СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Урок №21-22 Двойники и антиподы Раскольникова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. помочь ученикам глубже осознать идейно-художественные особенности произведения, мастерство автора в изображении сложности духовного мира человека;
  2. развивать навыки анализа художественного текста, раскрытие психологии героев, умение сравнивать литературные явления с жизненными, выражать свои мысли и обосновывать их;
  3. воспитывать уважение к общечеловеческим жизненных ценностей, стремление их соблюдать.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №21-22 Система образов в романе»

10 класс


Урок №21-22

Система образов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека.

Цели:

  1. помочь ученикам глубже осознать идейно-художественные особенности произведения, мастерство автора в изображении сложности духовного мира человека;

  2. развивать навыки анализа художественного текста, раскрытие психологии героев, умение сравнивать литературные явления с жизненными, выражать свои мысли и обосновывать их;

  3. воспитывать уважение к общечеловеческим жизненных ценностей, стремление их соблюдать.

Прогнозируемые результаты:

выясняют, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя; осмысливают финал романа и начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь; развивают творческое и логическое мышление, развивают устную и письменную речь

Тип урока:

формирование умений и навыков (урок-исследование).

Оборудование:

текст романа, иллюстрации, листы А-3, фломастеры, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности

- «Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому много не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру», - писал академик Д. Лихачев.

Читательская мысль, читательская оценка становятся необходимым условием понимания теории Раскольникова и его самого, других героев, души которых полны противоречий, страшных, нечеловеческих, но довольно убедительных аргументов. Сегодня на уроке мы попробуем добраться до глубинной сути противоречий, которые разогревают души героев, заставляют их совершать те или иные действия и поступки.

  1. Объявление темы и цели урока

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Работа с эпиграфом. Создание образной схемы.

Эпиграф: Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.

Д.С. Мережковский.


- Ребята, обратите внимание на эпиграф (учитель зачитывает эпиграф, и учащиеся записывают его в тетрадь).

- Как вы думаете, о чем эти слова?

Примерный ответ: О борьбе добра и зла в наших мыслях и в нашей душе, о тех «демонах» и «ангелах», которые нам позволяют поступать по совести или против нее; о том, что мы никогда не можем до конца определить, кто из этих двух сторон нашей же сущности прав, а кто – нет.

- А каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя?

Иоанн Лествичник, христианский просветитель, живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы, по которой человек движется к богу или удаляется от него: “На каждой ступеньке бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку”.

- Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова?

- Что выступает в виде беса?

- Попробуйте выстроить цепочку

  1. движения человека к Богу

  2. падение человека в ад.

- Нарисуйте лестницу, на ней расположите следующие слова:

а) любовь, вера, сочувствие, сострадание, жертвенность;
б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в любовь, своеволие.


Справка.

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (до 579 — ок. 649), византийский религиозный писатель. Аскетико-дидактический трактат «Лестница, возводящая к небесам» был распространен в восточно-христианских странах.

  1. Творческое задание «Монолог героя».

- От имени главного героя расскажите о нем самом, его жизни в Петербурге.

Вариант. Дать письменный развернутый ответ на вопрос: Как вы понимаете слова Раскольникова: «Я себя убил, а не старушонку» (реализация домашнего задания)


Записывают и обсуждают эпиграф, создают образную схему – выстраивают логические цепочки:

  • движения человека к Богу

  • падение человека в ад.
























Реализация домашнего задания.

ФО: «Две звезды – одно желание»

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Выполнение задач поисково-исследовательского характера

  1. Определение «двойников» главного героя и его «антиподов» 

  1. Распределение героев романа по теории Раскольникова на людей «обычных» и «необычных»

 

«Обычные» люди

«Необыкновенные» люди

Разумихин - нашел свое место в современном мире, не нарушает закон, соблюдает законы здравого смысла, ума, отсюда и его фамилия.

Пульхерия Александровна, Дуня, Соня, Лизавета, Екатерина Ивановна - живут реальной жизнью, часто жертвуют собой ради других.

Мармеладов - теряет человеческий облик, деградирует, ломается из-за трудностей жизни.

Порфирий Петрович - стоит на страже законов, пытается разобраться в человеческой душе и помочь

Лужин - хищник «нового времени», капиталистического. Не останавливается ни перед чем ради богатства и власти. Деньги - его бог и совесть. Перспективный предприниматель, из провинции переносит свое «дело» в столицу.

