СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2. Учет возрастных особенностей школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Легкая атлетика в общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«2. Учет возрастных особенностей школьников»

Тема: «Учет возрастных особенностей школьников при проведении занятий по легкой атлетике»

Двигательные возможности детей и подростков очень тесно связаны с их морфофункциональными особенностями, специфическими для каждой возрастной группы. Развития организма детей, подростков и юношей происходит непрерывно, но неравномерно. Отдельные периоды бурного развития сменяется периодами замедленного развития. На каждом возрастном этаже организма ребенка выступает как единое целое, сложившиеся в процессе эволюции, и имеет свои особенности. С одной стороны, эти особенности обязывают нас во время регулярных занятий спортом исключительно внимательно подходить к дозированию физических нагрузок, не допуская переутомления, не нарушая и не замедляя естественных процессов биологического развития. С другой стороны, в работе с детьми и подростками мы не должны забывать, что растущему организму ребенка, всем его функциям необходима постоянная и сравнительно интенсивная тренировка. В этом возрастном периоде существует определенные зоны для наиболее эффективного, целенаправленного воспитания и закрепления в спортивном отношении качеств и сторон двигательной деятельности. Известно, что направленным педагогическим воздействиям во время занятий спортом. Это особенность необходимо учитывать в процессе занятий легкой атлетикой.

Основной особенностью почти всего школьного этапа жизни ребенка является бурный рост и коренные изменения в организме.

Младший школьный возраст (6-10 лет, 1-4 классы)

В этот период происходит интенсивное, плавное и равномерное развитие детского организма. За год длина тела и вес в среднем увеличивается на 4-5 см и на 2-3 кг, а окружность грудной клетки на 2-3 см. Мальчики и девочки примерно растут одинаково, но с небольшим различием, если у мальчиков длина тела увеличивается за счет роста ног, а у девочек за счет туловища.

Продолжает активно формироваться костная ткань. Процесс окостенения скелета пока еще не завершен. Наблюдается большая подвижность в суставах и эластичность мышц.

Сердце младших школьников сравнительно легко приспосабливается к нагрузкам и быстро восстанавливается. Но еще наблюдается не совершенность регуляторных механизмов. ЧСС у детей колеблется в пределах 80-90 уд \ мин.

В младшем школьном возрасте постепенно формируется основные типы индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности:

Лабильный - отличающейся быстротой и точностью условных рефлексов. Дети этого типа проявляют деловое отношение к работе, относительно спокойны, быстро ориентируются в окружающей обстановке.

Инертный - отличается медленным образованием условных рефлексов и дифференцировок (дети этого типа малоинициативные, молчаливы, легко поддаются внушению, проявляют слабый интерес к внешней среде).

Тормозной– условно-рефлекторные связи образуются с трудом, но зато легко вырабатывается дифференцировки (это обычно спокойные сосредоточенные на деятельность дети, но трудно переключаются от одной работы к другой).

Возбудимые - характеризующие легкостью и быстротой образования условных рефлексов и формированием дифференцировок медленным и трудным. Дети этого типа неспокойны на занятиях, очень подвижны, разговорчивы, отличаются неустойчивым вниманием.

Указанные типы необходимо учитывать при индивидуальном подходе к школьникам.

Средний школьный возраст (11-15 лет, 5-9 классы - подростковый возраст)

Этот возраст характеризуется существенными морфофункциональными изменениями. У мальчиков начало полового созревания, а у девочек - первая его половина. Поэтому характерной чертой данного возраста является усиленный рост длины тела (вторичное вытягивание), интенсивный прирост мышечной массы. Девочки по темпам полового созревания опережают мальчиков, поэтому они идут вперед и по показателям длины и веса тела.

Также в этом возрасте изменяется функциональное свойство мышц. Мышечная сила значительно быстрее увеличивается у мальчиков. У девочек, при увеличении абсолютной силы, относительная сила может незначительно снижаться. Это обстоятельство необходимо учитывать при занятиях легкой атлетикой.

Активно продолжается формирование скелета. Позвоночник остается довольно гибким, поэтому не включается всякие искривления. Необходимо очень аккуратно подходить к таким физическим упражнениям как поднятия тяжести, прыжок с высоты, тройной прыжок, приземление на жесткую опору, приседание с грузом. Нужно избегать длительных, однообразных физических нагрузок. Строго следить за правильностью осанки.

ССС и ДС быстро адаптируются к работе, но и быстро устают от однообразной нагрузки, так как сердце подростка справляется с работой главным образом за счет увеличения ЧСС и поэтому затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого человека, обеспечивающее выполнение работы, прежде всего за счет увеличения УОК.

Подростки быстро восстанавливаются после нагрузки. Это нужно учитывать при дозировке пауз отдыха. В этом возрасте подростки легче переносят нагрузки скоростного и скоростно-силового характера, чем с проявлением выносливости и силы.

