СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 2

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ариант № 2642895

1. Тип 1 № 12125 

Какой процесс изображен на рисунке?

2. Тип 2 № 35147 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  багульник болотный

Б)  тутовый шелкопряд

В)  опёнок северный

Г)  холерный вибрион

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 827 

Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  род Шиповник

4)  царство Растения

5)  семейство Розоцветные

4. Тип 4 № 12240 

Изучите график, отражающий зависимость продолжительности действия одной той же дозировки лекарственного средства от времени посещения врача (до оси х отложено время суток (в ч), а по оси у  — продолжительность действия лекарственного средства (в мин.)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Наименьшая эффективная продолжительность действия лекарственного средства наблюдается в 6 часов.

2)  Наибольшая эффективность действия лекарственного средства наблюдается вечером.

3)  Оптимальное время приёма лекарственного средства  — сразу после сна.

4)  Сведений о действии лекарственного средства с 20 до 6 часов нет.

5)  Для повышения эффективности лекарства необходимо принимать двойную дозу.

5. Тип 5 № 1535 

Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  оплодотворение

2)  развитие листостебельного растения

3)  развитие коробочки на ножке

4)  развитие половых органов и гамет

5)  развитие спор

6)  прорастание протонемы

6. Тип 6 № 35116 

Витя получил от учителя задание рассмотреть под микроскопом строение кожицы лука. Он при помощи пинцета снял с чешуи лука кожицу, а затем приготовил микропрепарат, используя

 

1)  чашку Петри и колбу

2)  мерный цилиндр и воронку

3)  предметное стекло и воронку

4)  препаровальную иглу, предметное и покровное стекла

7. Тип 7 № 2015 

Известно, что песчанка обыкновенная – мелкий грызун, питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Песчанка является объектом добычи хищников.

2)  Жилой дом животного – глубокая, сложно устроенная нора со множеством ходов.

3)  Песчанки очень любопытны, ласковы, дружелюбны и общительны.

4)  Пищу песчанки отгрызают резцами и тщательно перетирают её коренными зубами.

5)  Длина тела песчанки около 15 см, а масса 15−25 г.

6)  Питается песчанка пшеницей, овсом, кукурузой, зелёной травой и сеном.

8. Тип 8 № 503 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

 

Объект Процесс
... Перенос аминокислот к месту сборки
иРНК Перенос информации к рибосомам

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ДНК

2)  ЭПС

3)  АТФ

4)  тРНК

9. Тип 9 № 2046 

Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2)  высокая численность растений одного вида

3)  большое число видов растений и животных

4)  ведущий фактор, влияющий на сообщество,  — искусственный отбор

5)  замкнутый круговорот веществ

6)  виды имеют различные приспособления к совместному обитанию

10. Тип 10 № 636 

Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения  — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) почва 2) вода 3) лес 4) неполное превращение 5) полное превращение
6) куколка 7) гусеница 8) яйцо 9) личинка  

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 1586 

Установите соответствие между признаками семейства и его названием. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК СЕМЕЙСТВА

 

А)  плод зерновка

Б)  плод семянка

В)  соцветие колос

Г)  соцветие корзинка

Д)  пестик имеет перистое рыльце

Е)  цветки язычковые и трубчатые

 

 

 

НАЗВАНИЕ СЕМЕЙСТВА

 

1)  Злаки

2)  Сложноцветные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

12. Тип 12 № 1980 

Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?

 

А.  Корневище  — это орган минерального питания растений.

Б.  В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель  — донце, на нём развиваются видоизменённые листья.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 1473 

Существует несколько вариантов классификации цветков и соцветий.

 

A. По сложности околоцветника цветки бывают:

1)  с простым околоцветником (имеются только лепестки),

2)  со сложным околоцветником (имеют чётко выраженные чашечку и венчик).

 

Соцветия делят по следующим признакам:

 

Б. По степени разветвления:

1)  простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),

2)  сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).

 

B. По наличию цветоножки у каждого цветка:

1)  с сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле),

2)  с цветками, имеющими цветонос.

 

Г. По очерёдности раскрытия цветков:

1)  ботрические (снизу вверх),

2)  цимозные (сверху вниз).

