СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности русского фольклора. русские народные песни, небылицы. народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 3. Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства (учебник, с. 13–21; рабочая тетрадь, с. 15–18)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с многообразием произведений устного народного творчества, русским фолькло-

ром – народными песнями, потешками, небылицами, волшебными и докучными сказками; показать мудрость, красоту, напевность, добрый юмор, выразительность народного творчества разных национальностей; помочь учащимся сравнивать искусство слова, прикладное искусство, живопись, музыку, произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства; совершенствовать все компоненты навыка чтения, прежде всего выразительность; способствовать развитию воображения, эстетических чувств и художественно-эстетического вкуса, формированию чувства сопричастности к национальной истории, искусству своего отечества, гордости за великолепные произведения фольклора, устного народного творчества; привитию любви к русскому языку, интереса к предмету

Просмотр содержимого документа
«Особенности русского фольклора. русские народные песни, небылицы. народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства»

Урок 3. Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы.
Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства
(учебник, с. 13–21; рабочая тетрадь, с. 15–18)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с многообразием произведений устного народного творчества, русским фолькло-

ром – народными песнями, потешками, небылицами, волшебными и докучными сказками; показать мудрость, красоту, напевность, добрый юмор, выразительность народного творчества разных национальностей; помочь учащимся сравнивать искусство слова, прикладное искусство, живопись, музыку, произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства; совершенствовать все компоненты навыка чтения, прежде всего выразительность; способствовать развитию воображения, эстетических чувств и художественно-эстетического вкуса, формированию чувства сопричастности к национальной истории, искусству своего отечества, гордости за великолепные произведения фольклора, устного народного творчества; привитию любви к русскому языку, интереса к предмету

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с русскими народными песнями, потешками, небылицами, волшебными сказками;

научатся различать виды устного народного творчества (малые и большие жанры), жанры русских народных песен; приводить примеры произведений фольклора, читать осознанно текст художественного произведения «про себя», создавать небольшой устный текст на заданную тему; называть признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других видов устного народного творчества; воспроизводить наизусть текст народных песен и определять их характер; называть виды прикладного искусства

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; ориентируются в тексте произведения; осмысливают содержание прочитанного (прослушанного) текста народной песни (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно),

характеризуют особенности мелодии, настроения; анализируют содержание для определения идеи произведения, мотивации персонажей с целью характеристики персонажей и выявления типа сказки; сравнивают произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства;

регулятивные: планируют работу на уроке; выполняют учебные задания, используя алгоритм или план, взаимопроверку и корректировку учебного задания; принимают, удерживают и выполняют поставленную учебную задачу; сопоставляют (сравнивают тексты русских народных песен с картинками, иллюстрациями); проявляют способность к оценке и самооценке в выделении (выборе) лучших исполнителей русских народных песен; проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения;

коммуникативные: строят понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействуют в паре или в группе при выполнении учебного задания, читают фрагменты текста в паре; вступают в общение, выражают свою точку зрения, обоснованное мнение по поводу исполнения одноклассниками русских народных песен (чтение, пение); слушают другого (собеседника), соблюдают правила общения; аргументируют высказывания

Личностные:

самоопределяются в выборе заданий, определяют личностный смысл при выполнении творческих заданий, стремятся реализовывать свой творческий потенциал; приобретают опыт ценностных нравственно-этических ориентиров; проявляют самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения

Образовательные ресурсы: выставка книг (пословицы, прибаутки, потешки, сказки)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые

действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организационный момент

Создает эмоциональный настрой, благоприятствующий творческой деятельности.


– Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить работу хорошо?

Предлагает составить правила работы на уроке.

– Чтобы выполнить работу быстро и правильно, нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете.

Запись на доске:

Нам важно:

1. Доказать свою точку зрения.

2. Перебивать товарищей.

3. Видеть глубину и красоту авторского слова.

4. Выкрикивать свое мнение.

5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.

6. Молчать, когда спрашивают.

7. Быть готовым протянуть руку помощи.

8. Бояться высказывать свое мнение.

