СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2.05.24 10 класс. ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«2.05.24 10 класс. ДОМАШНЯЯ РАБОТА»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

 

1)  дозировАть

2)  защЕмит

3)  нанЯвшийся

4)  прибЫв

5)  стОляр

2.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высокомерной спесью.

3.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ДВИГАЯСЬ по прямой

ПРИШЕДШИЙ вовремя

на ТРЁХСОТ шестой странице

ЛЕГЧАЙШАЯ ткань

более ОСТРОЕ лезвие

4.  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)  нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В)  нарушение в построении сложноподчинённого предложения

Г)  нарушение в построении предложения с однородными членами

Д)  нарушение в построении предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  «Ну и бесчувственная старуха», — удивлялся про себя Павел Алексеевич, стаскивая огромное пальто, набравшее в себя уличного холоду, и отгоняя от этого холодного воздуха Таню, высунувшуюся в коридор…

2)  Сдвинув вельветовую кепочку достоинством в семь целковых и помахивая портфельчиком, утратившим всякую стоимость, настроение Башуцкого было приятно-беспечным, каким оно бывает у прогульщиков.

3)  Грузно перевалясь на другой бок, уже никем не сдерживаемый, камень повернулся снова и быстро покатился по склону вниз.

4)  Никто из тех людей, с кем я жил здесь, не хватятся моего отсутствия и не будут меня искать.

5)  Он желал отделаться от болезненных поручений как можно быстрее и всякий раз только из-за брезгливости всё исполнял в лучшем виде, исхитряясь притом сверкать стерильной чистотой и оправдывая полностью название, данное врачам, — «люди в белых халатах».

6)  Стоя около покрашенной синей краской двери, второй слой которой даже не успел просохнуть как следует, Женя задумалась о том, почему ей всё ещё никто не звонит.

7)  А он в своей жизни не только не прыгал с парашютом, но и ни разу не летал на самолёте.

8)  Когда мы остались наконец одни в столовой, Наташа, выслушав мои обвинения, строго, даже отчуждённо глядя мне в глаза, сказала, что не тебе меня судить.

9)  Картинка была выразительна и отчётливая — казалось, можно было разглядеть даже мельчайшие ворсинки крохотного шмеля на заднем плане фотографии.

5.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  перекл..каться, занав..с, запл..сти

2)  дост..ваться, задр..жала, многог..лосье

3)  ш..девр, бл..стательный, сч..тать

4)  подсв..тить, зап..реть, ст..кло

5)  водор..сли, подг..реть, прил..жить

6.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  бе..предел, ра..бег, в..дохнуть

2)  пр..чудливо, пр..зрел (бездомного), пр..карманить

3)  опр..кинул (ведро), пр..язык, поз..вчера

4)  с..змала (любил петь), об..ск, пред..юльский

5)  трёх..ярусный, под..ячий, разоб..ю

7.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  посме..ваться, замш..вый

2)  завид..вать, испыт..вать

3)  ветр..ный (день), фланел..вая (рубашка)

4)  застр..вать, имень..це

5)  расслед..вать, (сделать) занов..

8.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  постро..шь, (можно) наде..ться

2)  задерж..вшийся, раду..щийся

3)  раскле..шь, намет..ть (план)

4)  пропол..шь, упроща..шь

5)  (он) расстел..т, заправ..шь

9.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 

1)  Деду Вадиму довелось прожить большую и весьма (НЕ)ЛЁГКУЮ жизнь.

2)  Даже укравшего не называют вором, пока факт воровства (НЕ)ДОКАЗАН в суде. 

3)  Григорий вздрогнул и, (НЕ)ДОУМЕВАЯ, поднял на отца глаза.

4)  Эта комната только кажется большой, а так она ничуть (НЕ)ПРОСТОРНЕЕ нашей. 

5)  В зале было (НЕ)УБРАНО, некоторые столы и стулья оказались сломаны.

10.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 

1)  День прошёл (ПО)ИСТИНЕ душевно: (В)НАЧАЛЕ мы сходили на озеро, потом долго гуляли по лесу и разговаривали обо всём на свете.

2)  (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

3)  Она поднимает голову и видит (В)ВЕРХУ, на (ПОЛУ)КРУГЛОМ декоративном балкончике, множество людей.

4)  (В)ТЕЧЕНИЕ суток Никулины получили ещё несколько откликов на своё объявление о продаже (МИНИ)ГАРАЖА.

5)  Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

11.  Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. 

Были расклее(1)ы по городу афиши, выпуще(2)ы узкие программы, и точно в объявле(3)ое время в артистической комнате одесского музыкального училища, где обычно устраивались концерты для избра(4)ой публики и вечера поэзии нашей «Зелёной лампы», появился Бунин; он был бледен, изыска(5)о одет, в свежем белье и высоком крахмальном воротничке, между отворотами которого свободно умещалась его острая бородка, не настолько дли(6)ая, чтобы закрыть широкий узел шёлкового галстука  — тёмного, с лиловыми разводами рисунка «павли(7)ий глаз» и даже, кажется, жемчужной булавкой.

12.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1)  Лосев зашёл на выставку, потому что давно хотел посмотреть картины современных художников.

2)  Лосев любил историческую живопись, которая обогащает человека новыми знаниями.

3)  Девушка рассказала Лосеву историю создания картины «У реки», ответила на все интересующие его вопросы.

4)  На картине «У реки» Лосев увидел знакомый ему с детства пейзаж.

5)  В центре полотна Лосев увидел портрет своей матери.

(1)Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту. (2)Чтобы не мокнуть, Лосев зашёл на выставку. (3)До начала совещания оставалось часа полтора. (4)Не торопясь он ходил из зала в зал, отдыхал от московской суеты. (5)После мокрых весенне-холодных улиц, переполненных быстрыми столичными людьми, здесь было тихо, тепло. 

