СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 способов сделать урок эффективным (развитие познавательной активности школьников на уроках химии)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать урок "аппетитным" и интересным

Просмотр содержимого документа
«11 способов сделать урок эффективным (развитие познавательной активности школьников на уроках химии)»

11 способов сделать урок эффективным (развитие познавательной активности школьников на уроках химии)

(Из опыта работы: выступление на заседании творческой группы)

Цель: дать систематизированное представление о способах построения урока, которые ведут к увеличению его эффективности


“Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”, - писал французский писатель и литературный критик Анатоль Франс. Как же сделать урок “аппетитным”
и эффективным?

1. Начало урока… Учитель заходит в класс и встречает пару десятков глаз. Какие они? Радостные или огорченные от того, что прозвенел уже звонок? Перед учителем сейчас не просто его ученики, а несколько детских душ, каждую из которых надо увлечь, пробудив интерес к своему предмету, чтобы, в конечном счете, получить продуктивный результат. Как же создать тот самый позитивный настрой, чтобы урок состоялся? Хорошее начало урока - половина его успеха. Важно начинать урок интересно,
нестандартно, с первой же минуты завладевать вниманием учащихся, настраивать их на
плодотворную работу.

На своих уроках я использую волшебную силу вопросов: задаю связанный с
учебным предметом “хитрый” вопрос, например:

  1. Какой элемент всегда рад? (Радон)

  2. Какой газ утверждает, что он - это неон? (Неон)

  3. Какой неметалл является лесом? (Бор)

  4. Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)

  5. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)

  6. Какие химические элементы утверждают, что могут «другие вещества рождать»? (Водород, кислород, углерод)

  7. Какие химические элементы легко превратить в веселое зрелище? (Цирконий, цинк)

  8. Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»?(Тантал, «танталовы муки)

  9. В состав названия какого металла входит дерево? (Никель)

  10. Какой благородный металл состоит из  болотных водорослей?(Платина)

  11. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)

  12. Какие химические элементы состоят из  различных рек? (Индий, полоний, родон, нильсборий)

  13. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы?(бром, хром)

  14. Какой химический элемент имеет прямое  отношение к табуну лошадей? (Цирконий)

  15. Какой химический элемент пригоден для  непрерывного нагревания или кипячения воды? (Титан)

  16. Название какого химического элемента начинается портовым сооружением для защиты судов от морских волн? Молибден)

  17. От  какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро)

  18. Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний)

  19. Какие химические элементы состоят из троек? (Натрий, иттрий)


Активизация внимания школьников происходит также благодаря следующим приемам:

  • Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например:

Мы с химией пока едва
                         знакомы,
Ее мы учим только первый год,
Но знаем главные ее законы,
А иногда, увы, наоборот!
   Учитель нам в любой беде 
                        поможет,
   Он может все понятно
                      объяснить,
   И с первых дней, хоть вы 
     не верите, быть может,
   Мы научились химию
                         любить.
И уравнять мы сможем
                       уравненья,
И постараемся загадки
                       разгадать,
К задачам мы найдем решенья
И на вопрос ответим
                         все на «5».

***

О, химия, ты свыше нам дана,
Наукой жизни названа,
Тебя мы где-нибудь да встретим,
В вещах каких-нибудь
                           приметим.
   Давайте с вами посидим,
   О веществах поговорим.

***

В жизни химия нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
   Что мы носим, что едим,
   Чем здоровью мы вредим?
   Как кислоты выливать,
   Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Нам химия ответит!

***

Что химия – волшебница,
        знают все на свете.
Ждут много от химиков 
         и взрослые, и дети.
Но, чтоб волшебниками стать,
Нужно очень много знать.
   Как реакция пойдет
   И что такое водород?
   Что покажет индикатор
   И для чего катализатор?
Как сделать из песка
                     хрусталь,
А из руды – чугун и сталь?

***

Конечно, это не секрет.
На все вопросы мы ответ
В курсе химии найдем,
Учебник лишь перелистнем!

***

В  нашей жизни сложной
Нельзя без химии прожить,
Науку эту, точно,
Нельзя не полюбить!
  Без химии науки
Печален был бы свет,
Сидели б дома в скуке,
Не зная всех утех.
   Не зная телевизора,
   И света, и тепла,
   Что химия чудесная
   Сегодня нам дала!
Нам сделала лекарства,
Игрушки создала,
Не верила в препятствия
И дальше шла и шла!