9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.

10. Обижаться и обижать товарищей.

11. Быстро и дружно работать в паре и группе.

12. Быть бесполезным для товарищей.

– Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как будем работать на уроке

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя.

Высказывают предположения.


Выполняют задания

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

II. Изучение нового материала.

На доске записана тема: «Устное народное творчество».

– Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?

Определяют содержание урока.

Осуществляют логичес-

Продолжение табл.

1

2

3

4

1. Постановка учебной задачи.

2. Работа с толковым словарем.

– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?


– Обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы урока.

Устное – уста (губы, рот): сказатель, рассказчик, певец. Устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. (Обращает внимание на слово «уста» – рот, губы.)

Народное (от слова «народ»): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен; так как нет одного автора, то автором считается народ.

Творчество (творить, творенье): создавать, рождать, придумывать, сочинять.

– С какими жанрами устного народного творчества, то есть фольклора, вы знакомы?

– Сегодня на уроке разговор пойдёт о малых жанрах русского фольклора.


– Что же такое фольклор? Как вы считаете?


Рассказывает об устном народном творчестве (см. ресурсный материал).

– Сегодня мы соприкоснёмся с чудесами русской народной поэзии. Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы

овладеваем родной речью.



Определяют совместно
с учителем толкование слов.







– Песни, потешки, частушки, считалки, загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, сказки.

– Это произведения устного народного творчества.

Внимательно слушают.

кие действия.
Владеют навыками осознанного и выразительного чте-ния. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

3. Работа над русскими народными песнями.

1) Колыбельные песни.

– Фольклор передаётся из поколения в поколение устно. Проследим за тем, как фольклор сопровождал человека в течение всей жизни с момента рождения.

– Послушайте песенку:

Ай, баю, баю, баю, ходит кошка по краю.

Кошка лыко дерёт, коту лапти плетёт.

А кот лапти износил и другие попросил.

– Младенец еще и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку:

Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!

Ой, люли, люли, люли, прилетели к нам гули,

Внимательно слушают.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют вы-

Продолжение табл.

1

2

3

4














2) Потешки.


Прилетели гуленьки, сели возле люленьки,

Они стали ворковать, Диме спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте, дайте Димушке поспать.

– Когда вы были маленькими, мамы, бабушки, укачивая вас, тоже пели песни. Как они называются? (Колыбельные.)

Колыбельные помогали ребёнку создавать картину мира: объясняли ему, кто может помочь, а кого надо остерегаться. В колыбельку к ребёнку клали куклу-пеленашку. Считали, что кукла будет оберегать младенца до самого крещения. После того как крестили ребёнка, куклу убирали.

– Как, с каким настроением, с какими чувствами надо петь колыбельные?
– Попробуем спеть колыбельные песенки из учебника (с. 18–19).

– Для чего создавались колыбельные песенки?

– Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.

– А когда ребёнок начинал делать свои первые шаги, на помощь приходили потешки, которые помогали ему развиваться, веселили его.

Петя, Петя, петушок, золотой гребешок,

Что ж ты рано встаёшь, детям спать не даёшь?

– Послушайте потешки.

Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:

А лады, лады, лады, не посажены сады.

А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.

Берут у ребёнка ручку, водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока-белобока,

Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.

Гости не бывали, кашки не едали.

Всё своим деткам отдали.

Посмотрите, как метко народ назвал сороку белобокой. Это выражение и сейчас употребляется – сорока-белобока.

– Какое назначение у потешки?

Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.




Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают.







– Для того чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.
















– Позабавить ребёнка.

Потешка помогает учить жестам, действиям.

сказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,

о чём говорится). Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выра жают свои мысли.













3) Народные игры

– Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?

– Колыбельные песенки и потешки называются ещё детскими байками. Вам, наверное, интересно будет узнать, что такими же байками убаюкивала маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна. А само название баек пошло от глагола «баять», «баить», то есть говорить. У этого слова есть и более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные песенки – это ещё и древние «заговоры», «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про Сон, Дрёму, Угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку сон.