Алена Ивановна - хищница «дня прошлого», всю жизнь обогащалась за счет других, пользуясь их затруднением.

Свидригайлов - аморальный и преступный, не знает угрызений совести, играя жизнью и людьми ради своего удовольствия.

Сам Раскольников определяет себя как «необычного» человека, но сомневается, проверяет себя, совершив преступление - двойное убийство


  1. Коллективная работа (или работа в группах)

- Охарактеризуйте героев по цитатам из произведения (можно сначала узнать их).

Мармеладов. «Надо, чтобы у каждого человека было место, где ее пожалели»; «Бедность не порок. Убожество является пороком»; «Я тварь»; «Для того и пью, что в пьянстве седьмую участие и чувство ищу».

Разумихин. «Это был очень веселый и компанейский парень, добрый к простоте. Однако за этой простотой прятались и глубина, и достоинство. Был он умен, хотя и действительно порой очень простоват. ... Иногда он буянил и слыл силача. ... Никакие неудачи его никогда не смущали, и никакие плохие обстоятельства, казалось, не могли подавить его. Он был очень беден и самостоятельно удерживал себя, добывая деньги разной работой. Он знал множество источников, где мог почерпнуть хоть какой-никакой заработок »; «Вместе с тем он ясно осознавал, что мечта, которая загорелась в его мыслях, совсем невыполнима, - такая несбыточная, что ему даже стыдно стало ее, и он быстрее перешел к другим, более насущных забот и сомнений»

Лужин. «Возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано» (вспомните Гобсека!); «... выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать»; «Если мне, например, до сих пор говорили: «Возлюби», и я возлюбил, то что из этого получалось? ...получалось то, что я разрывал жупан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голыми по российской пословице": «погонишься за двумя зайцами, ни одного не поймаешь» ».

Свидригайлов. «В разврате есть нечто постоянное, основанное на природе ...»; «... я ничьей мыслью особенно не интересуюсь ...»; «Кто я такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге ошивался, потом женился на Марфой Петровной и жил в деревне. Вот моя биография! » « Мы одного поля ягоды »

Порфирий Петрович. «Получилось же подло, но вы все же не безнадежный негодяй»; «Но вот что скажите: как же отличить тех необычных от обычных? Ба, согласитесь, когда возникнет путаница и кто-то из одного разряда начнет думать, что он относится ко второму разряду, и начнет «устранять все препятствия», то уже ... »; «Страдания, великая вещь. В страдании есть идея?»

  1. Работа с диаграммами (варианты Диаграмма Венна, диаграмма «Близнецы», диаграмма «ИНЬ-ЯНЬ»)

1 группа – Лужин

2 группа – Свидригайлов

3 группа – Порфирий Петрович

4 группа – Соня Мармеладова

  1. Проблемный вопрос

- Кто из героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», кроме главного героя, показался вам неоднозначным, сложным по характеру? Почему? (Противоречивые размышления героев, неоднозначность их суждений, отношение к миру. Свидригайлов, Порфирий Петрович и др.)


  1. Мини-диспут

- «Прав Достоевский, утверждая: «Мир необходимо изменить, начнем с себя ... Я считаю, что мир нужно изменить, но ... первый шаг в том, чтобы начать именно с себя»?»

- Почему в эпилоге романа Раскольников пришел к вере и Богу?

* Комментарий учителя.

В эпилоге романа Достоевский выразил свое понимание жизни. Он считал, что мир погибает, охваченный жадностью, тщеславием, ложью и другими грехами. Мир может спасти только вера. В одной из записных книжек писателя к роману «Преступление и наказание» он отметил: «Нет счастья в комфорте, заслуживается счастье страданием. Человек не рождается для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием ».

Раскольников измученный пустотой одиночества, отсутствием мира и любви в своей душе и в окружающих. Его спасает Соня, посоветовав выйти на перекресток и покаяться публично. Только после такого поступка у него появляется ощущение полноты жизни. Но довольно долго принять христианскую правду Сони Раскольникову мешает его теория. И только освободившись от нее, он склоняется перед человеческими страданиями в лице Сони Мармеладовой и принимает ее «правду», которая заключается в вере в Бога.