***

Нужно, нужно нам учиться,
Нужно химию познать,
Чтоб весною в огороде
Удобренья применять.
   Будем опыты мы ставить,
   Будем формулы учить,
   Чтобы пользоваться ими,
   Понимать, а не зубрить!

***

Совать свой нос куда попало
На химии никак нельзя.
В восьмом мы классе 
                        знаем мало,
Не все здесь вещества –
                              друзья!
   Но, если хочешь ты
                            учиться,
   Запомни раз и навсегда:
   Не стоит слишком
                       торопиться
   Свершать опасные дела.

***

Смешать две жидкости –
                          прикольно,
Но если свойства их не знать,
То будет очень даже больно
И инвалидом можно стать.
   Мы вывод сделаем
                          простой –
   Сначала думай головой.
   Таблицу Менделеева учить
                     пора настала,
Химические формулы –
                   они всему начало.

(Источник: http://him.1september.ru )

      • Настрой на совместную работу благодаря фразам - наша тема, наш урок, наше задание. Объединение с учителем оказывает психологическое воздействие, развивает ответственность и внимание к поставленным задачам.

      • Иллюстрации, яркие плакаты. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.

      • Или рассказываю жизненную историю, делюсь своими эмоциями, и между мной и учениками создан доверительный настрой. На учеников это оказывает ошеломляющее действие. Вроде как химия, а нам тут про случай в автобусе. Тем не менее, для концентрации внимания и доверительного настроя между учителем и учениками короткая история оказывает пользу. Можно переходить к теме урока.

Этот же прием помогает в случае снижения активности и внимания.

  • Можно вспомнить интересный анекдот, суть которого близка к изучаемому материалу. Для детей это всегда необычно, остроумно, по-взрослому и во многом поучительно:

Двое химиков в лаболатории:

- Вась, опусти руку в этот стакан.

- Опустил.

- Что-нибудь чувствуешь?

- Нет.

- Значит серная кислота в другом стакане.

***

Вовочка систематически прогуливал уроки химии.
На выпускном экзамене ему досталось задание:
Экспериментально доказать свойства азотной кислоты.
На помощь пришла глобальная сеть. Первое, что выдал поисковый сервер, оказалась статья о получении нитроглицерина...
Это был последний выпуск школы.

***

Экзамен по химии. Студент заваливает экзамен и уже ясно, что конец. Кто-то из комиссии задал в шутку вопрос: - Скажите, пожалуйста, формулу газированной воды. А студент со злобой в голосе: - Вам как, с сиропом или без?

***

Урок химии. Учительница: 
- Маша, какого цвета у тебя раствор? 
- Красного. 
- Правильно. Садись, пять. 
- Катя, а у тебя? 
- Оранжевого. 
- Не совсем правильно. Четыре, садись. 
- Вовочка, цвет твоего раствора? 
- Черный. 
- Два. Класс! Ложись!!!!

***

В больнице. 
- Доктор! Помогите, я отравился сероводородом! 
- Ну что ж, давайте послушаем ваши легкие. Хорошо, хорошо, очень хорошо 
- Чего же там хорошего? 
- Хорошо, что у меня такого нет.

***

Приходит старичок в аптеку и спрашивает: - У вас есть
транс-9,13-Диметил-7-(1,1,5-триметилциклогексен-5-ил-6)-нонатетраен-7,9,11,13-ол?
Аптекорша, несколько минут спустя, спрашивает у другой:
- У нас ретинола ацетат есть?
- Витамин А что ли?
Дед:
- Ага, он самый. Помню, что витамин, а какой, забыл!

***

На экзамене по химии студенту попадается трудный вопрос.
- Профессор, я эту тему органически не перевариваю!
- Очень жаль. Тогда придется переваривать минерально…

  • Можно начать урок с загадки:

Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
(Углерод)

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
(Кислорода)

В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот)

Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …
(Кислоты)

Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем …
(Щелочная)

Вы, ребята, мне поверьте —
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …
(Неон)

Первый слог – предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «Й».
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать.
(Натрий)

Я – газ, простое вещество,
Двузначен номер мой,
А слог мой первый – божество,
Река – мой слог второй.
(Родон)