Ребёнок учился играть. Через игру происходило освоение будущих жизненных ситуаций, воинских и бытовых.

Это были ролевые игры, игры-соревнования, игры с предметами, разыгрывание песенных сюжетов и др.

– Васенька, кашка, детки.



Физкультминутка

– Поиграем в игру «Селезень утицу прогонял» (типа игры «Ручеёк»)

Играют в игру

Принимают
и сохраняют правила игры

III. Продолжение изучения темы.

1. Русские народные песни.

– Ни одна игра не проходила без песен. Занимаясь вышивкой, прядением, очень любили петь, песня была лучшим помощником. В свободное от работы время и в праздники девушки водили хороводы и пели песни.

– Выделяют песни исторические, жизненного круга, бытовые и военно-бытовые, романсы, страдания, частушки, календарные (колядки).

– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить.

– Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают?




– Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали заклички, хвалебные песни, частушки.

Внимательно слушают.







– Колыбельные песни; песни-потешки; заклички; шуточные песни; плясовые песни.

Читают учебную статью.

Отвечают на вопросы.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на воп-












2. Загадки.

3. Пословицы
и поговорки

Всё это и есть устное народное творчество.

– Прочитайте текст в учебнике о русских народных песнях на с. 14.

– Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни?
– По исполнению какие это песни?

– Когда исполнялись эти песни-заклички?

– К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.

– Прочитаем следующую песню (с. 15–16).

– Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.

– Кто подразумевался под образом лебёдушки?

– Когда девушка покидает свой дом?

– Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

– Любили загадывать загадки.

– В фольклоре важное место занимают пословицы и поговорки, представляющие собой краткие и простые изречения, вошедшие в речевой оборот.

• Труд и хлеб – всему голова.

• Около людей великая беда заживает.

– Попробуйте в тексте найти пословицы и объяснить их смысл.

Предлагает прочитать текст «Голова и язык» и найти в нем пословицы. Текст у каждого ученика на парте, читают, подчеркивают карандашом пословицы (см. ресурсный материал).





– Что значит язык мелет? Что осуждается в этих пословицах?

Язык мелет – это означает болтливость, безответственную болтовню без меры и смысла. Есть даже поговорка: «Мели, мели, Емеля…» Первые две пословицы осуждают людей, которые говорят много и не по делу, а третья пословица осуждает неуважение к старшим и более разумным. Есть еще пословица, подходящая к нашей сказке: «Не спеши языком, торопись делом».

Читают отрывок в учебнике.

Читают песню (1–2 раза).











Отгадывают загадки.





Вспоминают пословицы.

• Мельница мелет – мука будет, а язык мелет – беда будет.

• Что на уме, то и на языке.

• Яйца курицу не учат.

Отвечают на вопросы.

росы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).






Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем

– Помогите собрать пословицы и поговорки:

Бережёного и… ...бог бережёт.

Без труда не вынешь и… ...а дома лучше.

Бьётся как… ...а телегу – зимой.

В одно ухо влетело… ...а в своём и бревна не замечаешь.

В гостях хорошо… ...рыбку из пруда.

В чужом глазу соринку видишь… ...а в другое вылетело.

Готовь сани летом… ...рыба об лёд.

Выполняют задание

говорится)

IV. Закрепление нового материала

– Давайте вспомним жанры устного народного творчества.


– Прочитайте предложенные жанры УНТ и определите их классификацию.

1) Два сапога – пара. (Поговорка.)

2) На горе-горушке Хлеба просит,

Стоит старушка, Даёшь ей хлеба,

Руками машет, назад отдаёт. (Мельница. Загадка.)

3) Катилась торба Хлеб да водица

С высокого горба, Кому достанется,

А в этой торбе Тому водиться. (Считалка.)

4) Дождик, дождик, припусти, На дедову пшеницу,

Дай гороху подрасти, На наш ячмень,

Дождь, дождь, дождь, Поливай весь день. (Закличка.)

Поливай, как хочешь,

Перечисляют жанры устного народного творчества.

