СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым

Ж.-Ж. Руссо

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Из этого вытекает, целью здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Я, как учитель начальных классов, поставила перед собой задачу – создать здоровьесберегающую среду на все 4 года обучения детей на первой ступени. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что я обращаю внимание, - это составление расписания занятий. Учебные предметы распределяю по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяю по одному на каждый день недели. Среда, пятница обязательно планирую как облегченные дни.

Применяю здоровьесберегающие технологии и на уроках, и во внеурочное время. Каждый день перед уроками провожу утреннюю гимнастику, которая стимулирует детей к работе, задает положительный эмоциональный тон. Кроме того определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы.

В ходе работы по здоровьесбережению, мы, учителя начальной школы, часто применяем игровую технологию. Я часто использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии и др. В игровой форме можно провести словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье используются и на других уроках.

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров. После прочтения русской народной сказки «Колобок» дети легко приходят к заключению:

- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

Из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети делают выводы:

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. После еды прополощите рот.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся, поэтому я провожу физкультминутки. Физкультминутки – элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Так, например, при изучении темы: «Однокоренные слова» во время физкультминутки дети выполняют задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «гриб». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права, – наклон назад». Физкультурные минутки стараюсь провести в музыкальном сопровождении. Для этого использую популярные детские мелодии. Такая форма проведения физкульминуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях детей.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • Упражнения по формированию осанки;
  • Укреплению зрения;
  • Укрепление мышц рук;
  • Отдых позвоночника;
  • Упражнения для ног;
  • Релаксационные упражнения для мимики лица;
  • Потягивание;
  • Массаж области груди, лица, рук;
  • Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Наиболее трудными в начальной школе считаются предметы русский язык и литературное чтение. Поскольку ученикам приходится много писать и читать, они быстро утомляются. На данных уроках необходимо проводить гимнастику для глаз.

· Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза(повторить 5-6 раз)

· Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.

· Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и обратно.

· Зажмурить крепко глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд

К упражнениям по формированию осанки относятся общеразвивающие упражнения. 1)Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет. Каждое упражнение рассчитано на укрепление отдельной группы мышц. Например:

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

2) Необычные движения: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге и т.д.

3) Пальчиковая гимнастика: рисование различных предметов в воздухе, на парте, в тетради.

Если класс перевозбужденный (например, пришли с урока физкультуры) провожу упражнения «надувание воздушного шарика», «сдувание пушинки с ладони», при этом дети соревнуются, кто ее удержит дольше (упражнение на «выдохе»). Если класс вялый, «спящий», мы выполняем упражнение «понюхать что-то приятное» (например, розу, клубнику – упражнение на «вдох»).

Систематически в процессе обучения в 1 классе проходят динамические паузы, в ходе которых дети совершают прогулки и игры на свежем воздухе.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, повышает работоспособность.

Выработке внимательного отношения к своему здоровью посвящаю воспитательные мероприятия. Прежде всего, это классные часы: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, походы, прогулки. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными в нашей школе стали мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Уроки природы».

Один раз в неделю провожу кружок «Азбука здоровья». Тему подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Главная цель: всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируются положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Провожу декады по озеленению классных комнат, что делает классы уютными и комфортными. А у малыша, посадившего своими руками деревце или кустик и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура.

Здоровый образ жизни – это и правильное питание. Еще один важный аспект здоровья – это культура питания.

Питание в нашей школе четко сбалансировано, ежедневно ученики получают на обед салат из овощей (свекла, морковь, капуста,), первое или второе (картофель, капуста, крупы, мясо). Все овощи выращены летом своим трудом.

Проживая в сельской местности, мы имеем богатую возможность чаще бывать на природе, общаться с ней и получать от этого не только удовольствие, но и пользу своему здоровью.

Часто общешкольные мероприятия я провожу именно на природе – спортивные соревнования, сбор лекарственных трав, совместные походы, экскурсии.

Внедрение оздоровительных технологий в учебный процесс – это один из самых важных условий для сохранения здоровья обучающихся. Все это ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины.

15.03.2017 22:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!