СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Ключи к заданиям муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс Ключи к заданиям муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«10 класс Ключи к заданиям муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

10 КЛАСС


Максимальный балл за 1 и 2 тур — 100 баллов (80+20)

Регламент:

2 час. 30 мин. для 9–11 классов (два тура)

Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участник олимпиады (9–11 класс) определяет самостоятельно.


Задания I тура (максимальный балл 80)


1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. По 2 балла за правильный ответ. (Всего 12 баллов)


1.1. К прямому регулированию экономики в РФ относятся:

а) фискальная политика

б) правовое регулирование

в) монетарная политика


1.2. К факторам производства в экономике не относятся:

а) земля

б) водоемы

в) прибыль

г) капитал

д) труд


1.3. Члены Закрытых акционерных обществ в РФ:

а) могут пускать в свободную продажу акции общества

б) обязаны отвечать по всему размеру обязательств (долгов) общества

в) несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций


1.4. Что характерно для эмпирической формы познания?

а) описание

б) закон

в) идея

г) гипотеза


1.5. Причинами инфляции в условиях рыночной экономики являются:

а) расширение государственных заказов

б) уменьшение государственных заказов

в) уменьшение покупательной способности населения


1.6. К особенностям духовного производства относятся:

а) Наличие объективного предела роста, связанного с численностью населения Земли.

б) То, что произведенный продукт не отчуждается от непосредственного исполнителя.

в) Возможность насильственного создания принципиально нового человека как духовного существа.



Ответ: по 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

б

в

в

а

а

б


2. Найдите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их.

Напишите его и обоснуйте свой выбор. (2 балла за правильный ответ)

Государство, партнер, предприниматель, потребитель, наемный работник



Ответ: субъекты предпринимательской деятельности


3. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. (Всего 10 баллов)


Сословия были частью только европейской феодальной системы. Феодальные сословия состояли из страт, обладавших различными правами и обязанностями, некоторые из которых устанавливались законом. В Европе высшее сословие состояло из аристократии и джентри (мелкопоместного дворянства). К другому сословию относились священнослужители. Его статус был несколько ниже, зато оно пользовалось особыми привилегиями. Те же, кого позже стали называть “третьим сословием”, принадлежали к простому народу. Это были крепостные, свободные крестьяне, купцы и ремесленники. Как и касты, сословия были замкнутыми, и не допускались межсословные браки. Простолюдин не мог быть возведен в рыцари в награду за какие-либо заслуги или услуги, а купцам запрещалось покупать титул. Некоторые отголоски сословной системы сохранились в сегодняшней Великобритании, правда с существенными изменениями. Там по-прежнему наследуются и пользуются почетом дворянские титулы, но крупные бизнесмены, правительственные чиновники и другие лица могут, в награду за особые заслуги, получить звание пэров или быть возведенными в рыцари.

В прошлом сословия возникали там, где существовала традиционная аристократия и понятие благородного происхождения. Хотя сословия в средневековой Европе были связаны с местными феодальными сообществами — но в каждом из них формировалась общенациональная система стратификации. Сословные различия в средневековой Европе оправдывались не религиозными убеждениями, но только происхождением.



Ответ: по 2 балла за ошибку. Всего 10 баллов.


1. Сословия существовали также во многих других традиционных цивилизациях, например, в императорском Китае или Японии

2. Сословия не были замкнутыми как касты, межсословные браки допускались

3. Простолюдин мог быть возведен в рыцари в награду за какие-либо заслуги, а купцы могли купить титул, правда, это стало распространенным явлением только с XVII в.

4. Сословия были связаны с местными феодальными сообществами — в каждом из них формировалась своя собственная, а не общенациональная система стратификации.

5. Сословные различия в средневековой Европе оправдывались не только происхождением, но и религиозными убеждениями.

4. Работа с графиком. Проанализируйте графическое изображение экономического процесса и ответьте на вопросы, данные ниже. Максимально 8 баллов.


D


4.1 – сформулируйте закон, который отображен на графике, если OW – это цена товаров, а OD – это количество товаров на рынке – 2 балла

4.2 – помимо цены, действуют и другие факторы, сдвигающие кривую влево или вправо. Назовите не менее 3 факторов – по 2 балла за правильный фактор. (Максимально 8 баллов)


Ответ:

4.1

Данный график иллюстрирует (описывает) закон спроса. Закон спроса – при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товаров, чем по высокой, т.е. по мере роста цены на товар величина спроса будет падать. Итак, цена и спрос находятся в обратной зависимости – 2 балла

4.2

– цены на заменители (другой товар, удовлетворяющий ту же потребность) влияют на спрос

– цены на дополняющие товары – при падении цены на основной товар спрос на дополняющий возрастет

– климатические и сезонные изменения

– изменение доходов покупателей, т.е. доходы покупателей влияют на спрос, при возрастании доходов спрос возрастает, при падении – уменьшается


5.1 Кого из представленных философов и экономистов можно отнести к течению, которое называется «классической политической экономии». (Правильный ответ – 1 балл)


а) Джон Лоу, б) Давид Рикардо, в) в) Франсуа Кэне, г) Макс Вебер


5.2 Сформулируйте не менее 3 трех основных положений этого течения.

