СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию "Социальное развитие молодёжи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Социальное развитие и молодёжь»

Цели урока:

- охарактеризовать молодёжь как социально-демографическую группу;

- выявить функции молодёжи в современном обществе;

- подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса;

- рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире;

- воспитание позитивного отношения к общекультурным ценностям и идеалам;

- воспитание толерантности в восприятии качеств окружающих;

- воспитание умения формировать собственную позицию, не позволять вовлекать себя в криминальные группировки, тоталитарные секты и т.д.

Основные понятия урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура.

Юность-весеннее время человека, в которое засеиваются семена на будущие годы жизни. Я.Б. Княжнин

 

1 этап. Организация класса.

2 этап: закрепление изученной темы «Нации и межнациональные отношения», «Семья и быт». (Дифференцированное тестирование)

1 вариант

  1. Что не является этносом: а) племя, б) семья в) народность

  2. Что является одним из признаков нации: а) территория проживания б) единство мировоззрения в) интеллектуальный уровень

  3. Принадлежность к нации: а)гражданство б) национальность в) профессия

  4. Принижение прав: а) дискриминация б) интеракция в) мобильность

  5. истребление групп населения по национальному признаку: а) апартеид б) геноцид в) толерантность

  6. Навязчивая неприязнь к чужим: а) толерантность б) ксенофобия в)волюнтаризм

  7. Нуклеарная семья: а) несколько поколений б) одно поколение в) два поколения

2 вариант

1. Что не является этносом: а) племя, б) семья в) народность

2. Семья Ивановых — нуклеарная. Что противоречит этому? а) супруги имеют 4 детей б) вместе с супругами проживают их дети, а также родители жены в) у них семейный бизнес

3. Что является одним из признаков нации: а) территория проживания б) единство мировоззрения в) интеллектуальный уровень

4.Досуговая функция семьи? а) опека над детьми б) приготовление пищи в) поездка на отдых к морю

  1. Верны ли следующие суждения?

А) национальный конфликт может возникнуть из-за противоречий между массой беженцев-переселенцев и коренным населением другой национальности

Б) Национальные конфликты иногда возникают на почве религиозной нетерпимости

1)Верно А 2). Верно Б 3). Верно А и Б 4). Не верны А и Б

  1. Принижение прав: а) дискриминация б) интеракция в) мобильность

7. Навязчивая неприязнь к чужим: а) толерантность б) ксенофобия в)волюнтаризм

  1. Изучение нового материала.

А) Социальные процессы в России (используя стр 207-208 перечислить в тетрадь) Назвать.

Б) Что такое «молодёжь»?- Работа в тетради

Молодежь — (см стр 209)это социально-демографическая гpynna, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.

Возраст — (см стр 209)Возрастные границы понятия «молодежь» достаточно расплывчаты. Молодежь как социальную группу выделяют чаще вceгo социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Это период выбора профессии и cвoeгo места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально oтвeтcтвeннoгo поведения.

Молодость - это определенный этап биологической жизни человека, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические ocoбенности зависят от социальных условий. Так, в первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, человек достаточно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни не давала возможности особенно затягивать «подготовительный период».

Постепенное усложнение трудовой деятельности повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. В настоящее время новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают caмocтoятельную взрослую жизнь.

Обращаем ваше внимание и на то, что психологи особо выделяют период ранней юности - 16-18 лет. Социальный статус юноши неопределен: он уже не ребенок, но еще и не взрослый, с точки зрения права он еще не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готoв к этому. Переломным в этом отношении можно считать достижение 18-летнего возраста, когда в соответствии с Конституцией рф граждане при обретают полную дееспособность.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон eгo социальных ролей. Он может избрать для себя кaкой-то переходный социальный институт, к примеру учебу в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или начать полноценную трудовую деятельность.

Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение нaходиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.

3а прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях « взрослости ». Оценки ее формальных признаков в caмocoзнании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, юноши и девушки 1990-x гг. (по сравнению со сверстниками 1980-x гг.) в качестве критерия социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату, постоянную работу и в 2 раза чаще - создание собственной семьи.

Таким образом, как вы поняли, современные молодые люди свое представление о « взрослости» прежде вceгo связывают с изменениями своих социальных ролей, прежде вceгo с началом трудовой деятельности и обретением caмостоятельности.

В) Педагог предлагает учащимся проблемные задания.

1. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют судить о достижении молодым человеком статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребёнка, способность отвечать перед законом. Какие критерии вы бы добавили?

2. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: “Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел”?

Г) Социальные роли. Изменение социальных ролей. - Работа в тетради:

Используя стр. 210-213 по рядам отслеживаем особенности новых социальных ролей

Сын, дочь, брат, сестра, ученик, внук...

Работник

Студент

Семьянин

Гражданин

Д) Документ стр.216 + вопросы 4. Рефлексия 1. Каковы основные социальные проблемы нашего общества? 2. Какие из них, по вашему мнению, наиболее актуальны для молодежи? З. Каковы основные социально-психологические особенности молодежи как социальной гpyппы? 4. Как изменяются социальные роли человека в молодые гoды? 5. Что можно считать показателем социальной зрелости человека? 6. Какие льготы предусмотрены для нecoвepшеннолетних работников? 7. Что включает понятие «молодежная субкультура»? 8. В чем особенности субкультуры российской молодежи? Д\З: п.19, индивидуальные задания (презентация)

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию "Социальное развитие молодёжи"»

  1. Урок по теме: «Социальное развитие и молодёжь»

Цели урока:

- охарактеризовать молодёжь как социально-демографическую группу;

- выявить функции молодёжи в современном обществе;

- подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса;

- рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире;

- воспитание позитивного отношения к общекультурным ценностям и идеалам;

- воспитание толерантности в восприятии качеств окружающих;

- воспитание умения формировать собственную позицию, не позволять вовлекать себя в криминальные группировки, тоталитарные секты и т.д.