 

Д. По наличию цветка на верхушке:

1)  открытые (нет цветка на верхушке),

2)  закрытые (есть цветок на верхушке).

 

Классифицируйте приведённое на рисунке соцветие по всем пяти вариантам классификации.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35174 

Под каким номером изображён глаз человека?

15. Тип 15 № 586 

В какой доле коры головного мозга расположены центры, контролирующие произвольные движения?

 

1)  лобной

2)  височной

3)  затылочной

4)  теменной

16. Тип 16 № 35310 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена система органов дыхания. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  носовая полость

2)  гортань

3)  трахея

4)  альвеолы

5)  плевральная полость

6)  плевра

 

Цифры укажите в порядке возрастания.

17. Тип 17 № 281 

Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  восприятие внешних раздражений

2)  сокращение скелетной мускулатуры

3)  сокращение гладкой мускулатуры сосудов

4)  обеспечение работы сердца

5)  сокращение стенок кишечника

6)  обеспечение чувствительности

18. Тип 18 № 35331 

Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.

 

 

 

ОСОБЕННОСТЬ

 

A)  клетки плотно прилегают друг к другу

Б)  клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими

B)  ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей

Г)  ткань имеет мезодермальное происхождение

Д)  ткань бывает жидкой и твёрдой

Е)  межклеточное вещество хорошо развито

 

 

 

ВИД ТКАНИ

 

1)  эпителиальная

2)  соединительная

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В Г Д Е

19. Тип 19 № 35260 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания куницы .

 

1)  плотоядное

2)  продуцент

3)  доминирующий вид

4)  консумент второго порядка

5)  питается грызунами

6)  редуцент

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35210 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит белка. В ответе запишите последовательность букв, которыми на схеме обозначены выбранные организмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35270 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пядениц и дубовых заболонников, если в течение нескольких лет шло увеличение численности зябликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность пядениц Численность дубовых заболонников

 

22. Тип 22 № 12249 

Рассмотрите схему. Согласно ей, основным запасным питательным веществом, образующимся в листьях, является крахмал. Укажите, в каких частях семени будут накапливаться в качестве запасных питательных веществ белки и жиры (масла). Укажите две позиции.

23. Тип 23 № 20961 

Учёные сравнивали обмен веществ маслянокислой бактерии и инфузории туфельки. На основании подсчёта количества продуктов обмена было посчитано количество произведённой энергии в ходе метаболизма. При поглощении одного и того же количества углеводов инфузория получает около 10 раз больше энергии, чем бактерия.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? В чём заключается разница метаболических путей расщепления углеводов инфузории и маслянокислой бактерии?

24. Тип 24 № 1891 

Используя содержание текста «Синдром Клайнфельтера», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Чем вызывается синдром Клайнфельтера?

2.  Каковы проявления синдрома Клайнфельтера?

3.  Какова тактика лечения больных с синдромом Клайнфельтера?

 

 

Синдром Клайнфельтера

 

Синдромом Клайнфельтера называется генетическое заболевание, вызываемое нарушением числа половых хромосом у детей мужского пола.

 

Клиническая картина синдрома описана в 1942 году в работах Гарри Клайнфельтера и Фуллера Олбрайта. Генетической особенностью этого синдрома является разнообразие цитогенетических вариантов и их сочетаний. Обнаружено несколько типов полисомии по хромосомам X и Y у лиц мужского пола: XXY, XYY, XXXY, XYYY, XXYY, XXXXY и XXXYY. Наиболее

распространён синдром Клайнфельтера с удвоением Х-хромосомы (XXY). Общая частота его колеблется в пределах 1 на 500−700 новорождённых мальчиков.

Нарушение числа хромосом обусловлено их нерасхождением либо при делении мейоза на ранней стадии развития зародышевых клеток, либо при митотическом делении клеток на начальных этапах развития эмбриона. Преобладает патология мейоза; в 2/3 случаев нерасхождение имеет место при материнском овогенезе и в 1/3 − при отцовском сперматогенезе. Фактором риска возникновения синдрома Клайнфельтера является, по-видимому, возраст матери; связь с возрастом отца не установлена. В отличие от многих других анеуплоидий синдром Клайнфельтера не ассоциирован с повышенным риском выкидыша и не является летальным фактором.

