СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

16.05.24 11 класс. Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«16.05.24 11 класс. Домашняя работа»

1.  Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот предлог.

Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался […] реки; сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним, рассматривая свежий след медведя, направляющийся к горам.

Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. Далекое эхо смутно напевало ту же мелодию.

Охотник, отметив след сломанной веткой, пробрался к воде. Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.(А. Грин)

2.  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.  

1)  ЧАС. Промежуток времени длительностью 60 минут. Лекция длилась ровно час.

2)  ЗВУК. Членораздельный элемент человеческой произносимой речи. Глухие и звонкие звуки.

3)  ЩИТ. Предмет старинного вооружения в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от ударов, стрел. Вернуться со щитом (перен.: победить).

4)  ЭФФЕКТ. Действие, производимое чем-нибудь, следствие чего-либо. Лекарство не дало эффекта.

5)  ФОРМА. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Прямоугольная форма.

3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

1)  В тексте отмечается речевая многозначность слова, проявляющаяся в использовании слов в переносном значении и тропов. Именно благодаря этому на первый план выходят эмоциональность и экспрессивность изображения.

2)  С точки зрения морфологии в тексте нельзя не заметить часто употребляемые имена прилагательные, многие из которых выступают в роли эпитетов: белый утренний час, тонкий пар и др.

3)  Синтаксический строй речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить разнообразие синтаксических структур: обособленные члены предложения, сложные предложения с разными видами связи.

4)  Изложение отличается достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью.

5)  Для текста характерны стремление к экономии речевых средств, спонтанность.

4.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  экспЕрт

2)  предАв

3)  крАны

4)  брАлась

5)  водопрОвод

5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

Различные ИНФОРМАЦИОННЫЕ источники предлагали весьма противоречивые сведения.

В новом коллективе я ощущал себя достаточно КОМФОРТНО.

До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.

Эксперты работали с УДВОЕННОЙ энергией, чтобы успеть к сроку.

Участникам соревнования были вручены ПАМЯТНЫЕ значки.

6.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.

7.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

пара ТУФЕЛЬ

у ОБЕИХ сестёр

ЛЯГТЕ на коврик

ЛОПНУТЫЕ пружины

ШЕСТЬЮСТАМИ листами

8.  Тип 8 № 10284

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  ошибка в построении сложного предложения

В)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)  нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

2)  В натюрморте И. И. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся караваи на столе.

3)  Размышляя над истоками творчества М. А. Булгакова, понимаешь, что в какой степени он являлся учеником его любимых писателей: М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.

4)  Л. Н. Толстой стремился глубоко раскрыть внутренний мир своих героев и потому подвергает их суровым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.

5)  Кто бы ни приезжали в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

6)  Одной из первых книг, некогда покорявших моё воображение и отнимавших

у меня много ночей, была дешёвая лубочная книжка о рыцаре Гуаке.

7)  По рассказу А. П. Чехова «Попрыгунье» был снят художественный фильм.

8)  Я помню запах страниц, старинный шрифт со старинными буквами, на первых порах мешавший мне бегло читать.

9)  Я познакомился и подружился с соседом по парте.

9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  раскр..снеться, подсм..треть, х..довой

2)  пол..скать (собаку), м..кулатура, прил..жение

3)  предл..гать, з..рница, обм..кните (перо)

4)  уб..дительно, зам..чать (детали), пр..тензия

5)  прим..рение, ф..олетовый, стад..он

10.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  правопр..емник, пр..слушаться, пр..карманить

2)  об..ятия, с..экономить, трёх..язычный

3)  и..тлеть, не..бритые (волосы), в..плеснуть (руками)

4)  с..мпровизировать, с..змала, без..скусный

5)  з..ведующий, пр..славяне, под..звать

11.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  заступнич..ство, дрожж..вой (грибок)

2)  заплесн..веть, кож..ца (картофеля)

3)  опрометч..вый, шпакл..вать

4)  замач..вать, претерп..вавший

5)  протанц..вав, заво..вать

12.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  загон..шь, (ветер) свищ..т

2)  тревож..вшийся, (он) наточ..т (ножницы)

3)  (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом)

4)  надломл..нный, насто..нный (напиток)

5)  окраш..нный, улучш..нный

13.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 

1)  Уже (НЕ)РАССЧИТЫВАЯ даже на ничью, шахматист передвинул  коня.

2)  Из-за травмы спортсмен, любимец болельщиков, (НЕ)ДОБЕЖАЛ до финиша: сошёл с дистанции на первом круге.

3)  (НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.

4)  Оршанский (НЕ)ДОЕДАЛ, одевался весьма скромно, а все деньги за частную практику отправлял  семье.

5)  Я имел в виду (НЕ)КОНКРЕТНО вас, а вообще всех людей.

14.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1)  (В)СЛЕД за тем главные ворота завода распахнулись, и (ОТ)ТУДА выкатилось пять грузовиков.

2)  Подошедший к костру (С)НАЧАЛА застенчиво постоял, а потом придвинулся к огню (ПО)БЛИЖЕ.

3)  Ростов бросился в атаку на французов (ПО)ТОМУ, что он не мог удержаться от желания проскакать по ровному полю; И(ТАК) точно действовали все участники этой войны.

