVoNTYFZo Физика 8 Отражение света Законы отражения света 3. видеоурок сайт https://www.youtube.com/watch?v=qRpLf5woNjI Отражение света Закон отражения света

2. Актуализация

1.Ответить, проговаривая вслух

1.1 Что называется светом? (разновидность электромагнитного излучения, воспринимаемого органами зрения).

1.2. Какое действие может оказывать свет на окружающие тела? (нагревает, освещает, может вызывать в телах химические реакции, тела под действием света могут испускать частицы – фотоны).

1.3. Вспомните биологию и опишите, как происходит процесс фотосинтеза. Можете этот процесс зарисовать в домашней тетради по физике. Зачем для этого процесса нужен свет?

Какими будут растения, если их поливать, подкармливать, но держать в комнате без света? Почему? Ответы проговариваем, так лучше усваивается и запоминается материал.

1.4. Приведите примеры теплового действия света (тело, положенное на солнце, нагревается; через стекло можно выжигать по дереву).

1.5. Какие вы знаете примеры химического действия света? ( выцветание тканей на солнце, химические процессы в фотопластинке; образование загара под воздействием ультрафиолетовых лучей)

1.6.Назовите тепловые источники света

1.7. Все ли небесные тела являются источниками света? Аргументируйте ответ

1.8. Приведите примеры естественных и искусственных источников света

1.9.Как распространяется свет в пустоте и в однородной среде?

1.10. Чему равна скорость света в пустоте?

2. Прочитайте рассказ о солнечном и лунном затмении.

Со́лнечное затме́ние — астрономическое явление, которое заключается в том, что Луна закрывает (затмевает) полностью или частично Солнце от наблюдателя на Земле. Солнечное затмение возможно только в новолуние, когда сторона Луны, обращенная к Земле, не освещена, и сама Луна не видна. Совершая свой ежемесячный цикл вокруг Земли, Луна иногда проходит между нею и Солнцем. Видимые размеры Луны и Солнца почти одинаковы: диаметр Солнца в 400 раз превышает лунный, однако оно находится в 400 раз дальше. Это чистое совпадение, но какая удача для нас! По этим причинам Луна во время своего движения периодически частично или полностью заслоняет Солнце – такое явление называется солнечным затмением.

В отличие от солнечных лунные затмения представляют собой физическое явление прохождения Луны сквозь земную тень.

В этот момент Луна, Земля и Солнце находятся на одной линии, причем Земля загораживает собой Солнце от Луны. То есть лунное затмение всегда происходит в полнолуние. Во время лунного затмения на Земле можно видеть частично или полностью затененную Луну. Лунное затмение можно наблюдать на половине территории Земли - там, где на момент затмения Луна находится над горизонтом.

Диаметр тени Земли в 2,5 раза больше диаметра Луны, поэтому тень Земли может накрыть диск Луны целиком. Такое затмение называется полным. Когда Луна погружена в земную тень лишь частично, говорят о частном лунном затмении.

ПРОВЕРЯЕТСЯ.

После того, как текс будет прочитан, составь кроссворд, состоящий из 5 вопросов по данному тексту. Впиши слова в кроссвордную сетку и рядом запиши вопросы. Помни! Вопрос задается в именительном падеже, число может быть и множественно и единственное. Имена собственные пишем с большой буквы.

3. Изложение нового материала

Чтобы говорить об отражении света, нам нужно рассмотреть, что происходит на границе раздела двух сред, причём обе среды прозрачные, например: воздух – стекло, воздух – вода, вода – стекло и т.д.

Если от точечного источника света падает световой пучок на границу раздела двух сред, то часть лучей перейдёт в другую среду, а часть отразится.

Отражение света – явление, при котором часть падающих световых лучей отражается, то есть возвращается в ту среду, из которой свет упал на границу раздела двух сред.

Вторая часть лучей проходит через границу раздела сред и попадает во вторую среду. Эти лучи называются преломлёнными. Смотрим видеопособие и потом работаем дальше. . видеопособие для школьников https://www.youtube.com/watch?v=3_k95DHFIIw Опыты по физике. Закон отражения

Законы отражения света были известны ещё в Древнем Египте: всем известные египетские пирамиды были построены со знанием законов отражения света и прямолинейного распространения света.



Законы отражения света: (выписать законы, сделать чертеж и все поясняющие записи)

1.Луч падающий, луч отражённый и перпендикуляр, восставленный в точку падения луча, лежат в одной плоскости.

2 .Угол падения луча равен углу отражения луча.

ОА – луч падающий

ОВ – луч отражённый

О – точка падения луча

ОС – перпендикуляр, восстановленный в точку падения луча

 угол падения – угол между перпендикуляром и лучом падающим

угол отражения - угол между перпендикуляром и лучом отражённым

Есть поверхности, от которых мы наблюдаем отражение света каждый день, - зеркало.

Отражение бывает двух видов (сделать рисунок, используя данные из просмотренных видеоуроков):

опыт https://www.youtube.com/watch?v=XT_oYwkX-NA

диффузное – отражение от достаточно шероховатой поверхности (например, от белой бумаги, учебника). В этом случаем на поверхность падают параллельные лучи света, а вот отражённые лучи не параллельны, то есть лучи отражаются в разных направлениях (построить);

зеркальное – отражение от достаточно гладкой поверхности, при котором на эту поверхность падают параллельные лучи, и отражаются от поверхности также лучи параллельные (построить).