 

Синдром Клайнфельтера обычно клинически проявляется лишь после полового созревания и поэтому диагностируется относительно поздно. До начала полового развития удаётся отметить только отдельные физические признаки: непропорционально длинные ноги, высокая талия, высокий рост.

 

К началу полового созревания формируются характерные пропорции тела: больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища. Кроме того, некоторые дети с данным синдромом могут испытывать трудности в учёбе и в выражении своих мыслей. У пациентов с синдромом Клайнфельтера, как правило, снижен интеллект и познавательные способности. Большинством исследователей-психологов пациенты с синдромом Клайнфельтера описываются как скромные, тихие, более чувствительные по сравнению со сверстниками. Все эти эффекты связаны с недоразвитием гонад и, таким образом, снижением продукции мужского полового гормона тестостерона.

 

Ранее больные с синдромом Клайнфельтера считались бесплодными, однако при современном уровне развития технологии экстракорпорального оплодотворения (искусственного зачатия) появилась возможность получать здоровое потомство от таких больных. Другие клинические проявления купируются постоянной замещающей терапией препаратами тестостерона.

 

25. Тип 25 № 640 

Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Содержание соланина в различных сортах картофеля

 

 

 

Сорт Глазок Мякоть

клубня

Ягода Листья Стебель
Детскосельский 4 0,2 7,5 4,5 9
Синеглазка 5 0,1 9 6 7
Чугунка 4 0,2 8,5 5,5 9,5
Скала 1 0,4 6,8 4,8 11,2
Золушка 3 0,3 8 7,5 8
Ранняя роза 3 0,1 4 4,6 8,9

 

1)  В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?

2)  В какой части клубня соланин находится в большем количестве?

3)  Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?

26. Тип 26 № 12944 

17-летняя Татьяна обедала в кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок.

1)  Каково количество углеводов в заказанном обеде?

2)  Какова рекомендуемая калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день?

3)  Как называется биосинтез гликогена из глюкозы?

 

 

Таблица 1

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) 425 39 33 41
Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380 19 18 35
Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
«Кока-Кола» 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 2»

ариант № 2642895

1. Тип 1 № 12125 

Какой процесс изображен на рисунке?

2. Тип 2 № 35147 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  багульник болотный

Б)  тутовый шелкопряд

В)  опёнок северный

Г)  холерный вибрион

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 827 

Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  род Шиповник

4)  царство Растения

5)  семейство Розоцветные

4. Тип 4 № 12240 

Изучите график, отражающий зависимость продолжительности действия одной той же дозировки лекарственного средства от времени посещения врача (до оси х отложено время суток (в ч), а по оси у  — продолжительность действия лекарственного средства (в мин.)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Наименьшая эффективная продолжительность действия лекарственного средства наблюдается в 6 часов.

2)  Наибольшая эффективность действия лекарственного средства наблюдается вечером.

3)  Оптимальное время приёма лекарственного средства  — сразу после сна.

4)  Сведений о действии лекарственного средства с 20 до 6 часов нет.

5)  Для повышения эффективности лекарства необходимо принимать двойную дозу.

5. Тип 5 № 1535 

Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  оплодотворение

2)  развитие листостебельного растения

3)  развитие коробочки на ножке

4)  развитие половых органов и гамет

5)  развитие спор

6)  прорастание протонемы

6. Тип 6 № 35116 

Витя получил от учителя задание рассмотреть под микроскопом строение кожицы лука. Он при помощи пинцета снял с чешуи лука кожицу, а затем приготовил микропрепарат, используя

 

1)  чашку Петри и колбу

2)  мерный цилиндр и воронку

3)  предметное стекло и воронку

4)  препаровальную иглу, предметное и покровное стекла

7. Тип 7 № 2015 

Известно, что песчанка обыкновенная – мелкий грызун, питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Песчанка является объектом добычи хищников.

2)  Жилой дом животного – глубокая, сложно устроенная нора со множеством ходов.

3)  Песчанки очень любопытны, ласковы, дружелюбны и общительны.

4)  Пищу песчанки отгрызают резцами и тщательно перетирают её коренными зубами.

