СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Здоровьесбережение как основной критерий выбора педагогической технологии (на примере применения логопедических приемов по профилактике дисграфии у младших школьников)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наши дни проблема здоровьесбережения на уроке остается одной из самых актуальных, поскольку здоровье детей – это, без преувеличения, сохранение жизни последующих поколений, дальнейшее здоровое развитие цивилизованного общества.

К сожалению, на протяжении длительного времени наше образование не уделяло достаточного внимания развитию, сохранению, укреплению здоровья, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. Печален тот факт, что лишь малую часть выпускников школы можно назвать полностью здоровыми.

Здоровье – основной критерий жизни и жизненных ресурсов ребенка. Укрепление и сохранение здоровья школьников в большинстве случаев зависит от условий образовательной среды. Особое место среди основных задач совершенствования образования занимает создание системы сохранения и укрепления здоровья на уроке учащихся. В последнее время специалисты в области охраны здоровья и гигиены детей отмечают следующие отрицательные влияния на учеников в образовательном процессе:

- снижение числа здоровых детей;

- увеличение количества нарушений органов пищеварения, почек, опорно- двигательного аппарата;

- рост числа учащихся, имеющих несколько заболеваний.

Приведенные факты говорят о том, что необходимо эффективное формирование культуры здоровья на уроке, а также приобщение учеников к здоровому образу жизни.

Это и послужило целью нашей работы – исследование эффективности здоровьесбережения как основного критерия выбора педагогической технологии (на примере применения логопедических приемов по профилактике дисграфии у младших школьников).

Задачи исследования:

  • Проанализировать актуальность здоровьесбережения при выборе педагогической технологии;
  • Дать определение здоровьесбережению;
  • Дать определение дисграфии;
  • Продемонстрировать практическое применение логопедических приемов по профилактике дисграфии у младших школьников на уроках английского языка.

Определение здоровьесбережения и дисграфии

Здоровьесбережение в образовательном процессе понимается как деятельность, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.

Изучение источников, посвящённых различным аспектам сохранения здоровья учащихся, позволяет выделить следующие условия для создания здоровьесберегающей среды на уроке:

  • применение педагогических технологий, учитывающих психологические особенности ребенка, а также разные учебно-познавательные возможности детей;
  • здоровьесберегающая организация урока;
  • воспитание у школьников стремления к здоровому образу жизни, развитие здоровьесберегающих компетенций учеников;
  • формирование на уроке благоприятного социально-психологического климата как условие сохранения психического здоровья ребёнка.

Создание этих условий нужно рассматривать как комплексную систему, которая включает в себя оздоровительно-образовательное, коррекционно-развивающее, образовательно-воспитательное и оздоровительно-физкультурное направления работы.

Тенденцией развития современной системы образования является переход к концепции непрерывного образования, предъявляющий требования к обеспечению нового качества образования, реализуемого в рамках модернизации содержания российского образования, его структуры, которая выражается, в первую очередь, в переходе к четырехлетнему обучению в начальной школе, к раннему началу изучения иностранных языков со 2 класса (1 класса) и к профильному обучению в старших классах. В связи с этим будет реализовываться принцип непрерывности языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям развивающейся личности и общества.

Концепция четырехлетней начальной школы строится на гуманистических подходах и предполагает обеспечение сохранения физического и психического здоровья младших школьников, создание оптимальных условий для его развития.

В действующей программе по иностранным языкам развивающая цель обучения является "психологической" и понимается как умственное развитие учащегося, так как оно включает развитие логического мышления, наблюдательности, речевых способностей и других психических функций. Реализация данной цели обучения предполагается на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования новых обучающих технологий. Важной задачей всего курса начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.

При выборе педагогических технологий обучения иностранному языку в начальной школе учителю необходимо знать, что они должны способствовать созданию доброжелательности, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к изучению предмета. Учитель, работающий с младшими школьниками обязательно должен учитывать принцип создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка. Это может выражаться в создании учителем атмосферы терпения и доброжелательности, в использовании разнообразных форм поощрения и приемов оказания им помощи при выполнении учебных заданий. На уроке необходимо уделять особое внимание, поддерживать тех учащихся, которые что-то не поняли, или просто стесняются говорить вслух. Ни для кого не секрет, что среди учащихся есть дети с проблемами физического, психологического, соматического и эмоционального развития. И учитель обязательно должен осуществлять процесс интеграции таких учащихся в коллективе, т.е. осуществлять индивидуальный подход к таким детям, что является одним из принципов гуманной педагогики.

Выбор технологии обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Учить языку - это искусство, малышей – искусство искусств.

И часто учителя, работая с малышами, сталкиваются с проблемой, которой уделяется мало внимания, которую, порой, нелегко выявить, не имея специальной подготовки и образования. А именно – с понятием «дисграфия».

Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (то есть руководствуясь фонетическим принципом письма), невзирая на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие значительных нарушений зрения или слуха. Дисграфия—это специфическое, избирательное расстройство. Ее наличие не означает снижения способности учиться вообще. Страдают полностью определенные навыки, механизмы которых оказались несформированными. Особенность этого вида нарушений письма оказывается в наличии особенных или специфических ошибок, не свойственных здоровым детям и детям, которые не полностью усвоили программный материал. Но самым первым проявлением дисграфии является неполноценность навыков фонемного анализа, которым ребенок учится в добукварном периоде.

Дисграфия, или нарушение письма, проявляется в виде неверного соотношения звуков устной речи и их графического изображения. Дисграфия, как правило, является следствием недоразвитого фонемного слуха. Если такому ребенку дать списывать текст, то он сделает это неплохо, но если будет писать под диктовку, то сделает много ошибок. Дети с дисграфией заменяют буквы по сходству их произношения, пропускают гласные, согласные, а иногда даже целые слоги. Они также могут расчленить слово или, напротив, вместе написать отдельные слова. Иногда они зеркально пишут буквы. Если посмотреть тетрадь такого ребенка, то кроме ошибок будет нарушено и собственно письмо — он нечетко пишет буквы, строки в его тетради “скользят”. Эти явления связаны с нарушениями психомоторики и пространственного воображения.

Слишком часто у детей с дисграфией есть и психологические проблемы: трудности с концентрацией и распределением внимания. Это значительно затрудняет акт письма. При письме под диктовку ребенок должен распределять свое внимание между слуховым и зрительным полем восприятия. Определенную часть поля внимания занимает и двигательный компонент письма. Необходимость выполнять все три вида операций в то же время является для детей с дисграфией слишком трудным заданием. Регулярно теряется контроль то над одной из них, то над другой. Качество внимания зависит от уровня бодрости, тонуса, активности мозговых структур. Поэтому периодически внимание ребенка рассеивается, а в благоприятные моменты—концентрируется. Соответственно, количество ошибок в письме то резко растет, то снижается к минимуму.

Недостаточность ориентирования в задании, распределению внимания и контролю приводят к ошибкам при списывании — ученик допускает такие ошибки:

  • Персевирации букв («застревание»);
  • Персевирации элементов буквы (такая ошибка наиболее характерна для детей с недостаточной сформированностью кинетической организации движений);
  • Пропуск элементов буквы, букв и слогов;
  • Контаминации слов («смешение»);
  • Антиципации литер (предугадывание);
  • Ошибки языкового характера (например, написание слитно слов вместо отдельно, отсутствие начала предложения);
  • Орфографические ошибки.

Анализ трудностей письма у детей с зрительно-пространственной дисграфией раскрывает следующие особенности:

  • трудности в ориентировании на листе тетради, в нахождении начала строки;
  • трудности в соблюдении строки;
  • постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру; написание отдельно букв в середине слова;
  • трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены похожих и близких за написанием букв, замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно больших;
  • стойкая зеркальность при написании букв;
  • замены букв;
  • невозможность создания навыков идеограммного письма (Closswork, sinema);
  • пропуск и замена гласных;
  • нарушение порядка букв;
  • тенденция к фонетическому письму
  • трудности выделения целостного образа слова.

Все перечисленные особенности легко находят свое объяснение в одном механизме — трудностях оперирования пространственной информацией и попытках их компенсации.

Стоит отметить, что одни и те же по внешним проявлениям ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы, поскольку написание слов вместе может быть связано как с недостаточностью анализа языкового материала из-за трудностей в программировании и контроле, так и с трудностями формирования целостного образа написанного слова. Таким образом, для определения механизма ошибок необходимо учитывать не отдельные ошибки, а весь симптомокомплекс особенностей письма.

При дисграфии у детей начальных классов диктанты, выполненные упражнения содержат много грамматических ошибок. Они не используют большие буквы, знаки препинания, имеют ужасный почерк. В средних и старших классах дети стремятся использовать в письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Дисграфия может быть акустической, но чаще всего встречаются сенсорная и оптическая.

Обязательно следует отличать дисграфию от интерференции. Дисграфия происходит в пределах одного языка, а интерференция—это негативное перенесение явлений одного языка на явления другой, близкородственного или не близкородственного. Например, путаница межъязыковых букв t и т — не дисграфия, а интерференция.

Оптическая дисграфия—один из видов нарушений письменной речи.

Пути преодоления дисграфии на уроках английского языка в начальной школе

Оптическая дисграфия проявляется в трудностях письма букв и их отдельных элементов, близких или зеркальных по написанию, а также в нарушении зрительной схемы слов, идентичных по контуру или по пространственному последовательному изображению, — неспособность объединить поданные буквы в слог, а слог—в слово.

Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с наивысшим уровнем ее развития. В основе этого вида дисграфии лежит совсем другое “слабое звено”: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с отдельными звуками. В разные моменты буквы воспринимаются по-разному. В результате неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме.

Если ребенок к обучению грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме, по величине и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов друг относительно друга, то ему будет очень тяжело усвоить достаточно тонкие различия в написании оптически похожих букв.

Ошибки на письме при оптической дисграфии проявляются в следующем:

  • Зеркальное изображение букв.
  • Недописывание элементов букв.
  • Замены букв, которые состоят из разного количества одинаковых элементов (V та W, N и M.).
  • Замены букв, элементы которых по-разному расположены в пространстве (b и d)

Для преодоления этого вида дисграфии, необходимое развитие у ребенка зрительно-пространственных представлений, что предоставит ей возможность заметить разногласия в написании букв, которые смешиваются.

Используются разные виды упражнений:

  • Вырезание букв, которые смешиваются, из бумаги и картона.
  • Обведение контуров букв.
  • Составление букв из отдельных элементов.
  • Письмо смешиваемых или неправильно изображенных букв под диктовку.

Во время уроков английского языка можно использовать такие упражнения:

Среди предложенных букв найди и обведи ту, которая не похожа на другие.

b b b b d b b d b b b b b b b b b b b b b b d b b d

g q g g g g q q g g g g g g g g g g g q g g g g g g

Обведи все буквы b красным карандашом, а все буквы d –синим

b b b b d b b d b b b b b b b b b b b b b b d b b d

Знакомство с графическим образом буквы. На что она похожа? Во что ее можно превратить? (R,U, D, О etc.)

Найди ошибки в словах.

Hawe (have)

Baq (bag)

Puppj (puppy)

Bab (bad)

Как изменится значение слова, если букву b превратить в d или g?

Bad (dad)

Bad (bag)

Чередование написания похожих букв в одной строке.

bd bd bd

gq gq gq

wv wv wv

Собери букву из элементов

Обведи букву по контуру

Вылепи букву из пластилина

«Прочитай» букву пальчиками

Все эти упражнения направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к особенностям написания похожих букв, их отличий и тем самым помочь ему усвоить их правильное написание. Когда это будет обеспечено, оптическая дисграфия исчезнет.

На уроках английского языка учителю следует быть более внимательным к таким детям. Ведь имея проблемы в письме и, иногда, чтении дети не хотят изучать язык, они испытывают чувство страха при письме и чтении перед классом, замыкаются в себе и неохотно идут на контакт.

Педагогу не следует выставлять ребенка с дисграфией на «показ» перед классом. Гораздо лучше всем вместе сделать эти упражнения, провести игру, соревнование на знание букв, их элементов.

Во втором классе на уроках я выделяю минут 5-7 на подобные игры. Класс делится на мини-группы, каждая получает свое задание. На каждом уроке группа получает разные задания. Во время подобных игр, дети могут свободно перемещаться по классу, общаться друг с другом, работать стоя за партой. Для детей это не упражнение, это не строгое выполнение написанного задания, это – игра, развлечение, отдых. В таких коллективных видах работы принимают участие все дети, никто не остается в стороне. Сильные детки помогают и подсказывают слабым. В это время они становятся сами учителями.

Для учащихся с более стойким нарушением письма я даю индивидуальные задания на дом. Чаще это бывает ручной вид работы - по контуру обвести, вылепить букву, выложить из крупы, вырезать по шаблону.

Для каждого учащегося в тетрадях прописываю образец для письма. В классе демонстрирую написание буквы, последовательность и элементы, из которых состоит буква.

В классе каждому ученику, испытывающему трудности, создаю момент успеха, чтобы ребенок чувствовал себя частью коллектива, знающим материал не хуже других.

Проведение подобных «пятиминуток» на уроке заменяют иногда физминутки. При выполнении упражнений я даю детям свободу действий: они могут сидеть так, как им удобно, могут делать задание стоя, могут ходить по классу, общаться друг с другом, помогать друг другу. После логопедических упражнений темп работы учащихся ускоряется.

Проводя подобную работу с детьми младшего школьного возраста учитель не только уделяет внимание проблемам дисграфии, но и формирует интерес, мотивацию к изучению иностранного языка.

Выводы:

Подобное внедрение логопедических приемов в урок иностранного (английского) языка имеет большое значение:

  1. У учащихся формируется мотивация к изучению иностранного языка.
  2. Выполняя подобные задания на уроке, мы меняем деятельность учащихся, активизируем все психические процессы, снимаем напряжение и стресс.
  3. Задания и упражнения направлены на создание благоприятной психологической атмосферы.
  4. Улучшается качество письма.
  5. Материал усваивается быстрее и лучше.

Выполнение подобных заданий и упражнений на уроке или дома помогут младшему школьнику справиться с трудностями в письме и чтении не только на иностранном языке, но и на родном.

17.02.2021 22:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!