ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
10 КЛАСС
Максимальный балл за 1 и 2 тур — 100 баллов (80+20)
Регламент:
2 час. 30 мин. для 9–11 классов (два тура)
Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участник олимпиады (9–11 класс) определяет самостоятельно.
Задания I тура (максимальный балл 80)
1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. По 2 балла за правильный ответ. (Всего 12 баллов)
1.1. К прямому регулированию экономики в РФ относятся:
а) фискальная политика
б) правовое регулирование
в) монетарная политика
1.2. К факторам производства в экономике не относятся:
а) земля
б) водоемы
в) прибыль
г) капитал
д) труд
1.3. Члены Закрытых акционерных обществ в РФ:
а) могут пускать в свободную продажу акции общества
б) обязаны отвечать по всему размеру обязательств (долгов) общества
в) несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций
1.4. Что характерно для эмпирической формы познания?
а) описание
б) закон
в) идея
г) гипотеза
1.5. Причинами инфляции в условиях рыночной экономики являются:
а) расширение государственных заказов
б) уменьшение государственных заказов
в) уменьшение покупательной способности населения
1.6. К особенностям духовного производства относятся:
а) Наличие объективного предела роста, связанного с численностью населения Земли.
б) То, что произведенный продукт не отчуждается от непосредственного исполнителя.
в) Возможность насильственного создания принципиально нового человека как духовного существа.
Ответ: по 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов.
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 |
б | в | в | а | а | б |
2. Найдите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их.
Напишите его и обоснуйте свой выбор. (2 балла за правильный ответ)
Государство, партнер, предприниматель, потребитель, наемный работник
Ответ: субъекты предпринимательской деятельности
3. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. (Всего 10 баллов)
Сословия были частью только европейской феодальной системы. Феодальные сословия состояли из страт, обладавших различными правами и обязанностями, некоторые из которых устанавливались законом. В Европе высшее сословие состояло из аристократии и джентри (мелкопоместного дворянства). К другому сословию относились священнослужители. Его статус был несколько ниже, зато оно пользовалось особыми привилегиями. Те же, кого позже стали называть “третьим сословием”, принадлежали к простому народу. Это были крепостные, свободные крестьяне, купцы и ремесленники. Как и касты, сословия были замкнутыми, и не допускались межсословные браки. Простолюдин не мог быть возведен в рыцари в награду за какие-либо заслуги или услуги, а купцам запрещалось покупать титул. Некоторые отголоски сословной системы сохранились в сегодняшней Великобритании, правда с существенными изменениями. Там по-прежнему наследуются и пользуются почетом дворянские титулы, но крупные бизнесмены, правительственные чиновники и другие лица могут, в награду за особые заслуги, получить звание пэров или быть возведенными в рыцари.
В прошлом сословия возникали там, где существовала традиционная аристократия и понятие благородного происхождения. Хотя сословия в средневековой Европе были связаны с местными феодальными сообществами — но в каждом из них формировалась общенациональная система стратификации. Сословные различия в средневековой Европе оправдывались не религиозными убеждениями, но только происхождением.
Ответ: по 2 балла за ошибку. Всего 10 баллов.
1. Сословия существовали также во многих других традиционных цивилизациях, например, в императорском Китае или Японии
2. Сословия не были замкнутыми как касты, межсословные браки допускались
3. Простолюдин мог быть возведен в рыцари в награду за какие-либо заслуги, а купцы могли купить титул, правда, это стало распространенным явлением только с XVII в.
4. Сословия были связаны с местными феодальными сообществами — в каждом из них формировалась своя собственная, а не общенациональная система стратификации.
5. Сословные различия в средневековой Европе оправдывались не только происхождением, но и религиозными убеждениями.
4. Работа с графиком. Проанализируйте графическое изображение экономического процесса и ответьте на вопросы, данные ниже. Максимально 8 баллов.
D
4.1 – сформулируйте закон, который отображен на графике, если OW – это цена товаров, а OD – это количество товаров на рынке – 2 балла
4.2 – помимо цены, действуют и другие факторы, сдвигающие кривую влево или вправо. Назовите не менее 3 факторов – по 2 балла за правильный фактор. (Максимально 8 баллов)
Ответ:
4.1
Данный график иллюстрирует (описывает) закон спроса. Закон спроса – при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товаров, чем по высокой, т.е. по мере роста цены на товар величина спроса будет падать. Итак, цена и спрос находятся в обратной зависимости – 2 балла
4.2
– цены на заменители (другой товар, удовлетворяющий ту же потребность) влияют на спрос
– цены на дополняющие товары – при падении цены на основной товар спрос на дополняющий возрастет
– климатические и сезонные изменения
– изменение доходов покупателей, т.е. доходы покупателей влияют на спрос, при возрастании доходов спрос возрастает, при падении – уменьшается
5.1 Кого из представленных философов и экономистов можно отнести к течению, которое называется «классической политической экономии». (Правильный ответ – 1 балл)
а) Джон Лоу, б) Давид Рикардо, в) в) Франсуа Кэне, г) Макс Вебер
5.2 Сформулируйте не менее 3 трех основных положений этого течения.
