СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 12

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тип 1 № 12113 

Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?

2. Тип 2 № 35133 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  рядовка фиолетовая

Б)  стафилококк золотистый

В)  химера европейская

Г)  улотрикс опоясанный

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 35173 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  порядок Лилиецветные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  семейство Лилейные

4)  класс Однодольные

5)  род Тюльпан

4. Тип 4 № 12235 

Изучите график протекания важнейших физиологических процессов человека от температуры воздуха в помещении (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у  — относительная активность процессов (в %)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Метаболизм не происходит в организме при температуре ниже 17 °C

2)  За эталон активности протекания важнейших физиологических процессов человека принят диапазон от 19 °C до 21 °C.

3)  При 31 °C наблюдается минимальные значения активности физиологических процессов у человека.

4)  При повышении температуры воздуха выше 21 °C активность протекания важнейших физиологических процессов человека медленно, но неуклонно снижается.

5)  В помещениях, где проживает человек, важно устанавливать увлажнители воздуха.

5. Тип 5 № 443 

Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития сумчатых, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание детёнышем набухшего соска

2)  выпрыгивание детёныша из сумки и переход к самостоятельной жизни

3)  перемещение детёныша в сумку матери

4)  рождение самкой детёныша величиной с грецкий орех

5)  впрыскивание матерью в рот детёныша молока путём сокращения особых мышц

6. Тип 6 № 35094 

Изображенный на фотографии прибор используется с целью измерения

 

1)  уровня глюкозы в крови

2)  силы упругости кожных покровов

3)  размеров мышц плеча

4)  давления крови

7. Тип 7 № 2381 

Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.

2)  Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.

3)  Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.

4)  Листья шиповника непарноперистые, с 5−7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.

5)  Корневая система проникает на глубину до 5 м.

6)  Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.

8. Тип 8 № 2120 

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Целое Часть
кровеносная система сердце
... биоценоз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  почва

2)  растения

3)  ареал

4)  биосфера

9. Тип 9 № 19533 

Какие удобрения из перечисленных относят к минеральным? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  помёт

2)  суперфосфат

3)  зола

4)  навоз

5)  торф

6)  сульфат калия

10. Тип 10 № 444 

Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Бóльшую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ___________ (А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ___________ (Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая __________ (В), а также кустарник ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) коробочка 2) можжевельник 3) плод 4) сосна
5) споровое 6) хвойное 7) цветковое 8) шишка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 186 

Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  состоят из остатков молекул аминокислот

Б)  выполняют роль биологических катализаторов

В)  являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г)  являются главными источниками энергии

Д)  входят в состав клеточной стенки растений и грибов

 

 

 

ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА

 

1)  белки

2)  углеводы

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

12. Тип 12 № 1499 

Укажите, какие из приведённых суждений верны.

 

A.  Транспорт минеральных веществ в растении происходит по ксилеме.

B.  Запасание питательных веществ у растений происходит только в корнях.

 

1)  верно только А

2)  верно только В

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13. Тип 13 № 253 

Рассмотрите фотографии собаки породы миттельшнауцер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35182 

Под каким номером изображена кость человека?

15. Тип 15 № 457 

Какой тканью образованы сухожилия опорно-двигательного аппарата человека?

 

1)  эпителиальной

2)  соединительной

3)  поперечнополосатой мышечной

4)  гладкой мышечной

16. Тип 16 № 35311 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение сердца человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  аорта

2)  двухстворчатый клапан

3)  левое предсердие

4)  трёхстворчатый клапан

5)  правый желудочек

6)  верхняя полая вена

17. Тип 17 № 761 

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт

 

1)  от сердца

2)  к сердцу

3)  насыщенная углекислым газом

4)  насыщенная кислородом

5)  под высоким давлением

6)  под низким давлением

18. Тип 18 № 1951 

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

А)  не имеют постоянной формы тела

Б)  в их состав входит гемоглобин

В)  переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела

Г)  обеспечивают иммунитет

Д)  в зрелом состоянии имеют ядро

 

 

 

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

 

1)  эритроциты

2)  лейкоциты

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

19. Тип 19 № 35265 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания фитопланктона.

