ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
11 КЛАСС
Максимальный балл за 1 и 2 тур — 100 баллов (80+20)
Регламент:
2 час. 30 мин. для 9–11 классов (два тура)
Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участник олимпиады (9–11 класс) определяет самостоятельно.
Задания I тура (максимальный балл 80)
1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. По 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов.
1.1. К косвенному регулированию экономики в РФ относятся:
а) фискальная политика
б) правовое регулирование
в) установление государственных цен
1.2. К факторам производства в экономике не относятся:
а) земля
б) водоемы
в) прибыль
г) капитал
д) труд
1.3. «Общества с ограниченной ответственностью» (ООО) по законам РФ могут:
а) распределять акции только среди участников ООО
б) выпускать акции в соответствии с долей в «уставном капитале»
в) пускать акции в свободную продажу
г) не могут выпускать акции вообще
1.4. Что выступает формой рационального познания?
а) суждение
б) представление
в) восприятие
г) интуиция
1.5. Причинами инфляции в условиях рыночной экономики являются:
а) расширение государственных заказов
б) уменьшение государственных заказов
в) уменьшение покупательной способности населения
1.6. К особенностям духовного производства относятся:
а) Отсутствие обязательных требований профессионализма по отношению к участникам производства
б) Наличие объективного предела роста, связанного с численностью населения Земли.
в) Возможность насильственного создания принципиально нового человека как духовного существа.
Ответ: по 1 баллу за правильный ответ. Всего 12 баллов.
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 |
а | в | г | а | а | а |
2. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. (Всего 16 баллов)
«Представление о всеобщей норме отношений между людьми, выражающее определенное понимание цели жизни, можно охарактеризовать как моральный идеал. Моральный идеал не подвержен изменениям соответственно временам и эпохам. Однако, французские материалисты XVIII века (Гельвеций, Гольбах) рассматривали нравственный идеал как основанный на жизненных потребностях людей. Нормой поведения они считали правильно понятый личный интерес, но направленный к достижению общественного блага. Выступая против этики французских материалистов, Кант объявлял источником нравственного идеала абстрактный разум, диктующий нравственный закон. Маркс рассматривал идеал как идею, воплощенную в действительность и показал наличие в идеале субъективного и объективного. Экзистенциализм рассматривает идеал как реализацию индивидуальных возможностей, заложенных в человеческой природе. Совесть – категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Совесть – лично «воспитуемая» способность человека, так как человек сам создает себя на основе свободы выбора нормы поведения».
Ответ:
Только в идеалистических концепциях нравственный идеал рассматривался как абсолютный, вечный закон поведения, определяемый Богом или как произвольная, индивидуальная норма поведения личности.
Понимание идеала как идеи, воплощенной в действительность и открытие наличия в идеале субъективного и объективного принадлежит Гегелю, а не К. Марксу.
Понимание идеала как реализации индивидуальных возможностей, заложенных в человеческой природе свойственно теории «самореализации».
Совесть – общественно, а не лично «воспитуемая» способность человека, так как включает самооценку уже совершенных действий на основе понимания своей ответственности перед обществом.
3. Найдите лишнее понятие в перечне. Напишите его и обоснуйте свой выбор. (1 балл за верный ответ. За правильное обоснование 2 балла.
Максимально 3 балла)
Государство, партнер, предприниматель, потребитель, наемный работник, товар
Ответ: товар
все остальные - субъекты предпринимательской деятельности
4. Работа с графиком. Проанализируйте графическое изображение экономических процессов и ответьте на вопросы, данные ниже. (Максимально 8 баллов)
4.1 – сформулируйте закон, который отображен на графике, если OP – это цена товаров, а OQ – это количество товаров на рынке – 2 балла
4.2 – назовите не менее 3 факторов, которые могут сдвигать «кривую» или влиять на ее «наклон» в этом графике. По 2 балла за правильный фактор.
Ответ:
4.1
Данный график иллюстрирует (описывает) закон «предложения». Согласно этому закону при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены товара или услуги, т.е. чем больше цена, тем больше величина предложения.
4.2
– Изменение себестоимости продукции. При уменьшении затрат производитель может выбросить на рынок больше товаров, способ – внедрение более эффективного оборудования, при увеличении себестоимости – снижается «предложение».
– изменение цен на товары близкие по характеру производства (увеличивается цена на пшеницу – растут посевные площади под кукурузу)
– изменение количества продавцов. При появлении новых предприятий, выпускающих данный вид товаров цена на эти товары снижается
– налоги, если налоги возрастают, то предложение сокращается
– государственные дотации, если вводятся дотации, то предложение повышается
– перспективные ожидания, т.е. предприниматель узнает или прогнозирует рост цен на данный вид товаров, то он увеличивает предложение уже сегодня, если прогнозирует «снижение» цен – то уменьшает.
