СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Живут на Земле существа неземной красоты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ЖИВУТ НА ЗЕМЛЕ СУЩЕСТВА НЕЗЕМНОЙ КРАСОТЫ»

(Классный час для среднего школьного возраста к Международному дню кошек)

Мы в ответе за тех, кого приручили.

А. Экзюпери

Витторио Коркос. «Игра с кошкой»

Цель: способствовать воспитанию любви к животным, бережного отно­шения к «братьям меньшим».

Оформление: книжная выставка «Весёлая котовасия»; «народная мудрость о котиках» (пословицы и пого­ворки).

Действующие лица:

Учитель

2 ведущих

Команды «Мягкие лапки» и «Острые коготки»

ХОД ИГРЫ

Учитель. Сегодня мы по­говорим о животном, которое много сотен лет живёт среди людей, – о кошке.

Ежегодно 1 марта отмечается Международный день кошек.

Что мы представляем себе, произно­ся слова: кошка, котята?

В нашем воображении всплывает пушистый, ласковый, чистоплотный, но своенравный зверёк, очень привя­занный к человеку. Его всегда приятно взять на руки, погладить, приласкать и услышать в ответ благодарное мур­лыкание.

С давних времён кошки обитают ря­дом с человеком. А много ли мы знаем о них? Где их родина? Кто из учёных открыл это животное?

Кошка – одно из первых животных, одомашненных человеком. Она при­шла к нам из глубины веков. Родина кошек – Египет. В середине XIX века немецкий учёный Эдуард Рюппель изучал кошек в Нубии на западном берегу реки Нил. Из Нубии в Египет её занесли священнослужители. Кошка по-египетски звучит просто «мау» или «мяу».

С 2600 г. до н.э. египтяне стали при­ручать этих животных. Сначала ко­шек использовали на охоте и рыбалке: они принося людям птиц и рыбу из зарос­лей Нила, куда было трудно добраться человеку. В такой сцене кошку с широ­ким ошейником можно видеть на баре­льефе гробницы Ти в Саккара.

В те годы Египет страдал от обилия крыс и мышей. Уничтожая грызунов, кошки помогали людям сохранить урожай. Возможно, с этого момента и начался культ почитания кошек как «священных стражей хлебных амба­ров».

С 1200 г. до н.э. кошка была введена в ранг божества и считалась священ­ным животным египетской богини Луны и плодородия Бает. Эта богиня изображалась в виде женщины с головой кошки из золота и серебра.

Учёный-египтолог Георг Эберс в романе «Дочь египетского ца­ря» писал: «Кошка считалась самым священным из всех почитаемых егип­тянами животных. Она была непри­косновенной святыней.» Убийство кошки, даже нечаянное, каралось смертью на месте (не исключая иностранцев).

Греческий историк Геродот в своей «Истории» сообщал, что, когда в Егип­те случался пожар, то прежде всего заботились о спасении кошки, а лишь потом тушили огонь. Смерть кошки сопровождалась особым траурным риту­алом – обрезанием волос, сбриванием бровей. Трупы кошек бальзамировали и с почётом хоронили на специальных кладбищах.

Современники по-разному относи­лись к этой удивительной привязан­ности египтян. Одни использовали её в своих корыстных целях (так, персид­ские завоеватели Египта, идя в бой, вместо щитов прикрывались живыми кошками), другие пытались высмеи­вать египтян.

Из Египта через Грецию и Италию кошки попали в Европу. Солдаты рим­ских легионов, возвращаясь домой, везли кошек как сувениры. Здесь они служили объектом для игр и забав. В Европе кошачья жизнь усложнилась. Католическая церковь, ссыла­ясь на то, что кошки не было в Ноевом ковчеге, причислила её к нечистой си­ле. Начались гонения, причём больше всего доставалось чёрным кошкам (их считали связанными с ведьма) и их хозяевам.