 

1)  образует первичную биологическую продукцию

2)  консумент I порядка

3)  продуцент

4)  образует вторичную биологическую продукцию

5)  растительные микроскопические организмы

6)  животные микроскопические организмы

 

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35215 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит пингвин Адели, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35275 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность крили и пингвинов Адели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кальмаров? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  уменьшится

2)  не изменится

3)  увеличится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность крили Численность пингвинов Адели

 

22. Тип 22 № 19393 

Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением паразитических простейших. Какое заболевание развивается у человека при заражении простейшим, изображённым на рисунке 2? Назовите одно из правил, которого следует придерживаться человеку для профилактики заражения данным заболеванием.

23. Тип 23 № 20970 

Учёные изучали всасывание воды корнями. Для этого комнатное растение они срезали на высоте 10 сантиметров и на пенёк надели резиновую трубку, которую соединили со стеклянной трубкой. При поливе почвы тёплой водой, вода поднимается по трубке и выливается из неё. В случае, когда почву поливали холодной водой, то вода не вытекает из трубки.

Какой вывод можно сделать из результатов этого опыта? В результате какого явления вода поднимается по трубке?

24. Тип 24 № 1715 

Используя содержание текста «Теория Опарина − Холдейна», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Что такое коацерватные капли?

2.  Какие свойства живого были присущи коацерватным каплям?

3.  Какая проблема не была решена с помощью теории Опарина  — Холдейна?

 

 

Теория Опарина — Холдейна.

 

В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни». Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их коацерватные капли, или просто коацерваты. Условия для начала процесса формирования белковых структур установились с момента появления первичного океана («бульона»). В водной среде производные углеводородов могли подвергаться сложным химическим изменениям и превращениям. В результате такого усложнения молекул могли образоваться более сложные органические вещества.

Согласно теории Опарина, дальнейшим шагом по пути к возникновению белковых тел могло явиться образование коацерватных капель. При определённых условиях молекулы, окружённые водной оболочкой, объединялись, образуя многомолекулярные комплексы  — коацерваты. Коацерватные капли также могли возникать при простом смешивании разнообразных полимеров. При этом происходила самосборка полимерных молекул в многомолекулярные образования  — видимые под оптическим микроскопом капли.

Капли были способны поглощать извне вещества по типу открытых систем. При включении в коацерватные капли различных катализаторов (в том числе и ферментов) в них происходили различные реакции, в частности полимеризация поступающих из внешней среды мономеров. За счёт этого капли могли увеличиваться в объёме и весе, а затем дробиться на дочерние образования. Таким образом, коацерваты могли расти, размножаться, осуществлять обмен веществ. Далее коацерватные капли подвергались естественному отбору, что обеспечило их эволюцию.

Подобные взгляды также высказывал британский биолог Джон Холдейн. Теория была обоснованна, но не решала одной проблемы, на которую долго закрывали глаза почти все специалисты в области происхождения жизни. Если спонтанно, путём случайных безматричных синтезов в коацервате возникали единичные удачные конструкции белковых молекул (например, эффективные катализаторы, обеспечивающие преимущество данному коацервату в росте и размножении), то как они могли копироваться для распространения внутри коацервата, а тем более для передачи коацерватам-потомкам? Теория оказалась неспособной предложить решение проблемы точного воспроизведения  — внутри коацервата и в поколениях  — единичных, случайно появившихся эффективных белковых структур.

25. Тип 25 № 2326 

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

 

Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных

 

 

 

 

Класс животных Вид Максимальная продолжительность жизни (годы)
Млекопитающие Африканский слон Белка Домовая мышь Собака Человек Шимпанзе 86 16 4 34 122 75
Птицы Голубь Колибри Ласточка Лебедь 23 4 9 70
Рыбы Гуппи Карась Осетр Сом 3 15 160 60
Пресмыкающиеся Галапагосская черепаха Нильский крокодил Прыткая ящерица 177 68 8–10

 

1)  Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?

2)  Какая рыба живет дольше всего?

3)  Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?

26. Тип 26 № 14784 

В понедельник девятиклассница Василиса посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 14 лет, а масса тела  — 57 кг?