Основа моя – сухая трава,
С обоих концов – согласные.
В целом я – газ, дорогие друзья,
И кто я, думаю, ясно вам.
(Ксенон)

Кто с кем в родстве –
Дает ответ пером написанный портрет.
(Химическая формула)

Не руками решетка построена:
Блестящая, плотная, стройная
(Кристаллическая решетка)

Действует как решето,
Но выглядит иначе:
На столе стоит и плачет.
(Бумажный фильтр)

Только в воду окунется,
Невидимкой обернется.
(Вещество растворенное в воде)

Пусть математик удивится:
Один прибавив к одному,
У химика равно один.
(Реакция соединения)

Скажите, что это такое:
Один нырнул, а всплыло – двое.
(Реакция разложения)

Океан ветрам послушен,
Над водой висит, над сушей
(Атмосфера)

Получишь газы из воды,
Смешаешь вместе – жди беды.
(Смесь из воды и кислорода)

Адрес точный, если спросят: 32,16,8
(Кислород)

Купаются в холодную погоду,
А в теплую их не затащишь в воду.
(Газы)

Если крупинки в жидкости найдет,
Как такую муть химик назовет?
(Суспензия)

Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.
(Угольная и сернистая кислота)

Самой сильной из кислот имя галоген дает.
(Хлорная кислота)

Капля воды попала на кусок и превратилась в кипяток.
(Вода и щелочи)

Молоко не скисло, на стене повисло.
(Известковое молоко)

Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.
(Мел)

Стояла решетка, на солнце покрылась, но дождик прошел и она растворилась.
(Кристаллическая решетка растворимой соли)

Порознь каждый ядовит, вместе будет — аппетит.
(Хлорид натрия)

Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?
(Гашение извести или питьевой соды)

На полях они витамины, а на складе вроде мины.
(Селитры (нитраты))

Только в воду соль попала, холодней в стакане стала.
(Нитрат аммония)

Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.
(Мрамор и известняк)

Хлеб из муки не испекут, но от нее привеса ждут.
(Фосфоритная мука)

Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?
(Калий)

Какой элемент называют по имени одной части света?
(Европий)

Соль на треть состоит из азота, крестьянину помощь она и работа.
(Нитрат аммония)

Шпаты, глины, мусковит, какой металл объединит?
(Алюминий)

Имя натрия хлорид 6 раз по — разному звучит? Как?
(Хлорид натрия, хлористый натрий,
натриевая соль хлороводородной кислоты,
каменная соль, “натрий хлор”, поваренная соль.)

Это и в учебнике читали вы не раз:
его прославил Глаубер, а он Кара-Богаз.
(Глауберова соль- сульфат натрия)

Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел.
(Водород)

В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем.
(Водород и гелий)

Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.
(Азот)

Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.
(Йод)

Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.
(Графит в карандаше)

Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.
(Алмаз, графит)

Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.
(Активированный уголь)

Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.
(Белый и красный фосфор)

Хоть многие вещества превращает в яд,
В химии она достойна всяческих наград.
(Сера)

Какой газ утверждает, что он – это не он?
(Неон)

Какие химические элементы утверждают,
Что могут другие вещества рождать?
(Водород, кислород)

Какой неметалл является лесом?
(Бор)

Пахать и стоить, все он может,
Если ему огонь в этом поможет.
(Металл)

По прозванью инвалид, но крепок в деле и на вид.
(Хром)

Богатырем его не зря назвали,
Друг железа, помощник стали.
(Титан)

Металл красой своей пленил и первым в топку угодил.
(Медь)

Металл зимой не прочен: чума здоровье точит.
(Олово серое и белое)

По прозвищу – богам он друг,
В машинах прочен и упруг.
(Ванадий)

«Живое серебро» и льется, и блестит,
Охотно с золотом дружит.
(Ртуть)

Не трудна загадка эта:
«Что металл роднит с планетой»?
(Уран)

Металл в солях – опора многих,
А нас без них, не носят ноги.
(Калий)

Какой металл по древней мифологии обречен на «вечные муки»?
(Тантал)

Какой элемент вращается вокруг солнца?
(Уран)

Какой элемент всегда рад?
(Радон)

Какие химические элементы состоят из различных рек?
(Индий, Полоний, Радон, Нильсборий)

Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?
(Платина)

Какой химический элемент пригоден
Для непрерывного нагревания или кипячения воды?
(Титан)