В ХШ-ХVI веках в Европе проходи­ли громкие судебные процессы, на ко­торых под пыткой арестованные люди признавались, что видели дьявола, чертей в виде кошек. В дни церковных праздников во Франции и Германии сжигали живьём конек, заключённых в клетку, а в Бельгии их сбрасывали с высоких башен. Бедных животных спасло нашествие крыс. Кошек ста­ли даже покупать, была определена их стоимость. За жестокое обращение или убийство кошки виновный дол­жен был отдать барана и столько мер пшеницы, сколько нужно было, чтобы засыпать кошку, подвешенную за хвост над самой землёй.

Как видим, отношение к кошкам было разное – их любили и не люби­ли. Разным было отношение к ним и знаменитых людей. Так, Юлий Цезарь ненавидел кошек; Вольтер – относил­ся к ним с насмешкой; Хемингуэй обо­жал кошек; А. Линкольн держал в доме трёх кошек.

Сейчас кошки, лишённые своего мистического ореола, свободно живут не только в жилых домах, но и в мона­стырях. Служители церкви (как право­славной, так и католической) подружились с ними. О монастырских кошках сохранилось много легенд. Например, во Франции в г. Большой Шавтр одна из кошек звонила в рыбные дни в ко­локольчик при воротах монастыря. На острове Кипр в одном из монастырей специально держали кошек. Их утром выпускали для уничтожения змей, а вечером по звону колокола приглаша­ли на вкусный ужин.

Но до сих пор отношение к кошкам в мире неоднозначно: кое-где не изжито неприязненное отношение к чёрным кошкам и бытует примета: перебежит дорогу чёрная кошка – быть неприятности. В других же странах встреча с ней считается удачей. На Востоке кошку боготворят. Мусульмане счи­тают, что кошка жила у самого про­рока Мухаммеда. До сих пор ей раз­решается входить в мечеть. Китайцы верили, что кошка приносит счастье. Кот входит в число 12 животных, имя которых носят годы восточного ка­лендаря. В Японии кошку считают животным, приносящим счастье и удачу. В одном из храмов в Токио име­ется скульптурное изображение кош­ки с поднятой правой лапой. У ворот храма посетители оставляют резные фигурки кошек.

В России кошка тоже почитаема и любима. С древних времен существу­ет обычай: при переезде на новое место первой в квартиру пускают кошку, чтобы в семье было благополучие.

Наука, которая изучает анатомию, породы кошек, называется фелиноло­гией (от латинского felis – кошка как вид).

А сейчас мы перейдём к игре «Зна­токи кошек».

1-й ведущий. Прошу команды – «Мягкие лапки» и «Острые коготки» – занять свои места. Объявляем первый конкурс.

Конкурс 1. Разминка капитанов

Выходят капитаны. На заданный вопрос они отвечают поочередно.

1-й ведущий. Какими необычными качествами обладают кошки?

Ответы:

– острое зрение,

– хороший слух,

– любит умываться, чистюля,

– ходит бесшумно,

– лазает по деревьям,

– свободолюбива,

– может долго сидеть в засаде,

– не всегда позволяет себя гладить.

Конкурс 2. Народная мудрость о кошках

2-й ведущий. Задание командам – вспомнить поговорки и пословицы о кошках. Победит та команда, которая назовёт большее число образцов на­родной мудрости.

Вызываются по 2 участника от каждой команды.

  1. Чует кошка, чьё мясо съела.
  2. Не всё коту масленица.
  3. Отольются кошке мышкины слёз­ки.
  4. Кошка спит, а мышей видит.
  5. Мягкие лапки, острые царапки.
  6. Кошке – игрушки, а мышке – слёзки.
  7. Кошка в дом – счастье в нём.
  8. Кошка из дома – мышам воля.
  9. Почему кот гладок – поел да на­бок.
  10. Кошачья лапка мягка, а коготок востёр
  11. Кошки грызутся – мышам раз­долье.
  12. Лакома кошка до рыбы, а в воду лезть не хочет.

Конкурс 3. Реклама «кошачьего меню»

1-й ведущий. Известно, что все ки­ски любят сметанку, сосиски, а ино­гда – «Фрискас» и «Вискас». Задание командам – создать рекламу «Мяу-аппетит».

