СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненная стойкость и психическое здоровье детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизненная стойкость и психическое здоровье детей

Трудности неизменно встречаются в жизни любого человека. Их возникновение естественно. У детей трудные ситуации возникают не реже, чем у взрослых! Трудная ситуация характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет и тем, что он может. Ребенок постоянно с этим сталкивается. То, что для взрослого естественно, для ребенка может быть трудно и сложно. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Но только ли неблагоприятные? Ведь препятствия, помехи – нормальные явления жизни, они вызывают активность, направленную на их преодоление. Способы поведения в трудных ситуациях имеют индивидуальный характер и у взрослого становятся устойчивыми (самоконтроль, саморегуляция). Складываться они начмнают уже в детском возрасте, но это развитие не происходит автоматически по мере взросления. Большое значение имеет темперамент ребенка, особенности его личности, индивидуальный опыт. Могут сформироваться конструктивные способы поведения (активное осознанное преодоление трудностей; активизация развития): умение извиниться, первым подойти для примирения и неконструктивные (не приводят к решению проблемы, могут вызвать отклонения и деформации в развитии): возникновение различных вредных привычек, таких как обгрызание ногтей, онанизм; уход в себя; отказ от общения; агрессивность. Трудные ситуации могут быть переходящие, быстротечные (упал, не приняли в игру); кратковременные, но очень острые и значимые (потеря близкого человека, разлука с матерью, переезд на новое место); длительные, хронические (развод родителей, противоречивое воспитание, неуспеваемость в школе). Самые травмирующие – кратковременные, но острые и длительные. Для дошкольников наиболее травмирующими оказываются ситуации, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности:

  • враждебная, жестокая семья;
  • эмоционально отвергающая семья;
  • семья, не обеспечивающая уход и надзор;
  • распадающаяся или распавшаяся семья;
  • чрезмерная требовательность родителей (гиперопека);
  • появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
  • противоречивое воспитание или резкая смена типа воспитания (раньше все было можно, теперь – ничего нельзя);
  • чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура);
  • отрыв от семьи (госпитализация, направление в детский сад)

Для детей школьного возраста помимо перечисленных выше, травмирующими являются ситуации, связанные со снижением ценности Я:

  • невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, уметь хорошо читать);
  • отстраненность от других членов семьи;
  • непринятие детским коллективом, педагогом;
  • неспособность справиться с учебной нагрузкой.

Постепенно преодолевая мелкие трудности, ребенок готовится ко взрослой жизни. Необходимо, чтобы у него развивалась потребность поиска решений, способность противостоять неблагоприятным воздействиям. Влияние родителей на становление у ребенка способов поведения в трудных ситуациях велико:

  1. Стиль семейного воспитания: авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети; авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети; снисходительные родители (попустительский тип воспитания) – импульсивные, агрессивные дети.
  2. Поведение родителей в трудных ситуациях, которое ребенок (часто бессознательно) принимает в качестве примера для подражания.
  3. Целенаправленное обучение детей способам преодоления трудных ситуаций.

Что могут сделать родители?

  • Понаблюдать за поведением своего ребенка в трудных для него ситуациях.
  • Проанализировать с ребенком возможные способы преодоления трудностей в обыденной жизни, которые могут встретиться. С дошкольником можно обыграть эти ситуации, со школьником достаточно разговора.
  • Обратиться к собственному опыту поведения в трудных ситуациях, оценить эффективность своих действий, обсудить это с ребенком.
  • Обучить ребенка элементам аутотренинга (умение расслабляться, досчитав до десяти, например); см. статью "Как помочь ребенку и себе преодолевать негативные эмоции".

Эти простые действия со стороны родителей могут оказаться стартом для развития у ребенка самостоятельных навыков по преодолению трудных ситуаций, выработке конструктивных способов поведения.

Жизненная стойкость и психическое здоровье детей

Трудности неизменно встречаются в жизни любого человека. Их возникновение естественно. У детей трудные ситуации возникают не реже, чем у взрослых! Трудная ситуация характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет и тем, что он может. Ребенок постоянно с этим сталкивается. То, что для взрослого естественно, для ребенка может быть трудно и сложно. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Но только ли неблагоприятные? Ведь препятствия, помехи – нормальные явления жизни, они вызывают активность, направленную на их преодоление. Способы поведения в трудных ситуациях имеют индивидуальный характер и у взрослого становятся устойчивыми (самоконтроль, саморегуляция). Складываться они начмнают уже в детском возрасте, но это развитие не происходит автоматически по мере взросления. Большое значение имеет темперамент ребенка, особенности его личности, индивидуальный опыт. Могут сформироваться конструктивные способы поведения (активное осознанное преодоление трудностей; активизация развития): умение извиниться, первым подойти для примирения и неконструктивные (не приводят к решению проблемы, могут вызвать отклонения и деформации в развитии): возникновение различных вредных привычек, таких как обгрызание ногтей, онанизм; уход в себя; отказ от общения; агрессивность. Трудные ситуации могут быть переходящие, быстротечные (упал, не приняли в игру); кратковременные, но очень острые и значимые (потеря близкого человека, разлука с матерью, переезд на новое место); длительные, хронические (развод родителей, противоречивое воспитание, неуспеваемость в школе). Самые травмирующие – кратковременные, но острые и длительные. Для дошкольников наиболее травмирующими оказываются ситуации, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности:

  • враждебная, жестокая семья;
  • эмоционально отвергающая семья;
  • семья, не обеспечивающая уход и надзор;
  • распадающаяся или распавшаяся семья;
  • чрезмерная требовательность родителей (гиперопека);
  • появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
  • противоречивое воспитание или резкая смена типа воспитания (раньше все было можно, теперь – ничего нельзя);
  • чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура);
  • отрыв от семьи (госпитализация, направление в детский сад)

Для детей школьного возраста помимо перечисленных выше, травмирующими являются ситуации, связанные со снижением ценности Я:

  • невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, уметь хорошо читать);
  • отстраненность от других членов семьи;
  • непринятие детским коллективом, педагогом;
  • неспособность справиться с учебной нагрузкой.

Постепенно преодолевая мелкие трудности, ребенок готовится ко взрослой жизни. Необходимо, чтобы у него развивалась потребность поиска решений, способность противостоять неблагоприятным воздействиям. Влияние родителей на становление у ребенка способов поведения в трудных ситуациях велико:

  1. Стиль семейного воспитания: авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети; авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети; снисходительные родители (попустительский тип воспитания) – импульсивные, агрессивные дети.
  1. Поведение родителей в трудных ситуациях, которое ребенок (часто бессознательно) принимает в качестве примера для подражания.
  1. Целенаправленное обучение детей способам преодоления трудных ситуаций.

Что могут сделать родители?

  • Понаблюдать за поведением своего ребенка в трудных для него ситуациях.
  • Проанализировать с ребенком возможные способы преодоления трудностей в обыденной жизни, которые могут встретиться. С дошкольником можно обыграть эти ситуации, со школьником достаточно разговора.
  • Обратиться к собственному опыту поведения в трудных ситуациях, оценить эффективность своих действий, обсудить это с ребенком.

Эти простые действия со стороны родителей могут оказаться стартом для развития у ребенка самостоятельных навыков по преодолению трудных ситуаций, выработке конструктивных способов поведения.

17.06.2019 16:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!