Основные понятия урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура.

Юность-весеннее время человека, в которое засеиваются семена на будущие годы жизни.
Я.Б. Княжнин

 

1 этап. Организация класса.

2 этап: закрепление изученной темы «Нации и межнациональные отношения», «Семья и быт». (Дифференцированное тестирование)

1 вариант

  1. Что не является этносом: а) племя, б) семья в) народность

  2. Что является одним из признаков нации: а) территория проживания б) единство мировоззрения в) интеллектуальный уровень

  3. Принадлежность к нации: а)гражданство б) национальность в) профессия

  4. Принижение прав: а) дискриминация б) интеракция в) мобильность

  5. истребление групп населения по национальному признаку: а) апартеид б) геноцид в) толерантность

  6. Навязчивая неприязнь к чужим: а) толерантность б) ксенофобия в)волюнтаризм

  7. Нуклеарная семья: а) несколько поколений б) одно поколение в) два поколения

2 вариант

1. Что не является этносом: а) племя, б) семья в) народность

2. Семья Ивановых — нуклеарная. Что противоречит этому? а) супруги имеют 4 детей б) вместе с супругами проживают их дети, а также родители жены в) у них семейный бизнес

3. Что является одним из признаков нации: а) территория проживания б) единство мировоззрения в) интеллектуальный уровень

4.Досуговая функция семьи? а) опека над детьми б) приготовление пищи в) поездка на отдых к морю

  1. Верны ли следующие суждения?

А) национальный конфликт может возникнуть из-за противоречий между массой беженцев-переселенцев и коренным населением другой национальности

Б) Национальные конфликты иногда возникают на почве религиозной нетерпимости

1)Верно А 2). Верно Б 3). Верно А и Б 4). Не верны А и Б

  1. Принижение прав: а) дискриминация б) интеракция в) мобильность

7. Навязчивая неприязнь к чужим: а) толерантность б) ксенофобия в)волюнтаризм

  1. Изучение нового материала.

А) Социальные процессы в России (используя стр 207-208 перечислить в тетрадь) Назвать.

Б) Что такое «молодёжь»?- Работа в тетради

Молодежь — (см стр 209)это социально-демографическая гpynna, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.

Возраст — (см стр 209)Возрастные границы понятия «молодежь» достаточно расплывчаты. Молодежь как социальную группу выделяют чаще вceгo социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Это период выбора профессии и cвoeгo места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально oтвeтcтвeннoгo поведения.

Молодость - это определенный этап биологической жизни человека, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические ocoбенности зависят от социальных условий. Так, в первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, человек достаточно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни не давала возможности особенно затягивать «подготовительный период».

Постепенное усложнение трудовой деятельности повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. В настоящее время новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают caмocтoятельную взрослую жизнь.

Обращаем ваше внимание и на то, что психологи особо выделяют период ранней юности - 16-18 лет. Социальный статус юноши неопределен: он уже не ребенок, но еще и не взрослый, с точки зрения права он еще не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готoв к этому. Переломным в этом отношении можно считать достижение 18-летнего возраста, когда в соответствии с Конституцией рф граждане при обретают полную дееспособность.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон eгo социальных ролей. Он может избрать для себя кaкой-то переходный социальный институт, к примеру учебу в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или начать полноценную трудовую деятельность.

Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение нaходиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.

3а прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях « взрослости ». Оценки ее формальных признаков в caмocoзнании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, юноши и девушки 1990-x гг. (по сравнению со сверстниками 1980-x гг.) в качестве критерия социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату, постоянную работу и в 2 раза чаще - создание собственной семьи.

Таким образом, как вы поняли, современные молодые люди свое представление о « взрослости» прежде вceгo связывают с изменениями своих социальных ролей, прежде вceгo с началом трудовой деятельности и обретением caмостоятельности.

В) Педагог предлагает учащимся проблемные задания.

1. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют судить о достижении молодым человеком статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребёнка, способность отвечать перед законом. Какие критерии вы бы добавили?

2. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: “Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел”?

Г) Социальные роли. Изменение социальных ролей. - Работа в тетради:

Используя стр. 210-213 по рядам отслеживаем особенности новых социальных ролей

Сын, дочь, брат, сестра, ученик, внук...

Работник

Студент

Семьянин

Гражданин

Д) Документ стр.216 + вопросы
4. Рефлексия
1. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?
2. Какие из них, по вашему мнению, наиболее актуальны для молодежи?
З. Каковы основные социально-психологические особенности молодежи как социальной гpyппы?
4. Как изменяются социальные роли человека в молодые гoды?
5. Что можно считать показателем социальной зрелости человека?
6. Какие льготы предусмотрены для нecoвepшеннолетних работников?
7. Что включает понятие «молодежная субкультура»?
8. В чем особенности субкультуры российской молодежи?
Д\З: п.19, индивидуальные задания (презентация)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!