Вызываются по 2 участника от каждой команды.

Конкурс 4. Домашнее задание «Как у меня появился котёнок»

2-й ведущий. Команда «Мягкие лапки» представляет нам свой рас­сказ.

«Я давно хотел котёнка, но все взрос­лые были против. Каждый из них объ­яснял свое нежелание так: мама – ко­тята портят обои и мебель, бабушка – они таскают со столов, папа: «А ты подумал, как будет страшно нашему попугаю Кеше?» Мне оставалось только мечтать.

И однажды моя мечта осуществилась. Один из гостей вручил маме на день рождения коробку. В ней находился пушистый рыженький котёнок. Мама вытащила его и нежно ска­зала: «Батюшки, кисанька!» Бабушка стала гладить котёнка по животику, а папа побежал на кухню за молоком. Так у меня появился Барсик».

2-й ведущий. Команда – «Острые ко­готки», теперь настала ваша очередь прочитать свой рассказ.

«У меня наоборот – все члены семьи хотели котёнка, ждали, когда я под­расту. Однажды после прогулки мы возвращались домой. На остановке старенькая бабушка подошла к нам и предложила котёнка. Маленький, дрожащий, он жалобно смотрел на нас.

«Возьмите, люди добрые!» – сказа­ла бабушка и протянула котёнка папе. Папа взял малыша и спрятал под курт­ку. Дома мы искупали котёнка, высушили, накормили и вдруг вспомнили, что не спросили его имя. Долго спорили, как назовём, и решили: на какое имя мя­укнет, на том и остановимся.

Мама – Дымка (молчок), Лапка (молчок); папа – Кнопка (молчок), Ки­ска (молчок), а когда я сказал «Мурка», котёнок замурлыкал и подошёл ко мне».

Конкурс 5. Конкурс команд «А ну-ка, мяукнем»

1-й ведущий. Задание командам: промяукать или промурлыкать мело­дию песни (по выбору команды).

Конкурс 6. «Капитаны, к барьеру!»

2-й ведущий. А теперь – задание капитанам. Назовите сказки и расска­зы, персонажами которых являются кошки. (Называют по очереди.)

Варианты ответов: «Репка», «Кот и Лиса», «Кот, Баран и Петух», «Кот Се­рый Лоб», «Кошкин дом», «Бременские музыканты», «Кот-ворюга» и др.

Игра с болельщиками «Знатоки кошачьей жизни»

1-й ведущий. Дорогие болельщи­ки! Сейчас мы узнаем, насколько вам близка кошачья жизнь. Ответьте, по­жалуйста, на такие вопросы.

  1. Назовите родину кошек. (Египет)
  2. Какая наука занимается изучени­ем кошек? (Фелинология)
  3. Сколько у кошек усов: 10, 15 или 24? (24)
  4. Сколько у кошек зубов: 18, 25, 30? (30)
  5. Назовите имя кота в чёрных оч­ках. (Базилио)
  6. Вспомните выступающих в цирке котов-жонглёров. (Морские котики)
  7. Героем какой из песен является кот? («Чёрный кот»)
  8. Назовите самую большую кошку. (Тигр)
  9. Транспорт кота в стихотворении «Тараканище». (Велосипед)
  10. Имя кота из американского мультсериала. (Том)
  11. Местожительство кота Матроскина. (Простоквашино)
  12. Мышеловка из пяти букв. (Кошка)
  13. Имя кота в шляпе, который был обстрелян картошкой. (Васька)
  14. Местожительство кота у А. С. Пушкина. (Дуб у Лукоморья)
  15. Кто прячет в лапки коготки и на­падает на клубки? (Котёнок)
  16. Кто, став главным в лесу, взял в жены лису? (Кот Котофеевич)
  17. Кому принадлежит фраза «Ребя­та, давайте жить дружно». (Коту Лео­польду)
  18. Кому помогут стать храбрецом капли «озверина»? (Коту Леопольду)

Учитель. Наша встреча подошла к концу. Вы узнали много интересного о ваших любимых питомцах, об этих красивых, грациозных и своенравных животных. Ими восхищались писате­ли, поэты, художники. Вот какое сти­хотворение посвятил кошке француз­ский поэт XIX века Шарль Бодлер:

Коты – друзья наук

И сладостных забав.

