СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс. Обществознание Этносы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это из серии материалов для подготовки к ЕГЭ и для работы с пропускающими занятия обучающимися. Мне интересным показалось обсуждение подходов к пониманию сущности этносов. Тем более, что по литературе ребята как раз недавно изучали творчество Гумилёва. Задания для этой темы взяты из заданий ЕГЭ с сайта ФИПИ

Просмотр содержимого документа
«11 класс. Обществознание Этносы»

Этнические общности

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе РФ в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований. Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Наименование подхода

Его сущность

Естественно-биологический или расово-антропологический подход

Признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и народностей

Марксистская теория

Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм

Социокультурный подход

Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность — важный источник самодвижения и саморазвития

Пассионарная теория этногенеза (происхождение, развитие этноса)

Создана российским историком и географом Л. Н. Гумилевым (1912—1992).

Рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества — цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, одаренные, талантливые люди

Виды этнических общностей

Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства:

1) его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп; 2) его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»; 3) оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora - рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса - общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру. Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов: 1) необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития; 2) необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации -государства. Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи. Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Самостоятельная работа

Задание 1. К числу основных признаков этнической общности относится 1) единое гражданство 2) суверенитет 3) общие культурные традиции 4) общность социального статуса.

Задание 2. Одним из признаков нации как этнокультурной общности является 1) единое гражданство 2) единство убеждений 3) общность социального статуса 4) общность языка.

Задание 3. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, – это 1) этнос 2) община 3) государство 4) класс

Задание 4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к термину «национальное самосознание». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.1) Национальная общность 2) национальный язык 3) национальные интересы 4) национальный парк 5) национальная культура 6) национальная экономика.

Задание 5. Выберите верные суждения об этнических общностях. 1. Этнические общности являются важным элементом социальной структуры общества. 2. Племена – это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психическим складом. 3. Племена, народности, нации – это исторические формы этноса. 4. Условием возникновения большинства этносов является общность территории и общность языка. 5.На основе усиления межплеменных связей складываются народности. 6. Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном языке, объединены общностью исторических и культурных традиций.

Задание 6. Верны ли следующие суждения об этносе? А.Естественная предпосылка формирования того или иного этноса – общность территории. Б. Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 7. Выберите верные суждения об этнических общностях. 1. Разновидностью этноса является народность. 2. Появление наций предшествовало возникновению государства. 3. В основе этнической общности лежит единство классовых интересов. 4. Различают этническое и гражданское понимание нации. 5. Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб

Задание 8. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях. 1. Любые межнациональные отношения законодательно закреплены. 2. Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами. 3. Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу. 4. Расширение контактов между народами во всех сферах общественной жизни способствует развитию межнациональных отношений. 5. Этническая ассимиляция представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

Задание 9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

1) В современном мире насчитывают от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них называют нациями. 2) В целях экономического, культурного и политического сближения наций в 1993 году образован Европейский союз. 3) Согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества — главная задача национальной политики любого многонационального государства. 4) Учет этнонациональных особенностей в жизни общества целесообразно осуществлять в границах соблюдения прав человека.

Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений

А) Этнос – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой и самосознанием. Б) В современном мире существуют сотни этносов. В) Для возникновения этноса едва ли нужны другие условия, кроме общности территории и языка. Г) Некоторые этносы сформировались из разноязычных элементов, складывались и закреплялись на разных территориях в процессе миграции. Д) Миграция — перемещение населения с целью изменения места жительства.

Задание 11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. A) происхождение Б) племя Ж) национальность B) общность 3) раса Г) нация И) диаспора Д) народ Е) народность

«Понятия „__" 1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типа этноса. Для ___ 2) главное основание объединения людей в одну ___ 3) —кровно-родственные связи и общее___ 4). С возникновением государств появляются ___ 5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются____ 6) —этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы».

Задание 12. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Задание 13. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго). «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И. Н. Шевелев)*.

Задание 14. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

«Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа. Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации». (Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

С1. Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.

С2. Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы? Укажите одно любое различие между ними.

С3. Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

С4. В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.





Лист ответов

1 – 3 2 – 4 3 – 1 4 – 4,6 10 – 31213 11 - ДБВАЕГ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!