СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

25 лет Конституции

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«25 лет Конституции»

25 лет Конституции

Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Ребята, скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?

Ответы детей.

Паспорт, свидетельство о рождении. Какую информацию можно извлечь из паспорта.

Ответы детей.

ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение.

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?

Ответы детей.

Конституция.

Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?

Ответы детей.

Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом. Тема нашего урока – Конституция России. На этом уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.

А теперь давайте посмотрим, что вы уже знаете по этой теме. Ответьте на такие вопросы: (слайд 2)

1. Кто или что является источником власти в нашем государстве?

2. Назовите 3 символа нашей страны

3. Какими правами и обязанностями мы обладаем?

4. С какого возраста мы можем приобрести свои права?

Принимаются любые ответы детей.



Педагог: Молодцы, а теперь перейдем к игре:



Первый этап: Представление команд.

Второй этап: Конкурс

Первый тур: «Заморочки».

С помощью лото команда выбирает номер вопроса и отвечает на него. Неправильный ответ может исправить другой член команды. Если ответа у команды нет, на вопрос может ответить вторая команда. Правильный ответ оценивается одним баллом.

Вопросы:

  1. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление бескультурия или противоправное деяние?

  2. В любом ли возрасте человек может быть привлечен к уголовной ответственности?

  3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у своих одноклассников?

  4. Можно ли расценивать как шалость ложное сообщение учащегося о готовящемся в школе взрыве с целью срыва контрольной работы на уроке?

  5. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?

  6. Может ли 12 – летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренным ему на день рождения.

Ответы:

  1. Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях Р.Ф.

  2. Нет, уголовная ответственность наступает, по достижению лица, совершившего преступления 14 лет

  3. Да, может

  4. Нельзя, родителям придется заплатить штраф

  5. Права равны

  6. Может



Второй тур: «Логическая цепочка».

Командам раздаются карточки (приложение 2)

Задание первое:

Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:



  1. Право управлять автомобилем

  2. Право управлять самокатом

  3. Право управлять велосипедом

  4. Право управлять мопедом

Ответы: 2, 3, 4, 1



Задание второе:

  1. Составьте пословицы (приложение 3)


Грамоте учиться –

а потехе час                

Делу время,

всегда пригодится

Жить –  

суда боится                    

Правда,

родине служить            

Дело-

мастера боится

Тот герой,

не сиди на печи        

Хочешь, есть калачи –

кто за родину горой  


Ответы:

Какие права отражены в пословицах, если называют право, то это дополнительный балл.

1. Грамоте учиться – всегда пригодится  (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на выбор вида воинской службы)

6. Хочешь, есть калачи,  не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)



Третий тур: «Занимательный»

Презентации: Команды отвечают на вопросы, жюри внимательно смотрит, кто первый поднял руку, у того и право первого ответа (приложение 4)



Задание первое:

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста (приложение 5):

Слайд 1

  • Этот герой русской народной сказки потерял жилище, из-за одной коварной особы, потерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома

Слайд 2

(лиса и заяц)

Слайд 3

  • В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?

Слайд 4

(Лягушка-путешественница)

Слайд 5

  • В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

Слайд 6

(«Колобок»)

Слайд 7

  • Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его?

Слайд 8

(«Царевна-лягушка»)

Слайд 9

  • Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?

Слайд 10

(Баба-Яга)

Слайд 11

  • Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано

Слайд 12

(«Волк и семеро козлят»)

Слайд 13

  • В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?

Слайд 14

(«Приключения Буратино», Карабас – Барабас)

Слайд 15

  • В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.

Слайд 16

(«Сказка о попе и работнике Балде»).



Четвертый тур: «Театральный»

Вариант1



Каждая из команд подготовили по две ситуации, которые сейчас представят в виде сценок, а команды соперников должны грамотно разрешить их (приложение 6).

Вариант 2



Каждая из команд вытягивает ситуацию и уже готовые роли из мешка, обсуждают ее и обыгрывают. Команда соперников разрешают ее с помощью закона.



Вариант 3

Работа в малых группах. Участники команд вытягивают ситуацию и делят ее на роли. Команда соперников пытается правильно разрешить её.



Ситуация 1



В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.



Ответ: Ложный донос, нанесение побоев



Ситуация 2



На перемене: Саша попросит у Даши  телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон  новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.


Ответ: Саша не должен был портить чужое имущество,  но если это случилось, то он должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то  вместо него будут отвечать его родители).



Ситуация 3


Друзья  Женя и Миша поссорились и стали  обзывать  друг друга.  Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» 


Ответ: Как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям, лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)


Ситуация 4



На крыльце  школы стояла группа ребят.  Максим   стал  рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал  портить  обшивку  стены. Ребята, смеясь,  помогали ему  в этом.


Ответ: Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.


Придумать ребус

Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, называет победителей, производится награждение.

Рефлексия


  • Права есть, как у взрослых, так и у детей.

  • Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

  • Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

  • Уважай чужие права!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!