Настоящая музыка не бывает «старой»
У каждого человеческого дела есть своя история.
Можно даже сказать так: каково само это дело, такова и его история. Есть вещи очевидные; они возникли в сравнительно недавние времена и не нуждаются в разгадке, так как хорошо изучены и описаны во множестве книг, учебников и справочников. Таковы различные области практической деятельности, например техника. Самым различным её видам свойственна, как правило, одна и та же схема развития: сначала возникают простые формы, которые, постепенно усложняясь, разрастаются в такие обширные и разнообразные области человеческой деятельности, какие даже вообразить не могли люди, жившие в прежние века.
Представим какой-нибудь музей старых вещей, в котором можно увидеть прялку или веретено: едва ли нас заинтересует практическая ценность этих древних механизмов. Скорее, мы увидим в них поэтическую прелесть далёких времён, пришедшую из сказок, из прочитанных в детстве историй о «трёх девицах под окном», о старой колдунье, о спящей красавице.
В. Васнецов. Проект теремка
А. Гауди. Каса Мила. Барселона, Испания
Теперь уже нам нет надобности собственноручно прясть пряжу, как и заниматься множеством других ремёсел, простых и естественных для наших предков.
Такое развитие человеческой деятельности имеет название: прогресс. Мы говорим о прогрессе, когда видим, как на наших глазах преобразуется материальный мир, более совершенными становятся машины, дома или дороги. И может даже возникнуть впечатление, что прогрессу подвержено всё, с чем сопряжена человеческая жизнь.
Отчасти так и есть.
Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется человек, меняется и жизнь вокруг него.
Однако очевидно и другое: не всё в жизни подвержено изменениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету... Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить.
Именно из этих — вечных — начал берёт свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя.
П. Боннар. Ранняя весна
Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших ненужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные недосягаемым вершинам, — их не удалось превзойти никому.
Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что пришло к нам из глубины далёких веков, что возникло в мире вместе с самим человеком.
Есть у Бориса Пастерна́ка такие строки:
Так начинают. Года в два От мамки рвутся в тьму мелодий, Щебечут, свищут, — а слова Являются о третьем годе.
Эти строки — о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств. Эти строки также о том, что только музыка была способна выразить человеческие чувства прежде, чем он научился выражать их в словах.
Как звучала она, эта первая музыка?
Братья Лимбург. Сентябрь. Из Роскошного часослова герцога Беррийского
Была ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери всех времён пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может быть, её отзвуки слышны в весёлых плясках крестьян, празднующих богатый урожай или удачную охоту?
В этом — неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всём своём богатстве.
Однако на некоторые её загадки мы постараемся найти ответы в нашем учебнике. Его главная тема — «Традиция и современность в музыке» — как раз и задумана с целью ответить на некоторые важные вопросы музыкального искусства.
Почему нам может быть так близка «старая» музыка? Почему порой она даже кажется нам более понятной, чем многое из того, что создаётся в наши дни?
Почему музыканты снова и снова обращаются к традиции?
И чему может научиться у музыки современный человек?
Отвечая на эти вопросы, мы ещё раз увидим: музыка не замыкается сама в себе, она открывает нам путь в иные области понимания — человеческой жизни, её смысла, места человека в мире. Мы увидим, что музыка не только выражает чувства, но и воздействует на душу, она порождает такие силы, какие без её помощи, возможно, никогда бы не возникли. Мы увидим также и то, что настоящая музыка не бывает «старой», она по-прежнему, как и в былые времена, созвучна душе человека, будто бы в ней, как в каждой душе, заключена великая и непостижимая для нас тайна бессмертия.
Вопросы и задания
1.Согласен ли ты с утверждением, что музыка — самое древнее из искусств? Можно ли найти этому подтверждение в нашей современности?
2.Существует ли в музыке то, что принято называть «модой»? Приведи примеры.
3. Послушай два музыкальных произведения — Концерт для гитары с оркестром «Мадригал» X. Родри́го («Пастораль»(№1) и финал Концерта № 4 для гобоя с оркестром (№2) Л. А. Лебре́на.
После прослушивания постарайся определить принадлежность каждого из этих произведений к «старой» или «новой» музыке. Аргументируй своё мнение.
Прочти в словаре-справочнике статьи о Родриго и Лебрене. Прав ли ты был в определении времени создания произведений?
4.Изучи концертные афиши в твоём городе или программы музыки на радио и телевидении. Попробуй определить, какие композиторы и произведения исполняются сегодня наиболее часто.
ДЗ ОТ 07.04
Просмотр содержимого документа
«2 занятие старшая группа»
Тема: Настоящая музыка не бывает «старой»
У каждого человеческого дела есть своя история.
Она возникла в сравнительно недавние времена и не нуждается в разгадке, так как хорошо изучена и описана во множестве книг.
Виды и свойства.
- Возникают простые формы, которые, постепенно усложняются.
- Разрастание обширных и разнообразных областей человеческой деятельности.
Давайте представим музей старых вещей, в котором можно увидеть прялку или веретено: едва ли нас заинтересует практическая ценность этих древних механизмов. Скорее мы, увидим в них поэтическую прелесть далёких времен, пришедшую из сказок, из прочитанных в детстве историй о «трех девицах под окном», «о спящей красавице».
Теперь нам нет нужно собственноручно прясть пряжу, как и заниматься множеством других ремёсел, простых и естественных для наших предков.
Такое развитие человеческой деятельности имеет название:
ПРОГРЕСС
Мы говорим о прогрессе, когда видим, как на наших глазах преобразуется материальный мир, более совершенными становятся машины, дома или дороги. И может даже возникнуть впечатление, что прогресс подтверждено всё, с чем сопряжена человеческая жизнь
Не всё подвержено изменениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радость и страдание, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету. Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить.
- История искусства так мало похожа на историю человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших ненужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные недосягаемым вершинам, - их не удалось превзойти никому. Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что пришло к нам из глубины далёких веков, что возникло в мире вместе с самим человеком.
Послушаем музыкальные произведения
Х. Родриго. Пастораль. Из Концерта для гитары с оркестром Мадригал
https://youtu.be/DTI0IG1yDbo
Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром (III часть)
https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/1345/81074.html
Вопросы для д.з
- Какую принадлежность каждого из этих произведений вы определили к «старой» и «новой» музыке?
Практическое занятие
- Аромат цветка
2. Дикция
- ехал Грека через реку – в темпе ритма
3. Распевки
- ехал Грека через реку распеваем на одной ноте
- Постепенное поднятие и опускание мелодии
- 4. разучивание песни «Подари улыбку миру»
2-к
Подари улыбку миру
Пусть танцует вся планета,
1-к
Пусть уйдут печаль и грусть,
Пусть зажгутся в небе звёзды,
Верю я, что мы с тобою
И на сцене вспыхнет свет,
Встретимся когда-нибудь!
Ты подаришь мне улыбку,
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Ты помашешь мне рукой,
Лучик радости на лицах,
Этот праздник повторится
И слезы счастливой след,
И подружит нас с тобой!
Этот праздник будет длиться,
Проигрыш
Будет длиться много лет!
3-к
Припев:
Пусть летят года, как птицы -
Лица, страны, города,
Подари улыбку миру,
Звёзды новые зажги,
Этот праздник повторится -
Веришь ты и верю я!
Песню радости и счастья
Всё однажды повторится,
Всей планете подари!
Подари улыбку миру,
Мы споём с тобой опять,
Радугу цветных огней,
Музыка добра и света
Будет над землёй звучать!
Улыбнись улыбкой счастья,
Сердце каждого согрей!
+
-