В связи с этим значительную роль в романе играют христианские мотивы, связанные с притчей о воскресении Лазаря. Эта притча упоминается в произведении трижды (символическое число в христианской символике!). Впервые ее упоминает Порфирий Петрович, спрашивая у Родиона, верит ли он в воскресение, второй раз ее читает Соня, третий - Раскольников в эпилоге). Символично, что Соня читает притчу в четвертой части четвертой главы, ведь именно через четыре дня произошло воскрешение Лазаря.

Через страдания и муки придя к Библии, воскресает и измученная душа Раскольникова.


Составляют кластер.

ФО: словесная оценка учителя.








Работа в группе.

Заполняют таблицу, обосновывают выбор героев.

Взаимопроверка «Карусель».

ФО: «Жесты рукой».
















Работа в группе.

Определяют героев по предложенным цитатам, дают краткую характеристику.

ФО: словесная оценка учителя.























Работа в группе.

Выбирают диаграмму для реализации своего проекта. Презентуют работу.

ФО: «Пять П»

Полнота

Правильность

Примеры из текста

Пояснения

Послесловие (выводы)




Коллективная работа.

Обсуждают предложенные вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируют ее.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов.

- Итак, Достоевский убежден, что для любого преступившего черту закона человека открыт путь к прощению, но для того чтобы заслужить его, преступник должен проделать долгий и сложный путь, вехами которого становятся: осознание своей вины – муки совести – раскаяние – страдание – наказание – искупление – прощение – любовь к людям. (Запись в тетрадь.)

«Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

  • СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)

  • РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)

  • ЭКСПЕРИМЕНТ (убийство)

  • СТРАДАНИЕ (наказание героя)

  • СО - СТРАДАНИЕ

  1. Рефлексия: «Замочки»

- В Европе есть традиция, на память вешать замочки. Я предлагаю вам повесить свои «замочки» на наш «мостик памяти»

  • Мне запомнилось ...


Делают записи в тетради











«Вешают замочки» - на стикерах определяют важные моменты по содержанию урока.

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского

Творческая работа «Письмо герою» (Раскольникову).

Требования: сохранение особенностей жанра письма. Содержание: письмо из 19 века; поговорите с героем, что вы принимаете, а что отвергаете во взглядах и жизненных принципах, за что вы могли бы поблагодарить, что бы вы посоветовали ему.


Записывают домашнее задание.



Просмотр содержимого документа
«МК - Двойники Раскольникова»

Двойники Раскольникова.


Несостоятельность идеи Родиона Раскольникова о том, что можно переступить через свою совесть и искупить преступление добрыми делами, свидетельствуют позиции «двойников» главного героя - Лужин, Лебезятникова, Свидригайлова. Эти герои называются «двойниками» Раскольникова, потому что в их сознании и действиях раскрываются негативные, развратные, антигуманные стороны теории главного героя.

Беседа.

- Что известно о Лужина? (Он - буржуазный делец.)

- Каков его основной принцип? («Возлюби прежде всего одного себя». Все его поступки служат личной цели. Это принцип эгоиста. Он всегда стремится подавлять других, более слабых.)

- Что у них общего с Раскольниковым? (Они оба считают, что единичные благодеяния не могут спасти мир. Например, Лужин убежден, что Соня рано или поздно украдет.)

- Чем страшен Лужин? (Он легко может переступить через людей, даже не задумываясь над тем, потому что презирает их. То есть, Лужин считает себя «необычной» человеком, которому все дозволено. Он воплощает теорию Раскольникова в жизни.)

- Есть что-то общее между Раскольниковым и Лебезятниковим? (Каждый из них является сторонником определенной идеи. Лебезятников, как известно, нигилист, то есть человек, который все отрицает. Он также выступает против существующего порядка. Но его нигилизм бессодержательный, даже карикатурный.)

- Кто, по вашему мнению, самый страшный из всех «двойников»? Чем именно? (Каждый из них страшен по-своему. Но на совести Свидригайлова две смерти: девочки, над которой он надругался, и жены. Возможно, были и другие жертвы, но о них просто никто не знает.)

- Какие основные черты Свидригайлова? (Он циник, для его поведения характерно свобода от морали.)

- Чем объяснить, что такое циничный человек, как Свидригайлов, могла быть способным на благородные поступки? (Он пытается искупить свои страшные поступки добрыми делами.)