5. 1 Кого из представленных философов и экономистов можно отнести к «физиократам»? (Правильный ответ – 1 балл)
а) Адам Смит, б) Джон Лоу, в) Франсуа Кэне, г) Макс Вебер
5.2 Сформулируйте не менее 3 трех основных положений этого течения,
(По 3 балла за правильный ответ)
(Всего за задание 5.1 и 5.2 – 10 баллов)
Ответ:
«В» – (Франсуа Кэне)
– только в земледельческом производстве произведенная продукция превышает ее потребление, т.е. образуется чистый доход
– общество делится на ряд сословий (классов): производительное сословие (земледельцы), сословие собственников (государство, духовенство, землевладельцы), «бесплодное» сословие (ремесленники, торговцы, чиновники)
– поскольку общество делится на сословия (классы), то происходит кругооборот доходов
6. Логическая задача. (Правильный ответ – 1 балл, обоснование 2 балла. Всего 3 балла)
Встретились два знакомых дипломата, которые не виделись много лет.
– Как жизнь?
– Хорошо. Женат. Трое сыновей.
– А сколько лет сыновьям?
– Произведение их возрастов равно числу штатов США.
– Что-то маловато информации.
– Ну, я могу добавить, что старший очень похож на мать, а младший – вылитый я.
– Такой же лысый и несносный? И я знаю сколько лет младшему.
– Как ты догадался?
Ответ:
1 год.
Обоснование: В США 50 штатов. Из диалога следует, что все трое сыновей разновозрастные. Из трех вариантов разложения числа «50» (2х5х5/ 1х2х25/1х5х10/1х1х50/ подходят только второй и третий. В любом случае, младшему только 1 год.
7. Хасидская притча. По 2 балла за ответ на каждый вопрос. (Всего 6 баллов)
Когда ребе Ицхак Меир был еще ребенком, мама повела его к ребе Исраэлю. В приемной ребе собралось немало учеников, ждавших встречи с наставником. И мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из ожидавших обратился к мальчику.
– Твоя мама говорила нам, что ты очень смышленый мальчик, но меня берут сомнения. Я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живет Бог! Все засмеялись. А когда смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:
– А я тебе дам целых два, если скажешь, где ….
Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.
7.1. Как Вы думаете, что спросил Ицхак?
7.2. Обоснуйте свой ответ.
7.3. С какой религиозно-философской идеей связан возможный вопрос Ицхака?
Возможный вариант ответов:
7.1. «А я тебе дам целых два, если скажешь, где ОН НЕ ЖИВЕТ».
7.2. Ицхак перевернул предпосылку вопроса. У Бога отсутствует конкретный адрес не потому, что его нигде нет в мире, а потому, что он есть везде.
7.3. С идеей пантеизма.
8. Дайте краткий ответ или определение. (По 2 балла за правильный ответ. Всего 10 баллов)
Учения, признающие основой всего существующего одно начало: либо материю, либо дух
Количественное понимание развития, отрицание саморазвития
намеренное введение кого-либо в заблуждение, обман ради шутки
Общество, где основной производительной силой выступают наука и интеллектуальные технологии. Общество, в котором большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, управление
направление общественной мысли, связанное с изучением античных памятников в философии, этике, искусстве, филологии; направление общественной мысли, связанное с защитой достоинства, свободы и всестороннего развития личности
Ответы:
Монизм
Метафизика
Мистификация
Постиндустриальное общество
Гуманизм
9. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (По 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов)
9.1. Критерий прогресса не применим:
а) научно-технической деятельности людей,
б) духовным достижениям (искусство, религия),
в) социальной системе общества
г) экономической системе.
9.2. Понимание линейного прогресса в истории как смены общественных систем присутствовало в идеях следующих ученых (правильное отметьте соответствующей буквой):
а) Вольтер
б) Монтескье
в) Тюрго
г) Кант
9.3 Какой подход к истории более согласуется с представлениями о неизбежности гибели современной цивилизации, противопоставлением Востока и Запада:
а) «системный» подход, основывающийся на единстве исторического процесса,
б) «плюралистический» подход, основывающийся на идее существования отдельных цивилизаций
9.4 Плата за использование капитала называется:
а) авансом
б) процентом
в) акцизом
г) ссудой
9.5 Первая теория, а не окончательная формулировка концепции географического детерминизма принадлежит:
а) Ф. Бэкону
б) Р. Декарту
в) Ж. Бодену
г) М.Ф. Вольтеру
д) Ш. Монтескье
9.6 Исторические законы это (правильное отметьте соответствующей букой):
а) обобщения на уровне причинно-следственных связей данного события.
б) обобщения связанные с пониманием хода истории в целом, но на основе конкретно-исторических условий.
в) обобщения, сформулированные философией, т.е. вне времени и пространства
9.1. | 9.2 | 9.3. | 9.4 | 9.5 | 9.6 |
б | в | б | б | в | б |
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Итог |
Оценка | | | | | | | | | | |
Члены жюри:
1.
2.
3.
4.
5.
10