Устное народное творчество
Школа России
Литературное чтение
3 класс
Прочитайте медленно, жужжащим способом.
А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
Прочитаем с ускорением. Начнем медленно, затем с
каждой строчкой будем увеличивать скорость.
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломти ну.
Или денег полтину.
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок.
Или вилы вбок.
Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали?
Колядка , или колядная песня, — новогодняя торжественная песня— величание в честь хозяев дома.
Колядовщики - пев цы (чаше всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.
Какие правила будем соблюдать на уроке? Нам важно: 1. Доказать свою точку зрения. 2. Перебивать товарищей. 3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 4. Выкрикивать свое мнение. 5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 6. Молчать, когда спрашивают. 7. Быть готовым протянуть руку помощи. 8. Бояться высказывать сое мнение. 9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 10. Обижаться и обижать товарищей. 11. Быстро и дружно работать в паре и группе. 12. Быть бесполезным для товарищей.
Какой раздел мы будем изучать?
Что мы относим к устному народному творчеству?
Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен. Так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Фольклор — это произведение устного народного творчества.
Приведите примеры русских народных песен.
Какие они бывают?
В какое время года пелась каждая из песенок?
К кому обращаются дети в этих песенках?
Трудовые песни включались в трудовой процесс. Они организовывали коллективную работу с помощью определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание. Отдельные слова трудовой песни, строки или весь текст были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению трудового процесса.
Колыбельная песня – древнейший жанр фольклора. Напевали мелодию или песню для успокаивания или засыпания. Главная цель колыбельной песни – сладкое засыпание. Колыбельную можно петь без инструментального сопровождения, достаточно лишь спокойного, нежного голоса.
В этом жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребенок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной пугает «серенький волчок».
Хоровод – древний народный круговой массовый обрядовый танец. У восточных славян хороводом называют игры на открытом воздухе, с исполнением танца-хоровода. Чаще играли, водили хороводы весной, в начале лета. И мы с вами водим хоровод под названием «Каравай».
Частушка – короткая русская народная юмористическая песня. Исполняется в быстром темпе. Название частушки произошло от глагола «частить», что значит «говорить быстро». Частушка исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки, отличается своей выразительностью и богатством языковых средств. Сочиняли частушки все - и взрослые, и дети.
Лирические песни выражают личные чувства и настроения поющих. Лирикой окрашены хороводные, игровые, плясовые песни. Беседные, посиделочные песни исполнялись на вечерних собраниях деревенской молодежи. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные.
Для того, чтобы исполнить русскую народную песню, иногда не требуется музыкальное сопровождение, мы можем напевать песню во время рукоделия, выполнения домашних дел, когда нам взгрустнулось или, наоборот, когда мы счастливы и нам весело. Ведь народная песня сама по себе мелодична, проста. Но с аккомпанементом русская народная песня становилась праздником для всех: и для исполнителей, и для слушателей.
Торжок – торговая площадь, место, где проходят торги, торговля.
Лукошко — небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробок.
Невзгодою — невзгода — горе, несчастье.
Кликати — звать.
Чтение стр.14-15.
- Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни? - По исполнению, какие это песни?
- Когда исполнялись эти песни-заклички?
- К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.
Чтение на стр. 15-16.
- Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.
- Кто подразумевался под образом лебёдушки?
- Когда молодая девушка покидает свой дом?
- Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
Прочитайте песенку на стр. 17.
- Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
http://store.temocenter.ru/storage/unzip/677/
Восстанови порядок.
Слушать потешку
Слушать потешку
Слушать потешку
О каких песнях вы узнали на уроке?
- Для чего сочинялись песни?
Какие из них нам больше всего понравились?
Что вспомнили на уроке?
Чему учились?
Что на уроке вам понравилось?
Какая работа показалась сложной?
Оцените свою работу.