Урок по теме: «Социальное развитие и молодёжь»
Цели урока:
- охарактеризовать молодёжь как социально-демографическую группу;
- выявить функции молодёжи в современном обществе;
- подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса;
- рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире;
- воспитание позитивного отношения к общекультурным ценностям и идеалам;
- воспитание толерантности в восприятии качеств окружающих;
- воспитание умения формировать собственную позицию, не позволять вовлекать себя в криминальные группировки, тоталитарные секты и т.д.
Основные понятия урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура.
Юность-весеннее время человека, в которое засеиваются семена на будущие годы жизни.
Я.Б. Княжнин
1 этап. Организация класса.
2 этап: закрепление изученной темы «Нации и межнациональные отношения», «Семья и быт». (Дифференцированное тестирование)
1 вариант
-
Что не является этносом: а) племя, б) семья в) народность
-
Что является одним из признаков нации: а) территория проживания б) единство мировоззрения в) интеллектуальный уровень
-
Принадлежность к нации: а)гражданство б) национальность в) профессия
-
Принижение прав: а) дискриминация б) интеракция в) мобильность
-
истребление групп населения по национальному признаку: а) апартеид б) геноцид в) толерантность
-
Навязчивая неприязнь к чужим: а) толерантность б) ксенофобия в)волюнтаризм
-
Нуклеарная семья: а) несколько поколений б) одно поколение в) два поколения
2 вариант
1. Что не является этносом: а) племя, б) семья в) народность
2. Семья Ивановых — нуклеарная. Что противоречит этому? а) супруги имеют 4 детей б) вместе с супругами проживают их дети, а также родители жены в) у них семейный бизнес
3. Что является одним из признаков нации: а) территория проживания б) единство мировоззрения в) интеллектуальный уровень
4.Досуговая функция семьи? а) опека над детьми б) приготовление пищи в) поездка на отдых к морю
-
Верны ли следующие суждения?
А) национальный конфликт может возникнуть из-за противоречий между массой беженцев-переселенцев и коренным населением другой национальности
Б) Национальные конфликты иногда возникают на почве религиозной нетерпимости
1)Верно А 2). Верно Б 3). Верно А и Б 4). Не верны А и Б
-
Принижение прав: а) дискриминация б) интеракция в) мобильность
7. Навязчивая неприязнь к чужим: а) толерантность б) ксенофобия в)волюнтаризм
-
Изучение нового материала.
А) Социальные процессы в России (используя стр 207-208 перечислить в тетрадь) Назвать.
Б) Что такое «молодёжь»?- Работа в тетради
Молодежь — (см стр 209)это социально-демографическая гpynna, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.
Возраст — (см стр 209)Возрастные границы понятия «молодежь» достаточно расплывчаты. Молодежь как социальную группу выделяют чаще вceгo социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Это период выбора профессии и cвoeгo места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально oтвeтcтвeннoгo поведения.
Молодость - это определенный этап биологической жизни человека, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические ocoбенности зависят от социальных условий. Так, в первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, человек достаточно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни не давала возможности особенно затягивать «подготовительный период».
Постепенное усложнение трудовой деятельности повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. В настоящее время новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают caмocтoятельную взрослую жизнь.
Обращаем ваше внимание и на то, что психологи особо выделяют период ранней юности - 16-18 лет. Социальный статус юноши неопределен: он уже не ребенок, но еще и не взрослый, с точки зрения права он еще не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готoв к этому. Переломным в этом отношении можно считать достижение 18-летнего возраста, когда в соответствии с Конституцией рф граждане при обретают полную дееспособность.
Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон eгo социальных ролей. Он может избрать для себя кaкой-то переходный социальный институт, к примеру учебу в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или начать полноценную трудовую деятельность.
Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение нaходиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.
3а прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях « взрослости ». Оценки ее формальных признаков в caмocoзнании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, юноши и девушки 1990-x гг. (по сравнению со сверстниками 1980-x гг.) в качестве критерия социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату, постоянную работу и в 2 раза чаще - создание собственной семьи.
Таким образом, как вы поняли, современные молодые люди свое представление о « взрослости» прежде вceгo связывают с изменениями своих социальных ролей, прежде вceгo с началом трудовой деятельности и обретением caмостоятельности.
В) Педагог предлагает учащимся проблемные задания.
1. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют судить о достижении молодым человеком статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребёнка, способность отвечать перед законом. Какие критерии вы бы добавили?
2. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: “Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел”?
Г) Социальные роли. Изменение социальных ролей. - Работа в тетради:
Используя стр. 210-213 по рядам отслеживаем особенности новых социальных ролей
Сын, дочь, брат, сестра, ученик, внук...
|
Работник
|
Студент
|
Семьянин
|
Гражданин
|
Д) Документ стр.216 + вопросы
4. Рефлексия
1. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?
2. Какие из них, по вашему мнению, наиболее актуальны для молодежи?
З. Каковы основные социально-психологические особенности молодежи как социальной гpyппы?
4. Как изменяются социальные роли человека в молодые гoды?
5. Что можно считать показателем социальной зрелости человека?
6. Какие льготы предусмотрены для нecoвepшеннолетних работников?
7. Что включает понятие «молодежная субкультура»?
8. В чем особенности субкультуры российской молодежи?