Выполняют задание и отвечают на вопросы

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения

V. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение русской народной песни, пословицы, поговорки, загадки (по выбору); выполнить задания в рабочей тетради на с. 15–18

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Самостоятель-но добывают информацию и применяют полученные знания на практике

VI. Итог урока. Рефлексия

– Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.

– У кого были трудности, в чём?

– Что нового и интересного узнали?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа

Ресурсный материал к уроку

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Но народные песни и сказки, прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, жизни народа в разные времена, его думам, надеждам, мечтам, его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое.

ГОЛОВА И ЯЗЫК

– Ты, язык, как заведённые гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня. Смотри, язык: мельница мелет – мука будет, а язык мелет – беда будет!

Язык не захотел оставаться в долгу и ответил:

– Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить. Ведь у тебя что на уме, то и на языке.

Голова проворчала:

– Молчи уже… Яйца курицу не учат…

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Исторические песни

Исторической песней называются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц. Исторические песни – это продолжение и развитие былинного народного эпоса. Былина воспевает подвиги богатырей. В их гиперболизированных образах воплощены народные представления о русской силе, могуществе, готовности встать на защиту Родины. Вражеская сила предстает в былине как фантастическое, сказочное существо, у которого нет однозначного исторического прообраза. Исторические события седой старины в былинах теряют черты реальности. В исторических песнях, напротив, упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица. Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный); это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв; это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.

В XVI веке складываются циклы песен вокруг Ивана Грозного и героя, выдвинутого народом, – Ермака. По народным песням видно, за что царь получил свое прозвище. Царь велик, заслуги его неоспоримы. В то же время Иван Грозный по малейшему подозрению готов «казнить-вешать» своих пушкарей, во время карательных походов он уничтожает целые города, в гневе посылает на казнь своего сына:

Ай же вы, мои слуги верные, За него за перстни за злачёные,

Палачи мои немилосливые! Ведитетко на поле на Куликово,

Берите-ка моего сына царского, На это-то на место на торговое,

Того ли Федора Иванова, Срубите-тко ему буйну головушку

За него за ручушки за белыя, За его изменушку великую!

Вторая половина XVII века ознаменовалась крупнейшим событием – крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина. В это время крестьяне осознали себя самостоятельной силой. Основной стала тема социального протеста:

Судари мои, братцы, голь кабацкая,

Поедем мы, братцы, на сине море гулять,

Разобьемте, братцы, басурмански корабли,

Возьмем мы, братцы, казны сколько надобно,

Поедемте, братцы, в каменну Москву…

Пугачевский цикл исторических песен является продолжением разинского цикла. Эти песенные циклы объединяют общие мотивы, настроения. Исторические песни в течение нескольких столетий были для народа одним из главных источников знаний о своем прошлом.

Календарно-обрядовые песни

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Ряженые юноши и девушки ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, и требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский Сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения – становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, готовили обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец, других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками.

Пришла коляда А дай бог тому,

Накануне Рождества! Кто в этом дому:

Дайте коровку – Ему рожь густа,

Маслену головку! Рожь ужиниста!


Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим.

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством во всем!

Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками.

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли «Масленица». Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои. На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце. Считалось: чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели…»

А мы Масленицу повстречали, Блином гору выстилали,

Повстречали, душа, повстречали. Выстилали, душа, выстилали.

На горушке побывали, Сыром гору набивали,

Побывали, душа, побывали. Набивали, душа, набивали.

Маслом гору поливали.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.

Весна, весна красная! С хлебом обильным!

Приди к нам с радостию! Жаворонушек на приталинке

С великою милостию! Распевает, распевает,

Со льном высоким, Он зовет себе, он зовет себе

С корнем глубоким, Весну красную, весну красную.

Так пели дети, обходя в этот день соседские дворы. Детям давали гостинец – выпеченные из постного теста крестики. Они воспринимались как вестники весны – жаворонки. Их просили прилететь, принести весну – и вот они прилетели. «Жаворонков» вешали на деревья, плетни, специальные шесты в поле или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными. Детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они родственны между собой.