(По 3 балла за правильный ответ)
(Всего за задание 5.1 и 5.2 - 10 баллов)
«Б» - Давид Рикардо
– принцип «невидимой руки» рынка – погоня за частными интересами ведет к богатству всего общества
– объективным факторов роста производительности труда является принцип разделения труда
– закон спроса и предложения
– разделение на капитал и ренту
6. Решите логическую задачу. (Всего 4 балла)
Вы попали на остров, обитатели которого делятся на две категории: рыцарей (всегда говорящих правду) и лжецов (которые всегда лгут). Вы повстречали трёх островитян – Жана, Джона и Ивана. Они сделали следующие заявления:
Жан: Все мы лжецы.
Джон: По крайней мере, один из нас лжец.
Иван: Джон всегда говорит правду.
Кто из островитян рыцарь, а кто лжец?
Возможный вариант рассуждения:
Если бы Жан был рыцарем, то он никак не мог бы сказать о том, что все трое лжецы. Следовательно, его утверждение ложно, он – лжец, а хотя бы один из встретившихся должен быть рыцарем.
Слова Джона истины, поскольку мы выяснили, что один из островитян – Жан – лжец (пункт 1). Джон – рыцарь.
Высказывание Ивана – «Джон всегда говорит правду» – не противоречит доказанному в пункте 2. Следовательно, Иван – рыцарь.
Ответ: Жан – лжец, Джон – рыцарь. Иван – рыцарь.
7. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий под соответствующими порядковыми номерами в таблице. (По 2 балла за пропущенное слово, всего 16 баллов)
«Религия – один из способов освоения мира одна из форм индивидом, обществом в целом, и представляет собой форму 1) ____. В структуре этой формы освоения мира особое значение и роль в жизни общества имеют 2) ______. Религиозное сознание предполагает веру в существование влияющих на деятельность индивида и общества 3) ______, в возможность общения с этими силами и воздействия на них, как скажем обращение к 4)______. Благодаря религиозной вере определенные персоны, действия, предметы, тексты наделяются 5) ______ и включаются в культ. Например, 6) ______.
Учёные выделяют политеистические и монотеистические религии. Политеизм это в сущности 7) ______. Различают также племенные или архаические религии, например 8) ______, национальные религии, например, 9) ______ и мировые религии, например, 10) ______».
А) иконы; Б) символический смысл; В) буддизм, христианство, ислам. Г) многобожие; Д) духовная жизнь; Е) шаманизм; Ж) религиозные организации; З) индуизм, иудаизм; И) святые; К) сверхъестественные силы;
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Д | Ж | К | И | Б | А | Г | Е | З | В |
8. Хасидская притча. (По 2 балла за ответ на каждый вопрос. Всего 6 баллов)
Когда ребе Ицхак Меир был еще ребенком, мама повела его к ребе Исраэлю. В приемной ребе собралось немало учеников, ждавших встречи с наставником. И мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из ожидавших обратился к мальчику.
- Твоя мама говорила нам, что ты очень смышленый мальчик, но меня берут сомнения. Я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живет Бог! Все засмеялись. А когда смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:
- А я тебе дам целых два, если скажешь, где ….
Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.
8.1. Как Вы думаете, что спросил Ицхак?
8.2. Обоснуйте свой ответ.
8.3. С какой религиозно-философской идеей связан возможный вопрос Ицхака?
Возможный вариант ответов:
8.1. «А я тебе дам целых два, если скажешь, где ОН НЕ ЖИВЕТ».
8.2. Ицхак перевернул предпосылку вопроса. У Бога отсутствует конкретный адрес не потому, что его нигде нет в мире, а потому, что он есть везде.
8.3. С идеей пантеизма.
9. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (По 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов)
9.1. Критерий прогресса не применим:
а) научно-технической деятельности людей
б) духовным достижениям (искусство, религия)
в) социальной системе общества
г) экономической системе
9.2. Понимание линейного прогресса в истории как смены общественных систем присутствовало в идеях следующих ученых (правильное отметьте соответствующей буквой):
а) Вольтер
б) Монтескье
в) Тюрго
г) Кант
9.3 Какой подход к истории более согласуется с представлениями о неизбежности гибели современной цивилизации, противопоставлением Востока и Запада:
а) «системный» подход, основывающийся на единстве исторического процесса,
б) «плюралистический» подход, основывающийся на идее существования отдельных цивилизаций
9.4 Плата за использование капитала называется:
а) авансом
б) процентом
в) акцизом
г) ссудой
9.5 Первая теория, а не окончательная формулировка концепции географического детерминизма принадлежит:
а) Ф. Бэкону
б) Р. Декарту
в) Ж. Бодену
г) М.Ф. Вольтеру
д) Ш. Монтескье
9.6 Исторические законы это (правильное отметьте соответствующей букой):
а) обобщения на уровне причинно-следственных связей данного события.
б) обобщения связанные с пониманием хода истории в целом, но на основе конкретно-исторических условий.
в) обобщения, сформулированные философией, т.е. вне времени и пространства
Ответы:
9.1. | 9.2 | 9.3. | 9.4 | 9.5 | 9.6 |
б | в | б | б | в | б |
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Итого |
Оценка | | | | | | | | | | |
Члены жюри:
1.
2.
3.
4.
5.
10