Д\З: п.19, индивидуальные задания (презентация)
Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию "Социальное развитие молодёжи"»
- Урок по теме: «Социальное развитие и молодёжь»
Цели урока:
- охарактеризовать молодёжь как социально-демографическую группу;
- выявить функции молодёжи в современном обществе;
- подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса;
- рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире;
- воспитание позитивного отношения к общекультурным ценностям и идеалам;
- воспитание толерантности в восприятии качеств окружающих;
- воспитание умения формировать собственную позицию, не позволять вовлекать себя в криминальные группировки, тоталитарные секты и т.д.
Основные понятия урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура.
Юность-весеннее время человека, в которое засеиваются семена на будущие годы жизни.
Я.Б. Княжнин
1 этап. Организация класса.
2 этап: закрепление изученной темы «Нации и межнациональные отношения», «Семья и быт». (Дифференцированное тестирование)
1 вариант
Что не является этносом: а) племя, б) семья в) народность
Что является одним из признаков нации: а) территория проживания б) единство мировоззрения в) интеллектуальный уровень
Принадлежность к нации: а)гражданство б) национальность в) профессия
Принижение прав: а) дискриминация б) интеракция в) мобильность
истребление групп населения по национальному признаку: а) апартеид б) геноцид в) толерантность
Навязчивая неприязнь к чужим: а) толерантность б) ксенофобия в)волюнтаризм
Нуклеарная семья: а) несколько поколений б) одно поколение в) два поколения
2 вариант
1. Что не является этносом: а) племя, б) семья в) народность
2. Семья Ивановых — нуклеарная. Что противоречит этому? а) супруги имеют 4 детей б) вместе с супругами проживают их дети, а также родители жены в) у них семейный бизнес
3. Что является одним из признаков нации: а) территория проживания б) единство мировоззрения в) интеллектуальный уровень
4.Досуговая функция семьи? а) опека над детьми б) приготовление пищи в) поездка на отдых к морю
Верны ли следующие суждения?
А) национальный конфликт может возникнуть из-за противоречий между массой беженцев-переселенцев и коренным населением другой национальности
Б) Национальные конфликты иногда возникают на почве религиозной нетерпимости
1)Верно А 2). Верно Б 3). Верно А и Б 4). Не верны А и Б
Принижение прав: а) дискриминация б) интеракция в) мобильность
7. Навязчивая неприязнь к чужим: а) толерантность б) ксенофобия в)волюнтаризм
Изучение нового материала.
А) Социальные процессы в России (используя стр 207-208 перечислить в тетрадь) Назвать.
Б) Что такое «молодёжь»?- Работа в тетради
Молодежь — (см стр 209)это социально-демографическая гpynna, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.
Возраст — (см стр 209)Возрастные границы понятия «молодежь» достаточно расплывчаты. Молодежь как социальную группу выделяют чаще вceгo социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Это период выбора профессии и cвoeгo места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально oтвeтcтвeннoгo поведения.
Молодость - это определенный этап биологической жизни человека, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические ocoбенности зависят от социальных условий. Так, в первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, человек достаточно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни не давала возможности особенно затягивать «подготовительный период».
Постепенное усложнение трудовой деятельности повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. В настоящее время новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают caмocтoятельную взрослую жизнь.
Обращаем ваше внимание и на то, что психологи особо выделяют период ранней юности - 16-18 лет. Социальный статус юноши неопределен: он уже не ребенок, но еще и не взрослый, с точки зрения права он еще не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готoв к этому. Переломным в этом отношении можно считать достижение 18-летнего возраста, когда в соответствии с Конституцией рф граждане при обретают полную дееспособность.
Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон eгo социальных ролей. Он может избрать для себя кaкой-то переходный социальный институт, к примеру учебу в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или начать полноценную трудовую деятельность.
Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение нaходиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.
3а прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях « взрослости ». Оценки ее формальных признаков в caмocoзнании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, юноши и девушки 1990-x гг. (по сравнению со сверстниками 1980-x гг.) в качестве критерия социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату, постоянную работу и в 2 раза чаще - создание собственной семьи.
Таким образом, как вы поняли, современные молодые люди свое представление о « взрослости» прежде вceгo связывают с изменениями своих социальных ролей, прежде вceгo с началом трудовой деятельности и обретением caмостоятельности.
В) Педагог предлагает учащимся проблемные задания.
1. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют судить о достижении молодым человеком статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребёнка, способность отвечать перед законом. Какие критерии вы бы добавили?
2. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: “Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел”?
Г) Социальные роли. Изменение социальных ролей. - Работа в тетради:
Используя стр. 210-213 по рядам отслеживаем особенности новых социальных ролей
Сын, дочь, брат, сестра, ученик, внук... |
Работник | Студент | Семьянин | Гражданин |
Д) Документ стр.216 + вопросы
4. Рефлексия
1. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?
2. Какие из них, по вашему мнению, наиболее актуальны для молодежи?
З. Каковы основные социально-психологические особенности молодежи как социальной гpyппы?
4. Как изменяются социальные роли человека в молодые гoды?
5. Что можно считать показателем социальной зрелости человека?
6. Какие льготы предусмотрены для нecoвepшеннолетних работников?
7. Что включает понятие «молодежная субкультура»?
8. В чем особенности субкультуры российской молодежи?
Д\З: п.19, индивидуальные задания (презентация)