(По 3 балла за правильный ответ)

(Всего за задание 5.1 и 5.2 - 10 баллов)



«Б» - Давид Рикардо


– принцип «невидимой руки» рынка – погоня за частными интересами ведет к богатству всего общества

– объективным факторов роста производительности труда является принцип разделения труда

– закон спроса и предложения

– разделение на капитал и ренту


6. Решите логическую задачу. (Всего 4 балла)

Вы попали на остров, обитатели которого делятся на две категории: рыцарей (всегда говорящих правду) и лжецов (которые всегда лгут). Вы повстречали трёх островитян – Жана, Джона и Ивана. Они сделали следующие заявления:

Жан: Все мы лжецы.

Джон: По крайней мере, один из нас лжец.

Иван: Джон всегда говорит правду.

Кто из островитян рыцарь, а кто лжец?


Возможный вариант рассуждения:

  1. Если бы Жан был рыцарем, то он никак не мог бы сказать о том, что все трое лжецы. Следовательно, его утверждение ложно, он – лжец, а хотя бы один из встретившихся должен быть рыцарем.

  2. Слова Джона истины, поскольку мы выяснили, что один из островитян – Жан – лжец (пункт 1). Джон – рыцарь.

  3. Высказывание Ивана – «Джон всегда говорит правду» – не противоречит доказанному в пункте 2. Следовательно, Иван – рыцарь.

Ответ: Жан – лжец, Джон – рыцарь. Иван – рыцарь.


7. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий под соответствующими порядковыми номерами в таблице. (По 2 балла за пропущенное слово, всего 16 баллов)


«Религия – один из способов освоения мира одна из форм индивидом, обществом в целом, и представляет собой форму 1) ____. В структуре этой формы освоения мира особое значение и роль в жизни общества имеют 2) ­­­­______. Религиозное сознание предполагает веру в существование влияющих на деятельность индивида и общества 3) ______, в возможность общения с этими силами и воздействия на них, как скажем обращение к 4)­­______. Благодаря религиозной вере определенные персоны, действия, предметы, тексты наделяются 5) ______ и включаются в культ. Например, 6) ______.
    Учёные выделяют политеистические и монотеистические религии. Политеизм это в сущности 7) ______. Различают также племенные или архаические религии, например 8) ______, национальные религии, например, 9) ______ и мировые религии, например, 10) ______».


А) иконы; Б) символический смысл; В) буддизм, христианство, ислам. Г) многобожие; Д) духовная жизнь; Е) шаманизм; Ж) религиозные организации; З) индуизм, иудаизм; И) святые; К) сверхъестественные силы;


Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Д

Ж

К

И

Б

А

Г

Е

З

В


8. Хасидская притча. (По 2 балла за ответ на каждый вопрос. Всего 6 баллов)

Когда ребе Ицхак Меир был еще ребенком, мама повела его к ребе Исраэлю. В приемной ребе собралось немало учеников, ждавших встречи с наставником. И мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из ожидавших обратился к мальчику.

- Твоя мама говорила нам, что ты очень смышленый мальчик, но меня берут сомнения. Я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живет Бог! Все засмеялись. А когда смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:

- А я тебе дам целых два, если скажешь, где ….

Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.


8.1. Как Вы думаете, что спросил Ицхак?

8.2. Обоснуйте свой ответ.

8.3. С какой религиозно-философской идеей связан возможный вопрос Ицхака?



Возможный вариант ответов:

8.1. «А я тебе дам целых два, если скажешь, где ОН НЕ ЖИВЕТ».

8.2. Ицхак перевернул предпосылку вопроса. У Бога отсутствует конкретный адрес не потому, что его нигде нет в мире, а потому, что он есть везде.

8.3. С идеей пантеизма.


9. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (По 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов)


9.1. Критерий прогресса не применим:

а) научно-технической деятельности людей

б) духовным достижениям (искусство, религия)

в) социальной системе общества

г) экономической системе


9.2. Понимание линейного прогресса в истории как смены общественных систем присутствовало в идеях следующих ученых (правильное отметьте соответствующей буквой):

а) Вольтер

б) Монтескье

в) Тюрго

г) Кант

9.3 Какой подход к истории более согласуется с представлениями о неизбежности гибели современной цивилизации, противопоставлением Востока и Запада:

а) «системный» подход, основывающийся на единстве исторического процесса,

б) «плюралистический» подход, основывающийся на идее существования отдельных цивилизаций


9.4 Плата за использование капитала называется:

а) авансом

б) процентом

в) акцизом

г) ссудой


9.5 Первая теория, а не окончательная формулировка концепции географического детерминизма принадлежит:

а) Ф. Бэкону

б) Р. Декарту

в) Ж. Бодену

г) М.Ф. Вольтеру

д) Ш. Монтескье


9.6 Исторические законы это (правильное отметьте соответствующей букой):

а) обобщения на уровне причинно-следственных связей данного события.

б) обобщения связанные с пониманием хода истории в целом, но на основе конкретно-исторических условий.

в) обобщения, сформулированные философией, т.е. вне времени и пространства



Ответы:

9.1.

9.2

9.3.

9.4

9.5

9.6

б

в

б

б

в

б



Задание


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого

Оценка













Члены жюри:


1.


2.


3.


4.


5.




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!