Крестики, жавороночки,

Летите к нам из заслоночки!

На Троицу (50-й день после Пасхи) девушки брали угощение и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, гадая по тому, как они поплывут, о своей будущей жизни и женихе. Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки, и загадывали желание. Если через три дня венки не вяли на березе, значит, желание должно было исполниться. В песне «Во поле березка стояла» поётся:

Я пойду, пойду погуляти,

Белую берёзу заломати…

Семейно-обрядовые песни

Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты. Были и похоронные песни, песни-плачи.

Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося,

Все да миновалося,

Девье да беспечальное житье…

О женихе пелось:

Вот он едет, погубитель мой,

Вот он едет, разоритель мой,

Вот он едет расплести косу,

Вот он едет – потеряй красу…

На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста «без белил… белешенька, без румян щечки алые, без сурьмил брови черные». Жених «на коня садится, а конь веселится; по улице скачет – вся улица сияет; к роще подъезжает – роща зашумела…».

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький, друженька пригоженький.

Как на дружке-то кафтан весь по ниточке собран…

Башмаки хороши, только без подошвы.

Похоронные причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:

Не дай Господи на сем да на белом свете Как еденьице солдатушкам – сухарики,

Уже жить да в грозной службе государевой: Как питемьице им – водушка со ржавушкой…

Традиционные лирические песни

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение. Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, не мешай мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В ней воспевается удаль молодецкая, слышится грустное раздумье о неминуемой смерти: ожидание суровой расплаты.

Названные виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается. Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что, с одной стороны, усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.

Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.

Хороводные и игровые песни

К лирическим песням относят не только грустные и протяжные, но и веселые, шуточные, плясовые. Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг – подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные, или, по-другому, кружевные. В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:

Берёзынька кудрявая, кудрявая, моложавая,

Под тобою, берёзынька, всё не мак цветёт,

Под тобою, берёзынька, не огонь горит, не мак цветёт –

Красные девушки в хороводе стоят,

Про тебя, берёзынька, всё песни поют.

Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому их еще называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко встречаются разнообразные припевы: «ай-люли», «ой-дуду», «люли-люли», они подчеркивают ритм песни, её плясовой характер: 

Светит, светит месяц Как во поле, поле

Далеко, не близко, Девка просо полет,

То-то люли, то-то люли, То-то люли, то-то люли,

То-то люлюшки мои! То-то люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.

По улице мостовой, За ней парень молодой, Пойдем вместе за водой, Не кричи во весь народ,

По широкой столбовой, Кричит: «Девица, постой, За холодной, ключевой». Мой батюшка у ворот;

По широкой столбовой Красавица, подожди! – Ах ты, парень-паренек, Зовет меня в огород

Шла девица за водой. На меня ты погляди. Твой глупенький разумок! Чесноку, луку полоть.

Солдатские песни

Солдатские песни в России возникли в солдатской среде примерно к XVIII в. Большое количество их представлено уже в сборнике М. Д. Чулкова «Собрание разных песен» (Ч. 1–4, 1770–1774).

По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и бытовые. В первых получили отражение в оенные события, со времен Петра I (Северная война 1700–1721) и до Первой мировой войны 1914–1918. В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев – А. В. Суворова, М. И. Кутузова, М. И. Платова. Форма этих песен испытала влияние литературной поэзии.

Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.

Вдоль по Питерской широкой по дорожке «Сколь вам, матушки, и гнаться-расставаться!

Тут и шли-прошли солдаты молодые, Всю Россеюшку за нами не испройдёшь,

А за ними идут матушки родные. Сыру землю всю слезами не намочишь!»

Говоря о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине – страшном горе для многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами – сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь, с небольшой надеждой на возвращение.

Что не грозная туча подымалася,

Что не чёрные облака сходилися,

Что подымался выше облак чёрныё дым,

Загремела тут стрельба ружейная;

Что не алое сукно в поле заалелося,

Заалелася тут кровь солдатская…

(Из солдатской песни «Что победные головушки солдатские…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!