(6)Он шёл вдоль стен, обтянутых серой мешковиной. (7)Грубая материя выглядела в данном случае весьма неплохо. (8)Что касается картин, развешанных на этой мешковине, у Лосева они не вызывали интереса. (9)Лично он любил живопись историческую, например, как Пётр Первый спасает солдат, или Иван Грозный убивает сына, или же про Степана Разина, также батальные сцены  — переход Суворова через Альпы. (10)Нравились ему и портреты маршалов, полководцев, известных деятелей искусства. (11)Чтобы картина обогащала знаниями. (12)Здесь же висели изображения обыкновенных стариков, подростков, разложенных овощей и фруктов с разными предметами, рисунки на бумаге, множество мелких картин в простых крашеных рамах. (13)Лосев не мог представить себе, куда они все деваются после выставки, где находились до неё и вообще какой смысл создавать их для такого временного назначения. (14)Музеи  — другое дело, в художественных музеях Лосев неоднократно бывал, на подобных же выставках не приходилось. (15)И сейчас он убеждался, что вряд ли от этого он что-либо потерял. 

(16)Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. (17)Как будто он на что-то наткнулся. (18)Но что это было  — он не понял. (19)Кругом него было пусто. (20)Он пошёл было дальше, однако, сделав несколько шагов, вернулся, стал озираться и вновь почувствовал смутный призыв. (21)Исходило это от одной картины, чем-то она останавливала. (22)Осторожно, стараясь не утерять это чувство, Лосев подошёл к ней  — перед ним был обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домом на берегу. (23)Название картины «У реки», написанное на латунной дощечке, ничего не говорило. (24)Лосев попробовал получше рассмотреть подробности дома и постройки. (25)Но вблизи, когда он наклонился к картине, пространство берега со всеми деталями стало распадаться на отдельные пятна, которые оказались выпуклыми мазками масляных красок со следами волосяной кисти. 

(26)Лосев попятился назад, и тогда, с какого-то отдаления, пятна слились, соединились в плотность воды, в серебристую зелень, появились стены дома, облупленная штукатурка... (27)Чем дальше он отходил, тем проступали подробнее крыша, выложенная медными листами с ярко-зелёными окислами, труба, флюгер... (28)Проверяя себя, Лосев стал возвращаться к картине, пока не толкнул девицу, которая стояла с блокнотом в руках. 

—(29)Картины не нюхать надо, а смотреть,  — сказала она громко и сердито, не слушая его извинений.

—(30)Ну конечно, смотреть, вот я и засмотрелся,  — простодушно сказал он.  — (31)Я плохо разбираюсь, может, вы поясните.

—(32)Что именно?  — сухо спросила девица.

—(33)Тут написано «У реки». (34)А что за река? (35)Как её название?

(36)Девица усмехнулась.

—(37)Разве это имеет значение?

—(38)Нет уж, вы позвольте,  — поглядывая на картину и всё более беспокоясь, сказал Лосев.  —(39)Очень даже имеет. (40)Мало ли рек. (41)Это же конкретно срисовано.

—(42)Так не говорят: срисовано,  — поучительно пояснила она.  — (43)Это был большой мастер, а не ученик. (44)Для него натура являлась средством, вернее, поводом обобщить образ,  — тут она стала произносить ещё какие-то слова, каждое из которых было Лосеву известно, но, складываясь в фразу, они почему-то теряли всякую понятность.

—(45)Здорово вы разбираетесь. (46)Лосев вздохнул, показывая восхищение.

—(47)Всё же хорошо бы выяснить название. (48)Образ хоть и обобщённый, а местность-то можно ведь уточнить, как по-вашему?

—(49)Вряд ли... 

(50)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер, спуск к речке...

(51)Из глубины картины к нему слабо донёсся голос матери: «Серге-ей!»

(52)Счастье какое услышать снова певучий её голос.

(53)А под ивой за корягой жили налимы, их можно было нащупать тами толкнуть рукой.

(54)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором они по очереди плавали по реке. (55)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины. (56)Запах горячих от солнца чугунных столбов, старого причала.

(57)К Лосеву вернулся тот огромный мальчишеский мир, шелестела листва, была жива ещё мать. (58)Он ощутил на голове её маленькую жёсткую руку.

(59)Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание  — со всеми красками, запахами, теплотой. 

(По Д. А. Гранину*) 

13.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1)  В предложениях 1, 2 представлено повествование.

2)  Предложение 12 содержит элементы описания.

3)  В предложении 26 представлено рассуждение.

4)  Предложения 43, 44 указывают на следствие того, о чём говорится в предложении 42.

5)  Предложение 51 противопоставлено по содержанию предложению 50.

14.  Из предложений 37–43 выпишите контекстные антонимы.

15.  Среди предложений 53–59 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и притяжательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

16.  «Картина неизвестного художника пробудила детские воспоминания героя. Для того чтобы передать чувства Лосева, соприкоснувшегося с истинным произведением искусства, писатель использует различные художественные средства, среди которых троп  — (А)__________ (в предложении 55), приём  — (Б) _______ (предложения 53–54) и синтаксическое средство  — (В)__________ (в предложениях 50, 56, 59). Троп  — (Г)__________ («певучий голос» в предложении 52, «жёсткую руку» в предложении 58)  — помогает автору создать образ матери рассказчика». 

Список терминов:

1)  эпитет

2)  анафора

3)  олицетворение

4)  вводные слова

5)  фразеологизм

6)  риторический вопрос

7)  противопоставление

8)  парцелляция

9)  ряды однородных членов предложения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!