- Какой благородный поступок совершил Свидригайлов? (Перед самоубийством Свидригайлов обеспечил семью покойного Мармеладова, отдал наследство своей жены Дуни Раскольников, спасая ее от брака с Лужиным.)

- Подумайте, почему автор решил так поступить со Свидригайловым. (Потому что добро и зло не могут существовать по одну сторону жизни. Они несовместимы.)

- Чем страшны «двойники» Раскольникова? (Они считают, что им все дозволено. Каждый из них - это воплощение в жизнь идеи Раскольникова о «сверхчеловеке»).







Лужина и Свидригайлова часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.

Первое впечатление Раскольникова о Лужине Петре Петровиче, что этот немолодой господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение, отношение к людям, Дуне и ее матери убеждают, что Лужин – равнодушный, расчетливый, себялюбец с мелкой, грязной душонкой.

Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих поступках, с особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и рассуждениях его после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». «…куражился до последней черты».) О том, что этот грязный делец возлюбил «прежде всего одного себя», свидетельствует его холеная, щегольская внешность. «Он – нувориш,  он блестел, как начищенный медный грош… Лужин только начал выходить из грязи и внешним блеском старался подчеркнуть свое новое богатство… его душу поразил грех гордыни, самовозвеличивания, самолюбования», – пишет исследователь творчества Ф. М. Достоевского Н. С. Прокурова [21].

Лужин живет по принципу: «все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория Лужина схожа с теорией Раскольникова.

Аркадий Иванович Свидригайлов – сложный и противоречивый герой романа. (Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает «сладострастный», «похотливый»). Его прототипом считается уголовник Омской тюрьмы Павел Аристов, надменный и жестокий.

Свидригайлов – помещик, далекий от всяких моральных принципов. На его совести не одна загубленная жизнь («самоубийство» девочки, гибель дворового человека Филиппа, неожиданная и загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он совершенно спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну Раскольникова, не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его, «на путь истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении никакой  трагедии.  При  встрече  с  Раскольниковым  Свидригайлов  улавливает в состоянии его души «какую-то отправную точку», нечто общее с собой.

Основные черты Свидригайлова – вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.

Роль  Свидригайлова  в  романе  велика:  сблизив  Раскольникова  и Свидригайлова, предоставив им возможность общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою «получше вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души, содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь – «одного поля ягоды».

Однако иногда Свидригайлов совершает и добрые дела «от скуки». (Дает деньги на похороны Екатерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют, восстанавливает доброе имя Дунечки.) Можно предположить, что потенциально Свидригайлов – человек совести. В редкие минуты «пробуждения и просветления» он спешит делать благородные поступки. Но… его испортило, извратило общество.

Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок – одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.

В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои – эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольникова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», – пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова [9]. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.


Просмотр содержимого документа
«МК - Соня Мармеладова»

Соня Мармеладова.


Проблемная ситуация.

- Некоторые исследователи творчества Достоевского отмечают, что образ Сони является альтернативой образа Раскольникова. Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ.

Комментарий учителя.

Известно, что некоторые литературоведы считают идея романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в борьбе Сони и Раскольникова, которые представляют собой вечное «смешение добра и зла». Исходя из этой теории, Соня - чистое добро, Раскольников - чистое зло. Действительно, они разные. Соня верит в Бога, возлагает надежду на чудо. Раскольников - с циничным скепсисом отрицает веру. Соня сосредоточилась на своих близких, Раскольников - на идеи.

Но вместе с тем в них много и общего. Они оба преступники, поскольку потеряли жизнь. Но разница в том, что Раскольников потерял чужое (даже две жизни: старухи-процентщицы и невинной Лизаветы), а Соня - свое. Раскольников совершил преступление во имя идеи, Соня - во имя спасения детей, больной Екатерины Ивановны. Но вместе с тем Раскольников чувствует, что у них одна цель, и идти им одной дорогой, ведь они «переступили себя».