Из башни словно масло льется,
«Хлебом индустрии зовется»
(Железо)

В котелке кипит бульон,
Потом в земле застынет он.
(Расплавленная стать)

В печь бросают сухари,
Чтоб снова тестом стать смогли.
(Металлолом)

Из присланного:
Автор Кузема Оксана Васильевна

Сегодня говорим о НЕЙ
Она у света есть и звука,
Чем у космических ракет она быстрей,
Тем раньше знаньями пополнится наука.
(Скорость (реакции)

(Источник: http://www.vsezagadki.ru)

  • Пословицы и поговорки также могут стать нетрадиционным началом урока:

Кальций – это не пустяк: образует известняк.

Фосфор - неметалл он важный, он в костях хранится наших.

С Гелием внутри легко - шар взлетает высоко.

Вода и землю точит и камень долбит.

На халяву и уксус сладкий

Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто в одном и том же классе, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности.


2. Теперь нужно ответить на любимый вопрос современных школьников: “А зачем это всё мне надо?”

Любая деятельность преследует определенную цель, урок - не исключение. Даже обезьяна не возьмет палку просто так, только если захочет достать банан. Поэтому в
начале урока мотивируйте учеников, объясните, каким образом знания
пригодятся им в будущем.

На уроках химии я использую ряд упражнений и педагогических приемов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.
1) Прием «Удивляй»

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Урок в 10 классе «Жиры».

Например, пробежав трусцой 7 км, человек тратит примерно столько же энергии, сколько он получает, съев всего лишь одну стограммовую плитку шоколада (35% жира, 55% углеводов).Физиологи установили, что при физической нагрузке, которая в 10 раз превышала привычную, человек, получавший жировую диету, полностью выдыхался через 1,5 часа. При углеводной же диете человек выдерживал такую же нагрузку в течение 4 часов.
2)Прием «Отсроченная отгадка»

Урок в 9 классе по теме «Аммиак».

а) связь с другими предметами

Начиная изучение новой темы, обращаюсь к истории.

История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия?

б) Кроссворд

в) Использование задач

Урок можно начать с задачи на определение вещества. Заданное вещество и будет темой урока.
Пример: Это вещество используют для получения искусственного меда; 26% ее содержится в сахарном тростнике; она является основным источником энергии для питания головного мозга. Про какое вещество идет речь, если известно, что 0,25 моль этого вещества имеет массу 85,5г, а массовая доля Углерода – 0, 421, Водорода – 0,064, Кислорода – 0,547. Определите молекулярную формулу этого вещества. (Ответ: С12Н22О11 – сахароза).

3) Прием «Ассоциативный куст»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример: урок в 10 классе по теме «Спирты»

 Какие ассоциации у вас возникают с понятием «спирт»?

4) Прием «Мозговая атака»

Метод, используемый для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую. Работая в группе или в паре, учащийся зачастую получает гораздо больший заряд энергии, уверенности в своих силах. Достоинство этого метода -большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается, а на стадии рефлексии может быть получен конечный продукт.

Пример: урок в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты».

На столе на тарелке лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны Учитель (показывает на фрукты) и спрашивает: что объединяет эти вкусные продукты (Ответ: содержатся кислоты).
5)Прием «Картинная галерея» 

Даю ученикам задание предварительно подготовить иллюстрированные материалы по теме, которая планируется для изучения. Вывешиваю на доске 4–5 картин (фотографий), содержащих признаки основного понятия или явления. Объединив учеников в группы, предлагаю их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, которые изображены на картинах. После завершения работы в группах представители называют один признак, связанный с темой урока. Я записываю его на доске.
Пример: Урок в 8 классе по теме «Кислоты».

Вывешиваются фотографии, связанные с кислотами: формулы кислот, фотографии лимонов, мандаринов, фотография кислотного дождя. Вопрос: Что объединяет эти фотографии?
6) Прием «Необъявленная тема»

Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему. Тема формулируется в конце урока, при подведении итога работы. Или дети формулируют темы, которые записываются на доску,  а в конце урока выбирается наиболее точная.
Пример: Урок в 10 классе по теме «Альдегиды»

Учащимся предлагаются формулы соединений. Учащиеся должны их назвать и ответить к какому классу органических соединений они относятся.

Учащиеся не могут назвать все формулы, так как не изучали данную тему.