3)  Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 12»

 Тип 1 № 12113 

Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?

2. Тип 2 № 35133 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  рядовка фиолетовая

Б)  стафилококк золотистый

В)  химера европейская

Г)  улотрикс опоясанный

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 35173 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  порядок Лилиецветные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  семейство Лилейные

4)  класс Однодольные

5)  род Тюльпан

4. Тип 4 № 12235 

Изучите график протекания важнейших физиологических процессов человека от температуры воздуха в помещении (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у  — относительная активность процессов (в %)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Метаболизм не происходит в организме при температуре ниже 17 °C

2)  За эталон активности протекания важнейших физиологических процессов человека принят диапазон от 19 °C до 21 °C.

3)  При 31 °C наблюдается минимальные значения активности физиологических процессов у человека.

4)  При повышении температуры воздуха выше 21 °C активность протекания важнейших физиологических процессов человека медленно, но неуклонно снижается.

5)  В помещениях, где проживает человек, важно устанавливать увлажнители воздуха.

5. Тип 5 № 443 

Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития сумчатых, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание детёнышем набухшего соска

2)  выпрыгивание детёныша из сумки и переход к самостоятельной жизни

3)  перемещение детёныша в сумку матери

4)  рождение самкой детёныша величиной с грецкий орех

5)  впрыскивание матерью в рот детёныша молока путём сокращения особых мышц

6. Тип 6 № 35094 

Изображенный на фотографии прибор используется с целью измерения

 

1)  уровня глюкозы в крови

2)  силы упругости кожных покровов

3)  размеров мышц плеча

4)  давления крови

7. Тип 7 № 2381 

Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.

2)  Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.

3)  Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.

4)  Листья шиповника непарноперистые, с 5−7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.

5)  Корневая система проникает на глубину до 5 м.

6)  Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.

8. Тип 8 № 2120 

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

кровеносная система

сердце

...

биоценоз



 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  почва

2)  растения

3)  ареал

4)  биосфера

9. Тип 9 № 19533 

Какие удобрения из перечисленных относят к минеральным? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  помёт

2)  суперфосфат

3)  зола

4)  навоз

5)  торф

6)  сульфат калия

10. Тип 10 № 444 

Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Бóльшую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ___________ (А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ___________ (Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая __________ (В), а также кустарник ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) коробочка

2) можжевельник

3) плод

4) сосна

5) споровое

6) хвойное

7) цветковое

8) шишка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 186 

Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  состоят из остатков молекул аминокислот

Б)  выполняют роль биологических катализаторов

В)  являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г)  являются главными источниками энергии

Д)  входят в состав клеточной стенки растений и грибов

ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА

1)  белки

2)  углеводы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12. Тип 12 № 1499 

Укажите, какие из приведённых суждений верны.

 

A.  Транспорт минеральных веществ в растении происходит по ксилеме.

B.  Запасание питательных веществ у растений происходит только в корнях.

 

1)  верно только А

2)  верно только В

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13. Тип 13 № 253 

Рассмотрите фотографии собаки породы миттельшнауцер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35182 

Под каким номером изображена кость человека?

15. Тип 15 № 457 

Какой тканью образованы сухожилия опорно-двигательного аппарата человека?

 

1)  эпителиальной

2)  соединительной

3)  поперечнополосатой мышечной

4)  гладкой мышечной

16. Тип 16 № 35311 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение сердца человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  аорта

2)  двухстворчатый клапан

3)  левое предсердие

4)  трёхстворчатый клапан

5)  правый желудочек

6)  верхняя полая вена

17. Тип 17 № 761 

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт

 

1)  от сердца

2)  к сердцу

3)  насыщенная углекислым газом

4)  насыщенная кислородом

5)  под высоким давлением

6)  под низким давлением

18. Тип 18 № 1951 

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

А)  не имеют постоянной формы тела

Б)  в их состав входит гемоглобин

В)  переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела

Г)  обеспечивают иммунитет

Д)  в зрелом состоянии имеют ядро

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

1)  эритроциты

2)  лейкоциты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19. Тип 19 № 35265 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания фитопланктона.