Зеркало – тело, которое создаёт изображение предметов, а также источников света.

Только зеркало может создавать изображение источников света.

Законы отражения очень важны при создании оптических приборов (телескоп, перископ, микроскоп и т.д.)

Каждое утро каждый из нас встречает того, кто стоит за зеркалом и повторяет все наши движения.

Зеркало – гладкая поверхность, отражающая излучение.

Оптические зеркала – это полированные металлы или стёкла. Они отражают весь видимый свет, то есть возвращают наблюдателю изображение.

Зеркала бывают трёх видов: плоские, вогнутые и выпуклые.

Плоское зеркало – плоская поверхность, зеркально отражающая свет.

Рассмотрим, как получается изображение в плоском зеркале.

Конечно, никакого двойника в зеркале нет, мы видим в зеркале лишь своё отражение, которого не существует. Наша задача – научиться получать это изображение схематически. Читаем, проговариваем и делаем чертеж. ПРОВЕРЯЕТСЯ

Пусть из точечного источника S на поверхность плоского зеркала падает расходящийся пучок света. Из множества падающих лучей выделим три: SО, SО1, SО2. Пользуясь законами отражения света, построим отражённые лучи, которые также пойдут расходящимся пучком. Если продолжить их в противоположном направлении за зеркалом, все они пересекутся в одной точке S1, хотя никакого источника света в точке S1 нет. Поэтому точка S1 называется мнимым изображением точки S. Световая энергия в эту точку не попадает. Свет из точки S1 не излучается, нам только кажется, что он излучается из этой точки.

План построения

1. Для нахождения изображения точки достаточно опустить из неё на зеркало или его продолжение перпендикуляр и продолжить его на такое же расстояние за зеркало.

2. Изображение предмета в плоском зеркале равно по размеру самому предмету и находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет находится перед зеркалом и является мнимым.

ПРОВЕРЯЕТСЯ. Затем смотрим видео (обязательно) https://www.youtube.com/watch?v=bUCljHalvkI

Определение области видения изображения в плоском зеркале

(смотрим и делаем еще раз чертеж; только первые 4 минуты нужны, дальше пока не смотрите, это тема следующего урока).

Оптическое изображение – это картина, получаемая в результате прохождения через оптическую систему световых лучей, распространяющихся от объекта, и воспроизводящая его контуры и детали.

Соответствие объекту достигается, когда каждая из его точек изображается точкой хотя бы приблизительно. При этом различают два случая:

1) действительное изображение – после всех отражений и преломлений лучи, вышедшие из одной точки, собираются в одну точку.

Действительное изображение нельзя видеть непосредственно, но можно увидеть его проекцию, просто поставив рассеивающий экран. Действительное изображение создаётся такими оптическими системами, как объектив кинопроектора или фотоаппарата, собирающая линза.

2) мнимое изображение – каждой точке предмета соответствует пучок лучей, причём если продолжить их в противоположную сторону, то они сойдутся в одной точке. Возникает видимость, что пучок выходит именно оттуда.

Мнимое изображение можно увидеть глазом. Создаётся такими оптическими системами, как бинокль, микроскоп, лупа, плоское зеркало.

Выясним, как располагаются предмет и его изображение относительно зеркала.

Проблемный эксперимент. Выполнить. ПРОВЕРЯЕТСЯ

Перед стеклом (которое заменит зеркало) поставим зажженную свечу, а по другую сторону стекла поставим такую же по размерам  незажженную свечу, симметрично первой. Передвигая вторую свечу, найдем такое положение, при котором вторая свеча будет казаться зажженной. Это значит, что незажженная свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажженной свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от ее изображения до стекла, убедимся, что эти расстояния одинаковы. Из проведенного эксперимента записываем вывод:

Вывод: изображение предмета в плоском зеркале всегда является мнимым; прямым, равным по размеру самому предмету; находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним.

Предмет и его изображение в плоском зеркале представляет собой не тождественные, а симметричные фигуры. Например, зеркальное изображение правой руки представляют собой как будто бы левую руку.

Эксперимент

Поставим на лист картона два зеркала, расположенных под прямым углом друг к другу. Перед зеркалом поставим зажженную свечу. Сколько изображений вы видите в зеркале? Проделайте, будут интересно.

Зависимость числа изображений в зеркале от угла между зеркалами имеет вид:

Угол

между зеркалами

Число изображений

в зеркале

900

3

600

5

450

7

300

11

В формуле n – число изображений; ά- угол между зеркалами. Формулу выпиши и запомни.



Домашнее задание. Рефлексия

1.Составить кроссворд

2. Сделать чертежи

3. Провести «проблемный» эксперимент. Записать вывод

4. Заполнить таблицу – рефлексию. Переписать в тетрадь таблицу.

Тема

занятия

Мои действия на занятии (слушал, выполнял эксперимент, общался...)

Я на занятии научился, узнал.. (оценивать свои действия, приобретать знания caмостоятельно и т.д.)

В чем ценность занятия для меня?

Что вызвало затруднения и почему?

Свою работу я оценил бы на оценку ..., потому что ...

Класс (учитель) выставил мне за работу оценку ...

Меня порадовало (огорчило)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!