СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Ключи к заданиям муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 класс Ключи к заданиям муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«11 класс Ключи к заданиям муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

11 КЛАСС


Максимальный балл за 1 и 2 тур — 100 баллов (80+20)

Регламент:

2 час. 30 мин. для 9–11 классов (два тура)

Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участник олимпиады (9–11 класс) определяет самостоятельно.


Задания I тура (максимальный балл 80)


1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. По 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов.


1.1. К косвенному регулированию экономики в РФ относятся:

а) фискальная политика

б) правовое регулирование

в) установление государственных цен


1.2. К факторам производства в экономике не относятся:

а) земля

б) водоемы

в) прибыль

г) капитал

д) труд


1.3. «Общества с ограниченной ответственностью» (ООО) по законам РФ могут:

а) распределять акции только среди участников ООО

б) выпускать акции в соответствии с долей в «уставном капитале»

в) пускать акции в свободную продажу

г) не могут выпускать акции вообще


1.4. Что выступает формой рационального познания?

а) суждение

б) представление

в) восприятие

г) интуиция


1.5. Причинами инфляции в условиях рыночной экономики являются:

а) расширение государственных заказов

б) уменьшение государственных заказов

в) уменьшение покупательной способности населения


1.6. К особенностям духовного производства относятся:

а) Отсутствие обязательных требований профессионализма по отношению к участникам производства

б) Наличие объективного предела роста, связанного с численностью населения Земли.

в) Возможность насильственного создания принципиально нового человека как духовного существа.


Ответ: по 1 баллу за правильный ответ. Всего 12 баллов.


1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

а

в

г

а

а

а


2. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. (Всего 16 баллов)


«Представление о всеобщей норме отношений между людьми, выражающее определенное понимание цели жизни, можно охарактеризовать как моральный идеал. Моральный идеал не подвержен изменениям соответственно временам и эпохам. Однако, французские материалисты XVIII века (Гельвеций, Гольбах) рассматривали нравственный идеал как основанный на жизненных потребностях людей. Нормой поведения они считали правильно понятый личный интерес, но направленный к достижению общественного блага. Выступая против этики французских материалистов, Кант объявлял источником нравственного идеала абстрактный разум, диктующий нравственный закон. Маркс рассматривал идеал как идею, воплощенную в действительность и показал наличие в идеале субъективного и объективного. Экзистенциализм рассматривает идеал как реализацию индивидуальных возможностей, заложенных в человеческой природе. Совесть – категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Совесть – лично «воспитуемая» способность человека, так как человек сам создает себя на основе свободы выбора нормы поведения».

Ответ:

  1. Только в идеалистических концепциях нравственный идеал рассматривался как абсолютный, вечный закон поведения, определяемый Богом или как произвольная, индивидуальная норма поведения личности.

  2. Понимание идеала как идеи, воплощенной в действительность и открытие наличия в идеале субъективного и объективного принадлежит Гегелю, а не К. Марксу.

  3. Понимание идеала как реализации индивидуальных возможностей, заложенных в человеческой природе свойственно теории «самореализации».

  4. Совесть – общественно, а не лично «воспитуемая» способность человека, так как включает самооценку уже совершенных действий на основе понимания своей ответственности перед обществом.


3. Найдите лишнее понятие в перечне. Напишите его и обоснуйте свой выбор. (1 балл за верный ответ. За правильное обоснование 2 балла.

Максимально 3 балла)


Государство, партнер, предприниматель, потребитель, наемный работник, товар


Ответ: товар

все остальные - субъекты предпринимательской деятельности


4. Работа с графиком. Проанализируйте графическое изображение экономических процессов и ответьте на вопросы, данные ниже. (Максимально 8 баллов)


4.1 – сформулируйте закон, который отображен на графике, если OP – это цена товаров, а OQ – это количество товаров на рынке – 2 балла

4.2 – назовите не менее 3 факторов, которые могут сдвигать «кривую» или влиять на ее «наклон» в этом графике. По 2 балла за правильный фактор.

Ответ:

4.1

Данный график иллюстрирует (описывает) закон «предложения». Согласно этому закону при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены товара или услуги, т.е. чем больше цена, тем больше величина предложения.

4.2

– Изменение себестоимости продукции. При уменьшении затрат производитель может выбросить на рынок больше товаров, способ – внедрение более эффективного оборудования, при увеличении себестоимости – снижается «предложение».

– изменение цен на товары близкие по характеру производства (увеличивается цена на пшеницу – растут посевные площади под кукурузу)

– изменение количества продавцов. При появлении новых предприятий, выпускающих данный вид товаров цена на эти товары снижается

– налоги, если налоги возрастают, то предложение сокращается

– государственные дотации, если вводятся дотации, то предложение повышается

– перспективные ожидания, т.е. предприниматель узнает или прогнозирует рост цен на данный вид товаров, то он увеличивает предложение уже сегодня, если прогнозирует «снижение» цен – то уменьшает.