4)  Михаил старался продумать все, даже самые благоприятные и неблагоприятные исходы (НА)ПЕРЁД: ему, (ПО)ВИДИМОМУ, становилось легче ориентироваться в реальной ситуации, когда в голове была построена богатая сеть потенциальных вариантов.

5)  Кто-то из туристов забыл на привале сумку с консервами, и (ПО)ЭТОМУ провизии оставалось (В)ОБРЕЗ.

15.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН

Когда-то зелёная крыша, давно не краше(1)ая, краснела от ржавчины, и несколько листов были задра(2)ы кверху, вероятно бурей; некоторые окна вместо стекла были задела(3)ы тёсом. Листве(4)ица, которая была посаже(5)а Софьей Ивановной около дома, была теперь большим деревом. И только на лугу за рекой всё так же паслось пёстрое смеша(6)ое крестьянское стадо.

16.  Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 

1)  Последние волны согретого тумана то скатываются то расстилаются скатертями то исчезают.

2)  Листья и зелёные оболочки плодов содержат аскорбиновую кислоту и дубильные вещества.

3)  В. А. Серов искал новый способ передачи на полотне бесконечно разнообразной игры света и работа над портретом «Девушка, освещенная солнцем» не раз откладывалась.

4)  Воинская честь и личная преданность не позволили Святославу оставить брата в беде.

5)Графическое мастерство не ценилось и грациозный рисунок Н. Кузьмина раздражал идеологизированных критиков.

17.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.

18.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.  

Друзья (1) Людмилы и Руслана (2)

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте (3) познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где (4) может быть (5) родились (6) вы

Или блистали (7) мой читатель.

Там (8) некогда (9) гулял и я:

Но вреден север для меня.

(А. С. Пушкин)

19.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Как только она, перестав играть, встала(1)_ я, краснея, подошёл к пианино(2)_и одним духом выпалил всё(3)_что знал.

20.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

21.  Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.  

1)  Поэт лежал в кабинете, на диване, окружённый книгами своей библиотеки. 2) Он окинул их угасающим взглядом. 3) Для него каждая стоявшая на полках книга была живым организмом, жившим своей особой жизнью. 4) Томик Байрона с короткой дружеской надписью: «Байрона Пушкину дарит почитатель обоих А. Мицкевич» - рождал в душе воспоминания тех лет, когда он от английского поэта «с ума сходил»... 5) Друзья и книги были неизменными спутниками его короткой бурной жизни. 6) И в своём творчестве часто обращался к ним.

7)  Друзья и книги… 8) Обернувшись к ним, Пушкин тихо промолвил:

— Прощайте, друзья!

 

(по А. Гессену)

22.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1)  Немецкие танки безжалостно расстреляли санитарный поезд.

2)  Ромашов помог раненному в ногу рассказчику выбраться из поезда, перебраться через болото и спрятаться в берёзовой роще.

3)  Ромашов хотел пойти вместе с бойцами и санитарками ставить дрезину на рельсы, но рассказчик не пустил его, пригрозив пистолетом.

4)  Когда рассказчик уснул, Ромашов вытащил у него мешок с едой, флягу и пистолет.

5)  Ромашов ушёл искать пропавших бойцов и санитарок.

(1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек.

(6)Но именно это и произошло.

(7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.

(9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли.

(11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка.

—(13)Я никуда не пойду!  — сказал я.  — (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.

(16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.

(18)Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.

— (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.

(21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.

(23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца.

(26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.

—(29)Они не вернутся,  — нервно сказал он.  —(30)Они бросили нас.

(31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.

(33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся.

(37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.

(41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.

(44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет!

—(46)Сейчас же верни оружие, болван!  — сказал я спокойно.

—(47)Ты всё равно умрёшь,  — сказал он торопливо.  —(48)Тебе не нужно оружие.

—(49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно?

(51)Он стал коротко, быстро дышать:

— Какой там полевой суд! (52)Мы одни, и никто ничего не узнает.

(53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.

(54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.(По В. А. Каверину*) 

* Вениамин Александрович Каверин (1902—1989)  — русский советский писатель, драматург и сценарист.

23.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)  В предложении 5 представлено описание.

2)  В предложениях 9, 10 содержится повествование.

3)  В предложении 20 представлено рассуждение.

4)  Предложение 34 поясняет, раскрывает смысл предложения 33.

5)  В предложении 55 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 54.

24.  Из предложений 21–28 выпишите один фразеологизм.

25.  Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26.  «В. А. Каверин  — мастер психологического повествования. Конфликт между героями показан с помощью такой формы речи, как (А)__________ (предложения 46–50). Возмущение, негодование рассказчика ярко передаёт лексическое средство  — (Б)__________ (в предложении 44). Синтаксические средства: (В)__________ (предложение 33) и (Г)__________ (в предложениях 31, 40, 55)  — помогают автору передать, как рассказчик оценивает события».

Список терминов:

1)  эпитет

2)  анафора

3)  вопросительное предложение

4)  диалог

5)  фразеологизм

6)  лексический повтор

7)  восклицательное предложение

8)  вводные конструкции

9)  ряд однородных членов предложения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!