Старший школьный возраст (15-17 лет, 10-11 классы)

Этот возраст характеризует более медленным и равномерным процессом развития. В это время юноши растут заметно быстрее девушек. Половое созревание к 17 годам, как правило, заканчивается, и юноши и девушки, как правило не отличаются от взрослых.

Рост костей незначителен, но толщина позволяет выдерживать большие нагрузки. Совершенствуется СС и ДС, увеличивается размеры сердца, его ударного и минутного объемов, а также значительно увеличивается просвет кровеносных сосудов, поэтому повышается общая выносливость и работоспособность.

Завершается развитие ЦНС, становится более уравновешенным процесс возбуждения и торможения, развивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности.

В этом возрасте противопоказаны упражнения с элементами натуживания и задержкой дыхания.

Многообразие легкоатлетических упражнений позволяет их использовать во всех видах спорта. Большинство их носят естественный характер, поэтому доступны каждому ребенку. Ходьба, бег, прыжки и метания являются составными частями почти каждого урока физической культуры.

Регулярные занятия легкой атлетикой способствуют воспитанию основных двигательных качеств, развитию и совершенствованию функциональных возможностей организма.

Понятие - «физические или двигательные, качества» объединяет стороны моторики человека. В теории и практики физической культуры выделены пять основных физических качества: сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость.

Эти качества могут развиваться во время движения в повседневной жизни и с ростом организма ребенка. Так же их можно развивать целенаправленно в процессе систематических занятий. В этих случаях занятия легкой атлетикой способствует более благоприятному развитию этих качеств. Каждый тренер и учитель физической культуры должен знать о наиболее благоприятных, так называемых сенситивных (чувствительных) возрастных периодах развития физических качеств, когда определенные физические качества наиболее чувствительно к влиянию тренировки. При этом важно так же учитывать биологический возраст ребенка.

Например, рано созревающий подросток - акселерат может обнаружить поначалу, очень быстрые темпы развития двигательных навыков, а затем остановиться в их развитии. У поздносозревающего реторданта, может наблюдаться обратная картина, он может неожиданно сделать скачек и опередить акселерата. А медетант по всем показателям отстает от всех, но постепенно и уверенно может набрать темпы и через 2-3 года систематических занятий может плотно занимать ведущие позиции.

Общеизвестно, что особенно набор для начальных занятий по легкой атлетике происходит уже в младшем школьном возрасте, которое называется этапом предварительной подготовки. Это позволяет своевременно развивать те двигательные качества, которое необходимо легкоатлету.

К 10 годам у детей частота беговых шагов достигает показателей свойственно взрослым. Именно в этом возрасте необходимо воздействовать на такие качества как - быстрота, гибкость и ловкость. Систематические занятия, направленные на развитие и воспитание быстроты, являются залогом успеха в беге на короткие дистанции. В 12-13 лет добавляются прыжковые упражнения, увеличиваются отрезки пробегания до 60-80м.

В возрасте 14-16 лет продолжается совершенствоваться быстрота, гибкость, ловкость, значительное место отводится упражнениям скоростного, скоростно-силового характера, упражнениям с отягощениями (набивные мячи, гантели, мешочки с песком и пр.). Используется штанга до 40 кг. Воспитывается специальная выносливость. Включение к занятиям легкой атлетикой прыжковых упражнений является лучшим условием совершенствования скоростно-силовых способностей.

Систематические занятия легкой атлетикой способствует развитию всех основных двигательных качеств человека. Именно, легкоатлетические упражнения в полной мере, позволяют пополнить естественные двигательные потребности развивающего организма.

Учет возрастных особенностей развивающегося организма должен лежать в основе формирования их физических качеств. Все двигательные качества имеют важное значение для эффективного овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения высоких спортивных результатов.

Быстрота является ведущим качеством во всех видах легкой атлетики, особенно в беге на короткие дистанции. Это качество во многом зависит от природных данных (наследственных и биологических особенностей нервной системы). Успешно развивается при систематических занятиях, особенно в раннем школьном возрасте - 7-10 лет

При развитии двигательных качеств у детей необходимо учитывать, что:

1. Темп развития двигательных качеств при стандартных нагрузках быстро снижается; переменные нагрузки повышают темп развития качеств;

2. Воздействие на организм повторных нагрузок носит трехфазный характер: 1 фаза - сдвиг физических качеств не замечается, 2 фаза - развитие качеств повышается и 3 фаза - стабилизация и снижение.

3. Подбор нагрузки несет целенаправленный характер.

Отмеченные закономерности в развитии физических качеств очень важно учитывать при организации и проведении занятий по легкой атлетике со всеми возрастными группами.

Занятия легкой атлетикой из-за многообразия видов и из-за естественности занимает особое место. Легкоатлетические упражнения играет большую роль в развитие двигательных качеств и в формировании таких морально-волевых качеств, как смелость, чувство коллективизма и товарищества, умение преодолевать трудностей.

Материал с 1 по 4 класс предусматривает обучение простейшим формам ходьбы и бега, прыжков и метаний (прямолинейный бег, прыжок в длину и в высоту, метание малого мяча).

