СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди школьников. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие - зрительный аппарат ребенка испытывает постоянное перенапряжение. Всё это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья.

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся.

Цель современной коррекционной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут им востребованы в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроке или на занятиях – это технологии сохранения и стимулирования здоровья, они включают:

-дыхательную гимнастику- система упражнений на развитие речевого дыхания.Направлена на решение следующих задач:

-насыщение организма кислородом, улучшение обменныхпроцессов в организме;

- повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы

-развитие силы, плавности и длительности выхода;

-динамические паузы-использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности. Способствует снижению утомляемости у детей, активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики

развитие общей и мелкой моторики-основные задачи этих упражнений: повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка.

«Рука – вышедший наружу мозг», -писал Кант. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. И если развитие движений пальцев отстает, то и задерживается речевое развитие. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, подготавливает к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма. Введя в свою программу упражнения по моторике, мы будем не только формировать у детей навык грамотного письма и воспитанность, но и способствовать росту здоровых и уверенных в себе людей.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.

Коррекционно - развивающие технологии включают:

артикуляционную гимнастику- система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков.

-логоритмику-связывает воедино слово, музыку и движения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя.

- игротерапию-игра оказывает сильное влияние на развитие личности.Цель использование игровой терапии –не менять и не переделывать ребенка,не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

-песочную терапию- одна из форм естественной активности, общения с собой и окружающим миром, уникальный способ снятия внутреннего напряжения, развития воображения, мышления образами и развития творческого потенциала.

- психогимнастику-упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика.

При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, освещение класса, правильно подобранная мебель и т.п.

число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос, письмо, слушание, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание и т.д. Норма 4-7 видов за урок

средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма 7-10 минут.

Количество видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа. Норма не менее 3х.

умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;

позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

физкультминутки и физкультпаузы;

включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;

момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;

темп и особенности окончания урока; состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обуче­ния как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре­мени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Между уроками есть еще и перемены. Их назначение – обеспечить отдых и восстановить работоспособность школьников. От того как походят перемены зависит решение многих задач по сохранению здоровья детей. Организация подвижных игр способствует преодолению дефицита двигательной активности учащихся. Однако подвижные игры следует заканчивать за 2-3 минуты до звонка на урок.При правильной организации дети получают положительные эмоции, улучшающие реакции организма: двигательную, зрительную, слуховую

Из всего выше сказанного следует, что нужна реальная продуманная система мер по сохранению и укреплению здоровья. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации обучающихся, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Использование технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ способствует развитию психических процессов, формированию и развитию двигательных умений и навыков, развитию общей и мелкой моторики.

Литература:

А.И Попова Здоровьесохраняющая среда в школе

И.Ю.Кокаева Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках математики

А.В.Ашпетова, А.П.Дегтев Школьная перемена, комфортная для всех

Е.И.Гольман Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Категория: Прочее
11.03.2022 14:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!