Отметим, что Соня Мармеладова является носителем нравственной идеи, взглядов самого автора. Достоевский считал, что личность, которая жертвует собой ради спасения других, высоко поднимается в моральном плане. Человек, переживший страдания, не сможет делать зла другим. Так в роман входит проблема добра и внутренней гармонии, к которой личность должна прийти через страдания. Страдания способны очистить человека. Именно поэтому в произведении появляются библейские мотивы (легенда о воскрешении Лазаря). Автор - гуманист в отношении к своим героям, так и предоставляет им возможность исправиться, очиститься, возродиться. А библейские мотивы служат иллюстрацией к его размышлений о трагической жизни мира. В этом отразились взгляды самого писателя, который считал Библию «Книгой всего человечества», что дает ответы на все вопросы.

Беседа.

- Чем Раскольников обязан Сони? (Именно она заставила его пойти покаяться в полицию и просить прощения у всех людей на перекрестке улиц. Это похоже на церковный обряд исповеди. Ведь Раскольников действительно чистосердечно признался Порфирию Петровичу во всем содеянном.)

- В семье Мармеладовых была зеленый платок. Ее носит Катерина Ивановна, а потом Соня, решив идти по Раскольниковым. Подумайте, какое значение имеет эта вещь в романе. (Семейная платок Мармеладовых имеет символическое значение. Она является воплощением страданий и искупления. Соня надевает платок, когда идет по Раскольниковым, следовательно, принимает его страдания.)

- Как Достоевский показывает моральную силу Сони? (Она смогла возродить Раскольникова, ее полюбили каторжане.)

- Как Сони удалось простить Раскольникова? (Сони помогло любви к Раскольникову. Она пыталась спасти убийцу, обратить его на путь истины. «Их воскресила любовь, сердце одного заключали бесконечно ы е источники жизни для сердца другого».)

- Как Соня влияла на Раскольникова? Приведите примеры из текста. (Раскольников принял «правду» Сони Мармеладовой, тем самым автор показывает крах теории героя. «Но он воскрес, и он знал э то чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она - она ведь и жила только одной его жизнью» По мнению Достоевского, только любовь способна спасти мир от зла и ненависти, вернуть надежду на лучшую жизнь.)





Анализ темы «Соня Мармеладова и Раскольников».

Соня особенно притягательна для Раскольникова. Разве она не то же сделала? Она «на себя руки наложила… загубила жизнь свою».

Страшный удел Сони – одна из причин философского бунта Раскольникова, неприятие им бытия «божьего мира», и, казалось бы, оправдание его преступления. Но Соня отвергает Раскольниковский принцип поведения. Она «переступила по велению другого идеала, а стало быть, их дороги разные. Столкнув в философском споре Раскольникова и Соню, Достоевский еще глубже раскрывает ошибочную индивидуалистическую позицию героя. Именно в откровенных беседах с Соней окончательно проясняется внутренняя жизнь Раскольникова – его заветные стремления и цели.

Впервые мы узнаем о Соне из рассказа Мармеладова. Мы видим не только внешнюю сторону «падения» – тут и сводня, и раздражение большой мачехи, и крик голодных детей, – но и угадываем в кроткой доверчивости юной девушки готовность к самопожертвованию и беззащитность: «безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…»

Умирая, Мармеладов посылает за Соней, происходит 1- я встреча Раскольникова и Сони.

Достоевский детально описывает ее уличный наряд и подготавливает нас к восприятию ее духовного мира.

Соня прощает своего отца и мачеху, к ним у нее в душе не могло быть ненависти: «Вы ничего, ничего, не знаете… Эта такая несчастная, ах, какая несчастная говорит она о Катерине Ивановне».

Мечущегося Раскольникова притягивает к себе сила чувств Сони, хотя внутренний мир ее для него загадка: «Как этакий позор и такая низость ее общего положения «рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются». Справедливее было бы «прямо головой в воду» – думает он.

«Ненасытимое сострадание», безграничное самопожертвование ради близких вот что удерживает Соню от отчаяния, помогает сохранить душевную чистоту. Сострадание опирается на принципы, недоступные пониманию Раскольникова – смирение и вера в «божий промысел». На в – с Раскольникова о том, Лужину жить и делать мерзости или Катерине Ивановне умереть Соня отвечает: «Ведь я божьего промысла знать не могу». Человек может располагать только собой, принести в жертву только себя – вот ответ Сони и принцип ее жизненного поведения. Смирение ничего общего не имеет с безразличием к окружающему миру. Основной чертой внутреннего мира Сони является уважение к людям, сострадание чужому несчастью.

В ответ на признание Раскольникова в современном убийстве Соня кидается к нему в порыве «страстного» и мучительного сочувствия к несчастному. А на его оправдание: «Я ведь вошь убил… Соня с возмущением возражает: «Это человек – то вошь!»

«Страдание принять и искупить себя им – вот что надо» –  приказывает она Раскольникову.

Или уподобиться Свидригайлову, или «принять страдание», – как требуют Соня и Порфирий – иногда выхода у Раскольникова нет. Неожиданное самоубийство Свидригайлова окончательно надломило Раскольникова, «он чувствовал, что на него как бы что – то упало и придавило». Остается одно – сделать то, что ждет от него «бледная, вся помертвевшая Соня – открыто признать свою вину».

Примирение Раскольникова с жизнью Достоевский перенес в эпилог романа. В остроге, на берегу Иртыша, ему, наконец, открывается и красота идеала Сони, и сила безграничной любви: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого….» «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…»



Лексические обороты, используемые для обрисовки характера Сони.

Самоограничение, гордая решимость, естественность каждого ее порыва. Наделена даром бесконечного сострадания людям. Не  возмущается и не протестует. Незаметное подвижничество.

Страдания достигают предела. Идет на позор и унижение ради спасения близких. Убогая, нищенская обстановка. Драматическая атмосфера встречи. Уповает на бога. Ответы звучат беспощадно. Спасает ее вера, сострадание. Покоряется силой души и характера.





Просмотр содержимого документа
«РМ - образная схема»

ОБРАЗНАЯ СХЕМА


Задание.

Иоанн Лествичник, христианский просветитель, живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы, по которой человек движется к богу или удаляется от него: “На каждой ступеньке бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку”.

- Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова?

- Что выступает в виде беса?

- Попробуйте выстроить цепочку


  1. движения человека к Богу

  2. падение человека в ад.
































Справка.

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (до 579 — ок. 649), византийский религиозный писатель. Аскетико-дидактический трактат «Лестница, возводящая к небесам» был распространен в восточно-христианских странах.







Просмотр содержимого документа
«РМ - схема»


Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»


Психологические истоки

Философское обоснование

Социальные причины


НАКАЗАНИЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Просмотр содержимого документа
«РМ - характеристика героев по цитатам из произведения»

- Охарактеризуйте героев по цитатам из произведения (можно сначала узнать их).


  1. «Надо, чтобы у каждого человека было место, где ее пожалели»; «Бедность не порок. Убожество является пороком »; «Я тварь»; «Для того и пью, что в пьянстве седьмую участие и чувство ищу».


  1. «Это был очень веселый и компанейский парень, добрый к простоте. Однако за этой простотой прятались и глубина, и достоинство. Был он умен, хотя и действительно порой очень простоват. ... Иногда он буянил и слыл силача. ... Никакие неудачи его никогда не смущали, и никакие плохие обстоятельства, казалось, не могли подавить его. Он был очень беден и самостоятельно удерживал себя, добывая деньги разной работой. Он знал множество источников, где мог почерпнуть хоть какой-никакой заработок »; «Вместе с тем он ясно осознавал, что мечта, которая загорелась в его мыслях, совсем невыполнима, - такая несбыточная, что ему даже стыдно стало ее, и он быстрее перешел к другим, более насущных забот и сомнений»


  1. «Возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано» (вспомните Гобсека!); «... выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать»; «Если мне, например, до сих пор говорили: «Возлюби», и я возлюбил, то что из этого получалось? ...получалось то, что я разрывал жупан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голыми по российской пословице": «погонишься за двумя зайцами, ни одного не поймаешь» ».


  1. «В разврате есть нечто постоянное, основанное на природе ...»; «... я ничьей мыслью особенно не интересуюсь ...»; «Кто я такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге ошивался, потом женился на Марфой Петровной и жил в деревне. Вот моя биография! » « Мы одного поля ягоды»


  1. «Получилось же подло, но вы все же не безнадежный негодяй»; «Но вот что скажите: как же отличить тех необычных от обычных? Ба, согласитесь, когда возникнет путаница и кто-то из одного разряда начнет думать, что он относится ко второму разряду, и начнет «устранять все препятствия», то уже ... »; «Страдания, великая вещь. В страдании есть идея?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!