СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым
Ж.-Ж. Руссо
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Из этого вытекает, целью здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Я, как учитель начальных классов, поставила перед собой задачу – создать здоровьесберегающую среду на все 4 года обучения детей на первой ступени. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что я обращаю внимание, - это составление расписания занятий. Учебные предметы распределяю по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяю по одному на каждый день недели. Среда, пятница обязательно планирую как облегченные дни.
Применяю здоровьесберегающие технологии и на уроках, и во внеурочное время. Каждый день перед уроками провожу утреннюю гимнастику, которая стимулирует детей к работе, задает положительный эмоциональный тон. Кроме того определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы.
В ходе работы по здоровьесбережению, мы, учителя начальной школы, часто применяем игровую технологию. Я часто использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии и др. В игровой форме можно провести словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье используются и на других уроках.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров. После прочтения русской народной сказки «Колобок» дети легко приходят к заключению:
- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
Из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети делают выводы:
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. После еды прополощите рот.
Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся, поэтому я провожу физкультминутки. Физкультминутки – элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Так, например, при изучении темы: «Однокоренные слова» во время физкультминутки дети выполняют задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «гриб». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права, – наклон назад». Физкультурные минутки стараюсь провести в музыкальном сопровождении. Для этого использую популярные детские мелодии. Такая форма проведения физкульминуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях детей.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
Наиболее трудными в начальной школе считаются предметы русский язык и литературное чтение. Поскольку ученикам приходится много писать и читать, они быстро утомляются. На данных уроках необходимо проводить гимнастику для глаз.
· Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза(повторить 5-6 раз)
· Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
· Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и обратно.
· Зажмурить крепко глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд
К упражнениям по формированию осанки относятся общеразвивающие упражнения. 1)Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет. Каждое упражнение рассчитано на укрепление отдельной группы мышц. Например:
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
2) Необычные движения: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге и т.д.
3) Пальчиковая гимнастика: рисование различных предметов в воздухе, на парте, в тетради.
Если класс перевозбужденный (например, пришли с урока физкультуры) провожу упражнения «надувание воздушного шарика», «сдувание пушинки с ладони», при этом дети соревнуются, кто ее удержит дольше (упражнение на «выдохе»). Если класс вялый, «спящий», мы выполняем упражнение «понюхать что-то приятное» (например, розу, клубнику – упражнение на «вдох»).
Систематически в процессе обучения в 1 классе проходят динамические паузы, в ходе которых дети совершают прогулки и игры на свежем воздухе.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, повышает работоспособность.
Выработке внимательного отношения к своему здоровью посвящаю воспитательные мероприятия. Прежде всего, это классные часы: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, походы, прогулки. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными в нашей школе стали мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Уроки природы».
Один раз в неделю провожу кружок «Азбука здоровья». Тему подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Главная цель: всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируются положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Провожу декады по озеленению классных комнат, что делает классы уютными и комфортными. А у малыша, посадившего своими руками деревце или кустик и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура.
Здоровый образ жизни – это и правильное питание. Еще один важный аспект здоровья – это культура питания.
Питание в нашей школе четко сбалансировано, ежедневно ученики получают на обед салат из овощей (свекла, морковь, капуста,), первое или второе (картофель, капуста, крупы, мясо). Все овощи выращены летом своим трудом.
Проживая в сельской местности, мы имеем богатую возможность чаще бывать на природе, общаться с ней и получать от этого не только удовольствие, но и пользу своему здоровью.
Часто общешкольные мероприятия я провожу именно на природе – спортивные соревнования, сбор лекарственных трав, совместные походы, экскурсии.
Внедрение оздоровительных технологий в учебный процесс – это один из самых важных условий для сохранения здоровья обучающихся. Все это ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины.
© 2017, Ерёменко Валентина Дмитриевна 452