CH4

CH2=CH2

C2H5OH

CH3CHO

C6H6

C6H5NO2

C6H5CH3

CH3CHO

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности. К таким технологиям относится технология проблемного обучения.

При изучении темы «Углеводы» можно задаю такой проблемный вопрос: «Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус?» Или при демонстрации эксперимента по сравнению свойств глюкозы и фруктозы учащиеся сталкиваются с проблемой: глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II), а фруктоза – нет. Почему?

В 8 классе впервые учащиеся знакомятся с решением задач с использованием понятий «Количество вещества» и «Молярный объем газов». Это теоретические темы, зачастую плохо понимаемые учениками. Начинаю этот урок с демонстрации некоторых образцов на столе: навески определенной массы (64 г) серы, определенный объем воды в мерном цилиндре (45 мл), колбу с воздухом (50 мл). Эти образцы пригодятся для решения задач. Начинаю беседу с образца серы: «Можем ли мы измерить массу этой навески?» – «Да, с помощью весов». – «А посчитать число молекул с учетом состава S8? А число атомов серы?»– Нет, учащиеся еще не обладают необходимыми знаниями. Идет объяснение понятий «количество вещества», 1 моль вещества, знакомство с формулами расчета количества вещества, понятиями «число Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов». Познакомившись с этим, учащиеся самостоятельно могут сформулировать цель урока и стратегию развития урока: «Научиться рассчитывать число формульных единиц (молекул, атомов, ионов), если известна масса вещества или объем (для газов). Это возможно с применением понятия «количество вещества», которое позволяет решать также обратные задачи – нахождение массы, объема, если известно число молекул или атомов».

Демонстрирую аллотропные видоизменения элементов (например, серы) и требует объяснить, почему они возможны. Демонстрирую или сообщаю некоторые факты, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний.

Задаю вопрос: может ли при пропускании оксида углерода(IV) через известковую воду получиться ю опыт с образованием гидрокарбоната кальция.


Объясняю факты на основании известной теории. Например, почему при электролизе раствора сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде кислород? Учащиеся должны ответить на вопрос, пользуясь справочными таблицами: рядом напряжений металлов, рядом анионов, расположенных в порядке убывания способности к окислению, и сведениями об окислительно-восстановительной сущности электролиза.


Строим гипотезу и затем проверяем практикой. Например, будет ли уксусная кислота как органическая кислота проявлять общие свойства кислот? Учащиеся высказывают предположения, затем проверяют их в ходе лабораторной работы, а затем даётся теоретическое объяснение.


Предлагаю нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дана конечная цель. Например, т экспериментальную задачу: даны три пробирки с веществами. Распознать эти вещества с помощью качественных реакций.


Предлагаю поиск самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать учащимся возможность подумать дома, использовать дополнительную литературу.


Принцип историзма также создаёт условия для проблемного обучения. Например, поиск путей систематизации химических элементов, приведший, в конечном счёте, Д.И. Менделеева к открытию периодического закона. Многочисленные проблемы, связанные с объяснением взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ на основе электронного строения, также являются отражением вопросов, возникших в истории развития органической химии. Не обязательно, чтобы на уроке использовались все этапы проблемного обучения.

Для того чтобы отыскать учебную проблему, необходимо проанализировать содержание, т.е. выделить элементы содержания и связи между ними. Например, при изучении свойств аммиака учащиеся вначале характеризуют строение атомов элементов водорода и азота, строение молекулы аммиака, определяют степени окисления атомов азота и водорода в аммиаке, а затем рассматривают химические свойства этого соединения.

Здесь решается несколько проблем. Даже на самом первом этапе урока при изучении состава аммиака можно не просто информативно сообщить, что его формула NН3, а связь между атомами полярная, а предложить учащимся обосновать состав этого соединения, т.е. установить связь между составом соединения и строением образующих его атомов.

При изучении химических свойств аммиака возможна постановка проблемного вопроса «За счёт чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?»



Проблемное изложение применяется обычно в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы. Если же школьники обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, то применяется следующий способ организации проблемного обучения: поисковая беседа.

Например, по темам «Основные сведения о строении атомов», «Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы» очень удобно применить моделирование, предложенное в свое время С.Т. Сатбалдиной (С.Т. Сатбалдина, «Химия. 8-9 классы» М., «Просвещение», 2000) на примере атома водорода; моделирование сопровождается рисунками и записями, а также беседой с учащимися, в которой они сами отвечают на вопросы и формулируют определения.