Для них ни тишина,

Ни мрак ночей не тяжки.

В моём дому гуляет важно

Красивый, кроткий, сильный кот

И, торжествуя свой приход,

Мурлычет нежно и протяжно.

Редкие породы кошек продаются на специальных аукционах. 7 декабря 1871 года в Лондоне прошла первая Всемирная выставка кошек. Её орга­низатором был британский селекционер и любитель кошек Харрисон Вейр. Газеты широко осветили её ход и ито­ги. С тех пор кошачьи дефиле стали ежегодными. Выставки кошек прохо­дят и в день их «профессионального праздника» 1 марта. В городе Мышкине есть единственный в нашей стране Музей кошек.

Ребята, помните, что, взяв в дом котён­ка, вы стали его защитником на долгие годы.

Источник: Щербакова А. «Живут на Земле существа неземной красоты» (Урок-КВН для среднего школьного возраста к Международному дню кошек) // Воспитание школьников. 2009. № 2. С. 76-80.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Классное руководство

https://multiurok.ru/blog/klassnoe-rukovodstvo.html

*

Без кота и жизнь не та

https://multiurok.ru/blog/biez-kota-i-zhizn-nie-ta-foto.html

В Петербурге поставят самый высокий в Европе памятник коту

https://multiurok.ru/blog/v-peterburge-postaviat-samyi-vysokii-v-evrope-pamiatnik-kotu.html

Всемирный день кошек

https://multiurok.ru/blog/vsemirnyi-den-koshek-5.html

Всемирный день петербургских котов и кошек

https://multiurok.ru/blog/vsemirnyi-den-peterburgskikh-kotov-i-koshek.html

День кошек в России

https://multiurok.ru/blog/den-koshek-v-rossii.html

День ласкового котёнка (Cuddly Kitten Day)

https://multiurok.ru/blog/den-laskovogo-kotionka-cuddly-kitten-day.html

Калининградский дрессированный кот покорил соцсети

https://multiurok.ru/blog/kaliningradskii-dressirovannyi-kot-pokoril-sotsseti.html

Кот Бегемот из «Булгаковского дома»

https://multiurok.ru/blog/kot-begemot-iz-bulgakovskogo-doma.html

Кот во дворцах

https://multiurok.ru/blog/kot-vo-dvortsakh.html

Кот – главный в Эрмитаже

Ссылка: https://foma.ru/kto-glavniy-v-ermitage.html

Котики в русской классике

https://multiurok.ru/blog/kotiki-v-russkoi-klassike.html

Кот подъезда № 8

https://multiurok.ru/blog/kot-podezda-8.html

Кошатники против собачников

https://multiurok.ru/blog/koshatniki-protiv-sobachnikov.html

Мульткотэ.

https://multiurok.ru/blog/multkote.html

На Шпицбергене умер кот, который жил по документам песца

https://multiurok.ru/blog/na-shpitsbergene-umer-kot-kotoryi-zhil-po-dokumentam-pestsa.html

Рыжий с ангельским голоском

https://multiurok.ru/blog/ryzhii-s-angelskim-goloskom.html

США завершат научные эксперименты над кошками

Ссылка:

https://rg.ru/2019/04/04/smi-ssha-zavershat-nauchnye-eksperimenty-nad-koshkami.html

Эксперимент подтвердил, что кошки знают и понимают свои клички

Ссылка: https://rg.ru/2019/04/07/koshki-klichki.html

Эрмитажный кот Ахилл переедет жить к своему ветеринару

https://multiurok.ru/blog/ermitazhnyi-kot-akhill-pereedet-zhit-k-svoemu-veterinaru.html

Категория: Всем учителям
28.02.2016 13:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей