Урок 2
Тема урока: Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.
Цели урока:
познакомить учащихся с основной задачей механики и понятиями: материальная точка, система отчета, траектория, путь и перемещение;
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Учитель: Давайте вспомним основные разделы физики:
Механика.
Термодинамика.
Электродинамика.
Мы начинаем изучение с механики, так как относящиеся сюда явления более просты, а также потому, что знание законов механики окажет нам существенную помощь при изучении других разделов. На уроках физики в 7 классе вам уже встречалось понятие механическое движение.
Примеры механического движения: движение звезд и планет, самолетов и автомобилей, артиллерийских снарядов и ракет.
Двигаетесь ли вы, находясь в классе? (Вы находитесь в классе в покое относительно Земли, но движетесь вместе с ним вокруг Солнца. Например, автомобиль движется относительно деревьев, зданий, но пассажиры, находящиеся в нем, находятся в покое относительно автомобиля.)
Механическое движение часто является составной частью более сложных немеханических процессов, например тепловых. Поэтому изучение физики целесообразно начать с механического движения. Этим вопросом занимается раздел физики, называемый механикой.
Изучить движение тела — значит определить, как изменяется его положение в пространстве с течением времени. Если это известно, можно узнать положение тела в любой момент времени. С учетом этого можно сформулировать основную задачу механики:
Система отсчета.
Тело отсчета «присутствует» в любой задаче о движении тел — даже тогда, когда оно явно не упоминается. Очень часто в качестве тела отсчета подразумевается Земля.
С телом отсчета связывают систему координат.
Положение точки в пространстве задается тремя числами, которые называются координатами точки и обозначаются буквами х, у, z. Часто удается выбрать систему координат так, чтобы одна или две координаты тела оставались неизменными во время всего движения. Тогда описать движение тела можно с помощью только одной или двух координат.
Связанная с телом отсчета система координат и выбранный способ измерения времени образуют систему отсчета.
Таким образом, система отсчета состоит из:
Материальная точка. При определении положения тела в
пространстве возникают затруднения, связанные с тем, что тело
имеет размеры. Тем не менее, при решении многих задач размерами тела можно пренебречь, рассматривая его как одну точку. При
этом описание движения тела намного упрощается.
Можно или нельзя считать тело материальной точкой зависит не от размеров тела («большое» оно или «маленькое»), а от поставленной задачи: один и тот же самолет можно рассматривать как материальную точку, если надо найти время его перелета из одного города в другой, но нельзя, если самолет выполняет фигуры высшего пилотажа.
Можно не учитывать размеры и в том случае, когда перемещения всех точек одинаковы. Такое движение тела называется поступательным.
Траектория, путь и перемещение. В процессе движения материальная точка занимает различные положения в пространстве относительно выбранной системы отсчета. При этом движущаяся точка «описывает» в пространстве какую-то линию. Иногда эта линия видна, — например, высоко летящий самолет может оставлять за собойслед в небе. Более знакомый пример — след куска мела на доске.
Очень часто траектория — невидимая линия. Траектория движущейся точки может быть прямой или кривой линией. Соответственно форме траектории движение бывает прямолинейным и криволинейным.
Путь является скалярной величиной и обозначается буквой l. Путь увеличивается, если тело движется, и остается неизменным, если тело покоится. Таким образом, путь не может уменьшаться с течением времени.
Перемещение является векторной величиной и обозначается обычно s; модуль перемещения обозначается s.
Чем же отличается путь от перемещения? Эти два понятия часто смешивают, хотя на самом деле они очень сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим эти отличия:
Путь — скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
Перемещение — векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.
При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.
Механику можно разделить на:
Кинематику.
Динамику.
Законы сохранения.
Колебания и волны.
Закрепление изученного материала.
Упражнение 1. Какую систему координат следует выбрать (одномерную, двухмерную или трехмерную) для определения положения следующих тел:
Упражнение 2.
Задание 1. В рабочей тетради нарисуйте дорогу, на которой изобразите велосипедиста, мост, автомобиль, дерево, идущего пешехода, светофор.
Проведите в тетради координатную ось параллельно дороге. Примите дерево за тело отсчета.
Выберите масштаб (1 деление - 100 м).
Определите координаты моста, дерева и светофора.
Определите начальные координаты пешехода, велосипедиста и автомобиля.
Покажите вектор перемещения для каждого из этих тел, его проекцию на ось Y и найдите модуль вектора перемещения, а также пройденный путь в следующих случаях:
Задание 2. Выполните те же упражнения, что и в задании 1, но за тело отсчета выберите мост.
Сравните пути и перемещения каждого из тел (полученные при выполнении заданий 1 и 2).
В чем состоит основная задача механики?
Зачем введено понятие материальной точки? Когда тело можно считать материальной точкой?
Что такое система отсчета (СО)? Для чего вводится?
Какие виды систем координат (СК) вы знаете?
Что такое траектория?
В чем отличие пути от перемещения?
1. Наука о неживой природе. 2. Тысячная доля метра. 3. Прибор для измерения объема жидкостей. 4. Что означает греческое слово цэушы [физис], от которого произошло слово «физика»? 5. Механические, тепловые, электрические, световые явления – это явления… 6. Все, что есть во Вселенной. 7. Древнегреческий ученный. 8. «Отец» русской авиации. 9. Город, в котором в 1954 г. была построена первая в мире атомная электростанция. 10. Величина, характеризующая степень нагретости тела. 11. Русский ученый, усовершенствовавший лампы дневного света. 12. Свертывающаяся в круг металлическая или матерчатая измерительная лампа с делениями. 13. Название транспортного отечественного самолета, грузоподъемностью 150 т, построенного в 1985 году. 14. Единица длины, равная 0,1 м. 15. Русский ученый и организатор, с именем которого связано развитие отечественной автономной энергетики. 16. Физическая величина, характеризующая расстояние. 17. «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А. С. Пушкин). 18. Критерий истины.
И
З
И
Ч
Е
Ф 1
Е
И
К
С
4
3
2
7
6
5
8
9
12
11
10
14
13
16
15
18
17
Е
В
И
Ч
И
Л
Ы
Н
Ответы: 1. Физика. 2. Миллиметр. 3. Мензурка. 4. Природа. 5.... физические. 6. Материя. 7. Аристотель. 8. Жуковский. 9. Обнинск. 10. Температура. 11. Вавилова. 12. Рулетка. 13. Руслан. 14. Дециметр. 15. Курчатов. 16. Длина. 17. Ломоносов. 18. Опыт.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Устно: §§ 1, 2.
Самостоятельное изучение: приложение 1 (стр. 255 – 257).