5)  Длина тела песчанки около 15 см, а масса 15−25 г.

6)  Питается песчанка пшеницей, овсом, кукурузой, зелёной травой и сеном.

8. Тип 8 № 503 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объект

Процесс

...

Перенос аминокислот к месту сборки

иРНК

Перенос информации к рибосомам

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ДНК

2)  ЭПС

3)  АТФ

4)  тРНК

9. Тип 9 № 2046 

Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2)  высокая численность растений одного вида

3)  большое число видов растений и животных

4)  ведущий фактор, влияющий на сообщество,  — искусственный отбор

5)  замкнутый круговорот веществ

6)  виды имеют различные приспособления к совместному обитанию

10. Тип 10 № 636 

Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения  — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) почва

2) вода

3) лес

4) неполное превращение

5) полное превращение

6) куколка

7) гусеница

8) яйцо

9) личинка


 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 1586 

Установите соответствие между признаками семейства и его названием. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК СЕМЕЙСТВА

А)  плод зерновка

Б)  плод семянка

В)  соцветие колос

Г)  соцветие корзинка

Д)  пестик имеет перистое рыльце

Е)  цветки язычковые и трубчатые

НАЗВАНИЕ СЕМЕЙСТВА

1)  Злаки

2)  Сложноцветные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12. Тип 12 № 1980 

Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?

 

А.  Корневище  — это орган минерального питания растений.

Б.  В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель  — донце, на нём развиваются видоизменённые листья.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 1473 

Существует несколько вариантов классификации цветков и соцветий.

 

A. По сложности околоцветника цветки бывают:

1)  с простым околоцветником (имеются только лепестки),

2)  со сложным околоцветником (имеют чётко выраженные чашечку и венчик).

 

Соцветия делят по следующим признакам:

 

Б. По степени разветвления:

1)  простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),

2)  сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).

 

B. По наличию цветоножки у каждого цветка:

1)  с сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле),

2)  с цветками, имеющими цветонос.

 

Г. По очерёдности раскрытия цветков:

1)  ботрические (снизу вверх),

2)  цимозные (сверху вниз).

 

Д. По наличию цветка на верхушке:

1)  открытые (нет цветка на верхушке),

2)  закрытые (есть цветок на верхушке).

 

Классифицируйте приведённое на рисунке соцветие по всем пяти вариантам классификации.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35174 

Под каким номером изображён глаз человека?

15. Тип 15 № 586 

В какой доле коры головного мозга расположены центры, контролирующие произвольные движения?

 

1)  лобной

2)  височной

3)  затылочной

4)  теменной

16. Тип 16 № 35310 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена система органов дыхания. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  носовая полость

2)  гортань

3)  трахея

4)  альвеолы

5)  плевральная полость

6)  плевра

 

Цифры укажите в порядке возрастания.

17. Тип 17 № 281 

Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  восприятие внешних раздражений

2)  сокращение скелетной мускулатуры

3)  сокращение гладкой мускулатуры сосудов

4)  обеспечение работы сердца

5)  сокращение стенок кишечника

6)  обеспечение чувствительности

18. Тип 18 № 35331 

Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.

ОСОБЕННОСТЬ

A)  клетки плотно прилегают друг к другу

Б)  клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими

B)  ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей

Г)  ткань имеет мезодермальное происхождение

Д)  ткань бывает жидкой и твёрдой

Е)  межклеточное вещество хорошо развито

ВИД ТКАНИ

1)  эпителиальная

2)  соединительная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

19. Тип 19 № 35260 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания куницы .

 

1)  плотоядное

2)  продуцент

3)  доминирующий вид

4)  консумент второго порядка

5)  питается грызунами

6)  редуцент



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35210 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит белка. В ответе запишите последовательность букв, которыми на схеме обозначены выбранные организмы.

 



21. Тип 21 № 35270 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пядениц и дубовых заболонников, если в течение нескольких лет шло увеличение численности зябликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность пядениц

Численность дубовых заболонников



22. Тип 22 № 12249 

Рассмотрите схему. Согласно ей, основным запасным питательным веществом, образующимся в листьях, является крахмал. Укажите, в каких частях семени будут накапливаться в качестве запасных питательных веществ белки и жиры (масла). Укажите две позиции.