1. Мысленное изменение в атоме числа нейтронов приводит к образованию из протия дейтерия и трития, следовательно, можно сформулировать понятие «изотопы».

2. Мысленное изменение в атоме числа электронов приводит к определению понятия «ионы».

3. Мысленное изменение в атоме числа протонов приводит к объяснению понятия «химический элемент».

Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий. Особенностью таких заданий является то, что сначала, как правило, выполняется практическая работа по сбору фактов (опыты, эксперимент, наблюдение, работа с книгой, сбор материала), а затем их теоретический анализ и обобщение. При этом проблема очень часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения несоответствия, противоречия между выявленными фактами.

Так, при изучении свойств щелочных металлов предлагаю следующие задания: 1) «Выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей». 2) Выявить роль аниона в реакции алюминия с растворами солей меди – хлоридом меди (II) и сульфатом меди (II). Для создания проблемной ситуации учитель может предложить проблемный вопрос: «Каким образом будет происходить реакция между …?» При проведении эксперимента и дальнейшем анализе его результатов учащиеся приходят к пониманию сущности протекающих процессов.

3. Излагаю план достижения цели: записываю на доске алгоритм урока.
Плавно и постепенно перехожу от одного этапа к другому, при этом всячески
избегаю нудности и монотонности.


4. Для этого удивляю учеников, повышая уровень их внимания и интереса.
Ищу и нахожу необычные данные, которых нет в учебнике. Изменяю
привычные действия: вместо того, чтобы произнести привычную фразу “К доске
пойдет...”, предлагаю ученику вытащить бочонок из игры “Русское лото” с
номером одноклассника, который выйдет отвечать. Использую технику,
показывая с помощью проектора слайды и фильмы.


5. Если урок все равно кажется скучным, то… почему бы не поиграть в футбол? Да-да, прямо в классе! Каждый ряд - отдельная команда во главе с
капитаном, футболисты выходят к доске и отвечают на вопросы или решают
задачи, правильные ответы - голы в ворота противника. Или пускаю по рядам
небольшой мяч и провожу таким образом опрос. Задание в игровой форме с
элементом состязательности - один из надежных приёмов преодоления рутинности.

6. Применяю командный метод работы или метод работы в парах, так
ребята учатся взаимодействовать с партнером и в коллективе. Участие в
диспуте, деловой игре, инсценировании, разработке общего проекта помогает им
выработать речевые умения и навыки.


7. Как найти время для игр? Нужно его экономить. Четко формулирую
задание, тогда для его выполнения потребуется меньше времени. Стоит ли
выяснять, кто и почему отсутствует на уроке? Эту информацию можно получить у
дежурного перед началом занятия. И, наконец, так ли нужно школьникам
вычерчивать сложные таблицы? Лучше заранее подготовить раздаточный
материал и сосредоточиться на его освоении.


8. Периодически меняю вид деятельности: запись, наблюдение,
рассуждение, обсуждение. Задействую различные виды памяти: зрительную,
слуховую, двигательную, так знания усваиваются лучше. Стимулирую
школьников задавать вопросы. Отвечаю кратко, по существу,
точно: вместо “много” называю конкретное число.


9. Чтобы темп работы не снизился, держу “руку на пульсе”: поддерживаю
контакт и со всем классом, и с каждым учеником. Смотрю детям в глаза,
улыбаюсь, оказываю знаки внимания, наблюдаю. Регулирую “уровень
озабоченности”: стою рядом с учеником, который не вовлечен в урок, призывая его
тем самым к работе, или использую “сигнальные мотивирующие фразы”,

10. Позиционирую себя как обладатель “мягкой силы”: дети должны знать,
что, хотя я и настроена дружелюбно, но контролирую ситуацию и в случае
необходимости применяю меры для установления порядка. А. С. Макаренко писал,
что “настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15 -
20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры,
голоса


11. Создаю для ученика атмосферу успеха. Сравниваю нынешние
достижения с его прошлыми успехами, а не победами одноклассников.
Благожелательно отношусь к его ошибкам, подвожу к правильным ответам.
Стараюсь снизить уровень тревожности у слишком ответственных
школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!