 

1)  образует первичную биологическую продукцию

2)  консумент I порядка

3)  продуцент

4)  образует вторичную биологическую продукцию

5)  растительные микроскопические организмы

6)  животные микроскопические организмы



Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35215 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит пингвин Адели, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35275 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность крили и пингвинов Адели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кальмаров? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  уменьшится

2)  не изменится

3)  увеличится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность крили

Численность пингвинов Адели



22. Тип 22 № 19393 

Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением паразитических простейших. Какое заболевание развивается у человека при заражении простейшим, изображённым на рисунке 2? Назовите одно из правил, которого следует придерживаться человеку для профилактики заражения данным заболеванием.

23. Тип 23 № 20970 

Учёные изучали всасывание воды корнями. Для этого комнатное растение они срезали на высоте 10 сантиметров и на пенёк надели резиновую трубку, которую соединили со стеклянной трубкой. При поливе почвы тёплой водой, вода поднимается по трубке и выливается из неё. В случае, когда почву поливали холодной водой, то вода не вытекает из трубки.

Какой вывод можно сделать из результатов этого опыта? В результате какого явления вода поднимается по трубке?

24. Тип 24 № 1715 

Используя содержание текста «Теория Опарина − Холдейна», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Что такое коацерватные капли?

2.  Какие свойства живого были присущи коацерватным каплям?

3.  Какая проблема не была решена с помощью теории Опарина  — Холдейна?



Теория Опарина — Холдейна.

 

В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни». Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их коацерватные капли, или просто коацерваты. Условия для начала процесса формирования белковых структур установились с момента появления первичного океана («бульона»). В водной среде производные углеводородов могли подвергаться сложным химическим изменениям и превращениям. В результате такого усложнения молекул могли образоваться более сложные органические вещества.

Согласно теории Опарина, дальнейшим шагом по пути к возникновению белковых тел могло явиться образование коацерватных капель. При определённых условиях молекулы, окружённые водной оболочкой, объединялись, образуя многомолекулярные комплексы  — коацерваты. Коацерватные капли также могли возникать при простом смешивании разнообразных полимеров. При этом происходила самосборка полимерных молекул в многомолекулярные образования  — видимые под оптическим микроскопом капли.

Капли были способны поглощать извне вещества по типу открытых систем. При включении в коацерватные капли различных катализаторов (в том числе и ферментов) в них происходили различные реакции, в частности полимеризация поступающих из внешней среды мономеров. За счёт этого капли могли увеличиваться в объёме и весе, а затем дробиться на дочерние образования. Таким образом, коацерваты могли расти, размножаться, осуществлять обмен веществ. Далее коацерватные капли подвергались естественному отбору, что обеспечило их эволюцию.

Подобные взгляды также высказывал британский биолог Джон Холдейн. Теория была обоснованна, но не решала одной проблемы, на которую долго закрывали глаза почти все специалисты в области происхождения жизни. Если спонтанно, путём случайных безматричных синтезов в коацервате возникали единичные удачные конструкции белковых молекул (например, эффективные катализаторы, обеспечивающие преимущество данному коацервату в росте и размножении), то как они могли копироваться для распространения внутри коацервата, а тем более для передачи коацерватам-потомкам? Теория оказалась неспособной предложить решение проблемы точного воспроизведения  — внутри коацервата и в поколениях  — единичных, случайно появившихся эффективных белковых структур.

25. Тип 25 № 2326 

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных

 

Класс животных

Вид

Максимальная продолжительность жизни (годы)

Млекопитающие

Африканский слон
Белка
Домовая мышь
Собака
Человек
Шимпанзе

86
16
4
34
122
75

Птицы

Голубь
Колибри
Ласточка
Лебедь

23
4
9
70

Рыбы

Гуппи
Карась
Осетр
Сом

3
15
160
60

Пресмыкающиеся


Галапагосская черепаха
Нильский крокодил
Прыткая ящерица

177
68
8–10

 

1)  Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?

2)  Какая рыба живет дольше всего?

3)  Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?

26. Тип 26 № 14784 

В понедельник девятиклассница Василиса посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 14 лет, а масса тела  — 57 кг?

3)  Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!