С каждым учебным годом легкоатлетический материал программы расширяется и усложняется.

В 5-9 классах учащиеся получают навыки в спринтерском, эстафетном и кроссовом беге, прыжках, метаниях.

В 10-11 классах совершенствуется в беге, прыжках и метаниях.


Возрастные особенности при проведении занятий по легкой атлетике

Этап предварительной подготовки в легкой атлетике целесообразно начинать уже в младшем школьном возрасте. Такое ранее начало занятий позволит в подростковом возрасте воспитать с помощью разнообразных средств и методов качества, необходимые легкоатлету.

К 10-летнему возрасту частота беговых шагов достигает показателей, свойственных взрослым спортсменам - разрядника. Однако если в это время не воздействовать специальными средствами на частоту движений, то данное качество постепенно ухудшается и к 16 годам своего минимума.

Многолетняя система подготовки бегунов на короткие дистанции предусматривает целенаправленное воздействие (начиная с 8-9 летнего возраста) на такие двигательные качества, как быстрота, гибкость, ловкость. Для воспитания быстроты в этом возрасте целесообразно использовать различные подвижные и спортивные игры с элементами прыжков, метании, бега, а также быстрый бег на отрезках 10-40 м. В 12-13 лет воспитания быстроты бега остаются в основном прежними, добавляется лишь многократное выполнение различных прыжков и прыжковых упражнений, а длина быстро пробегаемых отрезков увеличивается до 60-80 м.

В возрасте 14-16 лет вместе с совершенствование быстроты движений, гибкости, ловкости и общей выносливости значительное место отводится упражнениям силового и скоростно-силового характера, выполняемым с небольшими отягощениями (набивные мячи, гантели, мешки с песком и др.). Используется и штанга весом 40 кг. Эти упражнения должны занимать 10-15% от общего времени занятий. В возрасте 16-17 лет бегуну на короткие дистанции необходимо продолжать развитие скоростно-силовых качеств, а также воспитывать специальную выносливость.

Предрасположенность школьников к отдельным видам прыжков или метании обычно проявляется через два-три года с момента начала регулярных занятий легкой атлетикой, т. е. в 13-14 лет. Для подростков, специализирующихся в прыжковых видах, главное в это время – совершенствование техники движений и повышение функциональных возможностей организма. В 15-16 лет с помощью специальных упражнений совершенствуются техника прыжков и развиваются скоростно-силовые и силовые качества спортсменов. В старшем школьном возрасте (16-17 лет) тренировка по характеру и содержанию почти не отличается от тренировки взрослых прыгунов и носит ярко выраженный специальный характер. В этом возрасте для развития силы (кроме малых и средних отягощений) можно использовать уже большими и максимальными весами. При этом для юношей максимальным весом принято считать вес 10-2- кг больше собственного, а для девушек – на 10-15 кг меньше собственного веса. Упражнения с предельным и около предельным весом рекомендуется выполнять не чаще одного раза в неделю, так как при более частом их использовании нервно-мышечный аппарат юных легкоатлетов не успевает восстанавливаться.

В метании этап начальной спортивной специализации наступает в 13-14 лет. В этот период в тренировке используются в основном упражнения скоростно-силового характера, а разносторонность достигается за счет многоборкой подготовки. Чаще других используются упражнения с набивными мячами, гимнастические упражнения, быстрый бег на отрезках 20-60 м, кроссовый бег на дистанциях 500-1000 м и др.

В этом возрасте доля специальных упражнений, направленных на воспитание необходимых метателю качеств, сравнительно невелика - до 30%. Важно следить, чтобы при выполнении имитационных упражнении вес отягощения соответствовал возможностям юных спортсменов и не нарушал правильности их движений. Обычно имитационные упражнения выполняются с облегченными снарядами и набивными мячами.

К 15-16 годам специальной тренировки у юных метателей расширяется до 40-50%. Для увеличения мышечной силы можно применять штангу весом 25-40 кг для юношей и 15-30 кг для девушек. Тренировка метателей этого возраста отличается от тренировки взрослых легкоатлетов только по объему и интенсивности используемых средств.

В тех видах легкой атлетики, где достижение спортивного результата связано с проявлением выносливости, регулярную тренировку целесообразно начинать уже в 11-12-летем возрасте. В этом случае главной задачей считается воспитание общей выносливости на базе разносторонней физической подготовленности. Объем средств ОФП в осенне-зимнем (подготовительном) периоде составляет 90-100%, а в осенне-летнем (соревновательном) – 80-90% от общего объема тренировки. В 13-15-летнем возрасте доля специальной подготовки юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на выносливость, постепенно возрастает до 15-25%, а в 16-17 лет – до-30%.

По годам занятий объем беговых упражнений в одной тренировке (только в основной части занятий) изменяется следующим образом: в 1-2-й годы – 1200 м для девушек и 4000 м для юношей; в 5-6-й годы беговые упражнения достигают объемов, характерных для взрослых спортсменов, но с меньшей интенсивностью выполнения.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!