23. Тип 23 № 20961 

Учёные сравнивали обмен веществ маслянокислой бактерии и инфузории туфельки. На основании подсчёта количества продуктов обмена было посчитано количество произведённой энергии в ходе метаболизма. При поглощении одного и того же количества углеводов инфузория получает около 10 раз больше энергии, чем бактерия.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? В чём заключается разница метаболических путей расщепления углеводов инфузории и маслянокислой бактерии?

24. Тип 24 № 1891 

Используя содержание текста «Синдром Клайнфельтера», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Чем вызывается синдром Клайнфельтера?

2.  Каковы проявления синдрома Клайнфельтера?

3.  Какова тактика лечения больных с синдромом Клайнфельтера?



Синдром Клайнфельтера

 

Синдромом Клайнфельтера называется генетическое заболевание, вызываемое нарушением числа половых хромосом у детей мужского пола.

 

Клиническая картина синдрома описана в 1942 году в работах Гарри Клайнфельтера и Фуллера Олбрайта. Генетической особенностью этого синдрома является разнообразие цитогенетических вариантов и их сочетаний. Обнаружено несколько типов полисомии по хромосомам X и Y у лиц мужского пола: XXY, XYY, XXXY, XYYY, XXYY, XXXXY и XXXYY. Наиболее

распространён синдром Клайнфельтера с удвоением Х-хромосомы (XXY). Общая частота его колеблется в пределах 1 на 500−700 новорождённых мальчиков.

Нарушение числа хромосом обусловлено их нерасхождением либо при делении мейоза на ранней стадии развития зародышевых клеток, либо при митотическом делении клеток на начальных этапах развития эмбриона. Преобладает патология мейоза; в 2/3 случаев нерасхождение имеет место при материнском овогенезе и в 1/3 − при отцовском сперматогенезе. Фактором риска возникновения синдрома Клайнфельтера является, по-видимому, возраст матери; связь с возрастом отца не установлена. В отличие от многих других анеуплоидий синдром Клайнфельтера не ассоциирован с повышенным риском выкидыша и не является летальным фактором.

 

Синдром Клайнфельтера обычно клинически проявляется лишь после полового созревания и поэтому диагностируется относительно поздно. До начала полового развития удаётся отметить только отдельные физические признаки: непропорционально длинные ноги, высокая талия, высокий рост.

 

К началу полового созревания формируются характерные пропорции тела: больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища. Кроме того, некоторые дети с данным синдромом могут испытывать трудности в учёбе и в выражении своих мыслей. У пациентов с синдромом Клайнфельтера, как правило, снижен интеллект и познавательные способности. Большинством исследователей-психологов пациенты с синдромом Клайнфельтера описываются как скромные, тихие, более чувствительные по сравнению со сверстниками. Все эти эффекты связаны с недоразвитием гонад и, таким образом, снижением продукции мужского полового гормона тестостерона.

 

Ранее больные с синдромом Клайнфельтера считались бесплодными, однако при современном уровне развития технологии экстракорпорального оплодотворения (искусственного зачатия) появилась возможность получать здоровое потомство от таких больных. Другие клинические проявления купируются постоянной замещающей терапией препаратами тестостерона.

25. Тип 25 № 640 

Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Содержание соланина в различных сортах картофеля

 

Сорт

Глазок

Мякоть

клубня

Ягода

Листья

Стебель

Детскосельский

4

0,2

7,5

4,5

9

Синеглазка

5

0,1

9

6

7

Чугунка

4

0,2

8,5

5,5

9,5

Скала

1

0,4

6,8

4,8

11,2

Золушка

3

0,3

8

7,5

8

Ранняя роза

3

0,1

4

4,6

8,9

1)  В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?

2)  В какой части клубня соланин находится в большем количестве?

3)  Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?

26. Тип 26 № 12944 

17-летняя Татьяна обедала в кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок.

1)  Каково количество углеводов в заказанном обеде?

2)  Какова рекомендуемая калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день?

3)  Как называется биосинтез гликогена из глюкозы?

 

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

«Кока-Кола»

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!