5. 1 Кого из представленных философов и экономистов можно отнести к «физиократам»? (Правильный ответ – 1 балл)


а) Адам Смит, б) Джон Лоу, в) Франсуа Кэне, г) Макс Вебер


5.2 Сформулируйте не менее 3 трех основных положений этого течения,

(По 3 балла за правильный ответ)

(Всего за задание 5.1 и 5.2 – 10 баллов)


Ответ:

«В» – (Франсуа Кэне)


– только в земледельческом производстве произведенная продукция превышает ее потребление, т.е. образуется чистый доход


– общество делится на ряд сословий (классов): производительное сословие (земледельцы), сословие собственников (государство, духовенство, землевладельцы), «бесплодное» сословие (ремесленники, торговцы, чиновники)

– поскольку общество делится на сословия (классы), то происходит кругооборот доходов


6. Логическая задача. (Правильный ответ – 1 балл, обоснование 2 балла. Всего 3 балла)


Встретились два знакомых дипломата, которые не виделись много лет.

– Как жизнь?

– Хорошо. Женат. Трое сыновей.

– А сколько лет сыновьям?

– Произведение их возрастов равно числу штатов США.

– Что-то маловато информации.

– Ну, я могу добавить, что старший очень похож на мать, а младший – вылитый я.

– Такой же лысый и несносный? И я знаю сколько лет младшему.

– Как ты догадался?


Ответ:

1 год.

Обоснование: В США 50 штатов. Из диалога следует, что все трое сыновей разновозрастные. Из трех вариантов разложения числа «50» (2х5х5/ 1х2х25/1х5х10/1х1х50/ подходят только второй и третий. В любом случае, младшему только 1 год.


7. Хасидская притча. По 2 балла за ответ на каждый вопрос. (Всего 6 баллов)

Когда ребе Ицхак Меир был еще ребенком, мама повела его к ребе Исраэлю. В приемной ребе собралось немало учеников, ждавших встречи с наставником. И мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из ожидавших обратился к мальчику.

– Твоя мама говорила нам, что ты очень смышленый мальчик, но меня берут сомнения. Я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живет Бог! Все засмеялись. А когда смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:

– А я тебе дам целых два, если скажешь, где ….

Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.


7.1. Как Вы думаете, что спросил Ицхак?

7.2. Обоснуйте свой ответ.

7.3. С какой религиозно-философской идеей связан возможный вопрос Ицхака?


Возможный вариант ответов:

7.1. «А я тебе дам целых два, если скажешь, где ОН НЕ ЖИВЕТ».

7.2. Ицхак перевернул предпосылку вопроса. У Бога отсутствует конкретный адрес не потому, что его нигде нет в мире, а потому, что он есть везде.

7.3. С идеей пантеизма.


8. Дайте краткий ответ или определение. (По 2 балла за правильный ответ. Всего 10 баллов)



  1. Учения, признающие основой всего существующего одно начало: либо материю, либо дух

  2. Количественное понимание развития, отрицание саморазвития

  3. намеренное введение кого-либо в заблуждение, обман ради шутки



  1. Общество, где основной производительной силой выступают наука и интеллектуальные технологии. Общество, в котором большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, управление



  1. направление общественной мысли, связанное с изучением античных памятников в философии, этике, искусстве, филологии; направление общественной мысли, связанное с защитой достоинства, свободы и всестороннего развития личности



Ответы:

  1. Монизм

  2. Метафизика

  3. Мистификация

  4. Постиндустриальное общество

  5. Гуманизм


9. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (По 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов)


9.1. Критерий прогресса не применим:

а) научно-технической деятельности людей,

б) духовным достижениям (искусство, религия),

в) социальной системе общества

г) экономической системе.


9.2. Понимание линейного прогресса в истории как смены общественных систем присутствовало в идеях следующих ученых (правильное отметьте соответствующей буквой):

а) Вольтер

б) Монтескье

в) Тюрго

г) Кант

9.3 Какой подход к истории более согласуется с представлениями о неизбежности гибели современной цивилизации, противопоставлением Востока и Запада:

а) «системный» подход, основывающийся на единстве исторического процесса,

б) «плюралистический» подход, основывающийся на идее существования отдельных цивилизаций


9.4 Плата за использование капитала называется:

а) авансом

б) процентом

в) акцизом

г) ссудой


9.5 Первая теория, а не окончательная формулировка концепции географического детерминизма принадлежит:

а) Ф. Бэкону

б) Р. Декарту

в) Ж. Бодену

г) М.Ф. Вольтеру

д) Ш. Монтескье


9.6 Исторические законы это (правильное отметьте соответствующей букой):

а) обобщения на уровне причинно-следственных связей данного события.

б) обобщения связанные с пониманием хода истории в целом, но на основе конкретно-исторических условий.

в) обобщения, сформулированные философией, т.е. вне времени и пространства



9.1.

9.2

9.3.

9.4

9.5

9.6

б

в

б

б

в

б



Задание


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итог

Оценка












Члены жюри:


1.


2.


3.


4.


5.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!